Логопедия: нарушения звукопроизношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:52, реферат

Описание

Для преодоления каждого речевого расстройства применяются свои методы, соответствующие особенностям происхождения и проявления этих нарушений. Но вместе с тем все применяемые в логопедии методы построены на основе нескольких основополагающих принципов, соблюдение которых необходимо в процессе преодоления любого нарушения речи.

Содержание

1. Системная логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения
2. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 35.77 Кб (Скачать документ)

Логопедия: нарушения звукопроизношения

Содержание

 

1. Системная  логопедическая работа по преодолению  нарушений звукопроизношения

2. Особенности  логопедической работы по преодолению  нарушений звукопроизношения у  детей старшего дошкольного возраста  с ОНР III уровня

Список литературы

 

1. Системная логопедическая  работа по преодолению  нарушений звукопроизношения

 

Для преодоления  каждого речевого расстройства применяются  свои методы, соответствующие особенностям происхождения и проявления этих нарушений. Но вместе с тем все  применяемые в логопедии методы построены на основе нескольких основополагающих принципов, соблюдение которых необходимо в процессе преодоления любого нарушения  речи.

1. Комплексность  воздействия на ребенка со  сложными нарушениями речи. Нередко  родители, обратившиеся за логопедической  помощью по поводу имеющегося  у ребенка речевого расстройства, категорически отказываются посетить  рекомендуемых им логопедом других  специалистов (детского психиатра,  невропатолога, психолога и пр.). Мотивируется этот отказ примерно  так: «Зачем мне идти к невропатологу  (психиатру, психологу), если у  ребенка нарушена только речь?»  Чтобы у родителей не возникало  подобных вопросов и сомнений, необходимо рассказать о принятом  в логопедии общем подходе  к преодолению речевых расстройств.

Все более  или менее серьезные нарушения  речи в подавляющем большинстве  случаев было бы неправильно рассматривать  только как чисто речевые расстройства. Это объясняется тем, что большинство  из них связано с органическим или функциональным повреждением речевого аппарата. Но ведь если в основе речевого расстройства лежит, например, повреждение  «речевых» отделов коры головного  мозга, то может ли дело ограничиваться одной только речью? Наш мозг работает как единое целое и поэтому, согласно образному выражению И. П. Павлова, «даже при повреждении сравнительно небольших его участков имеется  как бы дымка на все полушария»1. А это означает, что и в рассматриваемой  нами связи приходится смотреть на вещи более широко и не замыкаться на одних только речевых расстройствах.

В каждом конкретном случае необходимо выяснить, не пострадали ли у ребенка и другие психические  функции (память, внимание, мыслительные способности, эмоционально-волевая  сфера и пр.), поскольку их нарушение  затрудняет работу над речью или  даже делает ее невозможной. К тому же эти функции могут страдать и вторично, вследствие уже имеющегося нарушения речи, которое нередко  накладывает негативный отпечаток  на все поведение ребенка и  задерживает его умственное развитие. Поэтому было бы неправильно проявлять  заботу только о речи ребенка, оставив  без внимания все остальные симптомы: их наличие будет препятствовать и восстановлению речи2.

2. Воздействие  на все стороны речи. В логопедической  практике нередки случаи, когда  родители обращаются к логопеду  по поводу неправильного произношения  их ребенком одного или нескольких  звуков речи, считая во всех  остальных отношениях речь ребенка  «нормальной». Однако в процессе  его обследования часто обнаруживается  и общее недоразвитие речи, выражающееся  не только в замеченных родителями  дефектах звукопроизношения, но  и в нарушении звуко-слоговой структуры слов (пропуски и перестановки звуков и слогов в словах), в бедности словарного запаса и недостаточной сформированности грамматических систем. Последнее проявляется в том, что ребенок неправильно согласует слова между собой, искажая их окончания. В подобных случаях в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться только коррекцией неправильного звукопроизношения, а необходимо воздействовать на все стороны речи. Соблюдение этого принципа особенно важно потому, что в последние годы, к сожалению, логопедам все реже и реже приходится иметь дело с изолированным нарушением звукопроизношения у детей, значительно чаще дефекты в произношении звуков проявляются на фоне общего речевого недоразвития.

