Методика обучения работе в среде MS Excel в профильных экономических классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:24, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – разработать или предложить методику обучения работе с электронными таблицами и диаграммами Excel.
Задачи работы:
организовать цели и задачи профильного обучения в школе;
содержание профильного экономического обучения;
система методов обучения;
анализ подходов к обучению обработки электронных таблиц;
методика обучения работе с электронными таблицами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАССАХ 5
1.1. Организация профильного обучения в школе 5
1.2. Концепция экономического образования в школе 13
Глава 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ В СРЕДЕ MS EXCEL В ПРОФИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАССАХ 20
2.1. Освоение среды табличного процессора MS Excel 20
2.2. Построение диаграмм средствами MS Excel. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

    Основные  целевые группы социально-экономической  направленности

  • Преподаватели дополнительного образования и  учителя.
  • Учащиеся и студенты.
  • Администраторы образовательного процесса.
  • Разработчики экономической и социальной политики.
  • Родительская общественность.
  • Попечители.
  • Спонсоры.
  • Администрация муниципального образования.
  • Граждане, интересующиеся образовательными вопросами.

    Учебные и учебно-методические материалы:

  • учебные программы;
  • учебно-методические материалы;
  • вспомогательные материалы;
  • учебные задания;
  • база проверочных тестов;
  • модельные курсы и материалы для дистанционного образования;
  • сетевые образовательные программы.

    Интерактивные и новостные рубрики:

  • консультации on-line;
  • форумы, дискуссии;
  • ленты профессиональных новостей.

    Мультимедийное обеспечение и тестовые системы

    Excel предназначен для использования в финансовой сфере, в научных расчетах, инженерно-конструкторской деятельности и т.д.

    Благодаря сводной таблице могут легко  организовать свою работу бухгалтера, экономисты, финансисты, так как эти таблицы очень удобны в применении.

Глава 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ В СРЕДЕ MS EXCEL В ПРОФИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАССАХ

2.1. Освоение среды табличного процессора MS Excel

    Таблица 1.

    Поурочно-тематическое планирование

Вид урока Тема урока
Теория       Общая характеристика табличного процессора
Практика Создание и  редактирование табличного документа
Теория Представление о формуле и правилах её записи в электронной таблице
Практика Вычисление  по формулам
Практика Использование в формулах встроенных функций
Практика Вычисления  с использованием в формулах абсолютных, относительных и смешанных ссылок
Теория Логические  функции
Практика Использование в вычислениях логических функций
Практика Выполнение  расчетов в среде электронных  таблиц
Практика Форматирование  табличного документа
Теория Объектный подход к диаграмме
Практика Создание и  настройка диаграмм
Практика Построение  графиков функций
Контроль Контрольное занятие  по теме «Технология работы в среде табличного процессора»

    Итого 14 часов 

    Цели  обучения:

    • сформировать представление о возможностях среды табличного процессора;
    • показать основные технологические приемы создания, редактирования и форматирования документов в среде табличного процессора;
    • сформировать умение автоматизировать вычисления в табличном документе.

    По  итогам занятия учащиеся должны знать:

    • назначение и возможности среды табличного процессора;
    • основные объекты табличного документа;
    • типы данных электронной таблицы;
    • основные технологические приемы работы в среде табличного процессора;
    • понятие ссылки, назначение относительных и абсолютных ссылок;
    • правила записи формулы и функции;
    • правило изменения ссылок в формулах при копировании;
    • типы диаграмм и их объекты.

    Учащиеся  должны уметь:

    • создавать, редактировать и форматировать табличный документ;
    • выполнять вычисления по формулам;
    • использовать в формулах относительные и абсолютные ссылки;
    • использовать в формулах встроенные функции;
    • использовать в формулах логические функции;
    • создавать и редактировать диаграммы.

    Ключевые  понятия:

    • табличный процессор;
    • объекты табличного документа;
    • электронная таблица и её объекты (ячейка, строка, столбец, диапазон ячеек);
    • диаграмма и её объекты;
    • типы данных и формат данных;
    • ссылка, относительная и абсолютная ссылка.
 

    Многие  расчеты выполняются в табличной форме, особенно в области делопроизводства: многочисленные расчетные ведомости, особенно в области диаграммы, сметы расходов и т.п.

    Использование математических формул в электронных  таблицах позволяет представить  взаимосвязь между различными параметрами некоторой реальной системы.

Электронные таблицы используются в качестве баз данных.

2.2. Построение диаграмм средствами MS Excel.

    Цели  урока:

  • Рассмотреть понятие деловой графики и основные виды диаграмм.
  • Познакомить учащихся этапами построения диаграмм.
  • Формировать умения и навыки построения диаграмм с помощью графических средств табличного процессора.
  • Развивать познавательные и исследовательские способности учащихся.
  • Формировать информационную культуру.

    Тип урока: - урок изучения нового материала.

    Оборудование  урока:

  • Компьютер;
  • Мультимедийный проектор;
  • Пакет программ MS Office;
  • Инструкционные карты;

    Ход урока

    I. Организационный  момент.

    - Наш сегодняшний урок мне хочется  начать словами В.Г.Белинского:

    “Человек  страшится только того, чего не знает; знанием побеждается всякий страх”.

    - Объявление темы и целей урока.

    II. Актуализация опорных  знаний.

    Фронтальный опрос учащихся по теме “Электронные таблицы”

    Определение электронных таблиц.

    В чем заключается особенность  электронных таблиц?

    Где применяются электронные таблицы?

    Основной  элемент электронных таблиц?

    Адресация ячеек в электронных таблицах?

    Что такое диапазон ячеек?

    Способы выделения:

  • диапазона ячеек;
  • строки;
  • столбца;
  • нескольких диапазонов?

    III. Изложение нового материала.

    Учитель:

    - Практически во всех современных  табличных процессорах имеются  встроенные средства деловой  графики. Для этого существует  графический режим работы табличного процессора. В графическом режиме можно строить диаграммы различных типов, что придает наглядность числовым зависимостям.

    - Диаграмма – это средство наглядного  графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

    - При графической обработке числовой  информации с помощью графического процессора следует:

    а) выделить необходимый диапазон данных, по которым будет строиться диаграмма; 
б) выбрать наиболее подходящий тип диаграммы.

    - Сегодня на уроке мы рассмотрим  диаграммы 5 различных типов. На  самом деле их гораздо больше, но эти – самые распространенные. С этими типами мы познакомимся, прослушав сообщения своих товарищей.

    (Учащиеся  выступают с короткими сообщениями  по типам диаграмм. Выступление сопровождается презентацией).

    Сообщение 1.

    “Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%). Круговая диаграмма не всегда обеспечивает необходимую наглядность представления информации. Во-первых, на одном круге может оказаться слишком много секторов. Во-вторых, все сектора могут быть примерно одинакового размера. Вместе эти две причины делают круговую диаграмму малополезной”.

    Сообщение 2.

    “Столбчатая диаграмма служит для сравнения  нескольких величин в нескольких точках. Столбчатые диаграммы (как и следует из названия) состоят из столбиков. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. Каждый столбик привязан к некоторой опорной точке. В нашем случае опорная точка будет соответствовать одному дню недели.”

    Сообщение 3.

    “Теперь рассмотрим более сложную задачу, в которой требуется несколько раз сравнить несколько величин. Построим столбчатую диаграмму, на которой будут отображены данные сразу о всех трех продавцах. По-прежнему высота столбца будет символизировать количество газет. По-прежнему у нас будет 7 опорных точек — по одной для каждого дня недели. Разница с предыдущей диаграммой будет в том, что теперь в каждой опорной точке будут стоять не один столбик, а три — по одному для каждого продавца. Все столбики одного продавца будут закрашены одинаково”.

    Сообщение 4.

    “Линейная диаграмма служит для того, чтобы  проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной  точки к другой. Построение линейной диаграммы аналогично построению столбчатой. Но вместо столбиков просто отмечается их высота (точками, черточками, крестиками — неважно) и полученные отметки соединяются прямыми линиями (диаграмма — линейная). Вместо разной штриховки (закраски) столбиков используются разные отметки (ромбики, треугольники, крестики и т.д.), разная толщина и типы линий (сплошная, пунктирная и пр.), разный цвет”.

    Сообщение 5.

    “Ярусная  диаграмма позволяет наглядно сравнить суммы нескольких величин в нескольких точках, и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму.

    Порядок построения ярусной диаграммы очень напоминает порядок построения диаграммы столбчатой. Разница в том, что столбики в ярусной диаграмме ставятся не рядом друг с другом, а один на другой. Соответственно меняются правила расчета вертикального и горизонтального размера диаграммы. Вертикальный размер будет определяться не наибольшей величиной, а наибольшей суммой величин. Зато количество столбиков всегда будет равняться количеству опорных точек: в каждой опорной точке всегда будет стоять ровно один многоярусный столбик”.

    Сообщение 6.

    “Областная  диаграмма (диаграмма площадей) —  гибрид ярусной диаграммы с линейной. Позволяет одновременно проследить изменение каждой из нескольких величин и изменение их суммы в нескольких точках. Диаграмма площадей отличается от линейной диаграммы тем же, чем ярусная диаграмма отличается от столбчатой. При построении ярусной диаграммы каждый следующий столбик откладывается не от горизонтальной оси, а от предыдущего столбика. То же самое происходит и при построении диаграммы площадей. Но вместо построения столбиков (как это было в ярусной диаграмме) отмечается их высота, а потом эти отметки соединяются линиями (как это было в линейной диаграмме). Отдельные столбики здесь сливаются, образуя непрерывные области. Отсюда и название — диаграмма областей или диаграмма площадей. Каждая область соответствует какой-то одной величине, для указания на которую используется различная штриховка (раскраска). Раньше ярусами располагались столбики, теперь — линии (и очерченные ими площади)”.

    Учитель:

    - Электронные таблицы Excel позволяют строить диаграммы различных типов. Построение диаграмм осуществляется с помощью специальной подпрограммы, которая называется Мастер диаграмм.

Информация о работе Методика обучения работе в среде MS Excel в профильных экономических классах