Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 07:28, контрольная работа
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В младшем школьном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.
Введение……………………………………………………………..3
Значение навыка чтения в развитии младшего школьника………4
Стихотворения как литературный жанр ……...…………………..5
Методика обучения навыкам чтения стихотворений младших школьников с нарушениями речи………………………...………...8
Конспекты уроков чтения…………………………………………13
Список использованной литературы……………………………...25
Министерство образования и науки Российской Федерации
Кафедра коррекционной
педагогики
Методика
работы над лирическим
произведением с
учащимися второго
класса с общим
недоразвитием речи
третьего уровня
Контрольная
работа
Дисциплина
«Методика преподавания литературы»
Курган
2010
План
ВВЕДЕНИЕ
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено.
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В младшем школьном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.
Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
Формирование навыка чтения стихов, их анализа, заучивание входит в задачи учители при развитии умений и навыков чтений различного жанра произведений у учащихся с общим недоразвитие речи третьего уровня.
Значение
навыка чтения в развитии
младшего школьника
Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения, и всех ее жанров.
Проблема развития навыка чтения рассматривалась на протяжении многих лет, не только у детей с речевыми нарушениями, но и у детей с нормальным речевым развитием. При этом данную тему исследовали такие известные ученые как Р. Якобсон, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, С.Л. Рубинштейн, Т.Г. Егоров, А.К. Аксенова, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов и другие ученые [1, 3, 5, 6, 9].
А.Н. Соколов писал, что чтение, с одной стороны, является процессом чувственного познания, а с другой стороны, представляет собой опосредование речью отражения действительности, так как объектом восприятия является письменное речевое сообщение [5].
А.К. Аксенова понимает чтение как один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации. Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа речевой единицы, ей может являться как слово, словосочетание, так и предложение с ее слухоречедвигательным образом и последнего с его значением. Триединство этого процесса сохраняется при любом виде чтения (чтение вслух или про себя) [1].
Чтение включает в себя такое понятие как навык чтения, под которым следует понимать автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому [9].
М.Е. Хватцев в своих ранних работах связывал нарушения чтения только с недостаточностью звукопроизношения, те случаи, когда дефекты речи исправлялись, а нарушения чтения оставалось, он объяснял большей стойкостью старых связей между образом звука и буквой. В более поздних своих работах он рассматривает эти нарушения более дифференцированно, с учетом сложной структуры чтения, выделяя различные формы дислексии [9].
Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью [1].
Для нас в рамках нашего исследования наиболее важным является навык правильного чтения.
Правильное чтение — это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Умственно отсталые дети, как уже отмечалось, допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, не дочитывают окончания, что затрудняет выработку других качеств чтения [1].
Несформированность
навыка правильного чтения мешает
воспринимать большой текст в полном
объеме, постичь всю глубину художественного
произведения, уловить главную мысль,
суть произведения.
Стихотворения
как литературный
жанр
Стихотворение — это небольшое лирическое или лирико-эпическое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую и строфическую структуру [1].
Прежде чем рассматривать особенности методики чтения стихов в начальных классах школы, возникает необходимость кратко остановиться на том, что такое стих. В литературоведении различают две системы художественного строения речи — прозаическую и стихотворную. Л. И. Тимофеевым стих определяется как «особый тип речи, своеобразная выразительная система, существенно отличающаяся и от обиходной речи, и от художественной прозы» [9].
Для стихотворной речи присущи несколько признаков в их совокупности. Особую значимость для организации стихотворной речи имеет ритм. Ритмическая организация как музыкальных, так и стихотворных произведений характеризуется повторяющимися элементами, что определяет присущую этим произведениям стройность в движении3. Размеренность, ритмичность стиха создается определенным повторением ударных и безударных слогов в строке [5].
Ритмическая
структура стихотворения в
Стихотворение характеризуется повышенной эмоциональностью. Она обусловлена тем, что в стихотворении наиболее полно, по сравнению с литературными произведениями других видов, выражаются чувства и переживания автора [1].
Различные
системы стихосложения
В
начальных классах школы
Учитывая эту особенность стихотворной речи, целесообразно обратить внимание младших школьников на то, что в стихе поэт часто выражает свои чувства, свои переживания, вызванные картинами природы, общественными явлениями, встречей с близкими, дорогими людьми. Одна и та же картина природы, у разных поэтов может вызвать разное чувство, и стих получает разную эмоциональную окраску: радость, грусть, тревогу и т. д.
Стихотворные произведения (подобно прозаическим) делятся на эпические, лирические и драматические. В начальной школе изучаются эпические и лирические стихотворения [9].
Для
эпических стихотворений
В эпических стихотворениях часто используется диалог, что позволяет автору живо описать событие, как бы «включить» самого читателя в круг описываемых событий.
Примером
эпических стихотворений
В
лирических стихотворениях (в отличие
от эпических) предметом изображения
становятся переживания, чувства человека.
Это не означает, что в эпическом произведении
они отсутствуют, а в лирическом — не изображаются
жизненные картины. Нет, и в эпическом,
и в лирическом произведениях возможно
изображение того и другого. Своеобразие
лирического произведения в том, что переживания,
внутренний мир героя — это то центральное,
ведущее, что составляет лейтмотив изображаемого.
Переживания человека могут быть обусловлены
картинами природы, общественными явлениями,
политическими событиями, философскими
размышлениями о сущности жизни, значении
мира и т. п. С учетом тематики жизненного
материала, вызвавшего те или иные переживания,
в литературоведении лирика классифицируется
на пейзажную, политическую, патриотическую,
философскую, лирику любви и дружбы и другие
виды [1].
Методика
обучения навыкам
чтения стихотворений
младших школьников
с нарушениями речи
Методика работы над стихотворением формируется исходя из его типа. Остановимся на них подробнее.
Методика работы с эпическим стихотворением совпадает с методикой чтения рассказов. Она направлена на выяснение сюжета, раскрытие характера действующих лиц, идеи произведения. Так же, как в работе с рассказом, учащиеся могут поделить эпическое стихотворение на части, озаглавить каждую часть, нарисовать словесные картины, пересказать содержание, соотнести строчки стихотворения с картинками или кадрами диафильма. Данное произведение допускает деление на относительно законченные части, составление плана, пересказ. Безусловно, выбор методики зависит от конкретного содержания произведения, от его идейно-тематической основы.
Вместе с тем особенности стихотворной формы предполагают и некоторую специфику в работе. Она связана прежде всего с подготовкой учителя к выразительному чтению стихотворения, формированием этого навыка у учащихся, работой над образными средствами языка [9].