3. Опора на  сохранные звенья. В случаях повреждения  речевого аппарата ребенка наиболее  пострадавшим чаще всего оказывается  какое-то одно звено (артикуляторные  движения, зрительное или слуховое  восприятие и пр.). В процессе  работы над преодолением любого (в том числе и речевого) расстройства  специалисты сначала всегда опираются  на то, что осталось более сохранным,  и лишь потом постепенно подключают  к активной деятельности нарушенную  функцию. Этим же самым принципом  чисто интуитивно обычно руководствуется  и сам человек: плохо слышащие  люди внимательно присматриваются  к артикуляции говорящего, слепые  прислушиваются к окружающим  звукам, ощупывают предметы и  пр., то есть всемерно стараются  за счет более полноценных  функций скомпенсировать недостающую3.

4. Учет закономерностей  онтогенеза, то есть нормального  хода речевого развития. Весь  ход речевого развития ребенка  подчинен вполне определенным  общим закономерностям, которые  отчетливо прослеживаются в каждом  конкретном случае. Так, в процессе  овладения звукопроизношением любой  ребенок сначала усваивает более  простые для произношения звуки,  тогда как сложные до определенного  возраста он или полностью  опускает, или заменяет менее  сложными. При накоплении словарного  запаса в первую очередь усваиваются  имена существительные и глаголы  как наиболее «наглядные» части  речи, обладающие достаточно конкретным  значением. Значительно позднее  усваиваются имена прилагательные, наречия, числительные, не говоря  уже о причастиях и деепричастиях.  Свои закономерности имеются  и в отношении овладения грамматическими  языковыми нормами.

В случаях  полного отсутствия речи у детей  или выраженных задержек и отклонений в ее развитии мы имеем дело с  нарушением закономерностей нормального  онтогенеза, поскольку те или иные элементы речи не появляются у ребенка  в положенный срок или появляются в искаженном виде. Основная задача логопедической работы с такими детьми заключается в том, чтобы в  максимально возможной степени  приблизить ход речевого развития ребенка, страдающего нарушением речи, к ходу ее становления в нормальном онтогенезе.

5. Учет ведущей  деятельности. Наибольшую потребность  в речевом общении с окружающими  человек испытывает тогда, когда  ему необходимо посоветоваться  с ними по поводу какого-то  конкретного дела, чаще всего  связанного с его основными  занятиями, профессиональной или  какой-то иной деятельностью.  Для ребенка дошкольного возраста  основным занятием, поглощающим  почти все его время, является  игра. Именно в процессе игры  у него возникает множество  неотложных вопросов, без выяснения  которых дальнейшее ее продолжение  нередко оказывается невозможным.  А это значит, что наибольшую  потребность в речи ребенок  испытывает во время игры. Учитывая  это очень важное обстоятельство, всю работу по преодолению  нарушений речи у дошкольников  проводят в процессе игр. Логопед  (а в дальнейшем и родители) включается в игру и незаметно  для ребенка постепенно помогает  ему преодолеть имеющиеся у  него речевые нарушения. В детских  учреждениях такие игры организуются  и с целыми группами детей,  страдающих однотипными нарушениями  речи4.

6. Учет индивидуальных  особенностей ребенка. Каждый  ребенок глубоко индивидуален, ребенок  же с любыми (в том числе  и речевыми) отклонениями в развитии  индивидуален вдвойне. В нашей  повседневной жизни мы привыкли  в силу необходимости «приспосабливать»  ребенка к своему собственному  распорядку, не особенно считаясь  с его нуждами и запросами.  Придется сделать все возможное  (а иногда и почти невозможное)  для того, чтобы на определенный  отрезок времени обеспечить ребенку  благоприятные для коррекционной  работы и домашние условия.  В противном случае трудно  будет рассчитывать на успех.

Логопеды  умеют, уловив индивидуальные особенности  ребенка, почти с первой встречи  установить с ним доверительные  отношения, вовлечь его в интересные игры, подбодрить, успокоить, внушить  уверенность в обретении нормальной речи и пр. Подобными умениями под  руководством логопеда должны будут  овладеть и родители, которым надлежит дома продолжать ту же самую линию  поведения по отношению к ребенку, а не идти с нею вразрез.

Родители  должны будут еще раз внимательно  присмотреться к своему малышу, обратить внимание на его самые любимые  игры, занятия, игрушки, постараться  почувствовать его настроение в  тот или иной конкретный отрезок  времени и с учетом всего этого  ненавязчиво упражнять его в  правильной речи, используя для этого  рекомендованные логопедом приемы. Только при соблюдении правильного  индивидуального подхода к ребенку  и достигаются наилучшие и  наиболее быстрые результаты логопедической работы.

7. Воздействие  на микросоциальное окружение. Исключительную важность соблюдения этого принципа для успешного преодоления речевых расстройств трудно переоценить. Неправильный подход к ребенку со стороны родителей или других находящихся в постоянном контакте с ним людей нередко приводит к появлению у него нарушений речи. Вполне понятно, что если в условиях уже начавшейся логопедической работы этот неправильный подход не будет изменен, то это не может не сказаться отрицательно на ее результатах. По этой причине логопед обычно устанавливает тесный контакт с родителями и педагогами школьных и дошкольных учреждений и ведет с ними необходимую разъяснительную работу. При правильном с их стороны подходе к ребенку и помощи ему в деле усвоения еще недостаточно прочных навыков полноценной речи значительно сокращаются сроки логопедической работы и повышается ее общая эффективность.

В своей повседневной жизни мы часто встречаемся с  тем, что не только дети, но и некоторые  взрослые произносят отдельные звуки  речи необычно, «не так, как все». При этом в одних случаях такое  своеобразие в произношении звуков выражено резко и буквально «режет ухо», в других оно менее заметно, но все же обращает на себя внимание.

Под дефектами  звукопроизношения следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков речи, вызванные специфическими причинами  и требующие для своего преодоления  специальной логопедической помощи.

Внешне дефекты  звукопроизношения могут выражаться в одном из таких вариантов:

Полное отсутствие в речи того или иного звука. В  этих случаях звук просто пропускается, не произносится.

Замена одного звука речи другим.

Искаженное  произношение звука.

Нарушения звукопроизношения  у детей могут выступать либо как самостоятельный дефект речи, либо как один из симптомов какого-то более сложного речевого расстройства. О дефектах звукопроизношения как  самостоятельном нарушении речи принято говорить в тех случаях, когда они являются единственным отклонением от нормы в речи ребенка. Если же они проявляются на фоне недостаточного для его возраста словарного запаса и аграмматично построенной или даже вообще не сформированной фразовой речи, то они представляют собой лишь один из симптомов более сложного речевого расстройства. В этом последнем случае в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться коррекцией одного только звукопроизношения5.

В зависимости  от причин, вызвавших нарушение звукопроизношения, все его разновидности, прежде всего, подразделяются на две большие группы — на дислалию и дизартрию.

К дислалии относятся такие нарушения в произношении звуков, которые не связаны с органическим поражением центральных отделов речевых анализаторов.

К дизартрии  принято относить такие расстройства звукопроизношения, которые вызываются нарушением иннервации речевых мышц, что приводит к их параличам и  парезам. Чаще всего это бывает обусловлено  органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора. В выраженных случаях дизартрии, помимо нарушений звукопроизношения, обычно наблюдаются также расстройства речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи, что в целом нередко приводит к полной невнятности речи ребенка.

Информация о работе Логопедия: нарушения звукопроизношения