Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:20, шпаргалка
Предмет – процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях специального коррекционно-педагогического воздействия. Функциональные задачи: 1.исследование процессов овладения детьми языком и речью 2.изучение закономерностей обучения родной речи 3.определние принципов и методов обучения. Практические задачи: зачем учить (с какой целью), чему учить (какие речевые умения и навыки должны быть сформированы), как учить (условия, формы, методы, средства, приемы развития речи), почему так или иначе. Теоретические основы методики: 1.методические основы методики связаны с положениями философии о языке: язык – продукт общественно-исторического развития (язык появляется в процессе6 исторического развития общества), язык – средство общения и социального взаимодействия людей, язык – как средство выражения мысли (не может развиваться мышления без развития языка). 2.научная основа методики учение Павлова о двух сигнальных системах ВНД – объясняет механизмы формирования деятельности.
Лингвистической основой методики является учение о языке, как знаковой системы, язык-слова и грамматика (фонема, морфема, лексема, форма слова, словосочетание и предложение – фонетика, морфемика, лексикология, морфология, синтаксис, лингвистика текста).
1.Лингвистические основы методики развития речи дошкольников (специальной).
Предмет – процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях специального коррекционно-педагогического воздействия. Функциональные задачи: 1.исследование процессов овладения детьми языком и речью 2.изучение закономерностей обучения родной речи 3.определние принципов и методов обучения. Практические задачи: зачем учить (с какой целью), чему учить (какие речевые умения и навыки должны быть сформированы), как учить (условия, формы, методы, средства, приемы развития речи), почему так или иначе. Теоретические основы методики: 1.методические основы методики связаны с положениями философии о языке: язык – продукт общественно-исторического развития (язык появляется в процессе6 исторического развития общества), язык – средство общения и социального взаимодействия людей, язык – как средство выражения мысли (не может развиваться мышления без развития языка). 2.научная основа методики учение Павлова о двух сигнальных системах ВНД – объясняет механизмы формирования деятельности.
Лингвистической
основой методики является учение о
языке, как знаковой системы, язык-слова
и грамматика (фонема, морфема, лексема,
форма слова, словосочетание и предложение
– фонетика, морфемика, лексикология,
морфология, синтаксис, лингвистика текста).
2.Психолингвистичскме и психологические основы методики развития речи дошкольников (специальной).
Психологические
основы: теория речи, теория речевой
деятельности. Положения из теории Выгодского:
речь занимает центральное место в процессе
психического развития (не может ребенок
изолированно развиваться); речь имеет
полифункциональный характер, речь являет
полиморфной деятельностью (внешняя, внутренняя,
устная, письменная); в речи различают
внешнюю и семантическую стороны (сема
– единица значения); слово имеет предметную
соотнесенность и значение (т.е. является
носителем общения); процесс развития
речи – это не только количественный процесс,
но и процесс качественных изменений.
Психолингвистические
основы: речь – как деятельность, процесс
говорения сопряжен с процессом понимания.
Виды речевой деятельности: говорение,
слушание (процесс создания), письмо, чтение
(процесс восприятия). Речевой
навык – речевой действие, достигшее
степени совершенства, способность осуществлять
оптимальным образом ту или иную операцию,
то или иное речевое действие (навыки произношения,
грамматики). Речевое
умении – особая способность человека,
которая становиться возможной в результате
развития речевого навыка (Леонтьев «навыки
складывания речевых механизмов, умения
использования механизмов для различных
целей). С точки зрения психолингвистики
детей следует обучать правильному выполнению
отдельных речевых действий, доводить
их до автоматизма, для формирования коммуникативных
речевых умений. Нужно развивать у детей
языковую способность (лингвистическую
и языковую компетенцию у взрослых) –
отражение системы языка в сознании говорящего,
совокупность речевых умений и навыков,
сформированных на основе врожденных
предпосылок.
3.Характеристика задач, основных направлений и значение работы по развитию речи в дошкольном учреждении для детей с ОНР.
Предмет
– процесс овладения детьми родной речью
и навыками речевого общения в условиях
специального коррекционно-педагогического
воздействия. Функциональные
задачи: 1.исследование процессов овладения
детьми языком и речью 2.изучение закономерностей
обучения родной речи 3.определние принципов
и методов обучения. Практические
задачи: зачем учить (с какой целью),
чему учить (какие речевые умения и навыки
должны быть сформированы), как учить (условия,
формы, методы, средства, приемы развития
речи), почему так или иначе.
4.Характеристика основных принципов и методов развития речи дошкольников с ОНР.
Мет.
принципы развития речи - это исходные
положения, в соответствии с которыми
педагог выбирает средства обучения, они
отражают специфику обучения и дополняют
общедидактические принципы (сознательности,
наглядности, доступности, учет возрастных
особенностей и т.д.). 1.П. взаимосвязи сенсорного,
умственного и речевого развития. Базируется
на понимании речи, как речемыслительной
деятельности, которая связана с познанием
окр. действительности. 2.П. коммуникативно-деятельностного
подхода. 3.П. развития языкового чутья,
связан с многократным воспроизведением
речевых образов. 4.П. формирования элементарного
осознания явлений языка, связан с обобщением
языковых явлений (не только накапливать,
но и осознавать). 5.П. взаимосвязи работы
над различными сторонами языка. 6.П. обогащения
мотивации речевой деятельности (игрой
и т.д.). 7.П. обеспечения активности речевой
практики (эмоц. фон, наглядный материал).
8.П. обходного пути и опоры на сохранные
звенья в развитии ребенка. 9.П. учета механизма
психофизиологического нарушения, его
структуры и степени интенсивности.
Метод – это способ деятельности
педагога и ребенка, который обеспечивает
формирование речевых навыков и умений.
Классификация методов: - в
зависимости от использования
средств 1.наглядные неопосредованные
(наблюдение, рассматривание, ощупывание)
и опосредованные (игрушки, фотографии,
картинки) 2.словестные методы (чтение,
рассказывание, пересказывание, беседы,
разговоры) 3.практические (дидактические
игры, драматизации, инсценировки). –
в зависимости от видов
деятельности 1.репродуктивные (основаны
на воспроизведении готовых речевых образов,
речевого материала) 2.продуктивные (построение
собственных речевых высказываний).
– в зависимости
от задач развития речи (методы слов
работы, формирование грамм. строя, связной
речи) 1.наглядные приемы (показ) 2.словестные
методы (речевой образец, повторное проговаривание,
речевая деятельность, объяснение, вопрос:
констатирующий, вспомогательный, поисковый).
5.Характеристика проявлений ОНР I уровня у детей дошкольного возраста.
Характеризуется
отсутствием речи. дети для общения
используют главным образом лепетные
слова, звукоподражания, отдельные существительные
и глаголы бытового характера, обрывки
лепетных предложений, звуковое оформление
которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво.
Нередко ребенок свои высказывания подкрепляет
жестами и мимикой. Объем пассивного словаря
значительно превышает объем активного.
Значительная ограниченность активного
словаря проявляется в том, что одним и
тем же словом или звукосочетанием, ребенок
обозначает несколько разных понятий
(«биби» - самолет, самосвал, пароход). Отмечается
замена названий действий названиями
предметов и наоборот («адас» - карандаш,
рисовать, писать). Использование односложных
предложений, наблюдается расширение
объема до 2-4 слов, но при этом конструкции
предложений остаются полностью неправильно
оформленными («мятик туде туя» - мальчик
сидит на стуле). Непостоянность произношения
звуков, в речи преобладают в основном
1-2 сложные слова.
6.Характеристика проявлений ОНР II уровня у детей дошкольного возраста.
Зачатки общеупотребительной
речи. знаменуется тем, что кроме жестов
и лепетных слов, появляются хотя и искаженные,
но достаточно постоянные общеупотребительные
слова. Намечается различение некоторых
грамматических форм, но это происходит
лишь по отношению к словам с ударными
окончаниями (стол – столы). Этот процесс
носит довольно неустойчивый характер.
Высказывания обычно бедны, ребенок ограничивает
перечислением непосредственно воспринимаемых
объектов и действий. Рассказ по картине,
по вопросам строится примитивно, на коротких,
хотя и более грамматически правильных
фразах, чем у детей I уровня. Словоизменение
носит случайный характер, и поэтому при
его использовании допускается много
разнообразных ошибок. Слова нередко употребляются
в узком значении, одним и тем же словом
могут называться предметы сходные по
форме, назначение и др. признакам. Ограниченность
словаря подтверждается незнанием многих
слов, обозначающих части предмета (ветки,
ствол, корни дерева). Отмечает отставание
в использовании слов – признаков предмета,
обозначающих форму, цвет, материал. Ошибки
в употреблении грамм. форм: замены падежных
окончаний; ошибки употребления форм числа
и рода глаголов, при изменении существительного
по числам; отсутствие согласования прил.
с сущ. , числительных с сущ. Часто опускают
предлоги, при этом сущ. употребляется
в исходной форме, возможна замена предлогов.
Союзы и частицы в речи употребляются
редко. Отмечаются перестановки слогов,
звуков, замены звуков, сокращения звуков
при стечении согласных. Недостатки ФС,
неподготовленность детей к освоению
звукового анализа и синтеза.
7.Характеристика проявлений ОНР III уровня у детей дошкольного возраста.
Характеризуется
наличием фразовой речи с элементами
лексико-грамматичского и фонетико-фонематичского
недоразвития. Дети этого уровня вступают
в контакт с окружающими, но лишь
в присутствии родителей (воспитателей),
вносящих соответствующие пояснения.
Свободное общение крайне затруднено,
даже те звуки, которые дети умеют
произносить, в самостоятельной
речи звук звучат недостаточно четко.
Характерным является недифференцированное
произношение свистящих, шипящих, африкатов
и соноров. Дети пользуются всеми
частями речи, правильно употребляют
простые грамматические формы, пытаются
строить сложные предложения. Дети
практически не затрудняются с
названиями предметов, действий, качеств
и состояний хорошо знакомых им из
жизненного опыта. Они могут свободно
рассказывать о себе, своей семье.
В речи стараются «обходит» трудные
для них слова и выражения.
Испытывают трудности при самостоятельном
составлении предложений. Аграмматизмы
в согласовании и управлении, которые
не носят постоянный характер. Лексические
ошибки: замена названия частей предмета
названием целого (циферблат – часы); подмена
названий профессий названиями действий
(певец – дядя поет); замена видовых понятий
родовыми и наоборот; взаимозамена признаков
(высокий, широкий, длинный). В свободных
высказываниях дети мало пользуются прил.,
наречиями, обозначающими признак и состояние
предмета, способы действий. Недостаточный
навык словообразования. Грамматические
ошибки: неправильно согласование прил.
с сущ.; неправильное согласование числитеных
с сущ.; ошибки в использовании предлогов
(пропуски, замены, недоговаривание); ошибки
в употреблении падежных форм мн. числа.
8.Организация и содержание словарной работы по обогащению словаря дошкольников с ОНР на занятиях по развитию речи и в процессе воспитательной работы.
Развитие
словаря – процесс количественного
накопления слов (обогащение), освоение
их значения (уточнение), формирование
умения их использовать в конкретной ситуации
(активизация). Ребенок должен овладеть
словом в единстве его лексического, грамматического
значение и языковой формы на основе активного
использования в речи. Сущность
словарной работы состоит в установлении
значения слова в 3х аспектах: -непосредственное
знакомство с предметом, явлением, -предъявление
речевого образца, понимание слова, -организация
речевой практики. Значение: -для общего
развития ребенка, речевого и умственного,
-фактор подготовки к школе, -через слово
решаются задачи нравственного, эстетического,
эмоционального воспитания, - словарная
работа связана со всей воспиательно-образовательной
работой. Содержание.
1.Классификация лексики, ребенок прежде
всего усваивает лексику необходимую
для общения, удовлетворения своих потребностей,
ориентации в окружающем, познании мира,
развития и совершенствования разных
видов деятельности. Принцип
тематический: -бытовой словарь (части
тела, лица, игрушки, посуда, мебель, одежда,
предметы туалета, пища, помещений), -природоведческий
(неживая природа, сезонные изменения,
погода, растения, животные), -обществоведческий
(труд, родная страна, армия, праздники),
-эмоционально-оценочная лексика (слова
обозначающие эмоции, переживания, чувства,
качественная оценка предметов) через
словообразовательные модели, -лексика
обозначающая время, пространство, количество,
-название действий, состояний, признаков,
видо-родовые отношения, отвленые понятия.
