Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:52, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить и раскрыть воспитательную работу с молодежью в современном обществе.
Объект исследования: молодежь в возрасте от 14 до 20 лет.
Предмет исследования: воспитательная работа с молодежью в современном обществе.
Задачи курсовой работы:
1. проанализировать литературные источники по проблеме изучения воспитательной работы с молодежью;
2. рассмотреть формы, а также принципы и задачи воспитательной работы;
3. дать характеристику психологическим особенностям молодежи;
4. рассмотреть нормативно-правовые документы, касающиеся воспитательной работы с молодежью;
5. проанализировать результаты;
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Воспитательная работа с молодежью в современном обществе……………………………………………………………………….5
1.1. Понятие воспитательной работы, ее содержание и особенности…………………………………………………………………...5
1.1.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы…..7
1.1.2. Формы воспитательной работы с молодежью………………..8
1.1.3. Методы воспитательной работы……………………………...10
1.2. Психологические особенности молодежи……………………..11
1.2.1. Психологические особенности старшего подросткового возраста………………………………………………………………………12
1.2.2. Психологические особенности юношеского возраста……...14
1.3. Нормативно-правовые документы, касающиеся воспитательной работы с молодежью……………………………………..16
1.3.1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года……….16
1.3.2. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы"…………………..17
1.3.3. Закон РФ «Об образовании от 10.07.1992 N 3266-1»……….18
Глава 2. Мероприятие по воспитательной работе с молодежью «Долина Славы 2010»………………………………………………………………….22
2.1. Информационная карта мероприятия «Долина Славы 2010»………………………………………………………………..22
2.2. Цели, задачи и принципы мероприятия……………….23
2.3. Этапы реализации мероприятия………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………..26
Список используемой литературы………
Ко второй группе форм воспитательной работы Е.В. Титова относит так называемые «дела». Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения5.
Невозможно
перечислить и тем более
Классификация форм воспитательной работы:
1. По времени проведения все формы можно разделить на:
- кратковременные
(продолжительностью от
- продолжительные
(продолжительностью от
- традиционные (регулярно повторяющиеся).
2. По видам деятельности:
- учебная;
- трудовая;
- спортивная;
- художественная.
3. По способу влияния педагога:
- непосредственные;
- опосредованные.
4. По субъекту организации классификация форм может быть:
- организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
- деятельность организуется на основе сотрудничества;
- инициатива и ее реализация принадлежит детям.
5. По результату все формы можно разделить на следующие группы:
- результатом является информационный обмен;
- результатом является выработка общего решения (мнения);
- результатом является общественно значимый продукт.
6. По количеству участников формы могут быть:
- индивидуальные (воспитатель — воспитанник);
- групповые (воспитатель — группа детей);
- массовые
(воспитатель — несколько групп, классов)
[2].
1.1.3.
Методы воспитательной
работы
Метод воспитания - способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности.
Изучая проблему организации воспитательной работы в образовательных учреждениях, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих рабочих:
1. Методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление [3].
2. Группа методов, содействующих формированию сознания:
2.1. Методы убеждения: информация, поиск, дискуссия и взаимное просвещение [1].
2.2. Методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание и общественное мнение.
Методам
воспитания сопутствует педагогическая
техника. Она включает в себя искусство
общения с воспитанниками, управление
их поведением, действиями и поступками,
посредством мимики и жестов, выразительной
речи, приемов театральной педагогики.
1.2.
Психологические
особенности молодежи
Молодёжь — в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. По поводу возрастных границ молодежи нет общего мнения. В отсутствие единых критериев возрастной периодизации в определении границ молодёжного возраста учитывается специфика подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучающих молодёжь, в том числе и в социологии, а также конкретные цели и задачи, стоящие перед исследователями.
В Европейском Союзе возраст "молодого фермера" - от 18 до 40 лет. В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница молодежи определяется между 14-20, а верхняя — между 25-29 годами. Хотя в сложившейся практике имеет место увеличение возраста отдельных групп молодежи, как например, молодых ученых (до 33-35 лет). Молодежь как социально-демографическая группа неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои:
- по возрасту (подростки, юношество);
- по полу;
- по видам деятельности (учащиеся, работающие);
- по
месту жительства (городская, сельская)6.
1.2.1.
Психологические
особенности старшего
подросткового возраста
Обзор литературы по проблеме взросления и практические наблюдения позволяют говорить о рубеже развития личности, когда подростковый опыт уже недостаточен для нормального самочувствия, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности старших школьников:
1. Повышенная по сравнению с другими возрастами значимость тесных эмоциональных контактов.
2. Интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу. Это, в свою очередь, приводит к усилению негативных реакций и эмансипированного поведения со стороны старшеклассников, и к попыткам усилить контроль со стороны их родителей. В результате и дети, и родители переживают целый комплекс личностных проблем, который, повышает их тревожность.
Старшеклассник вынужден в короткий промежуток времени находить решения основных задач дальнейшего развития. Главная проблема заключается в том, что эти задачи, при множестве различных социальных институтов, способных оказывать ему в этом помощь, человек в период взросления должен решать самостоятельно. Тогда как "движение" личности старшеклассника в процессе решения этих задач всегда противоречиво, конфликтно, напряженно.
Старший подростковый возраст является особенно чувствительным к формированию ценностных ориентаций, поскольку способствует становлению мировоззрения и собственного отношения к окружающей действительности [26].
Основным новообразованием в старшем подростковом возрасте традиционно считается жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем. Оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность настоящим и, в то же время, устремленность в будущее.
Главное новообразование юношеского возраста - открытие "Я", развитие рефлексии (отражение себя в своем образе "Я"), осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет "Я" на практическое включение в различные виды жизнедеятельности7. Этот процесс сопровождается различными проявлениями, как негативными, так и позитивными. Для подросткового периода свойственны беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, метания, противоречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение работоспособности. Позитивные проявления выражаются в том, что у подростка появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, с природой, новое понимание искусства. Важнейшими процессами переходного возраста являются: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличения числа людей, на которых она ориентируется. Для старшего подросткового возраста типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром детства и миром взрослости, чем важнее разделяющие их границы, тем ярче проявляются напряженность и конфликтность [4].
Старший
подростковый возраст характеризуется
также выраженной эмоциональной
неустойчивостью, резкими колебаниями
настроения. Бурные эмоциональные вспышки
в старшем подростковом возрасте нередко
сменяются подчеркнутым внешним спокойствием,
ироническим отношением к окружающим.
Склонность к самоанализу, рефлексии нередко
способствует легкости возникновения
депрессивных состояний (вплоть до суицидального
поведения). Целеустремленность и настойчивость
у старшеклассников сочетаются с импульсивностью
и неустойчивостью, повышенная самоуверенность
и безаппеляционность в суждениях сменяются
легкой ранимостью и неуверенностью в
себе, потребность в общении - желанием
уединиться, развязность соседствует
с застенчивостью, романтизм, мечтательность,
возвышенность чувств нередко уживаются
с сухим рационализмом и циничностью,
искренняя нежность, ласковость могут
быстро сменяться черствостью, отчужденностью,
враждебностью и даже жестокостью8.
1.2.2.
Психологические
особенности юношеского
возраста
Юношеский возраст - наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение "взрослой идентичности", либо задержка в развитии, то есть "диффузия идентичности" [6].
Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) - в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости [24].
В
раннем юношеском возрасте проблема
самооценки исключительно актуальна
в связи с усиливающимся
С
развитием убеждений
Под
влиянием развивающегося мировоззрения
происходит иерархизация в системе
побуждений, в которой ведущее
место начинают занимать нравственные
мотивы. Установление такой иерархии
приводит к стабилизации качеств
личности, определяя ее направленность,
и "позволяет человеку в каждой конкретной
ситуации занять свойственную ему нравственную
позицию". Еще одно новообразование,
возникающее в конце переходного периода,
Л. И. Божович называла "самоопределением"
[5]. С субъективной точки зрения оно характеризуется
осознанием себя в качестве члена общества
и конкретизируется в новой общественно
значимой позиции. Самоопределение возникает
в конце учебы в школе, когда человек стоит
перед необходимостью решать проблему
своего будущего. Самоопределение отличается
от простого прогнозирования своей будущей
жизни, от мечтаний, связанных с будущим.
Оно основывается на уже устойчиво сложившихся
интересах и стремлениях субъекта, предполагает
учет своих возможностей и внешних обстоятельств,
оно опирается на формирующееся мировоззрение
подростка и связано с выбором профессии9.
1.3.
Нормативно-правовые
документы, касающиеся
воспитательной работы
с молодежью
1.3.1.
Конвенция о правах
ребенка
Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
Это
международный правовой документ, определяющий
права детей на образование, пользование
достижениями культуры, правом на отдых
и досуг, и оказание иных услуг
детям государствами-членами
Выписки из Конвенции, касающиеся воспитательной работы:
1. Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к такой информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка10.
2. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения11.
3. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они12.
4. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
b) воспитание
уважения к правам человека
и основным свободам, а также
принципам, провозглашенным в
Уставе Организации
1.3.2.
Государственная
программа "Патриотическое
воспитание граждан
Российской Федерации
на 2006 - 2010 годы"
Разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.
Информация о работе Мероприятие по воспитательной работе с молодежью «Долина Славы 2010»