Методика обследования физической подготовленности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:17, доклад

Описание

В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Работа состоит из  1 файл

Реферат ДОУ.docx

— 44.74 Кб (Скачать документ)

    Для оценки функции статического равновесия предлагаются и другие задания: удерживать позу, стоя на одной ноге; устоять  на носках с закрытыми глазами в течение 10сек. и др. Для оценки динамического равновесия используется ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).

    Во  многих образовательных программах для оценки физической подготовленности дошкольников содержится достаточно вариативная  система показателей развития двигательных навыков и основных физических качеств, которая может включать в себя как серию базовых, так и блок дополнительных параметров физической подготовленности. В приложении представлены показатели физического развития, предлагаемые в ряде утвержденных образовательных  программ для оценки физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

    Общероссийская  система  мониторинга

    В настоящее время в дошкольных учреждениях различных городов  России (Москва, Санкт-Петербург, Нальчик, Иркутск, Казань, Мурманск, Тула и др.) проводится оценка физической подготовленности детей по программе общероссийской системы мониторинга. Мониторинг представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно продолжительном отрезке времени. Как непрерывный процесс наблюдения за детьми, мониторинг позволяет фиксировать различные показатели физической подготовленности в определенные моменты, своевременно оценивать характер их изменений, осуществлять прогноз и предупреждать нежелательные тенденции в физическом развитии детей.

    В отличие от текущего педагогического  контроля система мониторинга имеет  четко заданный для всех типов  и видов образовательных учреждений единый набор тестовых упражнений и  форм отчетной документации, что позволяет  проводить массовое обследование дошкольников в определенные сроки.

    В таблице 1 приведены тесты общероссийской системы мониторинга в части, исполняемой воспитателями по физическому воспитанию.

    Учреждения  образования, участвующие в столичном  мониторинге, организуют тестирование дошкольников по программе, представленной в табл. 2.

    Отличительной особенностью мониторинга в учреждениях  дошкольного образования Москвы является полный переход на автоматизированные формы обработки и сдачи результатов  тестирования.

    Проведенный в начале 2006 г. анализ результатов  тестирования физической подготовленности детей в Москве показал, что среди  обследованных детей обоего пола (1858 человек) численность группы “риска”  на различных возрастных ступенях уменьшилась  до 24-20%.

    Наибольшие  затруднения при выполнении тестов выявлены у мальчиков и девочек  лишь в тесте “бег на 30 м” (быстрота, скорость). С этим тестом не справились соответственно 25% мальчиков и 22% девочек.

    Тестирование  уровня физической подготовленности детей

    Представляется, что наиболее объективными и интегральными  показателями уровня развития физической подготовленности детей являются количественные и качественные результаты выполнения определенных двигательных заданий:

  • прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно. Это самый популярный тест для исследования скоростно-силовых способностей мышц ног. Результаты выполнения прыжка обладают высокой информативностью, что делает его приемлемым для проведения массового обследования физической подготовленности детей дошкольного возраста;
  • бросок мяча весом 1 кг вдаль двумя руками из положения стоя. Выполнение этого движения из положения стоя связано с активным включением в работу группы крупных мышц туловища. Как показывает практика, выполнение теста вызывает затруднения у детей 4-5 лет, хотя 6-7летние дети в основном справляются с этим заданием без посторонней помощи;
  • бег по прямой с высокого старта на 30 м (для оценки быстроты);
  • бег змейкой между предметами, расположенными на расстоянии между собой в 1 м, общая дистанция бега – 10 м (для оценки ловкости);
  • сохранение статического равновесия, стоя на линии – пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги (от 15-20 с);
  • подбрасывание и ловля мяча двумя руками (15 раз, диаметр мяча 15-20 см);
  • метание вдаль мешочков с песком весом 150-200 г удобной рукой (5-8 м);
  • наклон вперед из положения сидя (5-7 см за линию пяток).

    В качестве дополнительных тестов можно  рекомендовать:

  • исследование мышечной силы правой и левой кисти;
  • непрерывный бег в медленном темпе в течение 3 мин;
  • подъем туловища в сед за 30 с (8-10 раз).

    Данные  тесты прошли широкую апробацию  в ДОУ различного вида; утверждены Министерством образования РФ; полностью  соответствуют анатомо-физиологическим особенностям дошкольников; имеют минимум медицинских противопоказаний; не требуют больших временных затрат; позволяют прослеживать динамику показателей, дают возможность сравнительного анализа результатов тестирования современных детей с данными прошлых лет.

    Алгоритм  тестирования  

    Для обеспечения объективности результатов  обследования необходимо знать определенную последовательность выполняемых действий по организации и проведению тестирования. Строгая регламентации процесса оптимизирует достижение основных задач диагностики, а именно:

  • определение исходного уровня двигательных умений и физических качеств каждого ребенка и группы в целом (“зоны ближайшего развития”);
  • изучение динамики состояния развития двигательных навыков и качеств детей;
  • разработка программы физкультурно-оздоровительных и коррекционных мероприятий.

    В соответствии с новыми санитарными  правилами для детского сада тестирование физической подготовленности детей  проводит  
инструктор по физической культуре. Методист или старший воспитатель должен контролировать его проведение. Воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации этой работы. Как правило, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.

    Для проведения в одной возрастной группе необходимо присутствие не менее двух человек (один педагог регистрирует результаты, другой – объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования.

    Организация и проведение программы тестирования невозможны без ряда согласований, в частности, с руководителем  образовательного учреждения. Целью  данного взаимодействия является составление  расписания обследования дошкольников по группам, уточнение списков, распределение  обязанностей педагогического коллектива и медицинского персонала (сопровождение  детей, регистрация результатов  и пр.).

    Необходимо  учитывать, что инструктор по физической культуре должен в совершенстве овладеть методикой тестирования до начала основного  обследования. Старшему воспитателю  целесообразно проверить степень  готовности педагога и в случае необходимости  провести консультации на эту тему.

    Для определения исходного уровня физической подготовленности детей оптимальным  считается период с 15 сентября по 15 октября. Для обследования динамики развития двигательных навыков тестирование следует проводить два раза в  год: в начале учебного года – в  сентябре, когда группа уже укомплектована полностью, и в конце года –  в апреле–мае.

    Тестирование  можно осуществлять как в рамках занятий по физической культуре, так  и в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий. Всем выполняемым упражнениям должна предшествовать разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения. Ребенку следует давать одну-две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В протоколы вносится лучший результат.

    Необходимые условия при выборе тестов для  оценки физических качеств:

  • доступность двигательных заданий для детей различного уровня физического развития;
  • соответствие тестов возрастным особенностям физического развития детей;
  • использование тех движений, которые не требуют предварительного обучения и которыми дети достаточно свободно владеют, например основные движения (бег, прыжки, метание, поскоки и др.);
  • простота методики проведения обследования (не требует больших затрат времени на освоение упражнений), отсутствие необходимости в сложной измерительной аппаратуре и специальном помещении для проведения тестирования;
  • соответствие двигательных заданий основополагающим критериям – надежности, объективности, информативности;
  • возможность использования приемов, позволяющих стимулировать проявление положительных эмоций и наглядно оценивать достигнутый результат;
  • повторяемость двигательных заданий для воспитанников разных возрастных групп, что позволяет проводить “сквозное” тестирование, отслеживая динамику показателей физической подготовленности каждого ребенка и детей от 4 до 7 лет;
  • использование тестовых упражнений в игровой форме, чтобы процедура диагностики была для детей интересной и увлекательной.

    Целесообразно разделить показатели физической подготовленности по половозрастным группам с указанием  возраста (месяц, год) и пола детей (мальчики и девочки).

    Для получения объективных данных первичное  и повторное обследования должны осуществляться в одинаковых условиях. Если скорость бега в первый раз  измерялась на участке, то вторичное  обследование бега проходит там же. Обследование происходит в утреннее время во время занятий по физической культуре и на прогулке.

    Необходимым требованием должны отвечать и условия, в которых выполняются обследования: наличие специального оборудования, ямы для прыжков, грунтовой дорожки  для бега.

    Обязательно следует четко соблюдать методику тестирования. Заранее отрабатывается единая методика подачи команд.

    Результат теста засчитывается, если ребенок  справился с заданием в соответствии с методикой.

    Во  время выполнения тестовых заданий  недопустимы комментарии и разбор ошибок детей со стороны педагогов. Они должны рассматриваться в  процессе обучения.

    Требования  по безопасности тестирования

    Необходимо  остановиться на требованиях по безопасности тестирования.

    Все тесты должны соответствовать возрастным особенностям детей с учетом их состояния  здоровья и развития. В ДОУ можно  использовать тесты, официально утвержденные не только органами образования, но и  здравоохранения. Нельзя допускать  автоматического переноса школьных методик в ДОУ. В полной мере должен действовать принцип “не навреди”.

    Тестирование  физической подготовленности детей  проводится по достижении ими 3 лет 6 месяцев. К обследованию допускаются дети, не имеющие противопоказаний к выполнению контрольных тестов по состоянию  здоровья (в соответствии с заключением  врача дошкольного образовательного учреждения). Дошкольники 2й медицинской группы освобождаются от тестов, которые им противопоказаны. При нарушенной функции зрения или при выраженной форме плоскостопия они могут быть освобождены, например, от бега на 30 м. Тест “прыжок в длину” для них допускается только на мягком покрытии (гимнастический мат, ковер). При пупочной грыже и грыже белой линии живота дети освобождаются от теста “подъем в сед” и т. п. Дошкольники 3й и 4-й медицинских групп и дети, имеющие врожденные пороки развития органов или систем, от тестирования по обязательной программе освобождаются полностью, в протоколе фиксируется только их медицинская группа или делается отметка “ЛФК”, если они занимаются по программе лечебной физической культуры.

    Тестирование  не проводится в течение месяца с  детьми, перенесшими острое заболевание, обострение хронического заболевания. Всю необходимую информацию о  состоянии здоровья детей медицинская  сестра предоставляет воспитателю  по физической культуре в начале учебного года.

Информация о работе Методика обследования физической подготовленности детей дошкольного возраста