Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:24, курсовая работа
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается речь внутренняя («думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в ДОУ
1.1 Общая характеристика развития и становление речи детей раннего возраста
Классификация и причины нарушения речи у детей
Профилактика нарушения речи в ДОУ
1.4 Общие принципы обследования речи детей раннего возраста
Глава 2. Экспериментальный анализ исследования речи детей раннего возраста и профилактика речевых нарушений
Организация экспериментального исследования
Методы обследования речи и профилактики речевых нарушений
Результаты экспериментального исследования
Заключение
Список использованной литературы
2. Наследственная
предрасположенность, генетические аномалии.
По наследству могут
передаваться особенности строения речевого
аппарата, например, неправильная посадка
и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность
к дефектам строения твердого и мягкого
нёба (расщелины нёба), а также особенности
развития речевых зон головного мозга
и даже заикание.
Если один из родителей поздно начал говорить,
подобные проблемы могут возникнуть и
у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда
передаются по наследству, но исключать
такую возможность нельзя.
3. Неблагоприятные
роды и их последствия.
Родовые травмы,
вызывающие внутричерепное кровоизлияние,
могут повредить речевые зоны головного
мозга. Причины их могут быть разными:
узкий таз матери, наложение щипцов на
голову малышу (это делают, чтобы помочь
ему появиться на свет).
4. Заболевания,
перенесенные ребенком впервые годы жизни
Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции
(менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать
снижение или потерю слуха.
Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых
случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям,
в результате речь ребенка ухудшается,
он может даже перестать говорить.
Травмы лицевого скелета
(повреждения нёба, выпадение зубов) мешают
ребенку научиться правильно произносить
звуки и слова.
Длительные простудные заболевания, воспалительные
заболевания среднего и внутреннего уха,
приводящие к временному или постоянному
снижению слуха, нарушают речевое развитие
ребенка.
Прием ототоксических антибиотиков приводит
к снижению слуха.
Малышу, который растет в неблагоприятных
социально-бытовых условиях, не хватает
эмоционального и речевого общения с близкими,
особенно с мамой. Часто таких детей называют
"трудными". В сороковых годах прошлого
века появился термин синдром госпитализма.
Это понятие возникло в домах ребенка,
где жили дети, родители которых погибли
во время войны. Несмотря на хорошие бытовые
условия, среди прочих проблем у детей
отмечалась задержка речевого развития.
Дело в том, что обслуживающий персонал
не мог уделять каждому ребенку столько
же внимания, сколько родная мама. А для
того чтобы научиться говорить, малышу
необходимо слышать речь окружающих, иметь
возможность задавать вопросы и получать
на них ответы.
Дети, которые часто и долго болеют (соматическая
ослабленность), могут начать говорить
позже своих сверстников.
Сильный испуг или стресс, психические
заболевания могут вызвать заикание, задержку
речевого развития, мутизм (ребенок перестает
разговаривать с окружающими из-за психической
травмы).
К биологическим
факторам риска речевых нарушений генетического
характера относится, в частности, нарушение
формирования психомоторного профиля
(леворукость и различные варианты неполного
правшества).
Одной из профилактических рекомендаций будет ни в коем случае не переучивать насильно на правую руку. В некоторых случаях можно предупредить развитие леворукости, если ребенку с раннего возраста стараться давать предметы только в правую руку, осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую (ложку во время еды и т.п.), в игре использовать преимущественно правую руку, давать ощупывать или угадывать предмет именно правой рукой и т.д.
К биологическим факторам риска речевых нарушений относится также и семейная отягощенность патологией речи. Родителям, страдающим ею, необходимо консультироваться у логопеда о правилах их речевого общения с ребёнком.
Социально-психологические факторы риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей, в особенности вопросы психической депривации детей. Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную депривации. Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.
Отделение от матери в раннем возрасте иногда влечет за собой тяжелые нарушения деятельности мозга и является в дальнейшем одной из главных причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения, которые в свою очередь, могут осложниться речевыми расстройствами.
