Логопедическая работа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается речь внутренняя («думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в ДОУ
1.1 Общая характеристика развития и становление речи детей раннего возраста
Классификация и причины нарушения речи у детей
Профилактика нарушения речи в ДОУ
1.4 Общие принципы обследования речи детей раннего возраста
Глава 2. Экспериментальный анализ исследования речи детей раннего возраста и профилактика речевых нарушений
Организация экспериментального исследования
Методы обследования речи и профилактики речевых нарушений
Результаты экспериментального исследования
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Диплом.docx

— 86.54 Кб (Скачать документ)

 
       2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии. 
       По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба), а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.  
Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.  
        3. Неблагоприятные роды и их последствия.  
        Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины их могут быть разными: узкий таз матери, наложение щипцов на голову малышу (это делают, чтобы помочь ему появиться на свет).

  • Асфиксия - недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные повреждения головного мозга.
  • Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий, например искусственная вентиляция легких более 5 дней.
  • Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).

       4. Заболевания, перенесенные ребенком впервые годы жизни  
Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.  
Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить.

 Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.  
Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.  
Прием ототоксических антибиотиков приводит к снижению слуха.  
Малышу, который растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях, не хватает эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с мамой. Часто таких детей называют "трудными". В сороковых годах прошлого века появился термин синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где жили дети, родители которых погибли во время войны. Несмотря на хорошие бытовые условия, среди прочих проблем у детей отмечалась задержка речевого развития. Дело в том, что обслуживающий персонал не мог уделять каждому ребенку столько же внимания, сколько родная мама. А для того чтобы научиться говорить, малышу необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность задавать вопросы и получать на них ответы.  
Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность), могут начать говорить позже своих сверстников.  
Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).  
К биологическим факторам риска речевых нарушений генетического характера относится, в частности, нарушение формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшества).

 Одной из профилактических рекомендаций будет ни в коем случае не переучивать насильно на правую руку. В некоторых случаях можно предупредить развитие леворукости, если ребенку с раннего возраста стараться давать предметы только в правую руку, осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую (ложку во время еды и т.п.), в игре использовать преимущественно правую руку, давать ощупывать или угадывать предмет именно правой рукой и т.д.

          К биологическим факторам риска речевых нарушений относится также и семейная отягощенность патологией речи. Родителям, страдающим ею, необходимо консультироваться у логопеда о правилах их речевого общения с ребёнком.

Социально-психологические факторы риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей, в особенности вопросы психической депривации детей. Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную депривации. Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.

Отделение от матери в раннем возрасте иногда влечет за собой тяжелые нарушения деятельности мозга и является  в дальнейшем одной из главных причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения, которые в свою очередь, могут осложниться речевыми расстройствами.

После 2,5 лет и старше приобретают значение такого рода воздействия, как наказание дома и особенно в детском учреждении, нежелание посещать ясли или группу, испуг при встрече с малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных персонажей и пр.

Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:

  • характериологические и поведенческие особенности родителей

(тревожность, мнительность, инфантильность, импульсивность, эмоциональная холодность);

  • неполная семья;
  • конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре

семьи (смерть, болезнь близких, развод и т.д.)

  • резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания;
  • неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, гипоопека);
  • несогласованность в воспитательных позициях родителей.

По мере роста и развития ребенка круг психотравмирующих ситуаций может значительно расширяться за счет возрастающего значения влияний внешней среды. Это конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми, чрезмерные наказания, запугивания, переживание ситуации испуга (внезапное появление устрашающего животного, просмотр «страшного» фильма, «страшная» сказка и пр.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в раннем возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных  нарушений речи: недоразвитие фонематического  слуха, задержанное формирование навыков  звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря  ребенка, нарушение грамматического  строя родной речи. Любое нарушение  речи в той или иной степени  может отразиться на деятельности и  поведении ребенка в целом. Поэтому  так важно заботиться о своевременном  развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Учет закономерностей действия факторов риска позволяет целенаправленно проводить профилактическую коррекционно-педагогическую работу.

 

    1.  Профилактика нарушения речи в ДОУ

 

Статистика показывает, что  в настоящее время наблюдается  увеличение количества детей с дефектами  речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений  у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений.

Профилактическая работа в ДОУ необходима дошкольникам для  естественного и своевременного развития речи. Основная цель этой работы - создание педагогами такой предметной среды, которая способствовала бы максимально  полному раскрытию потенциальных  речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Организация  предметно-развивающей среды, а также  повышенное внимание к детям с  высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя  в рамках профилактического направления. Учитель-логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.

Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при  организации игр, занятий, оздоровительных  мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок  по отношению к отдельным детям  и группе в целом становятся основой  взаимодействия.

Логопедическая работа в  детском дошкольном учреждении включает в себя несколько направлений, в  числе которых профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция  и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Но зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Но не стоит забывать, что профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей является одним из важнейших направлений работы.

Основной целью организации  работы ДОУ должно стать создание такой воспитательной среды, которая  способствовала бы максимально полному  раскрытию потенциальных речевых  возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии. Для ее достижения должен быть решен ряд взаимосвязанных  задач. Первая из них - диагностическая - состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей, в раннем распознавании и выявлении неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и их правильной квалификации. Вторая задача - профилактическая - в самом общем виде может быть охарактеризована как педагогическая помощь воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии. Третья, коррекционная, задача состоит в своевременном полном или частичном устранении (сглаживании) имеющихся у детей нарушений речи.

Профилактическая деятельность педагога ДОУ заключается в помощи, методическом содействии дошкольникам в естественном и своевременном  развитии речи и обеспечении его  полноценности. Понятие «полноценность»  является ключевым для профилактического  блока и во многом определяет его  наполнение. Педагог обязан помнить  о том, что дошкольный возраст - период наиболее интенсивного овладения детьми не только правильным звукопроизношением, определенными лексико-грамматическими  средствами языка, но и речью как  социально значимой и постоянно  востребованной деятельностью. Поэтому профилактику в широком смысле следует рассматривать как совокупность необходимых и достаточных действий, ориентированных на стимуляцию развития и совершенствование речевой деятельности воспитанников ДОУ в единстве ее мотивационно-потребностной и операциональной составляющих.

Современные психолого-педагогические исследования и практика дошкольного  воспитания убедительно доказывают, что в основе развития и становления  речи ребенка лежит развитие и  становление всей его личности. Поэтому  пути, прямо обращенные к нему и  направленные непосредственно на развитие речи (рассказывание, чтение, объяснение картинок, беседы и др.) недостаточны. Огромное значение имеют и все  те косвенные, опосредованные способы, которые ведут к укреплению сил  ребенка, к поднятию всего жизненного тонуса, к наполнению его жизни  ярким, разнообразным содержанием, создающим непреодолимую потребность  в речи. Выработка такой потребности  и условий для ее удовлетворения являются одним из ключевых аспектов профилактической деятельности педагога дошкольного учреждения.

С этой целью в первую очередь  должна быть организована доступная  по форме и средствам совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками. Чем она разнообразнее и сложнее, тем нужнее речь и тем более высоким структурно-функциональным требованиям она должна удовлетворять. Правильная организация такой деятельности предполагает высокий уровень профессионального мастерства и творческих способностей педагога, но именно она служит наиболее мощным средством стимуляции как мотивации детской речи, так и обогащения ее средств и форм.

Кроме того, полноценности речевого развития содействует окружающая среда. Важным ее компонентом и одновременно средством профилактики недостатков  речи у дошкольников является правильная речь взрослых. Актуальными остаются разработанные педагогом Е.И. Тихеевой методические требования:

  • речь должна быть абсолютно правильна, литературна;
  • по форме и по тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;
  • структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи;
  • содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;
  • речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.

Требования к культуре речевой  среды особенно ужесточаются, а ответственность  педагога повышается в тех случаях, когда приходится работать с детьми воспитывающимися в социально неблагополучных семьях, в обедненной речевой среде или в условиях двуязычия. И если на причины болезнетворного, патофизиологического или анатомического характера, предрасполагающие к появлению речевых отклонений, педагогу влиять гораздо труднее (хотя в определенной степени возможно), то факторы общей и речевой среды всегда могут быть изменены им. 
Профилактическая работа в более узком смысле может быть определена как предупреждение с помощью педагогических приемов и средств недостатков речи у дошкольников и проведение мероприятий психогигиенической направленности. Детская речь, как известно, в период интенсивного становления чрезвычайно ранима, чувствительна к негативным внешним воздействиям. Поэтому профилактическая деятельность воспитателя обязательно должна включать в себя:

  • охрану нервно-психического и физического здоровья воспитанников;
  • обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, психологической комфортности воспитывающей среды и предупреждение травмирующих ребенка внешних воздействий;
  • раннее выявление факторов риска в развитии речи, отклонений от нормы в состоянии здоровья, врожденных и приобретенных заболеваний, которые сказываются на развитии речи;
  • пропедевтику возможных трудностей детей на этапе школьного старта, связанных с речевой готовностью.

Информация о работе Логопедическая работа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста в ДОУ