Мероприятие по воспитательной работе с молодежью «Долина Славы 2010»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить и раскрыть воспитательную работу с молодежью в современном обществе.
Объект исследования: молодежь в возрасте от 14 до 20 лет.
Предмет исследования: воспитательная работа с молодежью в современном обществе.
Задачи курсовой работы:
1. проанализировать литературные источники по проблеме изучения воспитательной работы с молодежью;
2. рассмотреть формы, а также принципы и задачи воспитательной работы;
3. дать характеристику психологическим особенностям молодежи;
4. рассмотреть нормативно-правовые документы, касающиеся воспитательной работы с молодежью;
5. проанализировать результаты;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Воспитательная работа с молодежью в современном обществе……………………………………………………………………….5
1.1. Понятие воспитательной работы, ее содержание и особенности…………………………………………………………………...5
1.1.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы…..7
1.1.2. Формы воспитательной работы с молодежью………………..8
1.1.3. Методы воспитательной работы……………………………...10
1.2. Психологические особенности молодежи……………………..11
1.2.1. Психологические особенности старшего подросткового возраста………………………………………………………………………12
1.2.2. Психологические особенности юношеского возраста……...14
1.3. Нормативно-правовые документы, касающиеся воспитательной работы с молодежью……………………………………..16
1.3.1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года……….16
1.3.2. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы"…………………..17
1.3.3. Закон РФ «Об образовании от 10.07.1992 N 3266-1»……….18
Глава 2. Мероприятие по воспитательной работе с молодежью «Долина Славы 2010»………………………………………………………………….22
2.1. Информационная карта мероприятия «Долина Славы 2010»………………………………………………………………..22
2.2. Цели, задачи и принципы мероприятия……………….23
2.3. Этапы реализации мероприятия………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………..26
Список используемой литературы………

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

     Ко  второй группе форм воспитательной работы Е.В. Титова относит так называемые «дела». Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

     Игры  — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения5.

     Невозможно  перечислить и тем более охарактеризовать все формы воспитательной работы. Отметим лишь некоторые из них, действующие  во всех видах их совместной деятельности и являющиеся наиболее распространенными.

     Классификация форм воспитательной работы:

1. По времени проведения все формы можно разделить на:

- кратковременные  (продолжительностью от нескольких  минут до нескольких часов);

- продолжительные  (продолжительностью от нескольких  дней до нескольких недель);

- традиционные (регулярно повторяющиеся).

2. По видам деятельности:

- учебная;

- трудовая;

- спортивная;

- художественная.

3. По способу влияния педагога:

- непосредственные;

- опосредованные.

4. По субъекту организации классификация форм может быть:

- организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;

- деятельность организуется на основе сотрудничества;

- инициатива и ее реализация принадлежит детям.

5. По результату все формы можно разделить на следующие группы:

- результатом является информационный обмен;

- результатом является выработка общего решения (мнения);

- результатом является общественно значимый продукт.

6. По количеству участников формы могут быть:

- индивидуальные (воспитатель — воспитанник);

- групповые (воспитатель — группа детей);

- массовые (воспитатель — несколько групп, классов) [2]. 

1.1.3. Методы воспитательной  работы 

     Метод воспитания - способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности.

     Изучая  проблему организации воспитательной работы в образовательных учреждениях, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих рабочих:

1. Методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление [3].

2. Группа методов, содействующих формированию сознания:

2.1. Методы убеждения: информация, поиск, дискуссия и взаимное просвещение [1].

2.2. Методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание и общественное мнение.

     Методам воспитания сопутствует педагогическая техника. Она включает в себя искусство  общения с воспитанниками, управление их поведением, действиями и поступками, посредством мимики и жестов, выразительной речи, приемов театральной педагогики. 

     1.2. Психологические  особенности молодежи 

     Молодёжь  — в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных  с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. По поводу возрастных границ молодежи нет общего мнения. В отсутствие единых критериев возрастной периодизации в определении границ молодёжного возраста учитывается специфика подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучающих молодёжь, в том числе и в социологии, а также конкретные цели и задачи, стоящие перед исследователями.

