Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:52, реферат
Для преодоления каждого речевого расстройства применяются свои методы, соответствующие особенностям происхождения и проявления этих нарушений. Но вместе с тем все применяемые в логопедии методы построены на основе нескольких основополагающих принципов, соблюдение которых необходимо в процессе преодоления любого нарушения речи.
1. Системная логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения
2. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Список литературы
Логопедия: нарушения звукопроизношения
Содержание
1. Системная
логопедическая работа по
2. Особенности
логопедической работы по
Список литературы
1. Системная логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения
Для преодоления каждого речевого расстройства применяются свои методы, соответствующие особенностям происхождения и проявления этих нарушений. Но вместе с тем все применяемые в логопедии методы построены на основе нескольких основополагающих принципов, соблюдение которых необходимо в процессе преодоления любого нарушения речи.
1. Комплексность
воздействия на ребенка со
сложными нарушениями речи. Нередко
родители, обратившиеся за
Все более
или менее серьезные нарушения
речи в подавляющем большинстве
случаев было бы неправильно рассматривать
только как чисто речевые
В каждом конкретном случае необходимо выяснить, не пострадали ли у ребенка и другие психические функции (память, внимание, мыслительные способности, эмоционально-волевая сфера и пр.), поскольку их нарушение затрудняет работу над речью или даже делает ее невозможной. К тому же эти функции могут страдать и вторично, вследствие уже имеющегося нарушения речи, которое нередко накладывает негативный отпечаток на все поведение ребенка и задерживает его умственное развитие. Поэтому было бы неправильно проявлять заботу только о речи ребенка, оставив без внимания все остальные симптомы: их наличие будет препятствовать и восстановлению речи2.
2. Воздействие
на все стороны речи. В логопедической
практике нередки случаи, когда
родители обращаются к
3. Опора на
сохранные звенья. В случаях повреждения
речевого аппарата ребенка
4. Учет закономерностей
онтогенеза, то есть нормального
хода речевого развития. Весь
ход речевого развития ребенка
подчинен вполне определенным
общим закономерностям,
В случаях полного отсутствия речи у детей или выраженных задержек и отклонений в ее развитии мы имеем дело с нарушением закономерностей нормального онтогенеза, поскольку те или иные элементы речи не появляются у ребенка в положенный срок или появляются в искаженном виде. Основная задача логопедической работы с такими детьми заключается в том, чтобы в максимально возможной степени приблизить ход речевого развития ребенка, страдающего нарушением речи, к ходу ее становления в нормальном онтогенезе.
5. Учет ведущей
деятельности. Наибольшую потребность
в речевом общении с
6. Учет индивидуальных
особенностей ребенка. Каждый
ребенок глубоко индивидуален, ребенок
же с любыми (в том числе
и речевыми) отклонениями в развитии
индивидуален вдвойне. В нашей
повседневной жизни мы
Логопеды
умеют, уловив индивидуальные особенности
ребенка, почти с первой встречи
установить с ним доверительные
отношения, вовлечь его в интересные
игры, подбодрить, успокоить, внушить
уверенность в обретении
Родители
должны будут еще раз внимательно
присмотреться к своему малышу, обратить
внимание на его самые любимые
игры, занятия, игрушки, постараться
почувствовать его настроение в
тот или иной конкретный отрезок
времени и с учетом всего этого
ненавязчиво упражнять его в
правильной речи, используя для этого
рекомендованные логопедом
7. Воздействие на микросоциальное окружение. Исключительную важность соблюдения этого принципа для успешного преодоления речевых расстройств трудно переоценить. Неправильный подход к ребенку со стороны родителей или других находящихся в постоянном контакте с ним людей нередко приводит к появлению у него нарушений речи. Вполне понятно, что если в условиях уже начавшейся логопедической работы этот неправильный подход не будет изменен, то это не может не сказаться отрицательно на ее результатах. По этой причине логопед обычно устанавливает тесный контакт с родителями и педагогами школьных и дошкольных учреждений и ведет с ними необходимую разъяснительную работу. При правильном с их стороны подходе к ребенку и помощи ему в деле усвоения еще недостаточно прочных навыков полноценной речи значительно сокращаются сроки логопедической работы и повышается ее общая эффективность.
В своей повседневной жизни мы часто встречаемся с тем, что не только дети, но и некоторые взрослые произносят отдельные звуки речи необычно, «не так, как все». При этом в одних случаях такое своеобразие в произношении звуков выражено резко и буквально «режет ухо», в других оно менее заметно, но все же обращает на себя внимание.
Под дефектами
звукопроизношения следует
Внешне дефекты
звукопроизношения могут
Полное отсутствие в речи того или иного звука. В этих случаях звук просто пропускается, не произносится.
Замена одного звука речи другим.
Искаженное произношение звука.
Нарушения звукопроизношения у детей могут выступать либо как самостоятельный дефект речи, либо как один из симптомов какого-то более сложного речевого расстройства. О дефектах звукопроизношения как самостоятельном нарушении речи принято говорить в тех случаях, когда они являются единственным отклонением от нормы в речи ребенка. Если же они проявляются на фоне недостаточного для его возраста словарного запаса и аграмматично построенной или даже вообще не сформированной фразовой речи, то они представляют собой лишь один из симптомов более сложного речевого расстройства. В этом последнем случае в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться коррекцией одного только звукопроизношения5.
В зависимости
от причин, вызвавших нарушение
К дислалии относятся такие нарушения в произношении звуков, которые не связаны с органическим поражением центральных отделов речевых анализаторов.
К дизартрии принято относить такие расстройства звукопроизношения, которые вызываются нарушением иннервации речевых мышц, что приводит к их параличам и парезам. Чаще всего это бывает обусловлено органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора. В выраженных случаях дизартрии, помимо нарушений звукопроизношения, обычно наблюдаются также расстройства речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи, что в целом нередко приводит к полной невнятности речи ребенка.