Методика обучения чтению на английском языке в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание

Цель – обобщение и анализ имеющихся методических данных, касающихся обучения иноязычному чтению.

Работа состоит из  1 файл

курсовуха по инглишу-готовая).docx

— 52.12 Кб (Скачать документ)

        Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом “изучения” при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения,  - повторным перечитыванием частей текста, иногда с отчетливым произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путем анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

       Хотя  изучающее чтение и разворачивается  в неспешном темпе, следует  указать на его примерный нижний  предел, который по данным С.К.Фоломкиной, составляет 50 – 60 слов в минуту.

       Для  этого вида чтения подбираются  тексты, имеющие познавательную  ценность, информативную значимость  и представляющие наибольшую 

трудность для данного  этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.9

        Поисковое чтение ориентировано на чтение, например, газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико – смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

         Овладение технологией чтения  осуществляется в результате  выполнения предтекстовых, текстовых  и послетекстовых заданий.

         Предтекстовые задания направлены  на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку “стратегии понимания”. В них учитываются лексико – грамматические, структурно – смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.

        В  текстовых заданиях обучаемым  предлагаются коммуникативные установки,  в которых содержатся указания  на вид чтения (изучающее, ознакомительное,  просмотровое, поисковое), скорость  и необходимость решения определенных  познавательно – коммуникативных  задач в процессе чтения.

        Обучаемые  выполняют ряд упражнений с  текстом, обеспечивающих формирование  соответствующих конкретному   виду чтения навыков и умений.

        Послетекстовые  задания предназначены для проверки  понимания прочитанного, для контроля  за степенью сформированности  умений чтения.        Что касается последовательности  видов чтения, то в практике  обучения используются два варианта:

а) ознакомительное –  изучающее – просмотровое – поисковое;

б) изучающее – ознакомительное  – просмотровое – поисковое.

Последний вариант представляется более эффективным, так как в  большей степени подготавливает все другие виды чтения.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Методика обучения чтению на английском языке в средней школе.

2.1 Современные технологии  обучения чтению.

Обучение изучающему чтению.

Задачи, которые  читающий решает в процессе изучающего чтения, условно можно разделить  на три основные группы, соответствующие  характеру переработки информации (степени полноты, точности и глубины):

1) восприятие языковых средств и их точное понимание в тексте;

2) извлечение полной фактической информации, содержащейся в тексте;

3) осмысление  извлеченной информации. Решение  данных задач осуществляется  на предтекстовом, текстовом и  послетекстовом этапах работы с учебным текстом.11

Предтекстовый этап.

Упражнения на соотнесение  значения слова с темой (ситуацией, контекстом).

1. Заполните  пропуски в предложении, одним из указанных слов: ...

2. Найдите  и замените слова в предложении,  которые не подходят по смыслу.

3. Выполните перевод предложений на родной язык.

Упражнения  на расширение лексического запаса.

1. Укажите  модели, по которым образованы  следующие производные слова, определите значение этих слов: beginning, Spanish, independence, lucky

2. Прочтите  ряд слов с одним аффиксом. Установите, от какой основы они образованы. Обратите внимание на значение, которое придает данный аффикс: plantation, settlement, officer, Spanish.

3. Сравните  способы образования указанных  слов, назовите части речи, к которым эти слова относятся.

4. Выберите  из текста слова общего корня  (интернационализмы) и определите  их значение.

Упражнения на опознавание  и дифференциацию грамматических явлений.

Выберите  из приведенных предложений те, которые содержат страдательный залог (придаточные предложения времени, сложное дополнение и т. д.). Объясните, по каким признакам вы установили грамматическую форму.

Упражнения  на выделение в предложениях ключевых слов.

1. Прочтите  предложения. Выразите ту же  мысль по-другому.

2. Укажите,  каким членом предложения   является слово: определением (дополнением,  обстоятельством).

3. В каждом  предложении (абзаце) подчеркните  ключевое слово (предложение).

4. Подчеркните  в предложениях слова, которые  могут быть опущены без ущерба  для смысла. Прочитайте предложения вслух сначала полностью, а затем — пропуская выделенные слова. Сравните их и скажите, сохранился ли смысл предложения.

Упражнения на прогнозирование  содержания читаемого.

1. Прочтите  заглавие и скажите, о чем  (ком) будет идти речь в данном  тексте.

2. Прочтите  первые предложения абзацев и  назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

3. Прочтите  последний абзац текста и скажите,  какое содержание может предшествовать  данному выводу.

4. Восстановите  текст из данных в произвольном  порядке и пронумерованных абзацев.  Скажите, в какой последовательности  следует расположить абзацы, чтобы  получился логически связный  текст.

Текстовый этап.

 Упражнения на деление  текстового материала на смысловые  части.

1. Прочтите  текст, разделите его на смысловые  части, подберите названия к  каждой из них.

2. Прочтите  текст и выделите основные  темы повествования.

3. Прочтите  текст. Найдите в нем предложения,  выражающие основные положения  текста, и предложения, детализирующие основные положения.

Упражнения на выделение  смысловых опор в тексте.

1. Прочтите (повторно) ... абзацы текста, найдите  в них ключевые предложения.

2. Прочтите (повторно) ... абзацы, сформулируйте их основную мысль.

3. Прочтите  вслух все глаголы, передающие динамику повествования.

4. Выберите  из данного абзаца прилагательные  и наречия, которые служат для  описания ....

Послетекстовый этап.

Упражнения на проверку понимания  фактического содержания текста.

1.Опираясь  на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя  предлагаемые варианты.

2. Используя  материал текста, ответьте на  вопросы.

3. Прочтите  план текста и скажите, достаточно  ли полно он передает содержание  текста.

4. Расположите  предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте.

5. Прочтите  вслух предложения, которые поясняют название рассказа.

Упражнения  для обучения интерпретации текста.

1. Объясните,  как вы понимаете утверждение  в тексте о том, что… . Скажите,  разделяете ли вы, эту точку  зрения.

2. Просмотрите  текст, выделите предложения или  абзацы, характеризующие (время действия, эпоху).

3. Скажите,  опираясь на характеристику персонажа в тексте, что в его внешности вызывает у вас симпатию (антипатию) и почему.

4. Найдите  в тексте следствия, вытекающие  из ....

Упражнения на определение  познавательной ценности прочитанного.

1. Прочтите про себя  текст и выделите то новое,  что вы узнали из него.

2.Прокомментируйте часть  текста, которая вам показалась  наиболее интересной.

3.Скажите, каким образом  вы можете использовать информацию, содержащуюся в тексте, при работе по специальности.12

Обучение ознакомительному чтению.

     Упражнения для обучения ознакомительному  чтению целесообразно строить на элементах текста (абзацах) и на целых текстах. Отработка того или иного умения на элементах текста позволяет сократить время работы и выполнить большее количество обучающих упражнений.

В самом общем  плане алгоритм обучения ознакомительному чтению может быть представлен следующим образом:

1. Прочтите  заголовок текста и постарайтесь  определить его основную тему.

2. Читайте  абзац за абзацем, отмечая в  каждом предложения, несущие главную  информацию, и предложения, в которых содержится дополняющая, второстепенная информация.

3.Определите  степень важности абзацев, отметьте  абзацы, которые содержат более  важную информацию, и абзацы, которые содержат второстепенную по значению информацию.

4. Обобщите  информацию, выраженную в абзацах, в смысловое (единое) целое.

Предтекстовый этап.

Упражнения на понимание  лексико-тематической основы текста.

1. Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.

2. Прочитайте  текст и выпишите ключевые  слова и словосочетания, составляющие  тематическую основу текста.

3. Прочитайте  текст и найдите в нем повторяющиеся слова, которые составляют тематическую основу текста.

4. Ознакомьтесь  с новыми словами и словосочетаниями. Не читая текст, скажите, о чем может идти в нем речь.

5. По схеме,  состоящей из ключевых слов, догадайтесь о содержании текста и попробуйте его озаглавить. Во время чтения текста подчеркните слова, представленные на схеме.

Упражнения  на понимание предложений, содержащих незнакомые слова.

1. Прочтите  предложения и постарайтесь понять  их смысл, не обращая внимания  на определения (обстоятельства  времени, образа действия, места), выраженные незнакомыми словами.

2. Прочтите  абзац и постарайтесь понять  его, не обращая внимания на  незнакомые слова.

3. Сократите  предложения (абзацы) текста, оставляя  лишь слова, несущие основную  смысловую нагрузку.

4. Прочтите  абзац (текст) и постарайтесь  понять его без словаря.

Упражнения на прогнозирование  содержания текста.

1. Скажите,  о чем, судя по заглавию, рисункам, графикам и концовке, может идти  речь в данном тексте. Прочтите  текст, найдите подтверждение  или опровержение вашему предположению.

2. Внимательно  посмотрите на фотографию (рисунок). Используя этот ориентир, попытайтесь догадаться, о чем пойдет речь в тексте.

3. Прочтите  текст до указанного места.  Скажите, как, по вашему мнению, завершились события. Прочитайте текст до конца, чтобы выяснить, правы ли вы.

4. Прочтите  отмеченные преподавателем абзацы  текста. Скажите, какие события  (явления) описаны в тексте. Прочтите  весь текст, скажите, правильным  ли оказалось ваше предположение.

Текстовый этап.

Упражнения  на выделение смысловых вех в  тексте и понимание единичных  фактов.

1. Прочтите  первый абзац текста и найдите  в нем предложение, содержащее  основную (главную) информацию.

2. Прочтите  заглавие и первый (последний)  абзац текста и скажите, о чем идет речь в тексте.

3. В ... абзаце  найдите предложение, несущее  главную информацию и информацию, детализирующую главную.

Упражнения на установление смысловой связи между единичными фактами текста.

1.Расположите  следующие предложения текста  в логической последовательности  и пронумеруйте их по порядку.

2.Прочтите  текст и скажите, на сколько  частей можно условно разделить  его, чему посвящена каждая отдельная часть (введение, постановка проблемы, пути ее решения, выводы и т. д.).

Информация о работе Методика обучения чтению на английском языке в средней школе