Методика обследования физической подготовленности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:17, доклад

Описание

В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Работа состоит из  1 файл

Реферат ДОУ.docx

— 44.74 Кб (Скачать документ)

    В связи с тем что у большинства детей отмечается слабость связочно-мышечного аппарата и возникает риск получения серьезной травмы, не рекомендуются использовать в качестве тестов “висы”, элементы акробатики (“мостик”, кувырки), перебрасывание друг другу утяжеленного мяча. Необходимо строго дозировать упражнения на силовую выносливость – подъем туловища в сед из положения лежа. Анализ состояния здоровья современных детей выявил, что многим детям не показан бег в максимальном темпе на длинные дистанции (на 90 м – до 5 лет, на 300 м – с 5 лет).

    Особое  внимание следует уделять детям  с повышенной возбудимостью и  двигательной расторможенностью. Такие  дошкольники нуждаются в постоянном контроле со стороны воспитателя  и медицинской сестры.

    Перед тестированием воспитателю желательно провести сбор дополнительной информации:

  • характер последнего заболевания (диагноз, продолжительность в днях, наличие выраженных осложнений);
  • параметры сна накануне (продолжительность, спокойный или тревожный);
  • настроение (хорошее, нормальное, бодрое, вялое, подавленное, раздражительное);
  • наличие у ребенка жалоб на плохое самочувствие.

    Обследование  следует выполнять не ранее 30 мин  после принятия пищи. Целесообразно  проводить тестирование в часы наибольшей биологической активности – с 9 до 13 ч, перед тестированием необходимо организовать небольшую разминку для  подготовки организма дошкольников к предстоящей мышечной нагрузке.

    Участок или физкультурный зал, где проводится тестирование детей, должен быть подготовлен (не иметь посторонних предметов; быть хорошо проветриваемым; стандартное, апробированное оборудование должно быть прочно закреплено, не иметь острых краев и т. д.).

    Обязательна страховка детей при выполнении двигательных заданий, особенно это  важно для беговых упражнений, прыжков, упражнений на выносливость.

    К выполнению двигательных тестов дети допускаются в соответствующей  спортивной форме, подобранной по сезону и удобной для занятий.

    Анализ  и обработка полученных данных тестирования

    Оценка  полученных результатов – сложная  задача. Старший воспитатель обязан владеть основными способами  правильного анализа исследуемых  показателей.

    При оценке двигательных умений и физических качеств используются количественные и качественные показатели.

    Первый, наиболее распространенный способ оценки физической подготовленности – это  сопоставление средних показателей  по группе с данными оценочных  таблиц по возрастно-половым показателям физической подготовленности детей, разработанных на основе стандартов, как правило, для определенного географического региона.

    В результате анализа принято выделять детей со средним, высоким и низким уровнем физической подготовленности. Уровень определяется по большинству  показателей, которые подпадают  под соответствующую градацию. Например, высокая физическая подготовленность предполагает большинство показателей  выше средних и отсутствие низкого  результата; наличие большинства  показателей ниже среднего свидетельствует  о низкой подготовленности.

    Необходимо  также выделить и качественные показатели, которые дают представление об уровне овладения техникой движений у детей. Критерии оценки качества подлежат переводу в определенную систему баллов, например 3 или 5балльную шкалу.

    Не  следует рассматривать данные оценочных  таблиц в качестве строгих нормативов (эталонов) и подгонять к ним  результаты анализа тестирования дошкольников. Сопоставительная норма характеризует  лишь место испытуемого среди  обследованных детей. Важнее проследить динамику индивидуальных показателей  развития каждого ребенка. В этой связи наиболее эффективным методом  оценки служит прирост показателей  двигательных навыков и физических качеств. Например, двигательное развитие ребенка оценивается по таблицам как высокое, однако существенных изменений  в результатах выполнения заданий  в течение года не произошло. И наоборот, у ребенка могут быть низкие показатели тестирования в сравнении со средними значениями при высоких темах личного роста результатов.

