Методика обучения работе в среде MS Excel в профильных экономических классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:24, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – разработать или предложить методику обучения работе с электронными таблицами и диаграммами Excel.
Задачи работы:
организовать цели и задачи профильного обучения в школе;
содержание профильного экономического обучения;
система методов обучения;
анализ подходов к обучению обработки электронных таблиц;
методика обучения работе с электронными таблицами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАССАХ 5
1.1. Организация профильного обучения в школе 5
1.2. Концепция экономического образования в школе 13
Глава 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ В СРЕДЕ MS EXCEL В ПРОФИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАССАХ 20
2.1. Освоение среды табличного процессора MS Excel 20
2.2. Построение диаграмм средствами MS Excel. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

    Правительственным документом определяется, что главная  стратегическая линия развития общего среднего образования состоит в  его адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям - в части содержания образования, во внутреннем устройстве школы, в ее организационно-экономическом механизме, в управлении. Необходимые условия реализации этой линии: личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса; многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ; эффективная поддержка инновационных мероприятий и активное участие общества в образовательной деятельности, в развитии образования.

    Стратегия прямо говорит, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

    Изменения, происходящие в образовании, согласование его целей с кардинально изменяющимися социально-экономическими условиями жизни объективно способствуют формированию инновационных подходов к отбору содержания и реализации адекватных образовательных программ различного уровня и направленности.

    Сказанное в полной мере относится к обоим  составляющим общего образования – фундаментальной и технологической, главной целью, которой является формирование у каждого школьника знаний и умений, необходимых в самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

    Новые возможности для изучения предметов  на повышенном уровне и технологической  подготовки открывают классы профильного  обучения.

    Наряду  со сложившимися естественнонаучными  и классическими гуманитарными профилями обучения в течение последнего десятилетия распространение получили классы экономической ориентации.

    Их  особенность заключается в том, что цели профильного обучения школьников в этой области определяются не только и не столько фактором последующего продолжения образования в Вузах или Сузах по ныне весьма престижным специальностям, но и общественно осознаваемой важностью формирования у молодого поколения повышенного уровня экономической культуры.

    Объектом  исследования является профильное обучение экономике в старших школе.

    Предметом исследования является обучение обработки школьниками информации в рамках профильного экономического образования.

    Цель  курсовой работы – разработать или предложить методику обучения работе с электронными таблицами и диаграммами Excel.

    Задачи  работы:

    • организовать цели и задачи профильного обучения в школе;
    • содержание профильного экономического обучения;
    • система методов обучения;
    • анализ подходов к обучению обработки электронных таблиц;
    • методика обучения работе с электронными таблицами

    Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, 4 параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

    Во  введении определены объект, предмет, цель и задачи курсовой работы.

    В первой главе «Содержание обучения в профильных экономических классах» рассматривается эффективность обучения в узкоспециализированных классах, концепция экономического образования и методики обучения классов с экономическим уклоном.

    Во  второй главе «Методика обучения работе в среде MS Excel в профильных экономических классах» обосновывается выбор методики, на основе которой предлагаются планы уроков по теме «Освоение табличного процессора MS Excel» и «Построение диаграмм средствами MS Excel».

    В заключении приведены краткие выводы, отражающие результаты решения поставленных задач.

    Список  использованной литературы содержит 16 источников.

    В приложении находятся планы уроков, дидактические материалы, контрольные и проверочные материалы, которые записаны на цифровом носителе (CD-RW)

Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАССАХ

1.1. Организация профильного обучения в школе

    В этом разделе мы рассмотрим проблему специализации в школе. Вещь, которая волнует многих, у кого дети, внуки или самих, кто учится в школе. Итак, специализация. Трудовая, политехническая, общеобразовательная школа, дающая весь объем знаний, который в идеале, может быть, когда-то был способен позволить человеку или продолжать образование, или работать по какой-то специальности, требующей среднего образования, - это прошлое, иллюзия или это возможная реальность, без глубокой специализации?

    Профильное  обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов.

    Профильное  обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

    Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России. Его цель - развитие индивидуального подхода к интересам и способностям учащихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Старшеклассники будут выбирать предметы и курсы в соответствии с системой профилей, существующей в школе (физико-математических, технических, химико-биологических, гуманитарных и др.).