     В Европейском Союзе возраст "молодого фермера" - от 18 до 40 лет. В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница молодежи определяется между 14-20, а верхняя — между 25-29 годами. Хотя в сложившейся практике имеет место увеличение возраста отдельных групп молодежи, как например, молодых ученых (до 33-35 лет). Молодежь как социально-демографическая группа неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои:

- по  возрасту (подростки, юношество);

- по полу;

- по  видам деятельности (учащиеся, работающие);

- по  месту жительства (городская, сельская)6. 

     1.2.1. Психологические  особенности старшего  подросткового возраста 

     Обзор литературы по проблеме взросления и  практические наблюдения позволяют  говорить о рубеже развития личности, когда подростковый опыт уже недостаточен для нормального самочувствия, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности старших школьников:

1. Повышенная по сравнению с другими возрастами значимость тесных эмоциональных контактов.

2. Интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу. Это, в свою очередь, приводит к усилению негативных реакций и эмансипированного поведения со стороны старшеклассников, и к попыткам усилить контроль со стороны их родителей. В результате и дети, и родители переживают целый комплекс личностных проблем, который, повышает их тревожность.

     Старшеклассник  вынужден в короткий промежуток времени  находить решения основных задач  дальнейшего развития. Главная проблема заключается в том, что эти задачи, при множестве различных социальных институтов, способных оказывать ему в этом помощь, человек в период взросления должен решать самостоятельно. Тогда как "движение" личности старшеклассника в процессе решения этих задач всегда противоречиво, конфликтно, напряженно.

     Старший подростковый возраст является особенно чувствительным к формированию ценностных ориентаций, поскольку способствует становлению мировоззрения и  собственного отношения к окружающей действительности [26].

     Основным новообразованием в старшем подростковом возрасте традиционно считается жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем. Оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность настоящим и, в то же время, устремленность в будущее.

     Главное новообразование юношеского возраста - открытие "Я", развитие рефлексии (отражение себя в своем образе "Я"), осознание собственной  индивидуальности и ее свойств, появление  жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет "Я" на практическое включение в различные виды жизнедеятельности7. Этот процесс сопровождается различными проявлениями, как негативными, так и позитивными. Для подросткового периода свойственны беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, метания, противоречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение работоспособности. Позитивные проявления выражаются в том, что у подростка появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, с природой, новое понимание искусства. Важнейшими процессами переходного возраста являются: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличения числа людей, на которых она ориентируется. Для старшего подросткового возраста типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром детства и миром взрослости, чем важнее разделяющие их границы, тем ярче проявляются напряженность и конфликтность [4].

     Старший подростковый возраст характеризуется  также выраженной эмоциональной  неустойчивостью, резкими колебаниями  настроения. Бурные эмоциональные вспышки в старшем подростковом возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний (вплоть до суицидального поведения). Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении - желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью8. 

     1.2.2. Психологические  особенности юношеского возраста 

     Юношеский возраст - наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение "взрослой идентичности", либо задержка в развитии, то есть "диффузия идентичности" [6].

     Ранняя  юность (от 14-15 до 18 лет) - в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического  созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости [24].

     В раннем юношеском возрасте проблема самооценки исключительно актуальна  в связи с усиливающимся стремлением к самовоспитанию и формирующимся самосознанием.

     С развитием убеждений формируется  нравственное мировоззрение, которое  представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам  во всей системе потребностей и стремлений подростка.

     Под влиянием развивающегося мировоззрения  происходит иерархизация в системе  побуждений, в которой ведущее  место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств  личности, определяя ее направленность, и "позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию". Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л. И. Божович называла "самоопределением" [5]. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.  Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии9. 

1.3. Нормативно-правовые  документы, касающиеся  воспитательной работы  с молодежью 

     1.3.1. Конвенция о правах  ребенка 

     Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи  от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

     Это международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование  достижениями культуры, правом на отдых  и досуг, и оказание иных услуг  детям государствами-членами ООН [8].

     Выписки из Конвенции, касающиеся воспитательной работы:

1. Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к такой информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка10.

2. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения11.

3. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они12.

4. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие  личности, талантов и умственных  и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание  уважения к правам человека  и основным свободам, а также  принципам, провозглашенным в  Уставе Организации Объединенных  Наций13. 

     1.3.2. Государственная  программа "Патриотическое  воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" 

     Разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.

Информация о работе Мероприятие по воспитательной работе с молодежью «Долина Славы 2010»