Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:24, курсовая работа
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается речь внутренняя («думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в ДОУ
1.1 Общая характеристика развития и становление речи детей раннего возраста
Классификация и причины нарушения речи у детей
Профилактика нарушения речи в ДОУ
1.4 Общие принципы обследования речи детей раннего возраста
Глава 2. Экспериментальный анализ исследования речи детей раннего возраста и профилактика речевых нарушений
Организация экспериментального исследования
Методы обследования речи и профилактики речевых нарушений
Результаты экспериментального исследования
Заключение
Список использованной литературы
Итак, содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического блока и основание для выбора соответствующих педагогических технологий определяются неформальным и творческим отношением педагога к решению программных задач по развитию речи подопечных с учетом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития - с одной стороны, а с другой - пристальным вниманием к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.
В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов и понятий, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремиться чаще использовать их в речи. Его артикуляционные возможности еще несовершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому нормированное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку. Как правило, даже на первой стадии нормального развития детской речи она хорошо понятна только близким родственниками ребенка. Общение же с чужими людьми часто вызывает у него серьезные трудности.
Еще более затруднено общение посторонних с детьми, имеющими даже незначительные проблемы в развитии экспрессивной стороны речи. В этом случае создается определенный дисбаланс между познавательным и речевым развитием ребенка: стремясь сообщить взрослым какую-то информацию, он может так исказить произношение ряда слов, что общий смысл его сообщения станет доступен только при анализе самой ситуации общения. При этом малыш чутко реагирует на любые замечания в свой адрес, обижается и капризничает, когда его не понимают.
Ребенок в раннем возрасте еще не способен подчиняться директивным указаниям взрослого типа «Произнеси звук», «Назови картинку», «Расскажи стишок», да и не стоит стремиться к такому «общению» с ним.
Логопедическое обследование ребенка любого возраста должно проводиться только с использованием специального дидактического материала, разработанного с учетом возрастных особенностей развития высших психических функций, в том числе и речи.
При обследовании речи ребенка ему надо предлагать такие задания, которые помогут собрать необходимую информацию не только о развитии произносительной стороны его речи, но и составить адекватное представление о сформированности его словаря, стадии развития фразовой речи, особенностях усвоения основных ее частей и специфике использования некоторых грамматических форм.
Обязательно надо учитывать влияние на развитие детской речи инпута (обращенной к ребенку речи близкого взрослого), который сначала играет ведущую роль в формировании начального детского лексикона, а затем оказывает существенное влияние на последующее усвоение нормированного произношения, основных лексических закономерностей и грамматических правил родного языка. Необходимо выявлять и случаи раннего билингвизма, особенно – при обследовании ребенка, воспитывающегося в условиях межнационального брака или проживания мононациональной семье в другой стране или национальной автономии.
Логопедическое обследование ребенка раннего возраста надо проводить в светлое время суток, желательно спустя некоторое время после завтрака или полдника.
Длительность диагностического занятия сугубо индивидуальна, зависит от возраста ребенка и его психофизического состояния, личностных особенностей, поведения в ситуации обследования. Оптимальная длительность диагностического занятия с ребенком раннего возраста – 10-15 минут. Мы не рекомендуем превышать это время, даже если вам кажется, что ребенок очень заинтересовался выполнением задания и не испытывает усталости после предъявления целой серии картинок. Помните, что вы имеете дело с бурно развивающимся хрупким человеческим индивидуумом, любая перегрузка нервной системы ребенка может привести к отставленным по времени нежелательным последствиям для его организма! Надо оптимизировать имеющийся в вашем распоряжении короткий промежуток времени, чтобы успеть узнать о развитии речи ребенка как можно больше. При назывании картинок во время проверки звукопроизношения надо учитывать:
- состояние словарного запаса;
- наличие перестановок слогов или отдельных звуков, усечений окончаний слов;
- характер трудностей формирования слоговой структуры многосложных слов (7).
В связи с тем что в настоящее время значительно возросло количество детей раннего возраста, родители которых обращаются за консультацией по поводу развития их речи, появилась необходимость в создании специальных дидактических пособий для проведения такого обследования. Каковы требования к дидактическому материалу? Перечислим ряд требований более подробно.
Использование в ходе логопедической работы доступных ребенку приемов рассматривания, анализа и раскрашивания изображения способствующих формированию у него зрительно-предметного восприятия, внимания, навыков мелкой моторики, создает положительный эмоциональный фон для организации взаимодействия между взрослым (логопедом, родителем) и ребенком.
Сравнение выполненных разными детьми «раскрасок» дает возможность организовать их непринужденное обсуждение, создать таким образом условия для непроизвольного произнесения ряда звуков.
4. Предлагаемые дидактические
Список литературы
1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М., 1991.
2. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарьер. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании // Вопросы психологии. N 3, 1993. - с.88-94.
4. Бессонова Т.П. Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей – М.: АРКТИ, 1998.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1982.
6. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.- М., 1987
9.Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М., 1994.
10. Динкин Н.И. Механизмы речи.-М., 1958.
11. Зимняя И.А. Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.
12. Левина. Р.Е. Заикание у детей // В кн: Преодоление заикания у детей. Под ред. Левиной Р.Е.- М., 1975. - с. 3-22.
13. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.. 1969.
14. Лисина. М.И. Проблема онтогенеза общения.- М. 1986.
15. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 2008. – 703 с.: ил. – (Коррекционная педагогика)
16. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции детей. - М., 1978.
17. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (Ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Владос, 1997.
18. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Под ред. Чиркиной - М.: АРКТИ, 2003.
19. Нарушение речи у дошкольников. //Под. ред.Р.А. Белова-Давыдова,- М., 1997.
20. Настольная книга педагога-дефектолога/Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Киселенко, И.А. Могилева, И.Г. Соловьева, Т.В. Титкова. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 576 с. – (Сердце отдаю детям)
21. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М.. 1995.
22. Правдина О.В. Логопедия - М., 1973.
23.Расстройство речи у детей. - М., 1969.
24. Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста.- М., 1963.
25. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
26. Справочник логопеда./М.А. Поваляева. – Изд. 5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 445с.
27. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособ. для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2004. – 288с.
28. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. - К., 1992.
29. Чистович Л.А., Венцов А.В., Грансгрем М.Н. Физиология речи. Восприятие речи человеком. - Л. ,1976.
30. Щелованов Н.М. Предисловие// Ш. Бюлер, Г. Гетцер. Диагностика нервно- психического развития детей раннего возраста. - М.,1935,с.15-16.
31. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте// Под ред. Д. И. Фельдштейна - М., - В., 1995.