Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:03, контрольная работа
Цель данной работы – изучить методику подготовки к обучению грамоте и методику ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Методика подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте…5
1.1.Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи……………………………………………………………………..5
1.2.Задачи и содержание методики подготовки к обучению грамоте……….7
1.3.Методика организации игр и упражнений по подготовке к обучению грамоте……………………………………………………………………………10
2.Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста…………………………………………………………...........................14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...20
Тематика контрольных работ по дисциплине «Методика развития речи с практикумом по логопедии».
Для специальностей 050704 «Дошкольное образование» 2 часть
Вариант 1
1. Методика подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
2. Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………
1. Методика подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте…5
1.1.Подготовка и обучение
грамоте в системе работы
1.2.Задачи и содержание
методики подготовки к
1.3.Методика организации
игр и упражнений по
2.Методика ознакомления с художественной
литературой детей дошкольного возраста…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Хорошая речь - важнейшее
условие всестороннего
Формирование правильного произношение у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.1 Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.
Методика развития речи у детей дает ответы на многие вопросы: как учить, чему учить и почему именно так. Она тесно взаимосвязана с другими методиками, так как речь – это одно из самых важных средств развития ребенка.2 Процесс развития речи проходит под руководством взрослых. При этом огромную роль играет вовлеченность ребенка в процесс обучения. Поэтому родителям, а также педагогам, важно стимулировать речевую деятельность ребенка не только в результате повседневного общения, но и в процессе специального обучения.
Цель данной работы – изучить методику подготовки к обучению грамоте и методику ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Методика подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте
1.1.Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи
По наблюдениям психологов и педагогов дети дошкольного возраста рано начинают проявлять интерес к учению. Даже если в детском саду и в семье детей не учат читать, некоторые из них все же овладевают чтением, узнают отдельные буквы. Обучаясь самостоятельно, дети нередко начинают читать по буквам, а не по слогам. Так называемое побуквенное чтение крайне нежелательно. Оно затрудняет понимание прочитанного, замедляет темп чтения, ведет к ошибкам на письме.3
В настоящее время «Программа
воспитания в детском саду»
Идея обучения детей грамоте
в детском саду возникла давно. Психологами
и педагогами проводилась в этом
направлении большая
На основе исследований таких ученых, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова, методистов дошкольного воспитания Е. И. Тихеевой и Ю. И. Фаусек, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне возможно. В 1956—1959 гг. известный советский методист А. И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.5
Однако пока детские сады
не будут в состоянии охватить
своей сетью каждого
При существующих условиях
обучение грамоте является прямой обязанностью
школы. Но детский сад должен взять
на себя определенную работу по подготовке
детей к школе. В связи с
этим воспитателям детских садов
нужно знать, чему учат детей в
школе и как подготовить
Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
1.2.Задачи и содержание методики подготовки
к обучению грамоте
Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.
Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Е. И. Тихеева, Ю. И. Фаусек, Р. Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. 6Во второй половине 50-х гг. под руководством А. П. Усовой и А. И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.
К началу 70-х гг. в программе
осталась только подготовка к обучению
грамоте. Вместе с тем все это
время не прекращались исследования
по разработке методики для дошкольников.
Коллективом научных
Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен понять, что речь рождается из слов, он должен усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
Огромное внимание учитель на занятиях по обучению грамоте уделяет практическому изучению детьми звуков речи и способов их буквенного обозначения. Дети постепенно запоминают изображения букв, соединяя каждое из них с определенным звуком, учатся соединять их в слова и соотносить слова и предложения письменной речи с соответствующими словами и фразами устной речи. Обучение грамоте осуществляется в теснейшей связи с работой по развитию речи, по уяснению детьми смысла слова и его звукослоговой структуры.
Под развитием речи понимается работа над произношением, словом, предложением и связной речью. Занятия по обучению грамоте, таким образом, связываются с занятиями по изучению родного языка. Конкретные восприятия и представления детей являются основой для формирования у них правильных понятий и умений выражать свои впечатления и мысли в речи.7
Исследования позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают (Н. С. Варенцова). А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству (Н. В. Дурова).8
Результаты этих исследований нашли отражение в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду».
Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.
Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».
В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).
У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (рррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
В старшей группе учат: производить
анализ слов различной звуковой структуры;
выделять словесное ударение и определять
его место в структуре слова;
качественно характеризовать
В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться читать со скоростью 30 – 40 слов в мин, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего.9
Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты.
1.3.Методика организации игр и упражнений по подготовке к обучению грамоте
ИГРЫ СО ЗВУКАМИ
«Хлопни, если услышишь в слове звук А»
Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.
Ход
Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.
Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука А.
«Три слова»
Цель. Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.
Ход
Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.
Информация о работе Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста