Методика обследования физической подготовленности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:17, доклад

Описание

В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Работа состоит из  1 файл

Реферат ДОУ.docx

— 44.74 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской федерации ГОУ ВПО

«Северо-восточный  федеральный университет им. М.К. Аммосова»

Института физической культуры и спорта 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Доклад

     Методика  обследования физической подготовленности детей дошкольного возраста 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Факультет ИФКиС

студент 4 курса

Группа  ТМФВ-07

Васильев  Вячеслав

 Валентинович  
 
 
 
 
 

Якутск 2010.

    Оценка  физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

    В общей системе образовательной  работы физическое воспитание детей  дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве  в результате целенаправленного  педагогического воздействия укрепляется  здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые  для всестороннего гармоничного развития личности.

    Одним из наиболее важных направлений деятельности старшего воспитателя является педагогический контроль над реализацией программы  физического воспитания на основе анализа  результатов диагностики физического  состояния воспитанников.  

    Программа комплексной оценки физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, позволяющих определить состояние  здоровья:

  • телосложение;
  • основные функциональные параметры;
  • развитие двигательной сферы.

    Комплексное изучение данных показателей позволяет  осуществлять целостный подход к  вопросу гармоничного физического  развития детей, исключая форсированное  или одностороннее развитие того или иного показателя. Многочисленные научно-практические исследования выявили тесную взаимосвязь между показателями физического развития, развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка.

    Базовые критерии оценки состояния здоровья детей

    Оценка  состояния здоровья детей основывается на четырех базовых критериях:

  • наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний;
  • уровень функционального состояния основных систем организма (сердечнососудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и мышечной системы и пр.);
  • степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
  • уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

    В ходе медицинского обследования определяются масса и длина тела, окружность грудной клетки, гармоничность телосложения, сила левой и правой кисти руки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), а  также артериальное давление (АД) и частота сердечных сокращений в покое (ЧСС). Измерения параметров состояния здоровья и физического развития и их оценка проводятся специалистами органов здравоохранения.

    Помимо  состояния здоровья, роста и весовых показателей и некоторых функциональных данных для наиболее полной характеристики физического состояния дошкольников важно определение их физической подготовленности. Уровень физической подготовленности отражает в первую очередь эффективность организации процесса физического воспитания в результате внедрения программ, здоровье сберегающих технологий и инноваций. Вопросу контроля над динамикой физической подготовленности детей старший воспитатель должен уделять в своей работе самое пристальное внимание.   

    Физическая  подготовленность детей характеризуется  совокупностью сформированных двигательных навыков и основных физических качеств.

    Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях – основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании), игровых, спортивных занятиях.

    Одно  и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные  силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при метании предметов.

    Физические  качества у детей проявляются  через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены  достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей  закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению  неправильных навыков выполнения движения.

    Для выполнения ряда движений детям дошкольного  возраста необходим определенный уровень  развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.

    Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии  организма, при благоприятном эмоциональном  фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или  при отрицательных эмоциях заметно  снижаются частота движений и  их скорость, двигательная реакция  замедляется, увеличивается число  неточных движений, особенно сложно координированных.

    Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей  развития у дошкольников моторной сферы, в т. ч. физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувствительных к внешним воздействиям периодов. Характерными для дошкольников считаются  также большая изменчивость пропорций  тела и неравномерность развития функциональных систем организма. Все  это диктует необходимость реализации строго соответствующих возможностям детей методов обучения и диагностики  развития двигательных навыков и  физических качеств.  

    К числу основных физических качеств  относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростно-силовые качества), ловкость, а также координационные способности.

    Гибкость определяет степень подвижности опорно-двигательного аппарата и имеет особое значение для здоровья. Способность выполнять повороты и круговые движения в суставах тела свидетельствует о хорошем физическом состоянии человека. Показателем гибкости служит наибольшая амплитуда движения.

    Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в максимально короткий отрезок времени. Она относится к числу консервативных, т. е. трудно развиваемых, качеств человека. Развитие быстроты во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству.

    Выносливость является одним из важнейших физических качеств человека, характеризующих его физическое состояние. Она тесно связана с уровнем развития системы организма и уровнем общей работоспособности. Это качество обеспечивает длительность выполнения работы без снижения ее интенсивности и эффективности. Различают два вида выносливости: общую и специальную. Общая выносливость – способность долго выполнять физическую работу с участием большинства мышечных групп. Специальная выносливость – способность долго выполнять физическую работу, направленную на определенную двигательную деятельность, с участием определенной группы мышц.

    Сила – взаимодействие психофизиологических процессов организма человека, позволяющих преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Качество силы выражается через совокупность силовых способностей. Различают собственно-силовые способности (статическая сила), которые проявляется при статической работе (мышцы при этом не изменяют свою длину), и скоростно-силовые способности.

    Важнейшим фактором, от которого в решающей мере зависят успешность обучения новым  двигательным действиям и совершенствование ранее разученных упражнений, является координация. Под координационными качествами понимается способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющихся условиях, выполнять движения точно и рационально.

    Ловкость – более общее по сравнению с координацией понятие. Это комплексное качество обеспечивает рациональное и быстрое выполнение движений в меняющихся условиях.

    Критерии  и методы оценки физической подготовленности детей

    Оценку  физической подготовленности следует  рассматривать не как единовременное мероприятие, а как целостный  процесс, органически сочетающий в  себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и  занятий по физической культуре, хронометраж  основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности.

    Текущие наблюдения проводятся воспитателем групп  и воспитателем по физической культуре под руководством старшего воспитателя. Важность наблюдений за двигательной деятельностью детей как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы объясняется тем, что они позволяют отметить разнообразие видов и способов выполнения движений, учитывать особенности эмоционально-мотивационной и познавательной сфер развития. Особенно важно наблюдение за детьми малоподвижными, замкнутыми, отстающими в физическом развитии, и, наоборот, за гиперактивными детьми, с повышенной возбудимостью. Этот анализ даст достаточно объективную информацию не только о двигательных умениях отдельных детей и группы в целом, но и о руководстве воспитателя процессом физического развития.

    Текущие педагогические наблюдения – это  лишь часть комплексной диагностики  физической подготовленности. Проведенный  анализ научно-методической литературы и обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста показывают, что в практике физического воспитания детей дошкольников широко используются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по результатам выполнения которых оцениваются различные стороны физической подготовленности детей от 4 до 7 лет.

    Быстрота определяется временем пробега отрезков дистанции 10 м с ходу (с), 30 м – с высокого старта, частотой движений.

    Об  уровне развития скоростно-силовых способностей у дошкольников судят по результатам прыжка с места (см), по длине и высоте прыжков с разбега (см), прыжка вверх с места (см); по приседанию за 20 с (количество раз); подъему туловища из положения лежа в течение 10 с (количество раз) и др.

    В практике работы с дошкольниками  для оценки общей выносливости, как правило, используются две группы двигательных заданий: преодоление разных по длительности дистанций (90-150 м) и функциональные пробы (20 приседаний за 30 с).

    Для определения силы применяют методику ручной динамометрии (кг); становой динамометрии (кг); подтягивание на перекладине (количество раз); бросок набивного мяча из-за головы, сидя ноги врозь (м); вис на согнутых руках (с, мин).

    Из  всех двигательных заданий, характеризующих  динамическую силу мышц брюшного пресса, наиболее предпочтительным для детей 4-7 лет считается поднимание туловища в сед из положения лежа на спине и обратно, руки скрещены на груди.

    Ловкость выявляется по времени челночного бега по прямой, выполняемого с двумя поворотами (общая дистанция – 30 м), и бега змейкой между предметами (дистанция бега–10м). Челночный бег – многоструктурное двигательное действие, и его результат опосредован в большей степени ловкостью.

    Для оценки гибкости используются тесты на наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке, поднимание туловища из положения лежа на спине и др. Двигательное задание на определение подвижности суставов не может являться интегральным показателем гибкости, так как подвижность в одном суставе не всегда относится с подвижностью в другом.

    Оценка  функции равновесия производится по выполнению разных заданий. Статическое равновесие можно определить по продолжительности стояния в пределах 3 мин в положении “носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на этой прямой линии, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед”. Фиксируются длительность стояния в секундах, а также некоторые качественные показатели выполнения задания: расположение ног, характер балансирования.

Информация о работе Методика обследования физической подготовленности детей дошкольного возраста