Методика обучения работе в среде MS Excel в профильных экономических классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:24, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – разработать или предложить методику обучения работе с электронными таблицами и диаграммами Excel.
Задачи работы:
организовать цели и задачи профильного обучения в школе;
содержание профильного экономического обучения;
система методов обучения;
анализ подходов к обучению обработки электронных таблиц;
методика обучения работе с электронными таблицами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАССАХ 5
1.1. Организация профильного обучения в школе 5
1.2. Концепция экономического образования в школе 13
Глава 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ В СРЕДЕ MS EXCEL В ПРОФИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАССАХ 20
2.1. Освоение среды табличного процессора MS Excel 20
2.2. Построение диаграмм средствами MS Excel. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

    Вызов Мастера диаграмм.

    Для того чтобы вызвать Мастер диаграмм, следует в первую очередь выделить любую ячейку таблицы, содержащую исходные данные диаграммы, которую необходимо построить. После этого в меню Вставка нужно выбрать команду Диаграмма или нажать на кнопку Мастер диаграмм на Панели инструментов Стандартная.

    В результате появится первое окно Мастера диаграмм.

    После запуска Мастера диаграмм на экране появляется первое диалоговое окно. С помощью четырех диалоговых окон Мастера диаграмм соберет всю информацию, необходимую для построения диаграммы.

    Шаг 1: выбор типа диаграммы.

    Если  таблица уже содержит данные, то на первом шаге нужно выбрать тип диаграммы. Это окно содержит две вкладки: Стандартные, Нестандартные. К последним относятся типы диаграмм, которые пользователь может создавать сам, настраивая встроенные диаграммы, а также смешанные диаграммы. К смешанным диаграммам относятся, например, гистограмма с графиком, гистограммы с областями и график с двумя осями значений.

    Для того, чтобы выбрать один из стандартных  типов диаграмм, следует во вкладке  Стандартные в группе Тип указать  нужную вам диаграмму. В группе Вид можно выбрать один из предлагаемых вариантов изображения диаграммы данного типа.

    Если  вы хотите посмотреть увидеть, какая  диаграмма у вас получается, то следует нажать на кнопку Просмотр результата. Если построенная диаграмма вас устраивает, то следует нажать кнопку Готово. Для продолжения построения диаграммы следует нажать на кнопку Далее>. В результате вы попадете во втрое диалоговое окно Мастера диаграмм.

    Шаг 2: задание исходных данных диаграммы.

    Во  втором окне Мастера диаграмм указываться, какие данные использовать при построении диаграммы. Это окно содержит две вкладки: Диапазон данных и Ряд.

    Если  перед запуском Мастера диаграмм была выделена одна ячейка, то в поле Диапазон будет указан адрес всех заполненных ячеек столбца, который содержит выделенную ячейку. Если перед запуском Мастера диаграмм был выделен интервал ячеек, то в поле Диапазон будет указан адрес выделенного интервала.

    Во  вкладке Ряд содержатся адреса и  названия рядов данных (то есть строк  вашей таблицы), которые при желании можно изменить. Если исходная таблица не содержала названий строк и столбцов, то Excel присвоит каждому ряду стандартное имя: первой строке – Ряд 1, второй – Ряд 2 и т.д. Чтобы изменить стандартное имя следует в поле Имя ввести нужный вам текст.

    В том случае, когда исходная таблица  содержала заголовки строк или  столбцов, в поле Имя отображается ссылка на ячейку, в которой содержится это имя.

    Для перехода в следующее окно Мастера  диаграмм нужно нажать на кнопку Далее>.

    Шаг 3: задание параметров диаграммы.

    Третье  окно содержит шесть вкладок, в которых  содержатся команды, позволяющие задавать характеристики осей, название диаграмм, заголовки для осей, легенду, названия меток на осях, подписи значений на осях и т.д.

    На  этом шаге вы можете подобрать, как лучше будет выглядеть диаграмма. Например, в некоторых случаях можно убрать одну из осей диаграммы. Для этого во вкладке Оси следует отменить галочку для одной из осей.

    Во  вкладке Заголовки можно задать заголовок диаграммы. Текст заголовка  можно перемещать, редактировать, форматировать после создания диаграммы.

    Во  вкладке Подписи данных Мастер диаграмм может присоединять к маркерам данных различные надписи. Например, в секторах круговых диаграмм можно добавить надписи долей (в процентах).

    Вкладка Таблица данных позволяет добавить к диаграмме таблицу значений, которые использовались при построении диаграммы.

    Во  вкладке Легенда можно размесить  в нужном месте диаграммы легенду. Легенда – это обозначение  различными цветами колонок, соответствующих различным столбцам таблицы.

    Шаг 4: размещение диаграммы.

    В последнем окне Мастера диаграмм можно выбрать, поместить ли диаграмму в рабочий лист или создать ее на отдельном листе.

