Мероприятие по воспитательной работе с молодежью «Долина Славы 2010»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить и раскрыть воспитательную работу с молодежью в современном обществе.
Объект исследования: молодежь в возрасте от 14 до 20 лет.
Предмет исследования: воспитательная работа с молодежью в современном обществе.
Задачи курсовой работы:
1. проанализировать литературные источники по проблеме изучения воспитательной работы с молодежью;
2. рассмотреть формы, а также принципы и задачи воспитательной работы;
3. дать характеристику психологическим особенностям молодежи;
4. рассмотреть нормативно-правовые документы, касающиеся воспитательной работы с молодежью;
5. проанализировать результаты;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Воспитательная работа с молодежью в современном обществе……………………………………………………………………….5
1.1. Понятие воспитательной работы, ее содержание и особенности…………………………………………………………………...5
1.1.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы…..7
1.1.2. Формы воспитательной работы с молодежью………………..8
1.1.3. Методы воспитательной работы……………………………...10
1.2. Психологические особенности молодежи……………………..11
1.2.1. Психологические особенности старшего подросткового возраста………………………………………………………………………12
1.2.2. Психологические особенности юношеского возраста……...14
1.3. Нормативно-правовые документы, касающиеся воспитательной работы с молодежью……………………………………..16
1.3.1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года……….16
1.3.2. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы"…………………..17
1.3.3. Закон РФ «Об образовании от 10.07.1992 N 3266-1»……….18
Глава 2. Мероприятие по воспитательной работе с молодежью «Долина Славы 2010»………………………………………………………………….22
2.1. Информационная карта мероприятия «Долина Славы 2010»………………………………………………………………..22
2.2. Цели, задачи и принципы мероприятия……………….23
2.3. Этапы реализации мероприятия………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………..26
Список используемой литературы………

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Воспитательная работа с молодежью  в современном обществе……………………………………………………………………….5

     1.1. Понятие воспитательной работы, ее содержание и особенности…………………………………………………………………...5

     1.1.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы…..7

     1.1.2. Формы воспитательной работы с молодежью………………..8

     1.1.3. Методы воспитательной работы……………………………...10

     1.2. Психологические особенности молодежи……………………..11

     1.2.1. Психологические особенности старшего подросткового возраста………………………………………………………………………12

     1.2.2. Психологические особенности юношеского возраста……...14

     1.3. Нормативно-правовые документы, касающиеся воспитательной работы с молодежью……………………………………..16

     1.3.1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года……….16

     1.3.2. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы"…………………..17

     1.3.3. Закон РФ «Об образовании от 10.07.1992 N 3266-1»……….18

Глава 2. Мероприятие по воспитательной работе с молодежью «Долина Славы 2010»………………………………………………………………….22

     2.1. Информационная карта мероприятия «Долина Славы 2010»………………………………………………………………..22

     2.2. Цели, задачи и принципы мероприятия……………….23

     2.3. Этапы реализации мероприятия………………………………..24

Заключение…………………………………………………………………..26

Список  используемой литературы…………………………………………27

Приложение………………………………………………………………….29 

ВВЕДЕНИЕ 

     Современное состояние нашего общества, процессы, проходящие в политической, экономической  и духовной жизни нашей страны, побуждают по-новому взглянуть на проблемы воспитания гражданина, формирования интеллектуального и творческого потенциала личности.

     Актуальность  постановки проблем воспитательной работы в школе и средних специальных образовательных учреждениях обусловлена и самой спецификой молодежной среды, интеллектуальной элиты, молодежи, отличающейся всегда наибольшей целеустремленностью, "продвинутостью" в любых начинаниях, активностью жизненной позиции [17].

     Место молодежи предопределяет перестройку учебно-воспитательного процесса, выход его на новый уровень, что делает возможным развитие внеучебной работы с новыми задачами, методиками, технологиями, формами как необходимой школьнику и абитуриенту среды для самоутверждения, самовыражения, самоопределения, где акцент переносится на значимость человеческой личности в различных видах внеучебной работы.

     Данной  проблемой занимались такие ученые, как: Р. Оуэн, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Ашхаруа, А.К. Бруднов, Б. Г. Ананьев, Е.В. Ткаченко, Л.И. Маленкова, Е. В. Титова, С.Я Батышев.

     Цель  курсовой работы: изучить и раскрыть воспитательную работу с молодежью в современном обществе.

     Объект  исследования: молодежь в возрасте от 14 до 20 лет.

     Предмет исследования: воспитательная работа с молодежью в современном обществе.

      Задачи  курсовой работы:

1. проанализировать  литературные источники по проблеме  изучения воспитательной работы  с молодежью;

2. рассмотреть формы, а также принципы и задачи воспитательной работы;

3. дать характеристику психологическим особенностям молодежи;

4. рассмотреть нормативно-правовые документы, касающиеся воспитательной работы с молодежью;

5. проанализировать результаты;

6. сформулировать выводы по данной проблеме.

      Теоретическая значимость: состоит в анализе литературных источников по проблеме изучения воспитательной работы с молодежью в современном обществе.

     Практическая  значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования будут интересны студентам, изучающим воспитательную работу с молодежью.

     Наша  курсовая состоит из введения, в  котором обосновывается актуальность проблемы исследования, а так же сформулированы цели и задачи исследования. Во введении так же определены объекты, предмет исследования, показана теоретическая  и практическая значимость работы.

     В первой главе дается анализ воспитательной работы со старшими школьниками и  юношами.

     Во  второй главе рассматриваются различные  проекты для молодежи, а также  проект, проведенный нами в качестве примера воспитательной работы.

     Структура курсовой работы: курсовая состоит из введения, двух глав и списка использованной литературы. 
 

Глава 1. Воспитательная работа с молодежью в современном обществе 

1.1. Понятие воспитательной  работы, ее содержание  и особенности 

     Воспитательная  работа - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда, определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении1.

    Содержание  воспитательной работы:

    В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:

- познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;

- художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;

- спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;

- трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;

- ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;

- общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;

- свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком [19].

      Особенности воспитательной работы:

1. Процесс  воспитательной работы – это многофакторный процесс. Он осуществляется в школе, в семье, вне школьных учреждений, во временных коллективах, созданных по месту жительства, – в трудовых коллективах, бригадах, группах. Поэтому воспитательное воздействие не ограничивается рамками и временем, трудового процесса, хотя это и основной фактор воздействия. Успех воспитания зависит от влияния многих факторов и условий. Расширение сферы воспитательных воздействий позволяет использовать многие возможности для формирования личности молодого человека. Вместе с тем это затрудняет воспитательный процесс, так как при испытании множества разнообразных воздействий накапливается не только положительный, но иногда и отрицательный опыт.

2. Это длительный процесс. Его результаты можно обнаружить не сразу, и не во всех случаях можно рассчитывать на быстрый успех воспитания и особенно перевоспитания личности.

3. Процесс воспитания имеет ступенчатый характер.

4. Процесс воспитательной работы имеет концентрический характер. Это означает, что в процессе воспитания к одним и тем же качествам приходится возвращаться, неоднократно расширяя и углубляя воздействия

в соответствии с возрастными особенностями  и уровнем воспитания молодежи2. 

     1.1.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы 

     Принципами  планирования воспитательной работы являются:

- целеустремленность;

- систематичность (воспитательный процесс как система);

- конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели);

- оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности);

- диалогичность (учет мнения всех);

- индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для него самоактуализации);

- научность (научное понимание процессов воспитания);

- непрерывность, последовательность;

- разнообразие содержания форм и методов [20].

     В плане воспитательной работы отражаются:

1) результаты  и оценки достигнутого;

2) цели  и стратегические ориентиры  будущей деятельности;

3) программа действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей;

4) реальные сроки реализации намеченного;

5) ответственные за выполнение конкретных дел [1].

     На  основании цели выделяется группа стратегических задач, стоящих перед воспитательной работой:

    1. Организация внеучебной деятельности учащихся;
    2. Стимулирование здорового образа жизни;
    3. Приобщение учащихся к культуре;
    4. Создание учебно-производственного коллектива;
    5. Воспитание культуры общения;
    6. Привлечение учащихся к планированию [21].

Анализ  результатов и оценка достигнутого, безусловно, не может ограничиваться перечнем воспитательных мероприятий  за прошедший учебный год. Важно  оценить и осмыслить итоги  проделанной работы. Выявить недостатки и факторы, которые неизбежно привели   к успеху, чтобы учесть в дальнейшей работе [1].  

     1.1.2. Формы воспитательной  работы с молодежью 

     Форма воспитания - это вид организации  воспитательной деятельности и взаимодействие с учащимися; совокупность методов и приемов решения учебно-воспитательных задач3.

     В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество  классификаций форм воспитательной работы [18].

        Оригинальна предложенная Е.В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

     Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников  с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников4.

Информация о работе Мероприятие по воспитательной работе с молодежью «Долина Славы 2010»