Место и роль ВУЗА в системе непрерывного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:18, реферат

Описание

Теория постиндустриального общества сформировалась в результате
всестороннего анализа качественно новой ситуации, сложившейся в 60-е и 70-е
годы в развитых индустриальных странах. Именно на обнаружение характерных
черт рождающегося нового общества и были направлены усилия основоположников
теории.

Содержание

Сущность непрерывного образования……………………………………3

Основные принципы и задачи непрерывного образования……………..5

Структура непрерывного образования……………………………………7

Непрерывное педагогическое образование………………………………8

Работа состоит из  1 файл

Реферат по психологии.docx

— 34.93 Кб (Скачать документ)

Реферат

 

на тему

 

«Место и роль ВУЗА в  системе непрерывного образования»

 

 

Содержание

 

 

Сущность непрерывного образования……………………………………3

 

Основные принципы и задачи непрерывного образования……………..5

 

Структура непрерывного образования……………………………………7

 

Непрерывное педагогическое образование………………………………8

Теория   постиндустриального   общества  сформировалась   в  результате

всестороннего анализа качественно новой ситуации, сложившейся в 60-е  и 70-е

годы в  развитых  индустриальных  странах. Именно  на обнаружение характерных

черт рождающегося нового общества и  были направлены усилия основоположников

теории.

     Подавляющее большинство исследователей называли в качестве  его главных

признаков   радикальное  ускорение  технического  прогресса,  снижение  роли

материального производства, выражавшееся, в частности, в уменьшении его доли

в совокупном  общественном продукте,  развитие  сектора услуг и  информации,

изменение мотивов  и характера  человеческой  деятельности, появление  нового

типа  вовлекаемых  в  производство  ресурсов, существенную  модификацию всей

социальной   структуры.   Одно   из    наиболее    развернутых   определений

постиндустриального общества дано Д. Беллом: "Постиндустриальное общество, -

пишет  он,  -  это  общество,  в  экономике  которого приоритет  перешел  от

преимущественного  производства  товаров  к  производству услуг,  проведению

исследований, организации системы образования  и повышению качества жизни;  в

котором   класс технических специалистов  стал  основной  профессиональной

группой  и, что самое  важное,  в котором внедрение нововведений... во  все

большей   степени    зависит   от   достижений    теоретического   знания...

Постиндустриальное  общество...  предполагает возникновение  интеллектуального

класса, представители  которого на политическом уровне  выступают  в качестве

консультантов,   экспертов   или   технократов"  Bell   D.   Notes  on   the

Post-Industrial Society // The Public Interest. 1967. No 7. P. 102..

     Понимание того, что современное общество может и должно рассматриваться

именно  как  постиндустриальное, укрепляется по мере  анализа логики развития

цивилизации,  какой  она  представлена  в  рамках постиндустриальной  теории.

Согласно  ее сторонникам,  в истории достаточно  строго  прослеживаются  три

большие  эпохи,  образующие  триаду  "доиндустриальное  -  индустриальное  -

постиндустриальное   общество".  Такая  периодизация  социального  прогресса

основана   на    нескольких   критериях,   а   постиндустриальное   общество

противопоставляется  индустриальному  и доиндустриальному  по трем важнейшим

параметрам:

     - основному производственному ресурсу (в постиндустриальном обществе им

является  информация,  в  индустриальном  -  энергия,  в доиндустриальном -

первичные условия  производства, сырье);

       -   типу   производственной   деятельности  (он   рассматривается   в

постиндустриальном  обществе  как последовательная  обработка  [processing] в

противоположность изготовлению [fabrication] и добыче  [extraction] на более

ранних ступенях развития);

     -характеру базовых технологий  (определяющихся  в постиндустриальном

обществе  как  наукоемкие, в эпоху индустриализма -  как капиталоемкие и в

доиндустриальный период - как трудоемкие).

     Именно  эта схема  позволяет сформулировать  известное положение о трех

обществах,  согласно  которому  доиндустриальное   общество   базируется  на

взаимодействии  человека с  природой,  индустриальное  - на  взаимодействии с

преобразованной   им   природой,   а   постиндустриальное  общество   -   на

взаимодействии между людьми.

К принципам  постиндустриального общества можно  отнести: плюрализм, децентрацию, фрагментарность. Это те принципы, которые свойственны постиндустриальному обществу и являются  определяющими для постиндустриализма.

В  1959  году профессор  Гарвардского  университета  Д.Белл, выступая на

международном  социологическом  семинаре  в Зальцбурге  (Австрия),  впервые

употребил понятие постиндустриального  общества  в широко признанном  теперь

значении  -  для обозначения социума, в котором индустриальный сектор теряет

ведущую   роль   вследствие   возрастающей    технологизации,   а   основной

производительной силой  становится наука. Потенциал развития  этого  общества

во  все  возрастающей  степени  определяется масштабами информации и знаний,

которыми оно располагает.

       Главными  показателями становления постиндустриального общества являются: размеры инвестиций в высокотехнологичные отрасли, параметры совокупного платёжного спроса на информационные продукты и услуги, доля занятых в сфере обработки информации и информационно-вычислительного обслуживания, динамика  роста числа пользователей Интернета, количество домашних компьютеров, ёмкость информационного рынка. Данные показатели в России становятся всё более близки к показателям основных постиндустриальных стран. Буквально за последнее десятилетие увеличилось количество пользователей Интернета, колоссально возросло количество пользователей мобильной связью, в стране увеличивается парк ЭВМ, идёт развитие систем и средств телекоммуникаций, растёт количество информационных сетей.

 

       Будущее России так же связано с постиндустриализмом. Однако, по мнению многих учёных вхождение РФ в круг постиндустриальных стран невозможно ни в близкой, ни даже в среднесрочной перспективе без решения главных насущных проблем: инвестирование в высокотехнологичные производства, в систему образования и науки, переход в состояние, когда национальным богатством является интеллектуальный капитал.

В XXI в. концепция образования на протяжении всей жизни приобрела ключевое значение. Она является ответом на вызов, который бросает нам мир, где изменения происходят столь быстро. Необходимость возобновлять образование, профессиональную подготовку возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной и личной жизни. Подобная необходимость приобретает все большую актуальность.

 

Для государства  и общества непрерывное образование  становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных  условий общего и профессионального  развития человека, механизмом воспроизводства  профессионального и культурного  потенциала, условием развития общественного производства.

 

Для каждого человека непрерывное  образование должно стать процессом  формирования и удовлетворения его  познавательных запросов, духовных потребностей, развития задатков и способностей в  различных учебных заведениях, с  помощью разных видов и форм обучения, а также путем самообразования  и самовоспитания. Ведь становление  личности, как утверждал в свое время Я.А. Коменский, происходит как  в период ее социально-психологического и физиологического созревания, расцвета и стабилизации, так и в периоды  старения организма.

 

Высшая школа  оказывает разностороннее влияние  на все сферы российского образования: обеспечивает функционирование различных  звеньев образования путем подготовки педагогических и научно-педагогических кадров, проведения научных исследований по различным проблемам, а также  подготовка учебников, учебных пособий  и т.п.

 

Сущность  непрерывного образования

 

Идея непрерывного образования занимает заметное место  в ряду прогрессивных идей культуры XX в. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всей жизни, а значит, обеспечить процветание всего общества. Именно поэтому государства и сегодня ищут свою модель непрерывного образования. Первую разработку его теоретических основ осуществили П. Ленгранд, Э. Фор, Р. Даве, X. Гуммель, М.Д. Кареяли, Ф. Кумбс, Г. Коптаж.

 

Идея непрерывного образования - детище XX в., но ее истоки можно найти у древних философов - Конфуция, Сократа, Аристотеля, Солона, Платона, Сенеки.

 

Непрерывное образование развивалось как  феномен практики и как педагогическая концепция. Впервые концептуально  оформленная эта идея была представлена на конференции ЮНЕСКО в 1965 г. известным  теоретиком непрерывного образования  П. Ленграндом. На основании его сообщения были разработаны рекомендации по данному вопросу. В 1972 г. ЮНЕСКО предпринимает следующий шаг: слушается доклад комиссии, работавшей под руководством Э. Фора, на тему «Учиться, чтобы быть». С середины 1970-х гг. идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах, становится основным принципом образовательных реформ.

 

Центральной идеей непрерывного образования  является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения  на протяжении всей его жизни. Эта  идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования.

 

Непрерывным является образование, всеохватывающее  по полноте, индивидуализированное  по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право  и возможности реализации собственной  программы его получения и  пополнения в течение всей жизни.

 

Разработка теоретических основ непрерывного образования актуализировала возникновение отраслевых концепций непрерывного образования. Одной из них стала концепция непрерывного педагогического образования. Появление ее было вызвано деятельностью ЮНЕСКО, а также вниманием, проявленным в 1980-е гг. государственными органами к данному вопросу. Идея непрерывного образования была заложена в «Основах законодательства СССР и союзных республик о народном образовании» (1984) и в решениях съездов учителей, обсуждалась народными депутатами на сессиях и рассматривалась в печати. Она стала ключевой идеей реформы народного образования.

 

Разработкой концептуальных основ непрерывного педагогического  образования в Советском Союзе  занимались научные коллективы в  Москве, Петербурге, Хабаровске, Пензе, Минске, Гродно. Одной из первых была представлена Концепция непрерывного педагогического образования, подготовленная группой ученых и преподавателей Московского государственного педагогического  института им. Ленина под руководством академика В.А. Сластенина. Данная Концепция, одобренная в 1989 г. Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве модели-ориентира для вузов, предлагала общую парадигму педагогического образования, выдвигала новые цели и задачи, рассматривала этапы (звенья) педагогической подготовки.

 

Основные  принципы и задачи непрерывного образования

 

В основе функционирования непрерывного образования лежат  следующие принципы, определяющие его  специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности.

 

Принцип гуманизма  свидетельствует об обращенности образования  к человеку, о свободе выбора личностью  форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования. Этот принцип реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности каждого человека. Человек рассматривается как цель общественного прогресса.

 

 

Принцип демократизма предполагает доступность образования  в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с  интересами, возможностями и потребностями. Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышения  квалификации; означает равные права  всех граждан, независимо от сословно-классовой  принадлежности, национальных особенностей, состояния здоровья, на образование и развитие. Данный принцип предполагает демократизацию всех сторон жизнедеятельности образовательных учреждений, равноправные отношения субъектов педагогического процесса.

 

Принцип мобильности  выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы  непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке  в соответствии с изменяющимися  потребностями производства, общества, человека. Он ориентирует на использование  разных продуктивных методических систем и технологий.

 

Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого  развития, перестройки учебных заведений  и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности. Этот принцип ориентирует  на широкое и активное использование  новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу.

 

Принцип открытости системы непрерывного образования  требует от учебных заведений  расширения деятельности путем привлечения  к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей. При этом возникает необходимость работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями, что требует создания дополнительных факультетов, институтов, отделений, курсов по повышению образования и квалификации, проведения семинаров, клубных занятий выходного дня не только в учебном заведении, но и за его пределами, а также организации телевизионных и видеопрограмм. Открытость учебных заведений и образовательных систем обеспечивается наличием разнообразных по уровню, содержанию, направленности образовательно-воспитательных программ.

Информация о работе Место и роль ВУЗА в системе непрерывного образования