    IV. Закрепление. Практическая работа.

    Учащиеся  получают задание на инструкционных картах. Им необходимо построить по полученным данным диаграммы и проанализировать их.(задание см. в приложении 3)

    V. Итоги урока.

1 2 3
4 5 6
7 8 9

    Итог  урока подводится в виде игры “Крестики-нолики”. Класс делится на две группы “Крестики” и “Нолики”. Каждая группа выбирает номер клеточки и получает вопрос с этим номером. Если ответ верный группа ставит в эту клетку либо крестик, либо нолик. Если ответ неверный право хода передается второй команде. Побеждает команда, которая первой поставить три крестика или нолика в линию.

    Вопросы командам:

    1. Дать определение электронных  таблиц;

    2. В чем заключается особенность  электронных таблиц?

    3. Где применяются электронные  таблицы?

    4. Что такое диаграмма?

    5. Что необходимо для построения  диаграммы

    6. Адресация ячеек в электронных таблицах.

    7. Что такое диапазон ячеек?

    8. Способы выделения: 

  • строки;
  • столбца;

    9. Способы выделения диапазона ячеек;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Информационные технологии приобретают всё большее влияние на нашу жизнь. Нарастание потока информации, приводящее к ее удвоению каждые несколько лет, делает в ряде случаев, невозможным решение различных задач без широкого использования вычислительной техники.

     Остановив выбор на Microsoft Excel, мы начали активно внедрять его в учебный процесс, поскольку знание этого табличного процессора значительно облегчит жизнь школьникам в дальнейшем, ведь в 21 веке никак не обойтись без решения различных числовых задач, подсчёта финансовых документов, автоматизированных расчётов, вывода графиков и составления отчётов. Использование Microsoft Excel гарантировано научит создавать любую отчётную финансовую и экономическую документацию, проводить обработку, анализ данных и принимать на этой основе оптимальное решение. Excel помогает правильно обращаться с данными. Как из бескрайнего потока информации отбросить шелуху и оставить только ту, которая существенна для принятия решения? Как проанализировать информацию и представить её в наиболее презентабельном виде? Всё это под силу тому, кто умеет правильно обращаться с Microsoft Excel.

    Благодаря сводной таблице могут легко  организовать свою работу будущие бухгалтера, экономисты, финансисты, так как эти таблицы очень удобны в применении.

    В данной курсовой работе ставились цели раскрытия профильного образования с экономическим уклоном, рассмотрение организации профильного обучения в школе.

    Таким образом, поставленные цели и задачи курсовой работы решены.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Дубина  А., Орлова С., Шубина И., Хромов А. Excel для  экономистов и менеджеров. Экономические  расчёты и оптимизационное моделирование в среде Excel. – СПб.: Питер, 2004. – 295 с.: ил.
    2. Гарнаев А. Использование MS Excel и VBA в экономике и финансах. – Санкт-Петербург, BHV, 2001. – 336 с.
    3. Магера Т. Толерантное сознание в молодежной среде // Песс-Релиз. 2000. № 3.
    4. Мицкевич А. Школьное экономическое образование: что сделано и что делается /краткий очерк// Росс.эконом.журнал.2003. № 1.
    5. Пинский А.А. Правительственная стратегия реформирования школы. М.: Стратегия, 2003.
    6. Полякова В.А. Сасова И.А. Непрерывное экономическое образование //Педагогика. 2004. № 4.
    7. Овчаренко Е.К., Ильина О.П., Балыбердин Е.В. Финансово-экономические расчеты в Excel. Издание 2-е, дополненное - М.: Информационно-издательский дом "ФИЛИНЪ",2008.-184с.
    8. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
    9. Райзберг В. Экономике учить и учиться // Народное образование. 2002. № 9-10.
    10. Романова Н.И. Углубленное изучение экономики в школе // Школа и производство. 2003. № 5.
    11. Соболева О.Н., Корчагин И.Я., Мадатова А.М., Морозов О.И. Информатика. Табличный процессор Excel 2000. - Новосибирск: НГТУ, 2001.
    12. Макарова, Н.В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий / Н.В. Макарова, И.Н. Кузнецова, Г.С. Николайчук, Ю.Н. Нилова, Ю.Ф. Титова. - СПб.: Питер, 2008. – 430 с.: ил.
    13. Макарова, Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс Практикум по информационным технологиям/ Н. В. Макарова. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.
    14. Лавренов С.М. Excel. Сборник примеров и задач. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 336 с.: ил.
    15. Шутикова, М.И. Изучение социальных аспектов информатики в школе и вузе [Текст]: монография / М.И. Шутикова. – Омск: изд-во Омского экономич. ин-та, 2007.
    16. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии [Текст]: учебник для 10–11 кл. / Н.Д. Угринович. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
    17. Левченко, И.В. Программа и справочно-методические материалы для педагогической практики по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и университетов / Правительство Москвы. Департамент образования. Моск. гор. пед. ун-т. Мат. фак. Каф. информатики и прикл. мат.; И.В. Левченко, О.Ю. Заславская, Л.М. Дергачева. – М.: МГПУ, 2006.
    18. Власков, Г.А. Электронные таблицы Excel. Основы работы [Текст]: методическое указание по курсу «Информатика». Ч. 3 / Г.А. Власков. – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2002.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Информация о работе Методика обучения работе в среде MS Excel в профильных экономических классах