    Для оценки темпов прироста индивидуальных показателей физических качеств  в течение года можно использовать следующую шкалу:

  • до 8% – неудовлетворительно;
  • 8-10% – удовлетворительно;
  • 10-15% – хорошо;
  • свыше 15% – отлично (данные В.И. Усакова).

    Анализ  и оценка динамики норм индивидуального  продвижения очень важны для  своевременного внесения коррекций  в образовательный процесс с  целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода.

    Оценка  групповых показателей прироста включает средний результат по группе и коэффициент вариации. Если коэффициент  вариации уменьшается, то это положительная  тенденция в осуществлении индивидуального  подхода к каждому ребенку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение   

    Перечень  показателей развития двигательных навыков  и качеств детей 5–7 лет, рекомендованных  для оценки физической подготовленности в  образовательных  программах

    Образовательные программы           Показатели  развития (базовые  и дополнительные)      
    “Детство”, 1995 г.           Бег на 30 м.

    Прыжок  в длину с места.

    Прыжок  в длину с разбега.

    Прыжок  в высоту с разбега.

    Прыжок  вверх с места.

    Прыжок  в глубину (с поверхности выше уровня пола).

    Метание предметов весом 250, 80 г.

    Метание набивного мяча

    “Истоки”, 2001 г.           Основные  задания:

    Бег на 10 м с хода.

    Челночный бег (10 м ? 3).

    Подбрасывание и ловля мяча.

    Сохранение  статического равновесия.

    Наклоны вперед из положения стоя.

    Прыжок  в длину с места.

    Бросок  набивного мяча.

    Дополнительные  задания:

    Отбивание мяча от пола.

    Бег на 30 м со старта.

    Прыжок  вверх с места.

    Прыжок  в длину с разбега.

    Бросок  теннисного мяча ведущей рукой.

    Бег на выносливость, дистанция от 500-1500 м.

    Подъем  туловища из положения лежа на спине

    “Из детства – в отрочество”, 2002 г.            Бег на 10 м со старта, с ходу.

    Бег на 30 м со старта.

    Челночный бег (10 м ? 3).

    Бег трусцой со средней скоростью.

    Непрерывные подскоки.

    Прыжок  в длину с места и с разбега.

    Прыжок  в высоту с разбега.

    Метание на дальность.

    Метание в цель.

    Оценка  силы и выносливости мышц спины и  живота.

    Вис на согнутых руках на перекладине.

    Наклоны туловища из положения стоя

    “Примерная  общеобразовательная программа  воспитания, обучения и развития детей  раннего и дошкольного возраста”, 2004 г.           Сохранение  статического равновесия.

    Подбрасывание и ловля мяча двумя руками.

    Прыжок  в длину с места.

    Бег на 30 м.

    Бросание  теннисного мяча удобной рукой

    “Программа  воспитания и обучения в детском  саду”, 2005 г.            Прыжки  с высоты до 40 см.

    Прыжки  в длину с места, с разбега; в высоту с разбега; через скакалку.

    Перебрасывание  набивного мяча, бросок предметов  в вертикальную и горизонтальную цель.

    Метание правой и левой рукой в движущуюся цель.

    Плавание  произвольным способом на расстояние 15 м

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Тест 1

    Тесты общероссийской системы  мониторинга для  оценки физической подготовленности детей 4–7 лет в ДОУ

    Возраст, лет           Тестовые  упражнения (мальчики, девочки)      
    4-7 лет           Бег на 30 м с высокого старта.

    Бег на 90 м (до 5 лет), 300 м (с 5 лет).

    Подъем  туловища в сед за 30 с.

    Прыжок  в длину с места

 

   

    Тест 2

    Тесты системы мониторинга  для оценки физической подготовленности детей 4–7 лет в ДОУ г. Москвы

    Возраст, лет           Тестовые  упражнения (мальчики, девочки)      
    4-7 лет           Бег на 30 м (с).

    Прыжок  в длину с места.

    Подъем  туловища в сед из положения лежа за 3 с (количество раз).

    Бег на 90 м (с)

Информация о работе Методика обследования физической подготовленности детей дошкольного возраста