Методика работы над лирическим произведением с учащимися второго класса с общим недоразвитием речи третьего уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 07:28, контрольная работа

Описание

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В младшем школьном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Значение навыка чтения в развитии младшего школьника………4
Стихотворения как литературный жанр ……...…………………..5
Методика обучения навыкам чтения стихотворений младших школьников с нарушениями речи………………………...………...8
Конспекты уроков чтения…………………………………………13
Список использованной литературы……………………………...25

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

     Учитель вправе уже после первого чтения предложить учащимся самим определить тему произведения и подтвердить  это словами текста.

     Дальнейший  анализ направлен на выделение подтем, т. е. тех вопросов, на которых останавливается  поэт, рассказывая о жизни до революции:

     1) Обучение детей при царизме.

     2) Сытая жизнь помещиков и полуголодное  существование крестьян.

     3) Угнетение рабочих в городах.

     4) За что боролись революционеры.

     В соответствии с указанными вопросами  помещенный в книге отрывок делится на части. (Учитель может предложить учащимся самостоятельно поделить отрывок на части, определить главную мысль каждой части и озаглавить.) Осознанию конкретного содержания способствует также выборочное чтение по иллюстрациям книги, постановка учащимися вопросов друг другу [5].

     Четкость  высказывания достигается также  использованием противопоставлений (или  противоположений. Раскрытие сущности каждого из противопоставлений, включенных в отрывок, подводит учащихся, с одной  стороны, к пониманию политической направленности произведения, а с другой — к пониманию особенностей его художественной формы.

     Задача  учителя при чтении — сохранить  для учащихся целостность восприятия произведения, в котором так тонко  сочетаются содержание и стихотворная форма. Поэтому и начать работу над стихотворением можно с вопроса к учащимся: «Что привлекает в стихотворении? Чем оно кажется интересным?» [9].

       В начальных классах школы  не ставится задачей изучение  фигур поэтической речи, инверсии, но практически учитель постоянно  обращает внимание учащихся на использование автором определенных художественных приемов в целях более ясного и образного выражения мыслей.

     Остановимся также на методики работы над лирическим стихотворением.

     Поскольку лирическое стихотворение всегда образ, в основе которого лежат зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые ассоциации, то и методика работы должна быть нацелена на создание у детей образного восприятия стихотворения, на проникновение в чувства поэта. Этой цели будет способствовать прежде всего правильно организованная подготовительная работа, благодаря которой у учащихся воссоздаются представления, которые имеются в их опыте. Представления могут актуализироваться в процессе экскурсии, беседы, слушания музыки, рассматривания и анализа картины, восприятия рассказа учителя о жизни автора. Следует заметить, что используемая картина должна как можно полнее отражать содержание стихотворения. Иначе иллюстративный материал не только не поможет ребенку представить описываемое состояние природы, но и будет препятствовать появлению у учеников ее точного образа. Это связано с тем, что картина, воспринимаемая зрительно, всегда ярче отпечатывается в памяти, чем словесная [1].

     При анализе лирического произведения очень важно не разрушить животный образ произведения, а помочь ребенку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, возбудить у учащихся воссоздающиеся творческое воображения.

     К восприятию лирического произведения должна быть подготовлена эмоциональная  сфера детей.

     Методика  рекомендует на подготовительном этапе урока использовать музыкальные отрывки, репродукции картин, слайды, фотографии. Они вызывают положительное настроение.

     При первичном восприятии читать произведения должен учитель (наизусть).

     При анализе лирического произведения важно привлечь внимания к образам, картинам, созданные автором, вести наблюдения за  изобразительно – выразительными средствам языка.

     Причины:

  1. рисования словесных картин
  2. работа над отдельными тропами
  3. работа над выразительностью чтения [5].

     Процесс изучения пейзажного лирического стихотворения в целом имеет ту же модель, что и любое художественное произведение: от первичного синтеза (первичного целостного восприятия) к анализу и через него к синтезу более высокого качества (более сложному обобщению). Однако, в отличие от рассказа или эпического стихотворения, при чтении пейзажной лирики предметом анализа является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы поведения действующих лиц. Итак, своеобразие анализа стихотворений о природе состоит в том, чтобы оно было направлено на создание у учащихся благоприятных условий для глубокоэстетического восприятия живописного образа, нарисованного поэтом с помощью художественных средств языка. Живописный образ сложен, как и любой образ. Поэтому на уроке после первичного восприятия стихотворения учащиеся вычленяют составные части образа — его взаимосвязанные компоненты. Яркость первичного целостного восприятия создается вопросами следующего характера:

     — Какое настроение вызывает у вас  это стихотворение? (Или: Какое чувство  выразил поэт, описывая весну? Докажите)

     — Какой вы представили себе черемуху, слушая стихотворение С. Есенина? (Какой  вы представили себе весну, слушая стихотворение  И. Бунина?) На втором этапе работы над  стихотворением, для того чтобы учащиеся четко и правильно представили картины, нарисованные поэтом, учитель предлагает внимательно еще раз прочитать текст и назвать, сколько отдельных картин они «видят», о чем они. Учащиеся читают строчки, рисующие одну какую-либо картину, и говорят, что они представили, т. е. учащиеся воссоздают свою словесную картину, созданную своим воображением на основе слов автора.

     В процессе анализа стихотворения  необходимо обратить внимание учащихся на употребление образных сочетаний  слов шорох золотой, луч веселый, упругий боровик и др. Важно, чтобы учащиеся правильно использовали их в контексте, понимали лексическую и стилистическую сочетаемость с другими словами предложения [1].

     Целенаправленная  работа над изобразительными средствами языка является одним из важнейших  условий раскрытия эмоционально-образного содержания лирического стихотворения. Практически младшие школьники знакомятся с использованием авторами основных изобразительных средств поэтической речи: эпитетов, сравнений, метафор (в частности, олицетворений).

     В процессе анализа стихотворения учитель создает для учащихся возможность осознать употребление в тексте вполне определенного слова (не любого, а именно этого, или наиболее точно передающего чувство, отношение, или наиболее точно описывающего предмет и т. д.) [9].

     Пересказывать содержание лирических стихотворений не рекомендуется. Если стихотворение заучивается наизусть, можно использовать мнемонические приемы. Например: в записанном на доске стихотворении, приготовленном для заучивания, постепенно стирают отдельные слова. Дети восстанавливают их по памяти при повторном чтении. К концу такой работы на доске остаются лишь начальные слова каждой строчки, что и служит ориентиром для их воспроизведения. Можно печатать стихотворение с пропусками некоторых слов на карточках, но как подписи под картинками, где изображены те ситуации, которые описываются в каждой строфе. К этим карточкам школьники обращаются после чтения стихотворения по учебнику и его анализа [9].

     Несомненно, что необходим творческий подход со стороны учителя к проведению любого урока, в том числе и подготовительной его части. Главное, чтобы была реализована основная цель этой работы. 
 
 
 
 

Конспекты уроков чтения

Конспект  урока по чтению на тему: Сергей Есенин «Береза»

     Цель: познакомить учащихся с творчеством С. Есенина и стихотворением «Береза»

     Задачи: 1. Коррекционная: формировать умение анализировать поэтический текст

                   2. Образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Есенина, показать красоту поэзии С. Есенина;

           З. Воспитательная: воспитывать интерес к поэзии и культуре общения, содействовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников

     Оборудование:  портрет С. А. Есенина; цветные слайды с изображением деревьев, пейзажных зарисовок;  плакат, на котором записаны слова: укрылась, накрылась, принакрылась.

     Ход урока:

Этап  занятия, цель Деятельность  учителя Деятельность  детей
1.Организационный  момент

Цель: настроить детей на работу

    - Здравствуйте, друзья! Сегодня утром  вы шли в школу. А вспомните,  какое оно, сегодняшнее утро? Постарайтесь  найти самое яркое, точное определение для его описания.

    - Вспомните, благодаря чему наше  лицо может отражать самые  разные чувства и настроения (мимика).

    - Попробуйте с помощью мимики  лица показать сегодняшнее настроение.

    - Я тоже радуюсь! Мне радостно  от встречи с вами. А ещё мне радостно и волнительно потому, что сегодня нам предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии, где вы откроете для себя новую и интересную страничку.

Дети поправляются, встают прямо. Садятся на свои места.
2.Артикуляционная  гимнастика

Цель:  развитие органов артикуляции

Ребята выполняем  артикуляционные упражнения:

Лопаточка

Трубочка

Заборчик

Часики

Качели

Дети выполняют  артикуляционные упражнения.
3. Дыхательная  гимнастика

Цель: развитие дыхательной мускулатуры, выработка правильного речевого дыхания

Давайте  с  вами правильно подышим: сначала  мы нюхаем  цветок, а затем задуваем свечку. Ученики выполняют  дыхательную гимнастику
4. Фонетическая  зарядка

Цель: закрепление правильного произношения контрольного звука

Посмотрите  и скажите, какой у нас  сегодня контрольный звук?  Давайте его произнесем, сначала произношу я, а потом вы повторите.

Повторите за мной предложения (скороговорки)

Дети произносят звук и скороговорку.  
5. Определение  темы и целей урока

Цель: определить тему и цель урока

    Ребята, назовите самое красивое время года и объясните, почему вам так кажется?

     Берёза  – символ нашей Родины. Когда  великий русский композитор М.И. Глинка возвращался на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзе как символу нашей Родины.

     Посмотрите  на эту берёзу (слайд) и выберите из записанных на плакате слов (укрылась, накрылась, принакрылась) наиболее точное слово для её описания.

     Укрылась  – закрылась снегом со всех сторон, вот как это дерево (слайд), даже щёлочки не видно.

     Накрылась – закрылась сверху снегом, вот  как это дерево (слайд).

     Принакрылась  – слегка накрылась.

     Правильно, берёза на картине – принакрылась.

     Посмотрите, как красива берёза, принакрытая  снегом. Опишите её.

Дети называют времена года, а учитель показывает по очереди цветные слайды, в зависимости  от названого учащимися  времени  года: лето, весна, осень, зима
6.Чтение  авторского текста  вслух

Цель: развитие навыков чтения, формирование знаний о писателе

     В осенний день 3 октября 1895 году в  селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет  он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло почти всё его детство.

     Когда Серёжа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сергей начал писать рано, с девяти лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. Он очень любил свою Родину, её поля и леса, небо над ней. Это всё отражено в его поэзии. С. Есенин воспевал в своих стихах красоту природы. Его называли певцом русской природы. М. Горький о нём писал: “Какой русский, и какой чистый поэт”.

     Чтение  учителем стихотворения и хорошо читающими учениками

     Анализ  первичного восприятия.

     О чём это стихотворение? Какою  увидел берёзу поэт? Почему она привлекла  его внимание, вызвала удивление  и восхищение, ведь он часто видел её из окна?

     Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

Дети слушают  учителя.

Дети  читают стихотворение

7. Физминутка

Цель: дать детям возможность отдохнуть

На зарядку, на зарядку. На зарядку становись!

Начинаем  бег на месте,

Финиш метров через двести

Хватит, хватит, прибежали, потянулись, подышали……

Ученики выполняют  упражнения
8. Работа над стихотворением

Цель: анализ стихотворения

     Какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать стихотворение

     Есенина “Берёза”? (Белая, чёрная, серебряная, бледно-розовая, золотистая, голубая).

     Вот какое многоцветье, хотя поэт описывает  заснеженную берёзу! Есенин, рисуя  картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это  он делает для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чём он пишет.

     С чем сравнивает Есенин опушенные  снегом кисточки берёзовых веток? (С  белой бахромой).

     Обратите  внимание, что поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы.

     Как называется приём, используемый им в первой строфе, когда берёза принакрылась снегом, точно серебром? (Сравнение).

     В последних строках стихотворения, когда заря обсыпает ветки новым  серебром, тоже есть сравнение, но оно  как бы скрыто. Поэт не говорит, что  заря обсыпает ветки снегом, точно серебром. Он сразу называет снег серебром, надеясь на вашу догадливость.

     Как называется такое сравнение? (Скрытое  сравнение называется метафорой).

     Поэты часто изображают неживые предметы, как живые. Найдите строки в тексте стихотворения, в которых неживые предметы описаны как живые. Такой приём называется олицетворением.

     Вы  наблюдательны. А теперь я хочу проверить  вашу догадливость. Поэт пишет, что  снежинки горят в золотом огне.

     В каком значении – прямом или переносном – употреблено слово горят?

     Конечно, в переносном. Это слово часто употребляется в переносном значении. Мы говорим, например, глаза горят. Снежинки не могут, конечно, гореть, как дрова.

     А откуда взялся золотой огонь? Что  поэт так называет? (Свет зари).

     Что такое “заря”? (Яркое освещение  горизонта перед восходом или заходом солнца. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом).

     А теперь вопрос для самых догадливых. Как долго стоит берёза в сонной тишине? От утренней зари до вечерней. Именно так надо понимать слова, обходя кругом. Сначала заря была на востоке, а затем – на западе.

     А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Вспомните эти строки:

     А заря, ЛЕНИВО

     Обходя  кругом,

     Обсыпает  ветки

     Новым серебром.

     Зимой заря начинается позже, чем летом, будто  ленится встать пораньше. И горит  она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо.

Ученики  разбирают  стихотворения вместе с учителем.
9. Выразительное  чтение

Цель: развитие навыка выразительного чтения

     Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно выбрать  верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения.

     Какая строка, по-вашему, подсказывает, как  именно надо его читать? (И стоит  берёза в сонной тишине).

     Как будем читать стихотворение –  быстро или неторопливо? Громко или  не очень громко, чтобы не разбудить  дремлющую берёзу? (Будем читать неторопливо, не очень громко, но так, чтобы все могли услышать, и постараться передать чувства автора, его любование берёзой.

     Словосочетания: сонная тишина, заря лениво, обходя кругом – подсказывают нам, что стихи  надо читать певуче, неторопливо.

Коллективное  чтение стихотворения детьми
10. Итог урока.

Цель:  повторить пройденный на уроке материал

     Какие краски можно использовать при создании картины?

     Какие картины родились в вашем воображении  после чтения стихотворения?

     Какие приёмы использует С. А.Есенин для того, чтобы выразительнее описать белую берёзу?

     Прочитайте  понравившиеся строки.

     Какое настроение вызывает у вас стихотворение  С. А. Есенина “Берёза”?

     Какие чувства надо передать при чтении стихотворения?

Дети отвечают на вопросы учителя.
11. Домашнее  задание

Цель: дать детям задание на дом

выучить наизусть стихотворение «Береза» Дети записывают задание в дневник
 

Конспект  урока чтения на тему: Стихи русских поэтов. С.Д.Дрожжин «Распустились почки, лес зашевелился…», И.З.Суриков «Утро».

     Цель: Познакомить учащихся с произведениями русской классической поэзии - стихотворениями С.Д.Дрожжина «Распустились почки, лес зашевелился…» и И.З.Сурикова  «Утро».

     Задачи: 1. Коррекционная: формирование умения работать над выразительным чтением стихотворений, развитие речи, памяти, внимания, логического мышления учащихся

                   2. Образовательная: совершенствование  навыка чтения;

           З. Воспитательная: воспитание  интереса и любви к поэзии, музыке, воспитание внимания, любви и бережного  отношения к природе.

     Оборудование:  предметные  и сюжетные картинки, портреты поэтов, цветные кружки и картонная палитра (большие), карточки со словами для словарной работы, карточки с солнышками и тучкой, цветные кружки и картонные палитры;

     Ход урока:

Этап  занятия, цель Деятельность  учителя Деятельность  детей
1.Организационный  момент

Цель: настроить детей на работу

    Сегодня в холодный зимний день мы помечтаем  о будущем. Мечты должны быть приятными, поэтому давайте посмотрим  друг на друга, на своего соседа по парте  и  улыбнёмся Дети поправляются, встают прямо. Садятся на свои места.
2.Артикуляционная  гимнастика

Цель:  развитие органов артикуляции

- Давайте поможем  нашим язычкам настроиться на  работу, потренируем их.

(Ученики  вместе с учителем повторяют  слоги и слова, написанные на доске 1-й раз – медленно, 2 –й  раз - более быстро, 3- й раз – в быстром темпе)

        Та-та-та- горячая плита,

        Да-да-да –на улице вода,

        Ту-ту-ту- пол я подмету,

        Ду-ду-ду- я домой иду,

        Ты-ты-ты- зелёные кусты,

        Ды-ды-ды- вышел из воды.

Дети выполняют артикуляционные упражнения.
3. Дыхательная  гимнастика

Цель: развитие дыхательной мускулатуры, выработка правильного речевого дыхания

Давайте  с  вами правильно подышим: сначала  мы нюхаем  цветок, а затем задуваем свечку. Ученики выполняют  дыхательную гимнастику
4. Фонетическая  зарядка

Цель: закрепление правильного произношения контрольного звука

Посмотрите  и скажите, какой у нас  сегодня  контрольный звук?  Давайте его  произнесем, сначала произношу я, а потом вы повторите.

Повторите за мной предложения (скороговорки)

Дети произносят звук и скороговорку.  
  1. Проверка домашнего задания
    Цель: проверить заданный на дом материал
Ученики читают наизусть стихотворения : В.А Жуковского «Жаворонок»  и  А.Н.Плещеева «Весна».

Учитель предлагает  ученикам  принять  участие  в анализе и оценке

Дети читают стихи, проводят их анализ
6.Работа  над стихами

Цель: работа над темой урока

Стихотворение С.Д.Дрожжина «Распустились  почки, лес зашевелился…»

а)Вступительная  беседа.

-Только  что мы с вами читали стихи  о весне. А какое время года следует за весной? (лето)

-Сегодня  мы  с вами  будем читать  стихи об этом ярком  и   красивом времени года.

-Фамилию  автора первого стихотворения  вы  узнаете, если отгадаете  головоломку (каждый ученик получает  листочек с заданием):

-Первое  стихотворение написал  Спиридон  Дмитриевич Дрожжин. /учитель вывешивает на доску портрет поэта/Совсем недавно мы уже начали знакомство с творчеством этого русского поэта. Что вы помните о нём?

( Спиридон Дрожжин – поэт- самоучка. Родился в семье бедного крепостного крестьянина. Он  с детства вынужден был зарабатывать себе на жизнь. С.Д.Дрожжин  занимался крестьянским трудом и его поэзия  посвящена труду и быту крестьян, русской природе и любви к родине.)

-О каком  времени года мы недавно читали  стихотворение этого  русского поэта?(об осени)

- Ребята, некоторые стихи С.Дрожжина, положенные на музыку воспринимаются  как русские народные песни. Так хорошо он чувствовал природу.

-Сейчас  я прочитаю ещё одно стихотворение  этого поэта. Внимательно послушайте  и скажите о чём оно.

Первичное восприятие.

Стихотворение читает учитель:

    Распустились  почки, лес зашевелился,

    Яркими  лучами весь озолотился.

    На  его окрайне из травы душистой

    Выглянул  на солнце ландыш серебристый,

    И открылись  кротко от весенней ласки

    Милой незабудки голубые глазки.

-Как  вы думаете, что вдохновило  поэта на создание этого стихотворения? (красота природы, её преображение, появление красивых цветов)

- О чём  это стихотворение? ( о лете, о том, как распустились

цветы, о восходе солнца).

- Откройте  учебники на  с. 55 и найдите стихотворение Спиридона Дмитриевича Дрожжина. Посмотрите на картинки и  скажите, что за цветы изображены рядом с текстом? (слева- ландыш, справа- незабудка)

А когда  они распускаются? (в конце весны- начале лета)

-В этом  стихотворении мы, ребята, как будто наблюдаем, как весна переходит в лето. Приходилось ли вам наблюдать в природе подобное? (Ответы детей)

-Что  вам больше нравится в летней  природе? (Ответы детей)

Самостоятельное чтение стихотворения  учащимися ( про себя)

-Сейчас  вы самостоятельно прочитаете стихотворение.

Задание при самостоятельном чтении:

-Подумайте,  если бы  вы  рисовали иллюстрацию  к этому стихотворению, то какие  бы краски взяли обязательно?

Слабо читающие ученики читают с учителем по доске  длинные сложные слова:

Рас-пус-ти- лись

За-ше-ве-лил-ся

О-зо-ло-тил-ся

Ок-рай-не

Се-реб-рис-тый

Релаксация. Упражнение «Черепашка»

-Представьте,  что вы – маленькие черепашки.  Погода хорошая и вы сидите  на камушке и греетесь под  ласковыми лучами солнца и  мечтаете о чём- нибудь хорошем. (Дети  принимают удобную для релаксации позу , закрывают глаза.)

- Но  вот приближается опасность! Это  охотник за черепахами.( Дети, аккуратно  группируя тело, напрягают мышцы.)

-Но вот  опасность миновала и черепашки  вновь могут нежиться на солнышке.

/Упражнение на группировку повторяется 2-3 раза/

Анализ  стихотворения.

-Перед  вами лежат палитры и бумажные  кружки разного цвета – краски.      Выберите те краски, которые вы  бы взяли для своего рисунка  и положите их на палитру.

-Итак, какие  бы краски   вы взяли для своего рисунка? (золотую, серебристо-белую, голубую, зелёную). /При проверке учитель прикрепляет на большую палитру кружки тех цветов, которые называют дети./

-Докажите  это словами из текста.

(лес…  яркими лучами  весь озолотился; Выглянул на солнце ландыш серебристый; милой незабудки голубые глазки.)

-А  почему зелёная? /Там  говорится о траве,  а она - зелёная/

-Как  вы понимаете слова:

«лес  зашевелился» - зашумел от ветра, птицы  и звери проснулись

«лучами весь озолотился» - его осветило солнце, и он стал как будто золотым

«открылись  кротко от весенней ласки» - распустились под лучами тёплого весеннего солнышка

- Как  поэт передаёт своё отношение  к незабудке ? (ласковыми словами  -

« милой незабудки  голубые глазки»

- Почему? (Автор упоминает их в своём стихотворении)

-Давайте  попробуем выразительно прочитать  это стихотворение и показать  при чтении свои чувства.

-Чему  мы можем поучиться у С. Д.  Дрожжина? (Любить родную природу, восхищаться ею)

Упражнение  над выразительным  чтением стихотворения.

-Как,  по-вашему, надо читать это стихотворение? (не торопясь)

-Почему? Какие слова в стихотворении   наводят вас на эту мысль?  (зашевелился, выглянул, открылись кротко- слова, обозначающие неторопливые действия)

-Попробуйте  прочитать первые две строчки  стихотворения  так, как будто вам грустно./Дети пробуют/

-А теперь  так, как будто вы удивлены./Дети  читают/

-Теперь  прочитайте так, как будто вас  переполняет чувство восхищения. /Дети читают/

-Какой  из вариантов интонации кажется  вам наиболее подходящим?

(лучше  читать с интонацией восхищения, радости и немного удивления,

Выразительное чтение стихотворения  учениками.

2-3 ученика  по очереди читают стихотворение  целиком, а учитель с учениками  проводят последующий анализ  чтения:

1.Способ  чтения.

2.Были  ли ошибки?

3.Выразительно ли прочитано стихотворение, передано при чтении его настроение?

     
Дети читают, анализирую стихотворение, работаю  над ними вместе с учителем и товарищами
7. Физминутка

Цель: дать детям возможность отдохнуть

Спал цветок и вдруг проснулся

(Туловище  вправо, влево)

Больше  спать не захотел

(Туловище  вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки  вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел

(Руки  вверх, влево, вправо)

Солнце  утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

(Покружиться)

Ученики выполняют  упражнения
8. Работа над стихами

Цель: работа над темой урока: анализ и чтение стихотворений

-Следующее стихотворение  написал Иван Захарович Суриков.  Послушаем небольшое сообщение  о нём. /Подготовленный ученик  рассказывает о поэте/

Первичное восприятие произведения. Мелодекламация.

Стихотворение  читает учитель, одновременно звучит аудиозапись  произведения Э. Грига  « Утро ».

- Понравилось   ли вам стихотворение? Что понравилось? (Ответы детей)

-А знаете  ли вы, чья музыка сейчас звучала? (Ответы детей)

-Эту  чудесную музыку написал знаменитый  композитор Эдвард Григ. /Учитель показывает детям портрет композитора/

- Как  вы думаете, почему для иллюстрации  стихотворения я выбрала именно  эту музыку? ( Она хорошо передаёт настроение стихотворения, они написаны об одном и том же)

-Да, ребята, у этих произведений общая  тема. О чём было стихотворение?           (об утре)

-А как бы вы назвали произведение Грига? (Восход солнца, утро)

- Да, оно так и называется «Утро».Что такое «утро»?  (Время суток от восхода солнца до полудня)

Самостоятельное чтение стихотворения  учащимися ( про себя)

-Внимательно  прочитайте стихотворение про  себя. При чтении подчёркивайте  слова, значение которых вам  непонятно.

Были  ли в стихотворении слова, значение которых вам не ясно?

/Если  дети  затрудняются дать верное определение словам из стихотворения, то учитель даёт им прочитать определения на листочках/:

Изумруд-  минерал, драгоценный камень зелёного цвета.

Бирюза – минерал,  драгоценный камень ярко-голубого цвета.

Тростник – злак,травянистое растение, которое образует заросли по берегам рек, озёр и других водоёмов. /показать картинку или стебель тростника/

Овраг - углубление с крутыми склонами в земле, образовавшееся из-за размыва её  ручьями./показать картинку/

Свирель - музыкальный инструмент, дудочка, флейта. /показать картинку/

Телега – средство передвижения, в которое впрягали лошадь.

Использовалось  крестьянами для перевозки людей  и грузов./Картинка/

Анализ  стихотворения.

-Где  мы встречаем утро в этом  стихотворении? (в селе)

-Каким  мы представляем утро сначала? (тихое, яркое)

-Приведите  примеры из текста.

  • Тихое -Тихо всходит солнце, и кругом всё тихо, спит всё крепким сном, лес не прошумит, рожь не колыхнётся, вольный ветер спит;  )
  • Яркое – ярко светит зорька, сверкает поле, озеро… яркими огнями блещет и горит.

-Когда  всё меняется? (После крика петуха)

-Что  происходит? (мир вокруг наполняется звуками)

- Вспомните  мелодию Грига – в ней тоже  громкость  постепенно нарастает.

- Какие  звуки присоединяются к крику   петуха? /пастух заиграл, хлопают ворота, шум, движенье, стук, гремит телега, мельница стучит, стая птиц кричит/

- Рассмотрите иллюстрации и подберите к ним строчки из стихотворения

- Как   заканчивается стихотворение?  ( «Шумный день настал»)

- Что  это значит? (Что утро закончилось.)

- Что  поэт хотел сказать, написав это стихотворение? (Как красива природа утром, какая она яркая, что в селе жизнь начинается с раннего утра)

Упражнение  над выразительностью чтения стихотворения.

- Когда  мы знакомились с предыдущим  стихотворением, мы пробовали   использовать разную интонацию. Какая интонация подходит для этого стихотворения ? (описание утра радостное, но в то же время и  таинственное, загадочное )

- Давайте  отметим это голосом. А будет  ли меняться темп чтения? Когда? (Когда село просыпается, начинает оживать - можно прибавить темп, интонацию перечисления).

Чтение  стихотворения (жужжащее), подготовка к выразительному чтению.

Выразительное чтение стихотворения  (по цепочке 3 ученика)

Ученики  разбирают  стихотворения вместе с учителем.
9. Итог урока.

Цель:  повторить пройденный на уроке материал

-О чём мы  сегодня читали стихи? (о лете, утре, цветах)

-Какие  поэты их написали?( С.Д.Дрожжин и И.З.Суриков)

-Чему  мы учились сегодня на уроке? (выразительно читать )

-Что  нового узнали?

-У вас  на партах лежат картинки с солнышком и тучкой. Если вам на уроке было интересно - поднимите солнышко, а если нет - тучку.

Учитель объявляет оценки за урок.

Дети отвечают на вопросы учителя, поднимают картинки
10. Домашнее задание

Цель: дать детям задание на дом

Выразительное чтение прочитанных на уроке стихов Дети записывают задание в дневник

Информация о работе Методика работы над лирическим произведением с учащимися второго класса с общим недоразвитием речи третьего уровня