Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:17, доклад
В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
В связи с тем что у большинства детей отмечается слабость связочно-мышечного аппарата и возникает риск получения серьезной травмы, не рекомендуются использовать в качестве тестов “висы”, элементы акробатики (“мостик”, кувырки), перебрасывание друг другу утяжеленного мяча. Необходимо строго дозировать упражнения на силовую выносливость – подъем туловища в сед из положения лежа. Анализ состояния здоровья современных детей выявил, что многим детям не показан бег в максимальном темпе на длинные дистанции (на 90 м – до 5 лет, на 300 м – с 5 лет).
Особое
внимание следует уделять детям
с повышенной возбудимостью и
двигательной расторможенностью. Такие
дошкольники нуждаются в
Перед
тестированием воспитателю
Обследование следует выполнять не ранее 30 мин после принятия пищи. Целесообразно проводить тестирование в часы наибольшей биологической активности – с 9 до 13 ч, перед тестированием необходимо организовать небольшую разминку для подготовки организма дошкольников к предстоящей мышечной нагрузке.
Участок или физкультурный зал, где проводится тестирование детей, должен быть подготовлен (не иметь посторонних предметов; быть хорошо проветриваемым; стандартное, апробированное оборудование должно быть прочно закреплено, не иметь острых краев и т. д.).
Обязательна страховка детей при выполнении двигательных заданий, особенно это важно для беговых упражнений, прыжков, упражнений на выносливость.
К выполнению двигательных тестов дети допускаются в соответствующей спортивной форме, подобранной по сезону и удобной для занятий.
Анализ и обработка полученных данных тестирования
Оценка
полученных результатов – сложная
задача. Старший воспитатель обязан
владеть основными способами
правильного анализа
При оценке двигательных умений и физических качеств используются количественные и качественные показатели.
Первый,
наиболее распространенный способ оценки
физической подготовленности – это
сопоставление средних
В результате анализа принято выделять детей со средним, высоким и низким уровнем физической подготовленности. Уровень определяется по большинству показателей, которые подпадают под соответствующую градацию. Например, высокая физическая подготовленность предполагает большинство показателей выше средних и отсутствие низкого результата; наличие большинства показателей ниже среднего свидетельствует о низкой подготовленности.
Необходимо также выделить и качественные показатели, которые дают представление об уровне овладения техникой движений у детей. Критерии оценки качества подлежат переводу в определенную систему баллов, например 3 или 5балльную шкалу.
Не следует рассматривать данные оценочных таблиц в качестве строгих нормативов (эталонов) и подгонять к ним результаты анализа тестирования дошкольников. Сопоставительная норма характеризует лишь место испытуемого среди обследованных детей. Важнее проследить динамику индивидуальных показателей развития каждого ребенка. В этой связи наиболее эффективным методом оценки служит прирост показателей двигательных навыков и физических качеств. Например, двигательное развитие ребенка оценивается по таблицам как высокое, однако существенных изменений в результатах выполнения заданий в течение года не произошло. И наоборот, у ребенка могут быть низкие показатели тестирования в сравнении со средними значениями при высоких темах личного роста результатов.
Для оценки темпов прироста индивидуальных показателей физических качеств в течение года можно использовать следующую шкалу:
Анализ
и оценка динамики норм индивидуального
продвижения очень важны для
своевременного внесения коррекций
в образовательный процесс с
целью осуществления
Оценка
групповых показателей прироста
включает средний результат по группе
и коэффициент вариации. Если коэффициент
вариации уменьшается, то это положительная
тенденция в осуществлении
Приложение
Перечень показателей развития двигательных навыков и качеств детей 5–7 лет, рекомендованных для оценки физической подготовленности в образовательных программах
Образовательные программы | Показатели развития (базовые и дополнительные) |
“Детство”, 1995 г. | Бег
на 30 м.
Прыжок в длину с места. Прыжок в длину с разбега. Прыжок в высоту с разбега. Прыжок вверх с места. Прыжок в глубину (с поверхности выше уровня пола). Метание предметов весом 250, 80 г. Метание набивного мяча |
“Истоки”, 2001 г. | Основные
задания:
Бег на 10 м с хода. Челночный бег (10 м ? 3). Подбрасывание и ловля мяча. Сохранение статического равновесия. Наклоны вперед из положения стоя. Прыжок в длину с места. Бросок набивного мяча. Дополнительные задания: Отбивание мяча от пола. Бег на 30 м со старта. Прыжок вверх с места. Прыжок в длину с разбега. Бросок теннисного мяча ведущей рукой. Бег на выносливость, дистанция от 500-1500 м. Подъем туловища из положения лежа на спине |
“Из детства – в отрочество”, 2002 г. | Бег
на 10 м со старта, с ходу.
Бег на 30 м со старта. Челночный бег (10 м ? 3). Бег трусцой со средней скоростью. Непрерывные подскоки. Прыжок в длину с места и с разбега. Прыжок в высоту с разбега. Метание на дальность. Метание в цель. Оценка силы и выносливости мышц спины и живота. Вис на согнутых руках на перекладине. Наклоны туловища из положения стоя |
“Примерная
общеобразовательная программа
воспитания, обучения и развития детей
раннего и дошкольного |
Сохранение
статического равновесия.
Подбрасывание и ловля мяча двумя руками. Прыжок в длину с места. Бег на 30 м. Бросание теннисного мяча удобной рукой |
“Программа воспитания и обучения в детском саду”, 2005 г. | Прыжки
с высоты до 40 см.
Прыжки в длину с места, с разбега; в высоту с разбега; через скакалку. Перебрасывание набивного мяча, бросок предметов в вертикальную и горизонтальную цель. Метание правой и левой рукой в движущуюся цель. Плавание произвольным способом на расстояние 15 м |
Тест 1
Тесты общероссийской системы мониторинга для оценки физической подготовленности детей 4–7 лет в ДОУ
Возраст, лет | Тестовые упражнения (мальчики, девочки) |
4-7 лет | Бег
на 30 м с высокого старта.
Бег на 90 м (до 5 лет), 300 м (с 5 лет). Подъем туловища в сед за 30 с. Прыжок в длину с места |
Тест 2
Тесты системы мониторинга для оценки физической подготовленности детей 4–7 лет в ДОУ г. Москвы
Возраст, лет | Тестовые упражнения (мальчики, девочки) |
4-7 лет | Бег
на 30 м (с).
Прыжок в длину с места. Подъем туловища в сед из положения лежа за 3 с (количество раз). Бег на 90 м (с) |
Информация о работе Методика обследования физической подготовленности детей дошкольного возраста