После 2,5 лет и старше приобретают значение такого рода воздействия, как наказание дома и особенно в детском учреждении, нежелание посещать ясли или группу, испуг при встрече с малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных персонажей и пр.
Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:
(тревожность, мнительность, инфантильность, импульсивность, эмоциональная холодность);
семьи (смерть, болезнь близких, развод и т.д.)
По мере роста и развития ребенка круг психотравмирующих ситуаций может значительно расширяться за счет возрастающего значения влияний внешней среды. Это конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми, чрезмерные наказания, запугивания, переживание ситуации испуга (внезапное появление устрашающего животного, просмотр «страшного» фильма, «страшная» сказка и пр.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в раннем возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Учет закономерностей действия факторов риска позволяет целенаправленно проводить профилактическую коррекционно-педагогическую работу.
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений.
Профилактическая работа
в ДОУ необходима дошкольникам для
естественного и своевременного
развития речи. Основная цель этой работы
- создание педагогами такой предметной
среды, которая способствовала бы максимально
полному раскрытию
Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия.
Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении включает в себя несколько направлений, в числе которых профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Но зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Но не стоит забывать, что профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей является одним из важнейших направлений работы.
Основной целью организации
работы ДОУ должно стать создание
такой воспитательной среды, которая
способствовала бы максимально полному
раскрытию потенциальных
Профилактическая деятельность
педагога ДОУ заключается в помощи,
методическом содействии дошкольникам
в естественном и своевременном
развитии речи и обеспечении его
полноценности. Понятие «полноценность»
является ключевым для профилактического
блока и во многом определяет его
наполнение. Педагог обязан помнить
о том, что дошкольный возраст - период
наиболее интенсивного овладения детьми
не только правильным звукопроизношением,
определенными лексико-
Современные психолого-педагогические
исследования и практика дошкольного
воспитания убедительно доказывают,
что в основе развития и становления
речи ребенка лежит развитие и
становление всей его личности. Поэтому
пути, прямо обращенные к нему и
направленные непосредственно на развитие
речи (рассказывание, чтение, объяснение
картинок, беседы и др.) недостаточны.
Огромное значение имеют и все
те косвенные, опосредованные способы,
которые ведут к укреплению сил
ребенка, к поднятию всего жизненного
тонуса, к наполнению его жизни
ярким, разнообразным содержанием,
создающим непреодолимую
С этой целью в первую очередь должна быть организована доступная по форме и средствам совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками. Чем она разнообразнее и сложнее, тем нужнее речь и тем более высоким структурно-функциональным требованиям она должна удовлетворять. Правильная организация такой деятельности предполагает высокий уровень профессионального мастерства и творческих способностей педагога, но именно она служит наиболее мощным средством стимуляции как мотивации детской речи, так и обогащения ее средств и форм.
Кроме того, полноценности речевого развития содействует окружающая среда. Важным ее компонентом и одновременно средством профилактики недостатков речи у дошкольников является правильная речь взрослых. Актуальными остаются разработанные педагогом Е.И. Тихеевой методические требования:
Требования к культуре речевой
среды особенно ужесточаются, а ответственность
педагога повышается в тех случаях,
когда приходится работать с детьми
воспитывающимися в социально неблагополучных
семьях, в обедненной речевой среде или
в условиях двуязычия. И если на причины
болезнетворного, патофизиологического
или анатомического характера, предрасполагающие
к появлению речевых отклонений, педагогу
влиять гораздо труднее (хотя в определенной
степени возможно), то факторы общей и
речевой среды всегда могут быть изменены
им.
Профилактическая работа в более узком
смысле может быть определена как предупреждение
с помощью педагогических приемов и средств
недостатков речи у дошкольников и проведение
мероприятий психогигиенической направленности.
Детская речь, как известно, в период интенсивного
становления чрезвычайно ранима, чувствительна
к негативным внешним воздействиям. Поэтому
профилактическая деятельность воспитателя
обязательно должна включать в себя: