Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:17, доклад
В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Для оценки функции статического равновесия предлагаются и другие задания: удерживать позу, стоя на одной ноге; устоять на носках с закрытыми глазами в течение 10сек. и др. Для оценки динамического равновесия используется ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).
Во многих образовательных программах для оценки физической подготовленности дошкольников содержится достаточно вариативная система показателей развития двигательных навыков и основных физических качеств, которая может включать в себя как серию базовых, так и блок дополнительных параметров физической подготовленности. В приложении представлены показатели физического развития, предлагаемые в ряде утвержденных образовательных программ для оценки физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
Общероссийская система мониторинга
В настоящее время в дошкольных учреждениях различных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Нальчик, Иркутск, Казань, Мурманск, Тула и др.) проводится оценка физической подготовленности детей по программе общероссийской системы мониторинга. Мониторинг представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно продолжительном отрезке времени. Как непрерывный процесс наблюдения за детьми, мониторинг позволяет фиксировать различные показатели физической подготовленности в определенные моменты, своевременно оценивать характер их изменений, осуществлять прогноз и предупреждать нежелательные тенденции в физическом развитии детей.
В
отличие от текущего педагогического
контроля система мониторинга имеет
четко заданный для всех типов
и видов образовательных
В таблице 1 приведены тесты общероссийской системы мониторинга в части, исполняемой воспитателями по физическому воспитанию.
Учреждения образования, участвующие в столичном мониторинге, организуют тестирование дошкольников по программе, представленной в табл. 2.
Отличительной
особенностью мониторинга в учреждениях
дошкольного образования Москвы
является полный переход на автоматизированные
формы обработки и сдачи
Проведенный в начале 2006 г. анализ результатов тестирования физической подготовленности детей в Москве показал, что среди обследованных детей обоего пола (1858 человек) численность группы “риска” на различных возрастных ступенях уменьшилась до 24-20%.
Наибольшие затруднения при выполнении тестов выявлены у мальчиков и девочек лишь в тесте “бег на 30 м” (быстрота, скорость). С этим тестом не справились соответственно 25% мальчиков и 22% девочек.
Тестирование уровня физической подготовленности детей
Представляется, что наиболее объективными и интегральными показателями уровня развития физической подготовленности детей являются количественные и качественные результаты выполнения определенных двигательных заданий:
В качестве дополнительных тестов можно рекомендовать:
Данные
тесты прошли широкую апробацию
в ДОУ различного вида; утверждены
Министерством образования РФ; полностью
соответствуют анатомо-
Алгоритм
тестирования
Для
обеспечения объективности
В
соответствии с новыми санитарными
правилами для детского сада тестирование
физической подготовленности детей
проводит
инструктор по физической культуре. Методист
или старший воспитатель должен контролировать
его проведение. Воспитатели групп оказывают
необходимую помощь в организации этой
работы. Как правило, медицинская сестра
осуществляет наблюдение за состоянием
детей, их реакцией на выполнение двигательного
задания.
Для проведения в одной возрастной группе необходимо присутствие не менее двух человек (один педагог регистрирует результаты, другой – объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования.
Организация и проведение программы тестирования невозможны без ряда согласований, в частности, с руководителем образовательного учреждения. Целью данного взаимодействия является составление расписания обследования дошкольников по группам, уточнение списков, распределение обязанностей педагогического коллектива и медицинского персонала (сопровождение детей, регистрация результатов и пр.).
Необходимо
учитывать, что инструктор по физической
культуре должен в совершенстве овладеть
методикой тестирования до начала основного
обследования. Старшему воспитателю
целесообразно проверить
Для определения исходного уровня физической подготовленности детей оптимальным считается период с 15 сентября по 15 октября. Для обследования динамики развития двигательных навыков тестирование следует проводить два раза в год: в начале учебного года – в сентябре, когда группа уже укомплектована полностью, и в конце года – в апреле–мае.
Тестирование можно осуществлять как в рамках занятий по физической культуре, так и в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий. Всем выполняемым упражнениям должна предшествовать разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения. Ребенку следует давать одну-две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В протоколы вносится лучший результат.
Необходимые условия при выборе тестов для оценки физических качеств:
Целесообразно разделить показатели физической подготовленности по половозрастным группам с указанием возраста (месяц, год) и пола детей (мальчики и девочки).
Для получения объективных данных первичное и повторное обследования должны осуществляться в одинаковых условиях. Если скорость бега в первый раз измерялась на участке, то вторичное обследование бега проходит там же. Обследование происходит в утреннее время во время занятий по физической культуре и на прогулке.
Необходимым
требованием должны отвечать и условия,
в которых выполняются
Обязательно
следует четко соблюдать
Результат теста засчитывается, если ребенок справился с заданием в соответствии с методикой.
Во
время выполнения тестовых заданий
недопустимы комментарии и
Требования по безопасности тестирования
Необходимо остановиться на требованиях по безопасности тестирования.
Все тесты должны соответствовать возрастным особенностям детей с учетом их состояния здоровья и развития. В ДОУ можно использовать тесты, официально утвержденные не только органами образования, но и здравоохранения. Нельзя допускать автоматического переноса школьных методик в ДОУ. В полной мере должен действовать принцип “не навреди”.
Тестирование
физической подготовленности детей
проводится по достижении ими 3 лет 6 месяцев.
К обследованию допускаются дети,
не имеющие противопоказаний к выполнению
контрольных тестов по состоянию
здоровья (в соответствии с заключением
врача дошкольного
Тестирование не проводится в течение месяца с детьми, перенесшими острое заболевание, обострение хронического заболевания. Всю необходимую информацию о состоянии здоровья детей медицинская сестра предоставляет воспитателю по физической культуре в начале учебного года.
Информация о работе Методика обследования физической подготовленности детей дошкольного возраста