Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:52, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить и раскрыть воспитательную работу с молодежью в современном обществе.
Объект исследования: молодежь в возрасте от 14 до 20 лет.
Предмет исследования: воспитательная работа с молодежью в современном обществе.
Задачи курсовой работы:
1. проанализировать литературные источники по проблеме изучения воспитательной работы с молодежью;
2. рассмотреть формы, а также принципы и задачи воспитательной работы;
3. дать характеристику психологическим особенностям молодежи;
4. рассмотреть нормативно-правовые документы, касающиеся воспитательной работы с молодежью;
5. проанализировать результаты;
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Воспитательная работа с молодежью в современном обществе……………………………………………………………………….5
1.1. Понятие воспитательной работы, ее содержание и особенности…………………………………………………………………...5
1.1.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы…..7
1.1.2. Формы воспитательной работы с молодежью………………..8
1.1.3. Методы воспитательной работы……………………………...10
1.2. Психологические особенности молодежи……………………..11
1.2.1. Психологические особенности старшего подросткового возраста………………………………………………………………………12
1.2.2. Психологические особенности юношеского возраста……...14
1.3. Нормативно-правовые документы, касающиеся воспитательной работы с молодежью……………………………………..16
1.3.1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года……….16
1.3.2. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы"…………………..17
1.3.3. Закон РФ «Об образовании от 10.07.1992 N 3266-1»……….18
Глава 2. Мероприятие по воспитательной работе с молодежью «Долина Славы 2010»………………………………………………………………….22
2.1. Информационная карта мероприятия «Долина Славы 2010»………………………………………………………………..22
2.2. Цели, задачи и принципы мероприятия……………….23
2.3. Этапы реализации мероприятия………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………..26
Список используемой литературы………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Воспитательная работа с молодежью
в современном обществе……………………
1.1.
Понятие воспитательной работы, ее содержание
и особенности…………………………………………………
1.1.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы…..7
1.1.2. Формы воспитательной работы с молодежью………………..8
1.1.3.
Методы воспитательной работы……
1.2.
Психологические особенности
1.2.1.
Психологические особенности старшего
подросткового возраста…………………………………………………………
1.2.2. Психологические особенности юношеского возраста……...14
1.3. Нормативно-правовые документы, касающиеся воспитательной работы с молодежью……………………………………..16
1.3.1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года……….16
1.3.2. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы"…………………..17
1.3.3. Закон РФ «Об образовании от 10.07.1992 N 3266-1»……….18
Глава
2. Мероприятие по воспитательной работе
с молодежью «Долина Славы 2010»…………………………………………………………………
2.1.
Информационная карта мероприятия «Долина
Славы 2010»……………………………………………………………….
2.2.
Цели, задачи и принципы мероприятия…
2.3. Этапы реализации мероприятия………………………………..24
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………27
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние нашего общества, процессы, проходящие в политической, экономической и духовной жизни нашей страны, побуждают по-новому взглянуть на проблемы воспитания гражданина, формирования интеллектуального и творческого потенциала личности.
Актуальность постановки проблем воспитательной работы в школе и средних специальных образовательных учреждениях обусловлена и самой спецификой молодежной среды, интеллектуальной элиты, молодежи, отличающейся всегда наибольшей целеустремленностью, "продвинутостью" в любых начинаниях, активностью жизненной позиции [17].
Место молодежи предопределяет перестройку учебно-воспитательного процесса, выход его на новый уровень, что делает возможным развитие внеучебной работы с новыми задачами, методиками, технологиями, формами как необходимой школьнику и абитуриенту среды для самоутверждения, самовыражения, самоопределения, где акцент переносится на значимость человеческой личности в различных видах внеучебной работы.
Данной проблемой занимались такие ученые, как: Р. Оуэн, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Ашхаруа, А.К. Бруднов, Б. Г. Ананьев, Е.В. Ткаченко, Л.И. Маленкова, Е. В. Титова, С.Я Батышев.
Цель курсовой работы: изучить и раскрыть воспитательную работу с молодежью в современном обществе.
Объект исследования: молодежь в возрасте от 14 до 20 лет.
Предмет исследования: воспитательная работа с молодежью в современном обществе.
Задачи курсовой работы:
1. проанализировать
литературные источники по
2. рассмотреть формы, а также принципы и задачи воспитательной работы;
3. дать характеристику психологическим особенностям молодежи;
4. рассмотреть нормативно-правовые документы, касающиеся воспитательной работы с молодежью;
5. проанализировать результаты;
6. сформулировать выводы по данной проблеме.
Теоретическая значимость: состоит в анализе литературных источников по проблеме изучения воспитательной работы с молодежью в современном обществе.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования будут интересны студентам, изучающим воспитательную работу с молодежью.
Наша курсовая состоит из введения, в котором обосновывается актуальность проблемы исследования, а так же сформулированы цели и задачи исследования. Во введении так же определены объекты, предмет исследования, показана теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе дается анализ воспитательной работы со старшими школьниками и юношами.
Во
второй главе рассматриваются
Структура
курсовой работы: курсовая состоит из
введения, двух глав и списка использованной
литературы.
Глава
1. Воспитательная работа
с молодежью в современном
обществе
1.1.
Понятие воспитательной
работы, ее содержание
и особенности
Воспитательная работа - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда, определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении1.
Содержание воспитательной работы:
В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:
- познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
- художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;
- спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;
- трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;
- ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;
- общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
- свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком [19].
Особенности воспитательной работы:
1. Процесс воспитательной работы – это многофакторный процесс. Он осуществляется в школе, в семье, вне школьных учреждений, во временных коллективах, созданных по месту жительства, – в трудовых коллективах, бригадах, группах. Поэтому воспитательное воздействие не ограничивается рамками и временем, трудового процесса, хотя это и основной фактор воздействия. Успех воспитания зависит от влияния многих факторов и условий. Расширение сферы воспитательных воздействий позволяет использовать многие возможности для формирования личности молодого человека. Вместе с тем это затрудняет воспитательный процесс, так как при испытании множества разнообразных воздействий накапливается не только положительный, но иногда и отрицательный опыт.
2. Это длительный процесс. Его результаты можно обнаружить не сразу, и не во всех случаях можно рассчитывать на быстрый успех воспитания и особенно перевоспитания личности.
3. Процесс воспитания имеет ступенчатый характер.
4. Процесс воспитательной работы имеет концентрический характер. Это означает, что в процессе воспитания к одним и тем же качествам приходится возвращаться, неоднократно расширяя и углубляя воздействия
в соответствии
с возрастными особенностями
и уровнем воспитания молодежи2.
1.1.1.
Принципы и задачи планирования
воспитательной работы
Принципами планирования воспитательной работы являются:
- целеустремленность;
- систематичность (воспитательный процесс как система);
- конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели);
- оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности);
- диалогичность (учет мнения всех);
- индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для него самоактуализации);
- научность (научное понимание процессов воспитания);
- непрерывность, последовательность;
- разнообразие содержания форм и методов [20].
В плане воспитательной работы отражаются:
1) результаты и оценки достигнутого;
2) цели и стратегические ориентиры будущей деятельности;
3) программа действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей;
4) реальные сроки реализации намеченного;
5) ответственные за выполнение конкретных дел [1].
На основании цели выделяется группа стратегических задач, стоящих перед воспитательной работой:
Анализ
результатов и оценка достигнутого,
безусловно, не может ограничиваться
перечнем воспитательных мероприятий
за прошедший учебный год. Важно
оценить и осмыслить итоги
проделанной работы. Выявить недостатки
и факторы, которые неизбежно привели
к успеху, чтобы учесть в дальнейшей работе
[1].
1.1.2.
Формы воспитательной
работы с молодежью
Форма воспитания - это вид организации воспитательной деятельности и взаимодействие с учащимися; совокупность методов и приемов решения учебно-воспитательных задач3.
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы [18].
Оригинальна предложенная Е.В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия
— это события, занятия, ситуации
в коллективе, организуемые педагогами
или кем-нибудь другим для воспитанников
с целью непосредственного
Информация о работе Мероприятие по воспитательной работе с молодежью «Долина Славы 2010»