Тематическая классификация имеет пересечения.
2.Классификация по словообразовательному
принципу (этапы знакомства со словообразовательными
моделями): -знакомятся со словами, в которых
суфф. добавляет эмоциональный оттенок,
-суфф. который вносит новое значение (слова
обозначающие людей и животных, детеныши,
пространственно временные отношения,
предметы обихода). 3.Меотдическая классификация
(разграничение слов по коммуникативному
значению): -полнозначные (знаменательные
части речи) с конкретным значением, затем
отвлеченным, -неполнозначные (служебные
части речи, местоимения). Конкретный объем
словаря определяется на основе программы,
и в связи в другими ее разделами. Методы
и приемы: 1.метод непосредственного
ознакомления с окружающим, наблюдения
за животными, растениями, деятельностью,
рассматривание предметов, осмотры помещений,
экскурсии. 2.опостредование, не прямое
ознакомление, показ картинок, видео, чтение
и рассказывание литературных произведений.
Приемы: акцентирование внимания на словах,
выявление значения через объяснения
(синонимы, антонимы, контекст, анализ).
Принципы: - единство развития словаря
с восприятием, -опора на активное и действенное
познание, -использование наглядности,
-решение задач словесной работы в взаимосвязи
с фонетическим, грамматическим сторонами
речи с развитием связной речи, -семантизация
лексики.
9.Организация и содержание работы по уточнение и активизации словаря детей с ОНР на занятиях по развитию речи и в процессе воспитательной работы.
Методы
и приемы: 1.непосредствененное восприятие:
рассматривание игрушек, игры с ними, рассматривание
картин знакомого содержания, беседа.
Гл. прием вопрос. Дидактические игры:
не вводятся новые слова, четко определяется
перечень, должна быть задача, имеет четкую
структуру (правила, действия, ход игры).
2.опосредованные: лексические/словарные
упражнения, загадывание/отгадывание
загадок, рассказывание. Упражнения:
подбор сущ. к прил., соотнесение родовидовых
понятий. Определение понятия дается:
сущ. через сущ., гл через гл. дополнить
предложение, определение понятия, подбор
эпитетов к словам, составление словосочетаний
и предложений. Все упражнения одновременно
формируют грамм строй.
10.Разитие
навыков словообразования
и словоизменения
у детей с ОНР
на занятиях развития
речи.
13.Организация и содержание работы над предложением по возрастным группам в дошкольном образовательном учреждении для детей с ОНР.
Задача
– формирование умения построение разных
типов предложений, умение соединять,
использовать их в высказывании. Младшие
дошк. – к 4 годам большинство детей
умеют строить развернутые типы предложений.
На первом этапе обучения основная работа
над подлежащим и сказуемым (синт. основа),
не распространенные, называние сюжетных
картинок, ответы на вопросы. На 2м этапе
полный ответ, распространяются предложения,
усложняются уточняющие вопросы, распространяется
предложение однородными членами, обобщающие
слова. Изменение времени в контексте
*при составлении предложений по картинке,
ситуация должна быть знакомой. Средняя
гр. – становление монолога, увеличивается
количество сложных предложений. Увеличивается
количество ошибок (согласование подлеж.
и сказуемого, дублирование подлежащего).
Содержание: +построение сложных предложений
(закончи предложение) навыки построение
сложных предложений (по 2м картинкам),
самостоятельное придумывание предложений
с заданными словами. Старшая
гр. - +обращается внимание на порядок
слов, прямую и косвенную речь, активизируется
грамм. конструкции в связной речи. *стимуляция
письменной речи, прием – ребенок диктует,
взрослый пишет.
14.Лингвистическая характеристика диалогической формы речи и особенности ее усвоения детьми с ОНР.
Информация о работе Методика развития речи дошкольников (специальная)