    Суть  концепции "профильного обучения" заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант  обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвердило несколько вариантов учебных планов для преподавания в профильных классах: естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, технологический, а также вариант непрофильного обучения - универсальный профиль. Однако, все предлагаемые министерством учебные планы - примерные, и администрация школы может менять их по своему усмотрению. По словам специалистов, в школах, начавших внедрение профильного образования, уже возникло более 12 различных профилей: например, педагогический, медицинский, аграрный и другие. Профильное образование дает возможность углубленно изучать не один предмет, а несколько. Например, естественнонаучный профиль предполагает углубленное изучение физики, химии и биологии, а гуманитарный - литературы, русского и иностранных языков. Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель - самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

      Основными задачами профильного обучения в  старших школах является:

  • дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.
  • выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.
  • сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.
  • развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.
  • выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.
  • сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Организация системы профильного обучения обычно такова:

  • предпрофильные девятые классы
  • профильные старшие классы.

     В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная - "научить учиться", профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах - заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения.  
Старшая профильная ступень обучения в любой школе, в зависимости от ее возможностей и выбора, может состоять из классов следующих видов:

  • профильных классов, функционирующих в системе "школа-вуз".
  • профильных классов, использующих специально разработанные учебные планы.
  • классов углубленного изучения профильных предметов.

С точки  зрения гарантированного поступления  в высшие учебные заведения предпочтительнее всего, конечно, классы типа "школа-вуз". В таких классах не только усиливаются  профильные дисциплины школьной программы, но и читаются дополнительные курсы преподавателями вуза, с которыми у школы налажено сотрудничество. Кроме того, старшеклассники проходят практику на базе данного вуза. Состыковка деятельности школьных учителей и преподавателей вуза - также важное преимущество данного варианта обучения. Но не все школы, особенно в регионах, имеют возможность так тесно контактировать с высшими учебными заведениями. А что касается сельских школ, то их возможности вообще обычно ограничиваются классами углубленного изучения профильных предметов.  
Отсюда вытекает и ряд проблем организации профильного обучения в российских школах. Это, прежде всего: отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения; невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп; сложности организации профильного обучения в школе с 1-2-мя классами в параллели.

    На  актуальность введения профильного  обучения указывают следующие обстоятельства:

  1. Профилизации обучения в старших классах соответствует структура образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников;
  2. К 16–17 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности

    По  данным Центра социологических исследований Министерства образования РФ, примерно 70-75% учащихся в 9-ом классе определяются с выбором возможной сферы будущей профессии. Почти 74% старшеклассников и студентов считают, что учение в 9-11 классах по профилю необходимо.

    Спектр  образовательных услуг в городе широк и удовлетворяет разнообразные потребности старшеклассников. Вместе с тем, существуют и проблемы, которые необходимо решать совместными усилиями всех заинтересованных сторон: управления образования, педагогов, школьников и их родителей.

    Государством  была проведена презентация форм работы управления образования по организации профильного обучения. В планах - обсудить варианты создания корпоративной сети школ, которая обеспечит реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся.

    Смысл новой системы состоит в том, чтобы снизить учебную нагрузку и дать подросткам возможность более эффективно готовиться к поступлению в вуз. Часть предметов - русский язык, литература, история, иностранный язык, математика, обществоведение, естествознание, физическая культура - остаются обязательными. Относительно прочих дисциплин школьник сам будет решать, какие изучать углубленно, а какие - поверхностно. Тем, кто не хочет выбирать, оставят привычную систему обучения - "универсальный профиль".

    Профильное  обучение должно залатать "дыру" между школой и вузом. Не секрет, что абитуриенту, поступающему на исторический или физический факультет, не хватает знаний из школьного учебника. Ему приходится идти на вузовские курсы или нанимать репетитора. Новая система даст школьникам возможность изучать то, что им действительно интересно и необходимо, в рамках учебного заведения среднего образования.

    Специализация школ - явление для нашей страны не новое. С советских времен работают так называемые спецшколы - математические, биологические, химические, с углубленным изучением иностранных языков. Существуют школы со старшими классами разных специализаций: филологической, физико-математической, биологической. Существует также и две другие модели.

Информация о работе Методика обучения работе в среде MS Excel в профильных экономических классах