Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:03, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – изучить методику подготовки к обучению грамоте и методику ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Методика подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте…5
1.1.Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи……………………………………………………………………..5
1.2.Задачи и содержание методики подготовки к обучению грамоте……….7
1.3.Методика организации игр и упражнений по подготовке к обучению грамоте……………………………………………………………………………10
2.Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста…………………………………………………………...........................14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

метод.разв..docx

— 48.59 Кб (Скачать документ)

Тематика контрольных  работ по дисциплине «Методика развития речи с практикумом по логопедии».

Для специальностей 050704 «Дошкольное  образование» 2 часть

 

 

Вариант 1

 

1. Методика подготовки  детей дошкольного возраста к  обучению грамоте.

 

2. Методика ознакомления  с художественной литературой  детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Содержание 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Методика подготовки  детей дошкольного возраста к  обучению грамоте…5

1.1.Подготовка и обучение  грамоте в системе работы детского  сада по развитию речи……………………………………………………………………..5

1.2.Задачи и содержание  методики подготовки к обучению  грамоте……….7

1.3.Методика организации  игр и упражнений по подготовке  к обучению грамоте……………………………………………………………………………10

2.Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста…………………………………………………………...........................14

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Хорошая речь - важнейшее  условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему  высказать свои мысли, тем шири его  возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и  полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое  лежит в основе. Все мы когда-то были детьми и вспоминая свое детство как беззаботное время тогда я никогда не задумывалась о том, что моя речь с помощью которой я общалась с окружающими могла бы быть неправильной. И только перейдя в школу я поняла, после замечаний учителей конечно, что эта речь к которой я привыкла, была не совсем правильной. Конечно, я не задумывалась о данной проблеме в те годы, но сейчас я понимаю, на сколько важно уделять внимание этой проблеме именно в дошкольном возрасте, чтобы потом будучи уже школьником ребенок смог хорошо освоиться в школьном процессе.

Формирование правильного произношение у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.1 Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.

Методика развития речи у  детей дает ответы на многие вопросы: как учить, чему учить и почему именно так. Она тесно взаимосвязана  с другими методиками, так как речь – это одно из самых важных средств развития ребенка.2 Процесс развития речи проходит под руководством взрослых. При этом огромную роль играет вовлеченность ребенка в процесс обучения. Поэтому родителям, а также педагогам, важно стимулировать речевую деятельность ребенка не только в результате повседневного общения, но и в процессе специального обучения.

Цель данной работы – изучить методику подготовки к обучению грамоте и методику ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    • Рассмотреть подготовку и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи;
    • Охарактеризовать задачи и содержание  методики подготовки к обучению грамоте;
    • Изучить методику организации игр и упражнений по подготовке к обучению грамоте;
    • Ознакомиться с методикой  ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методика подготовки  детей дошкольного возраста к обучению грамоте

 

1.1.Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи

 

По наблюдениям психологов и педагогов дети дошкольного  возраста рано начинают проявлять интерес  к учению. Даже если в детском  саду и в семье детей не учат читать, некоторые из них все же овладевают чтением, узнают отдельные  буквы. Обучаясь самостоятельно, дети нередко начинают читать по буквам, а не по слогам. Так называемое побуквенное  чтение крайне нежелательно. Оно затрудняет понимание прочитанного, замедляет  темп чтения, ведет к ошибкам на письме.3

В настоящее время «Программа воспитания в детском саду» предусматривает  подготовительную работу к усвоению грамоты, не связанную с заучиванием  букв алфавита.4

Идея обучения детей грамоте  в детском саду возникла давно. Психологами  и педагогами проводилась в этом направлении большая экспериментальная  работа.

На основе исследований таких  ученых, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова, методистов дошкольного воспитания Е. И. Тихеевой и Ю. И. Фаусек, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне возможно. В 1956—1959 гг. известный советский методист А. И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.5

Однако пока детские сады не будут в состоянии охватить своей сетью каждого дошкольника, пока они не будут располагать  высококвалифицированными специалистами, владеющими научной методикой обучения детей грамоте, вряд ли целесообразно  ставить эту задачу.

При существующих условиях обучение грамоте является прямой обязанностью школы. Но детский сад должен взять  на себя определенную работу по подготовке детей к школе. В связи с  этим воспитателям детских садов  нужно знать, чему учат детей в  школе и как подготовить воспитанников  детских садов к успешному  усвоению программы начальной школы.

Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

 

 

 

1.2.Задачи и содержание методики подготовки

к обучению грамоте

 

Проблема обучения грамоте  в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось  обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.

Вместе с тем психологические  и педагогические исследования (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Е. И. Тихеева, Ю. И. Фаусек, Р. Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. 6Во второй половине 50-х гг. под руководством А. П. Усовой и А. И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.

К началу 70-х гг. в программе  осталась только подготовка к обучению грамоте. Вместе с тем все это  время не прекращались исследования по разработке методики для дошкольников. Коллективом научных сотрудников  НИИ дошкольного воспитания АПН (Л. Е. Журова, Н. С. Баренцева, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) была создана методика обучения чтению детей 5 – 6 лет на основе системы Д. Б. Эльконина.

Чтобы научиться читать и  писать, ребенок должен понять, что  речь рождается из слов, он должен усвоить  звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.

Огромное внимание учитель  на занятиях по обучению грамоте уделяет  практическому изучению детьми звуков речи и способов их буквенного обозначения. Дети постепенно запоминают изображения  букв, соединяя каждое из них с определенным звуком, учатся соединять их в слова  и соотносить слова и предложения  письменной речи с соответствующими словами и фразами устной речи. Обучение грамоте осуществляется в  теснейшей связи с работой  по развитию речи, по уяснению детьми смысла слова и его звукослоговой структуры.

Под развитием речи понимается работа над произношением, словом, предложением и связной речью. Занятия по обучению грамоте, таким образом, связываются  с занятиями по изучению родного  языка. Конкретные восприятия и представления  детей являются основой для формирования у них правильных понятий и  умений выражать свои впечатления и  мысли в речи.7

Исследования позволили  установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают (Н. С. Варенцова). А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству (Н. В. Дурова).8

Результаты этих исследований нашли отражение в «Типовой программе  воспитания и обучения в детском саду».

Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.

Так, уже во второй младшей  группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами  «слово», «звук».

В средней группе детей  продолжают знакомить с терминами  «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять  эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки  в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).

У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить  первый звук в слове, называть слова  с заданным звуком. Учат выделять голосом  звук в слове: произносить заданный звук протяжно (рррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

В старшей группе учат: производить  анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно  употреблять соответствующие термины.

В подготовительной к школе  группе завершается работа по овладению  основами грамоты. Здесь предусматривается  обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться  читать со скоростью 30 – 40 слов в мин, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего.9

Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется  ознакомлению со звуковым строением  слова, формированию действий звукового  анализа и последующему обучению началам грамоты.

 

1.3.Методика организации игр и упражнений по подготовке к обучению грамоте

 

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

«Хлопни, если услышишь в слове звук А»

Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.

Ход

Взрослый. Я назову цепочку  слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.

Рекомендации. Произносите  слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука А.

«Три слова»

Цель. Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.

Ход

Взрослый. Я назову три  слова, а ты назови звук, который  встречается в каждом слове: утка, уши, узел.

Информация о работе Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста