Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:03, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – изучить методику подготовки к обучению грамоте и методику ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Методика подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте…5
1.1.Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи……………………………………………………………………..5
1.2.Задачи и содержание методики подготовки к обучению грамоте……….7
1.3.Методика организации игр и упражнений по подготовке к обучению грамоте……………………………………………………………………………10
2.Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста…………………………………………………………...........................14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

метод.разв..docx

— 48.59 Кб (Скачать документ)
tify">Ребенок. Звук У.

Взрослый. Где ты услышел звук У в слове: в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок. В начале слова.

Рекомендации. Если ребенок  успешно выделяет заданный звук в  начале слова, то предложите цепочку  из слов, в которых звук находится  в конце слова, а затем в  середине. Надо помнить, что ребенку  легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее  всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

«Картинки»

Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается  в названии каждой картинки.

Ход

Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки?

Ребенок. Апельсин, аист, арбуз. Звук А.

Рекомендации. Если ребенок  затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук А (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки А, О, У, И.

«Путешествия  по комнате (группе)»

Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Ход

Взрослый. У нас необычная  игра. Мы будем ходить по комнате  и находить предметы, в названии которых есть звук С. Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку, а вы кладите красную фишку на найденный вами предмет. Пошли.

Рекомендации. Не давайте  сразу оценку деятельности ребенка, особенно если он допустил ошибку. У  вас по четыре фишки: как только они  закончились – это сигнал к  окончанию игры. Предложите ребенку  проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную вами ошибку: в  названии предмета «диван» нет звука С. Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком, даете оценку.

Игры подбираются с  учетом основного принципа обучения – от простого к сложному. На начальном этапе ребенку предлагаются игры, в которых требуется различать гласные звуки, выделять звуки в начале слова, а затем в конце и в середине слова, подбирать слова, отбирать картинки, находить предметы с заданным звуком в названии. Впоследствии педагог использует эти же игры, но с заданиями на согласные звуки. Правила остаются теми же.

Когда ребенок усвоит понятие  «звук» и «буква», научится различать  гласные и согласные звуки, будет  самостоятельно справляться с анализом и синтезом односложных слов (мак, дом), вы можете использовать следующие, более сложные игры.

«Составь слово  из отдельно названых звуков»

(«Поймай словечко в  ладошки»)

Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.

1-й вариант.

Ход

Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. какое слово ты услышал?

Ребенок. Слово мак.

2-й вариант.

Ход

Взрослый называет звуки  слова в нарушенной последовательности: Д, М, О. ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.

Рекомендации. 2-й вариант  игры очень сложен для ребенка, и  если ребенок затрудняется в назывании  слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

«Найди слово, которое спряталось в названиях  картинок»

Цель. Учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки  и составлять из них слово.

Ход

Взрослый. Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить  слово?

Ребенок. Не знаю.

Взрослый. Попробуем. Надо запомнить  правила. Правило первое: рассмотри  картинки, назови их и определи, с  какого звука начинается название каждой картинки.

Правило второе: запомни  звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.

Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях  картинок.

Из названия каждой картинки запомни первый звук.

Образец:

Картинки: шапка, автобус, рак.

Звуки: ш,а,р.

Слово: шар.

Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные для ребенка  игры. Убедитесь, что ребенок легко  выделяет звук на фоне слова, определяет место звука и , что очень важно, запоминает звуки. Только в этом случае можно использовать более сложные игры.

Если ребенок испытывает трудности, помогайте ему, объясните  еще раз правила игры, дайте  образец выполнения задания. Не забывайте  хвалить ребенка за старание, даже в том случае, если у него ничего не получилось. Ваша поддержка, ласковое слово ему очень нужны. Очень важно, чтобы интерес к играм со звуками, словом не пропал у ребенка.

2. Методика ознакомления  с художественной литературой детей дошкольного возраста

 

«Программа воспитания в  детском саду» предусматривает  ознакомление детей с художественными  произведениями на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.). На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге.

Одна из задач таких  занятий состоит в том, чтобы  научить детей слушать чтеца  или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи.10

Детям раннего и младшего дошкольного возраста воспитатель  в основном читает наизусть (потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки); детям среднего и старшего дошкольного возраста он читает уже по книге довольно значительные по объему стихотворные и прозаические сказки, рассказы, повести.

Рассказываются только прозаические произведения — сказки, рассказы, повести. Заучивание воспитателем наизусть художественных произведений, предназначенных для  чтения детям, и развитие навыков  выразительного чтения — важная часть  профессиональной подготовки воспитателя.

Занятие по ознакомлению с  художественным произведением детей  разных возрастных ступеней организуется педагогом по-разному: с детьми раннего  возраста воспитатель работает индивидуально  или с группами по 2—6 человек; группу детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа воспитателя нужно разделить  пополам; в средней и старших группах занимаются одновременно со всеми детьми на обычном для занятий месте.

Воспитатель перед занятием приготавливает весь наглядный материал, который предполагает использовать во время чтения: игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями  для раздачи детям и др.

Чтобы чтение или рассказывание  было обучающим, необходимо соблюдение того же правила, которое действовало  при доречевых тренировках детей раннего возраста, т. е. дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, а не только слышать его голос. Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на его чтение.11

На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два  из тех, которые дети уже слышали  раньше. Многократное чтение произведений в детском саду обязательно. Дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему  усвоению языка и, следовательно, к  более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Уже в младшем  возрасте у детей появляются любимые  персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча  с этими персонажами.

Для первичного чтения детям  младшего дошкольного возраста выбирается произведение такого размера, чтобы  можно было закончить работу над  ним в течение времени, отводимого «Программой воспитания в детском  саду» для занятий в данной возрастной группе. Произведения больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2—3 занятия, читаются только в старшей и подготовительной к школе группах.12

Чтение и рассказывание  художественных произведений проводится в детском саду по строго определенному  плану (примерно один раз в неделю в каждой возрастной группе), в котором  учитываются общественно-политические события, а также время года.

Основное правило организации  занятия по чтению (рассказыванию) детям  — эмоциональная приподнятость  чтеца и слушателей. Настроение приподнятости  создает воспитатель: он на глазах у  детей бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем  собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет  детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного  внимания.

Иногда перед чтением  в средней или старших группах  можно обратиться к опыту детей: напомнить им эпизод из их жизни, сходный  или противоположный тому, который  описан в книжке («Дети, помните, как  мы в лесу видели ежика? Вот и писатель Михаил Михайлович Пришвин тоже встретил в лесу ежа, и послушайте, как он об этом хорошо рассказывает!» Или: «Леночка, ты любишь своего маленького братика?.. А ты, Таня?.. В этой книжке рассказывается про девочку, которая тоже любила своего маленького братца, но... его унесли гуси!» Или: «У нас в группе есть дети, которые не любят умываться? Нет у нас таких! У нас все чистоплотные. Текст всякого художественного произведения воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия.

Малыши, конечно, могут не все понять в тексте произведения, но проникнуться чувством, выраженным в нем, они должны непременно: должны почувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку и т. п. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в  художественном произведении, дети усваивают  его язык; такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового  чутья, или чувства языка.

Методические приемы, облегчающие  восприятие читаемого.

Чтобы научить детей слушать  художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный  настрой, воспитатель обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими  приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Это:

1) повторное чтение всего  текста,

2) повторное чтение отдельных  частей его.

Чтение может сопровождаться:

1) игровыми действиями  детей;

2) предметной наглядностью:

а) рассматриванием игрушек, муляжей,

б) рассматриванием иллюстраций,

в) привлечением внимания слушателей к реальным объектам;

3) словесной помощью:

а) сравнением со сходным (или  противоположным) случаем из жизни  детей или из другого художественного  произведения,

б) постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте?» и подобных).

Чем младше ребенок, тем больше нуждается он в сопровождающих чтение игровых действиях и предметной наглядности; усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.

 

Заключение

 

Проведенные исследования в  рамках настоящей работы позволили  сформулировать ряд основных выводов.  

Идея обучения детей грамоте  в детском саду возникла давно. Психологами  и педагогами проводилась в этом направлении большая экспериментальная  работа.

При существующих условиях обучение грамоте является прямой обязанностью школы. Но детский сад должен взять  на себя определенную работу по подготовке детей к школе. В связи с  этим воспитателям детских садов  нужно знать, чему учат детей в  школе и как подготовить воспитанников  детских садов к успешному  усвоению программы начальной школы.

Огромное внимание учитель  на занятиях по обучению грамоте уделяет  практическому изучению детьми звуков речи и способов их буквенного обозначения.

Под развитием речи понимается работа над произношением, словом, предложением и связной речью. Занятия по обучению грамоте, таким образом, связываются  с занятиями по изучению родного  языка. Конкретные восприятия и представления  детей являются основой для формирования у них правильных понятий и  умений выражать свои впечатления и  мысли в речи.

Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.

Так, уже во второй младшей  группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами  «слово», «звук».

«Программа воспитания в  детском саду» предусматривает  ознакомление детей с художественными  произведениями на специальных занятиях и вне занятий.

Одна из задач таких  занятий состоит в том, чтобы  научить детей слушать чтеца  или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи.

Информация о работе Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста