Методика работы над лирическим произведением с учащимися второго класса с общим недоразвитием речи третьего уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 07:28, контрольная работа

Описание

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В младшем школьном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Значение навыка чтения в развитии младшего школьника………4
Стихотворения как литературный жанр ……...…………………..5
Методика обучения навыкам чтения стихотворений младших школьников с нарушениями речи………………………...………...8
Конспекты уроков чтения…………………………………………13
Список использованной литературы……………………………...25

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

                                        Курганский государственный университет 
 
 
 
 

Кафедра коррекционной  педагогики 
 
 
 
 

Методика  работы над лирическим произведением с  учащимися второго  класса с общим  недоразвитием речи третьего уровня 
 

Контрольная работа 

Дисциплина  «Методика преподавания литературы» 

                  

                                                               Выполнил:

                                                               Группа: ПСЗ – 5556 с

                                                              Специальность:   Логопедия

                                                               Проверил: Мусихина С.А.   
 
 
 
 
 
 
 
 

Курган 2010 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План 

    1. Введение……………………………………………………………..3
    2. Значение навыка чтения в развитии младшего школьника………4
    3. Стихотворения как литературный жанр ……...…………………..5
    4. Методика обучения навыкам чтения стихотворений младших школьников с нарушениями речи………………………...………...8
    5. Конспекты уроков чтения…………………………………………13
    6. Список использованной литературы……………………………...25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ  

     Чтение  – это окошко, через которое  дети видят и познают мир и  самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают  и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено.

     Заучивание  стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В младшем школьном  возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.

     Стихи действуют на ребенка силой и  обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

     Формирование  навыка чтения стихов, их анализа, заучивание входит в задачи учители при развитии умений и навыков чтений различного жанра произведений у учащихся с  общим недоразвитие речи третьего уровня.

       

Значение  навыка чтения в развитии младшего школьника 

     Художественная  литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному  опыту человечества, развивает его  ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения, и всех ее жанров.

     Проблема  развития навыка чтения рассматривалась  на протяжении многих лет, не только у детей с речевыми нарушениями, но и у детей с нормальным речевым развитием.  При этом данную тему исследовали такие известные ученые как Р. Якобсон, А.Р. Лурия,  Л.С. Цветкова, С.Л. Рубинштейн,  Т.Г. Егоров, А.К. Аксенова,  Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов и другие ученые [1, 3, 5, 6, 9].

     А.Н.  Соколов  писал,  что чтение, с  одной стороны,  является  процессом  чувственного  познания,  а  с  другой   стороны,   представляет   собой   опосредование   речью   отражения действительности, так как объектом восприятия  является  письменное  речевое сообщение [5].

     А.К. Аксенова понимает  чтение  как  один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой  информации. Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа речевой единицы, ей может являться как слово, словосочетание, так и предложение с ее слухоречедвигательным образом и последнего с его значением. Триединство этого процесса сохраняется при любом виде чтения (чтение вслух или про себя) [1].

     Чтение  включает в себя такое понятие  как навык чтения, под которым  следует понимать  автоматизированное умение по озвучиванию печатного  текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и  выработку собственного отношения к читаемому [9]. 

     М.Е. Хватцев  в своих ранних работах  связывал нарушения чтения только с  недостаточностью звукопроизношения, те случаи, когда дефекты речи исправлялись, а нарушения чтения оставалось, он объяснял  большей стойкостью старых связей между образом звука и буквой. В более поздних своих работах он рассматривает эти нарушения более дифференцированно, с учетом сложной структуры чтения, выделяя различные формы дислексии [9].

     Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью [1].

     Для нас в рамках нашего исследования наиболее важным является навык правильного  чтения.

     Правильное  чтение — это чтение без искажения  звукового состава слов с соблюдением  правильного ударения в словах. Умственно отсталые дети, как уже отмечалось, допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, не дочитывают окончания, что затрудняет выработку других качеств чтения [1].

     Несформированность навыка  правильного чтения мешает воспринимать  большой текст в полном объеме, постичь всю глубину художественного произведения, уловить  главную мысль, суть произведения.  

Стихотворения  как литературный жанр 

     Стихотворение — это небольшое лирическое или лирико-эпическое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую и строфическую структуру [1].

     Прежде  чем рассматривать особенности  методики чтения стихов в начальных  классах школы, возникает необходимость  кратко остановиться на том, что такое  стих. В литературоведении различают две системы художественного строения речи — прозаическую и стихотворную. Л. И. Тимофеевым стих определяется как «особый тип речи, своеобразная выразительная система, существенно отличающаяся и от обиходной речи, и от художественной прозы» [9].

     Для стихотворной речи присущи несколько  признаков в их совокупности. Особую значимость для организации стихотворной речи имеет ритм. Ритмическая организация  как музыкальных, так и стихотворных произведений характеризуется повторяющимися элементами, что определяет присущую этим произведениям стройность в движении3. Размеренность, ритмичность стиха создается определенным повторением ударных и безударных слогов в строке [5].

     Ритмическая структура стихотворения в русском  языке создается прежде всего благодаря повторению ударных и безударных слогов. Ритмичность стиха, обязательные паузы в конце строки, несколько замедленный темп произнесения придают поэтической речи особую звуковую выразительность. Большую роль в общей завершенности стихотворения играет рифма. Она усиливает ритмичность стиха, оказывает заметное влияние на его звуковую, лексическую и синтаксическую организацию. Существенную роль играет также строфическое единство стихотворения. Объединенные рифмой в строфы, отдельные строки стихотворения становятся ритмическим и синтаксическим целым.

     Стихотворение характеризуется повышенной эмоциональностью. Она обусловлена тем, что в  стихотворении наиболее полно, по сравнению  с литературными произведениями других видов, выражаются чувства и переживания автора [1].

     Различные системы стихосложения отличаются друг от друга определенным стихотворным размером.

     В начальных классах школы учащиеся практически знакомятся с рифмой и ритмом. В процессе наблюдения над стихом учащиеся отмечают, что  концы строк произносятся примерно одинаково (иначе говоря, рифмуются).

     Учитывая  эту особенность стихотворной речи, целесообразно обратить внимание младших  школьников на то, что в стихе  поэт часто выражает свои чувства, свои переживания, вызванные картинами  природы, общественными явлениями, встречей с близкими, дорогими людьми. Одна и та же картина природы, у разных поэтов может вызвать разное чувство, и стих получает разную эмоциональную окраску: радость, грусть, тревогу и т. д.

     Стихотворные  произведения (подобно прозаическим) делятся на эпические, лирические и драматические. В начальной школе изучаются эпические  и лирические стихотворения [9].

     Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т. е. системы событий  в их развитии. В центре эпических  стихотворений — образы-персонажи, раскрывая которые автор показывает определенную сторону жизни в тот или иной период. Все это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью. Данное обстоятельство обусловливает общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа. Однако нельзя забывать, что анализируется стихотворное произведение, т. е. произведение, которому присуща особая художественная форма, отличающая его от прозы [5].

     В эпических стихотворениях часто  используется диалог, что позволяет автору живо описать событие, как бы «включить» самого читателя в круг описываемых событий.

     Примером  эпических стихотворений являются такие, как «Разговор с сыном» С. В. Михалкова, «Рассказ о неизвестном  герое», «Война с Днепром» С. Я. Маршака, «На заставе» А. Л. Барто, «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского, «Дедушка Мазай и зайцы» Н. А. Некрасова.

     В лирических стихотворениях (в отличие  от эпических) предметом изображения  становятся переживания, чувства человека. Это не означает, что в эпическом произведении они отсутствуют, а в лирическом — не изображаются жизненные картины. Нет, и в эпическом, и в лирическом произведениях возможно изображение того и другого. Своеобразие лирического произведения в том, что переживания, внутренний мир героя — это то центральное, ведущее, что составляет лейтмотив изображаемого. Переживания человека могут быть обусловлены картинами природы, общественными явлениями, политическими событиями, философскими размышлениями о сущности жизни, значении мира и т. п. С учетом тематики жизненного материала, вызвавшего те или иные переживания, в литературоведении лирика классифицируется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую, лирику любви и дружбы и другие виды [1]. 

     Методика  обучения навыкам  чтения стихотворений младших школьников с нарушениями речи 

     Методика  работы над стихотворением формируется  исходя из его типа. Остановимся  на них подробнее.

     Методика  работы с эпическим стихотворением совпадает с методикой чтения рассказов. Она направлена на выяснение сюжета, раскрытие характера действующих лиц, идеи произведения. Так же, как в работе с рассказом, учащиеся могут поделить эпическое стихотворение на части, озаглавить каждую часть, нарисовать словесные картины, пересказать содержание, соотнести строчки стихотворения с картинками или кадрами диафильма. Данное произведение допускает деление на относительно законченные части, составление плана, пересказ. Безусловно, выбор методики зависит от конкретного содержания произведения, от его идейно-тематической основы.

     Вместе  с тем особенности стихотворной формы предполагают и некоторую  специфику в работе. Она связана  прежде всего с подготовкой учителя  к выразительному чтению стихотворения, формированием этого навыка у  учащихся, работой над образными  средствами языка [9].

Информация о работе Методика работы над лирическим произведением с учащимися второго класса с общим недоразвитием речи третьего уровня