Место и роль ВУЗА в системе непрерывного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:18, реферат

Описание

Теория постиндустриального общества сформировалась в результате
всестороннего анализа качественно новой ситуации, сложившейся в 60-е и 70-е
годы в развитых индустриальных странах. Именно на обнаружение характерных
черт рождающегося нового общества и были направлены усилия основоположников
теории.

Содержание

Сущность непрерывного образования……………………………………3

Основные принципы и задачи непрерывного образования……………..5

Структура непрерывного образования……………………………………7

Непрерывное педагогическое образование………………………………8

Работа состоит из  1 файл

Реферат по психологии.docx

— 34.93 Кб (Скачать документ)

 

Принцип непрерывности  образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования  и повышения квалификации, науки  и производства должны пересмотреть взгляд на роль и место образования  в жизни человека и общества. Необходимо преодолеть ориентацию на поверхностную  «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом. В содержании образования должны получить отражение проблемы развития общества, производства, науки, культуры. Образование должно быть устремлено в будущее. Прежний девиз «Знания на всю жизнь» уступает место новому - «Знания через всю жизнь».

 

Предложенная система  принципов непрерывного образования  не является исчерпывающей, со временем она будет дополнена с учетом потребностей, новых поворотов в  развитии образования.

 

Структура непрерывного образования

 

В структуре  непрерывного образования можно  выделить две подсистемы: основное и дополнительное образование. В  свою очередь, основное и дополнительное образование может быть общим  и профессиональным. Следовательно, получается четыре подсистемы образования: основное общее, основное профессиональное, дополнительное общее, дополнительное профессиональное. Данная структура, описанная  Пионовой Р.С. [5], представлена на рис.1.

 

ОСНОВНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ 

 

Профессиональное  

Профессиональное 

 

Докторантура  Аспирантура    

Повышение квалификации  

 

Магистратура  Бакалавриат    

Переподготовка  

 

Высшее      

 

 

Профессионально-техническое     

 

 

Среднее специальное     

 

 

 

Общее  

Общее 

 

Среднее    

Общекультурная  подготовка,

 

физкультура, спорт, туризм, искусство и т.д.  

 

Дошкольное      

 

 

 

 

 

 Рис. 1. Структура непрерывного образования

 

Отношения между  элементами подсистемы основного образования  строятся по принципу иерархии, каждое последующее звено дает образование  более высокого уровня. В подсистеме дополнительного образования звенья самостоятельны и независимы, существуют параллельно друг другу. Дополнительное образование не является образованием более высокого уровня по сравнению  с основным. В каждой из подсистем  имеются основные и дополнительные, основные и параллельные, государственные  и негосударственные учебные  заведения и повышения квалификации, учреждения культуры, спорта, туризма  и т.д.

 

Непрерывное педагогическое образование

 

Говоря о проблеме непрерывного образования, необходимо остановиться на таком важнейшем пункте, как  непрерывное педагогическое образование.

 

Непрерывное педагогическое образование - это социально-педагогическая система взаимосвязанных форм, этапов, средств, способов подготовки учителя, повышения его профессионального  мастерства, развития личностных качеств  и способностей в течение всей жизни.

 

В рамках непрерывного педагогического  образования выдвигаются и рассматриваются  три этапа (звена) профессионального  становления учителя, которые функционируют  в органическом единстве, образуя  следующую систему:

 

I этап - допрофессионалъная подготовка;

 

II этап - профессиональное  образование;

 

III этап - послевузовское  образование.

 

I этап 

Детские дошкольные учреждения, школы, гимназии, лицеи, педагогические классы 

 

Допрофессиональная подготовка  

 

 

II этап 

Педучилища, педколледжи, пединституты, университеты, инженерно-педагогические факультеты 

 

Основное профессиональное образование  

 

III этап  

 

Аспирантура, докторантура, ИПК, ФПК, курсовая сеть 

 

Послевузовское образование  

 

 

 

 

 

Рис. 1. Структура непрерывного педагогического образования

Особенностью образования  является более сложная, чем у  продуктов, структура потребления. В качестве потребителей результатов  образовательного процесса (ОП) выступают  как сами студенты, так и их семьи, компании, в которых они будут  работать, и, наконец, общество и государство в целом, которые будут использовать их потенциал. В связи с этим качество образования можно определить как совокупность свойств и характеристик ОП, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности в знаниях и навыках отдельных граждан, предприятий, общества и государства.

 

Основные свойства и характеристики ОП, которые определяют его качество, приведены на рис. 1.

 

Основой концепции системы  качества в вузе являются следующие  положения.

 

1. Система качества обеспечивает  выполнение только тех задач,  которые может решить эффективная  система управления. Она не панацея,  а одно из средств достижения  общей цели — повышения качества  образования.

 

2. Система качества —  корпоративная система, успех  ее создания и внедрения напрямую  зависит от вовлеченности всего  коллектива университета в данный  процесс.

 

3. Основная цель создания  системы — повышение эффективности  ОП, поэтому важнейшей задачей  является выбор критериев эффективности,  их измерение и доведение полученных  результатов до всех участников  процесса.

 

Согласно данному подходу  важнейшим документом создаваемой  системы качества становится стратегический план деятельности вуза — концепция  развития образовательного учреждения. Данная концепция является многоуровневой и включает:

 

на верхнем уровне —  концепцию развития вуза в целом  и концепции развития основных направлений  его деятельности (образовательной, научной и производственной);

 

на среднем уровне —  концепции развития факультетов  вуза, создаваемые на основе документов верхнего уровня и конкретизирующие цели и задачи развития на уровне факультетов;

 

на нижнем уровне — концепции  развития подразделений университета (кафедр, служб, отделов), конкретизирующие цели и задачи их развития.

Непрерывное образование: гибкость и рост

 

 

Непрерывное образование: гибкость и рост

 

Институт образования  в любом обществе конкретизирует себя в формах и видах образования. К формам образования следует  относить очную — дневную и  вечернюю, заочную форму обучения, а также семейное образование, самообразование  и экстернат, а также начальное, среднее, высшее и поствысшее образование. Для каждой исторической эпохи и для каждого типа общества свойственны свои формы и виды образования. В сословном обществе существовали свои формы образования — придворное для дворян, университетское для буржуа, цеховые школы для ремесленников, церковно-приходские и монастырские школы для духовенства.

 

Характерной чертой информационного  общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и  пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Его основные этапы:

 

1. обучение, воспитание и  развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, — детско-юношеское образование;

 

2. учебная деятельность  в период взрослой жизни, сочетаемая  с различными видами практической  деятельности, — образование взрослых.

 

Старинная пословица «век живи — век учись» обрела новый  смысл. Прямой и буквальный.

 

Сегодня меняется сам смысл  понятия «обучающийся», а не только содержание учебного плана. За рубежом  традиционный тип студента — молодой  человек не старше 25 лет, обучающийся  стационарно, — уходит в прошлое. Уже сейчас в американском высшем образовании 43,5% всех студентов старше 25 лет и 45% только частично заняты учебой. Нынешние выпускники отдают себе отчет в том, что получение вузовского диплома не является гарантией безоблачного существования до самой пенсии. Важен не столько формальный диплом, сколько гибкость получаемых навыков — таких, как навыки организации времени, решения проблем, адаптивности.

 

Цели непрерывного профессионального  образования молодежи и взрослых людей заключаются в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности у обучающихся, укреплении способности адаптироваться к преобразованиям, происходящим в  экономике, культуре общества в целом, а также в профессиональной жизни, т.е. возможности помочь человеку сориентироваться в мире профессий. По своему содержанию непрерывное образование представлено такими формами образования, как  непрерывное, пожизненное, начальное, дополнительное, последипломное, профессиональное и др.

 

По данным исследований, в ряде регионов страны до 50% выпускников  вузов и до 64% выпускников среднеспециальных учебных заведений меняют свою профессию сразу же после окончания учебного заведения. Огромное количество молодых людей вынуждены заново решать проблему организации своей профессиональной карьеры. В силу этих причин необходимо продвигать концепцию образования на протяжении всей жизни человека со всеми ее преимуществами — гибкостью, разнообразием и доступностью во времени и пространстве. Подобное образование, помимо адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, способности выносить суждения и предпринимать различные действия, должно позволить человеку понять самого себя и окружающую среду, содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе.

 

Непрерывное образование  надо отличать от непрерывного обучения. Первое относится к социализации, второе — к воспитанию и обучению. Первое предполагает, что взрослый человек может много раз на протяжении своей жизни проходить  переподготовку по любой профессии. Второе касается детей и продолжительности  их пребывания в учебных заведениях разного типа. Непрерывное обучение означает, что ребенок, попав в  коллектив в возрасте двух-трех лет, остается в нем вплоть до студенческой поры. В европейской гимназии дошкольные и школьные классы совмещены. Как  правило, в таких школах существуют договоренности со столичными вузами о том, что выпускные экзамены приравниваются к вступительным.

 

Непрерывное образование  — это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных  и общественных институтов и соответствующий  потребностям личности и общества. В него вовлечено множества образовательных  структур — основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных  и общественных, формальных и неформальных.

 

Система непрерывного образования  распространена во всем мире. Она включает в себя все виды образования и  воспитания,которые каждый человек получает от рождения до смерти. В мировой педагогике понятие «непрерывное образование» выражается рядом терминов, среди которых «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение», «перманентное образование» и др. К нему тесно примыкает «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, чередование образования с другими видами деятельности. Понятие «непрерывное профессиональное образование» можно отнести к личности, образовательным процессам (программам), организационным структурам. В ряде стран действуют региональные, национальные и международные центры, разрабатывающие проблематику и координирующие программы и информационный обмен по вопросам непрерывного образования (преимущественно в русле образования взрослых).

 

В проекте концепции модернизации российского образования обозначено четыре приоритетных направления:

 

1. переход к непрерывному  профессиональному образованию, 

 

2. повышение качества  профессионального образования, 

 

3. обеспечение инвестиционной  привлекательности образования, 

 

4. реформа общего (среднего) образования. 

 

Система непрерывного образования  в проекте состоит из трех основных элементов: переход от системы управления вузами к системе управления отдельными программами с отказом от аккредитации вузов в пользу аккредитации учебных  программ, введение так называемой кредитно-модульной системы образовательных  программ, создание независимых центров  оценки качества образования.

 

При переходе к ней студенты начнут учиться не по единому учебному плану, а станут выбирать сами, какие  предметы изучать. Определившись, они  начнут набирать интересующие их кредиты (зачетные единицы) и модули (части  образовательных программ), причем получат возможность делать это  не в одном, как сейчас, а сразу  в нескольких вузах. По завершении каждого  такого курса студент получит  сертификат, подтверждающий, что курс прослушан. Качество получаемых знаний будет подтверждаться аккредитацией  каждого курса, а также системой проверок, организуемых независимыми центрами оценки качества образования.

 

Предполагается внедрять систему непрерывного образования  поэтапно. В ближайшей перспективе  начнут с дополнительного образования. Большую долю займет образование  по индивидуальным планам, учитывающим  психолого-физиологические, генетические и другие качества человека. Непрерывное  образование органически сочетается с вариативностью образования, многообразием  типов образовательных учреждений, педагогических технологий и форм государственно-общественного  управления. Непрерывная система  образования предполагает такую  сеть связанных друг с другом учебно-воспитательных учреждений, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность  программ, способных удовлетворить  запросы и потребности населения.

 

Информационные технологии, в том числе Интернет, помогают более успешно справиться с переходом  учащихся к непрерывному образованию. Но прежде надо решить проблему непрерывного образования учителей информационным технологиям. В противном случае непонятно, чему учителя станут обучать  своих подопечных. Профессионалам любого профиля необходимо постоянно повышать квалификацию, чтобы «быть в форме». А особенно это важно для тех, чья специальность — учить других.

Информация о работе Место и роль ВУЗА в системе непрерывного образования