Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:18, реферат
Теория постиндустриального общества сформировалась в результате
всестороннего анализа качественно новой ситуации, сложившейся в 60-е и 70-е
годы в развитых индустриальных странах. Именно на обнаружение характерных
черт рождающегося нового общества и были направлены усилия основоположников
теории.
Сущность непрерывного образования……………………………………3
Основные принципы и задачи непрерывного образования……………..5
Структура непрерывного образования……………………………………7
Непрерывное педагогическое образование………………………………8
Принцип непрерывности
образования является систематизирующим.
Учебные заведения, работники образования
и повышения квалификации, науки
и производства должны пересмотреть
взгляд на роль и место образования
в жизни человека и общества. Необходимо
преодолеть ориентацию на поверхностную
«энциклопедичность»
Предложенная система принципов непрерывного образования не является исчерпывающей, со временем она будет дополнена с учетом потребностей, новых поворотов в развитии образования.
Структура непрерывного образования
В структуре непрерывного образования можно выделить две подсистемы: основное и дополнительное образование. В свою очередь, основное и дополнительное образование может быть общим и профессиональным. Следовательно, получается четыре подсистемы образования: основное общее, основное профессиональное, дополнительное общее, дополнительное профессиональное. Данная структура, описанная Пионовой Р.С. [5], представлена на рис.1.
ОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профессиональное
Профессиональное
Докторантура Аспирантура
Повышение квалификации
Магистратура Бакалавриат
Переподготовка
Высшее
Профессионально-техническое
Среднее специальное
Общее
Общее
Среднее
Общекультурная подготовка,
физкультура, спорт, туризм, искусство и т.д.
Дошкольное
Рис. 1. Структура непрерывного образования
Отношения между
элементами подсистемы основного образования
строятся по принципу иерархии, каждое
последующее звено дает образование
более высокого уровня. В подсистеме
дополнительного образования
Непрерывное педагогическое образование
Говоря о проблеме непрерывного образования, необходимо остановиться на таком важнейшем пункте, как непрерывное педагогическое образование.
Непрерывное педагогическое
образование - это социально-педагогическая
система взаимосвязанных форм, этапов,
средств, способов подготовки учителя,
повышения его
В рамках непрерывного педагогического
образования выдвигаются и
I этап - допрофессионалъная подготовка;
II этап - профессиональное образование;
III этап - послевузовское образование.
I этап
Детские дошкольные учреждения, школы, гимназии, лицеи, педагогические классы
Допрофессиональная подготовка
II этап
Педучилища, педколледжи, пединституты, университеты, инженерно-педагогические факультеты
Основное профессиональное образование
III этап
Аспирантура, докторантура, ИПК, ФПК, курсовая сеть
Послевузовское образование
Рис. 1. Структура непрерывного педагогического образования
Особенностью образования является более сложная, чем у продуктов, структура потребления. В качестве потребителей результатов образовательного процесса (ОП) выступают как сами студенты, так и их семьи, компании, в которых они будут работать, и, наконец, общество и государство в целом, которые будут использовать их потенциал. В связи с этим качество образования можно определить как совокупность свойств и характеристик ОП, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности в знаниях и навыках отдельных граждан, предприятий, общества и государства.
Основные свойства и характеристики ОП, которые определяют его качество, приведены на рис. 1.
Основой концепции системы качества в вузе являются следующие положения.
1. Система качества обеспечивает
выполнение только тех задач,
которые может решить
2. Система качества —
корпоративная система, успех
ее создания и внедрения
3. Основная цель создания
системы — повышение
Согласно данному подходу важнейшим документом создаваемой системы качества становится стратегический план деятельности вуза — концепция развития образовательного учреждения. Данная концепция является многоуровневой и включает:
на верхнем уровне — концепцию развития вуза в целом и концепции развития основных направлений его деятельности (образовательной, научной и производственной);
на среднем уровне — концепции развития факультетов вуза, создаваемые на основе документов верхнего уровня и конкретизирующие цели и задачи развития на уровне факультетов;
на нижнем уровне — концепции развития подразделений университета (кафедр, служб, отделов), конкретизирующие цели и задачи их развития.
Непрерывное образование: гибкость и рост
Непрерывное образование: гибкость и рост
Институт образования в любом обществе конкретизирует себя в формах и видах образования. К формам образования следует относить очную — дневную и вечернюю, заочную форму обучения, а также семейное образование, самообразование и экстернат, а также начальное, среднее, высшее и поствысшее образование. Для каждой исторической эпохи и для каждого типа общества свойственны свои формы и виды образования. В сословном обществе существовали свои формы образования — придворное для дворян, университетское для буржуа, цеховые школы для ремесленников, церковно-приходские и монастырские школы для духовенства.
Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Его основные этапы:
1. обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, — детско-юношеское образование;
2. учебная деятельность
в период взрослой жизни,
Старинная пословица «век живи — век учись» обрела новый смысл. Прямой и буквальный.
Сегодня меняется сам смысл понятия «обучающийся», а не только содержание учебного плана. За рубежом традиционный тип студента — молодой человек не старше 25 лет, обучающийся стационарно, — уходит в прошлое. Уже сейчас в американском высшем образовании 43,5% всех студентов старше 25 лет и 45% только частично заняты учебой. Нынешние выпускники отдают себе отчет в том, что получение вузовского диплома не является гарантией безоблачного существования до самой пенсии. Важен не столько формальный диплом, сколько гибкость получаемых навыков — таких, как навыки организации времени, решения проблем, адаптивности.
Цели непрерывного профессионального
образования молодежи и взрослых
людей заключаются в развитии
самостоятельности, целеустремленности
и ответственности у
По данным исследований, в ряде регионов страны до 50% выпускников вузов и до 64% выпускников среднеспециальных учебных заведений меняют свою профессию сразу же после окончания учебного заведения. Огромное количество молодых людей вынуждены заново решать проблему организации своей профессиональной карьеры. В силу этих причин необходимо продвигать концепцию образования на протяжении всей жизни человека со всеми ее преимуществами — гибкостью, разнообразием и доступностью во времени и пространстве. Подобное образование, помимо адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, способности выносить суждения и предпринимать различные действия, должно позволить человеку понять самого себя и окружающую среду, содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе.
Непрерывное образование надо отличать от непрерывного обучения. Первое относится к социализации, второе — к воспитанию и обучению. Первое предполагает, что взрослый человек может много раз на протяжении своей жизни проходить переподготовку по любой профессии. Второе касается детей и продолжительности их пребывания в учебных заведениях разного типа. Непрерывное обучение означает, что ребенок, попав в коллектив в возрасте двух-трех лет, остается в нем вплоть до студенческой поры. В европейской гимназии дошкольные и школьные классы совмещены. Как правило, в таких школах существуют договоренности со столичными вузами о том, что выпускные экзамены приравниваются к вступительным.
Непрерывное образование
— это процесс роста
Система непрерывного образования распространена во всем мире. Она включает в себя все виды образования и воспитания,которые каждый человек получает от рождения до смерти. В мировой педагогике понятие «непрерывное образование» выражается рядом терминов, среди которых «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение», «перманентное образование» и др. К нему тесно примыкает «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, чередование образования с другими видами деятельности. Понятие «непрерывное профессиональное образование» можно отнести к личности, образовательным процессам (программам), организационным структурам. В ряде стран действуют региональные, национальные и международные центры, разрабатывающие проблематику и координирующие программы и информационный обмен по вопросам непрерывного образования (преимущественно в русле образования взрослых).
В проекте концепции модернизации
российского образования
1. переход к непрерывному
профессиональному образованию,
2. повышение качества
профессионального образования,
3. обеспечение инвестиционной
привлекательности образования,
4. реформа общего (среднего) образования.
Система непрерывного образования
в проекте состоит из трех основных
элементов: переход от системы управления
вузами к системе управления отдельными
программами с отказом от аккредитации
вузов в пользу аккредитации учебных
программ, введение так называемой
кредитно-модульной системы
При переходе к ней студенты начнут учиться не по единому учебному плану, а станут выбирать сами, какие предметы изучать. Определившись, они начнут набирать интересующие их кредиты (зачетные единицы) и модули (части образовательных программ), причем получат возможность делать это не в одном, как сейчас, а сразу в нескольких вузах. По завершении каждого такого курса студент получит сертификат, подтверждающий, что курс прослушан. Качество получаемых знаний будет подтверждаться аккредитацией каждого курса, а также системой проверок, организуемых независимыми центрами оценки качества образования.
Предполагается внедрять
систему непрерывного образования
поэтапно. В ближайшей перспективе
начнут с дополнительного образования.
Большую долю займет образование
по индивидуальным планам, учитывающим
психолого-физиологические, генетические
и другие качества человека. Непрерывное
образование органически
Информационные технологии, в том числе Интернет, помогают более успешно справиться с переходом учащихся к непрерывному образованию. Но прежде надо решить проблему непрерывного образования учителей информационным технологиям. В противном случае непонятно, чему учителя станут обучать своих подопечных. Профессионалам любого профиля необходимо постоянно повышать квалификацию, чтобы «быть в форме». А особенно это важно для тех, чья специальность — учить других.
Информация о работе Место и роль ВУЗА в системе непрерывного образования