Методика развития речи дошкольников (специальная)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:20, шпаргалка

Описание

Предмет – процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях специального коррекционно-педагогического воздействия. Функциональные задачи: 1.исследование процессов овладения детьми языком и речью 2.изучение закономерностей обучения родной речи 3.определние принципов и методов обучения. Практические задачи: зачем учить (с какой целью), чему учить (какие речевые умения и навыки должны быть сформированы), как учить (условия, формы, методы, средства, приемы развития речи), почему так или иначе. Теоретические основы методики: 1.методические основы методики связаны с положениями философии о языке: язык – продукт общественно-исторического развития (язык появляется в процессе6 исторического развития общества), язык – средство общения и социального взаимодействия людей, язык – как средство выражения мысли (не может развиваться мышления без развития языка). 2.научная основа методики учение Павлова о двух сигнальных системах ВНД – объясняет механизмы формирования деятельности.
Лингвистической основой методики является учение о языке, как знаковой системы, язык-слова и грамматика (фонема, морфема, лексема, форма слова, словосочетание и предложение – фонетика, морфемика, лексикология, морфология, синтаксис, лингвистика текста).

Работа состоит из  1 файл

Методика развития речи (специальная).docx

— 38.63 Кб (Скачать документ)

1.Лингвистические  основы методики  развития речи  дошкольников (специальной).

Предмет – процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях специального коррекционно-педагогического воздействия. Функциональные задачи: 1.исследование процессов овладения детьми языком и речью 2.изучение закономерностей обучения родной речи 3.определние принципов и методов обучения. Практические задачи: зачем учить (с какой целью), чему учить (какие речевые умения и навыки должны быть сформированы), как учить (условия, формы, методы, средства, приемы развития речи), почему так или иначе. Теоретические основы методики: 1.методические основы методики связаны с положениями философии о языке: язык – продукт общественно-исторического развития (язык появляется в процессе6 исторического развития общества), язык – средство общения и социального взаимодействия людей, язык – как средство выражения мысли (не может развиваться мышления без развития языка). 2.научная основа методики учение Павлова о двух сигнальных системах ВНД – объясняет механизмы формирования деятельности.

Лингвистической основой методики является учение о языке, как знаковой системы, язык-слова и грамматика (фонема, морфема, лексема, форма слова, словосочетание и предложение – фонетика, морфемика, лексикология, морфология, синтаксис, лингвистика текста). 

2.Психолингвистичскме и психологические основы методики развития речи дошкольников (специальной).

Психологические основы: теория речи, теория речевой деятельности. Положения из теории Выгодского: речь занимает центральное место в процессе психического развития (не может ребенок изолированно развиваться); речь имеет полифункциональный характер, речь являет полиморфной деятельностью (внешняя, внутренняя, устная, письменная); в речи различают внешнюю и семантическую стороны (сема – единица значения); слово имеет предметную соотнесенность и значение (т.е. является носителем общения); процесс развития речи – это не только количественный процесс, но и процесс качественных изменений. Психолингвистические основы: речь – как деятельность, процесс говорения сопряжен с процессом понимания. Виды речевой деятельности: говорение, слушание (процесс создания), письмо, чтение (процесс восприятия). Речевой навык – речевой действие, достигшее степени совершенства, способность осуществлять оптимальным образом ту или иную операцию, то или иное речевое действие (навыки произношения, грамматики). Речевое умении – особая способность человека, которая становиться возможной в результате развития речевого навыка (Леонтьев «навыки складывания речевых механизмов, умения использования механизмов для различных целей). С точки зрения психолингвистики детей следует обучать правильному выполнению отдельных речевых действий, доводить их до автоматизма, для формирования коммуникативных речевых умений. Нужно развивать у детей языковую способность (лингвистическую и языковую компетенцию у взрослых) – отражение системы языка в сознании говорящего, совокупность речевых умений и навыков, сформированных на основе врожденных предпосылок. 

3.Характеристика  задач, основных  направлений и  значение работы  по развитию речи  в дошкольном учреждении  для детей с  ОНР.

Предмет – процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях специального коррекционно-педагогического воздействия. Функциональные задачи: 1.исследование процессов овладения детьми языком и речью 2.изучение закономерностей обучения родной речи 3.определние принципов и методов обучения. Практические задачи: зачем учить (с какой целью), чему учить (какие речевые умения и навыки должны быть сформированы), как учить (условия, формы, методы, средства, приемы развития речи), почему так или иначе.  

4.Характеристика  основных принципов  и методов развития  речи дошкольников  с ОНР.

Мет. принципы развития речи - это исходные положения, в соответствии с которыми педагог выбирает средства обучения, они отражают специфику обучения и дополняют общедидактические принципы (сознательности, наглядности, доступности, учет возрастных особенностей и т.д.). 1.П. взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития. Базируется на понимании речи, как речемыслительной деятельности, которая связана с познанием окр. действительности. 2.П. коммуникативно-деятельностного подхода. 3.П. развития языкового чутья, связан с многократным воспроизведением речевых образов. 4.П. формирования элементарного осознания явлений языка, связан с обобщением языковых явлений (не только накапливать, но и осознавать). 5.П. взаимосвязи работы над различными сторонами языка. 6.П. обогащения мотивации речевой деятельности (игрой и т.д.). 7.П. обеспечения активности речевой практики (эмоц. фон, наглядный материал). 8.П. обходного пути и опоры на сохранные звенья в развитии ребенка. 9.П. учета механизма психофизиологического нарушения, его структуры и степени интенсивности. Метод – это способ деятельности педагога и ребенка, который обеспечивает формирование речевых навыков и умений. Классификация методов: - в зависимости от использования средств 1.наглядные неопосредованные (наблюдение, рассматривание, ощупывание) и опосредованные (игрушки, фотографии, картинки) 2.словестные методы (чтение, рассказывание, пересказывание, беседы, разговоры) 3.практические (дидактические игры, драматизации, инсценировки). в зависимости от видов деятельности 1.репродуктивные (основаны на воспроизведении готовых речевых образов, речевого материала) 2.продуктивные (построение собственных речевых высказываний). в зависимости от задач развития речи (методы слов работы, формирование грамм. строя, связной речи) 1.наглядные приемы (показ) 2.словестные методы (речевой образец, повторное проговаривание, речевая деятельность, объяснение, вопрос: констатирующий, вспомогательный, поисковый).  

5.Характеристика  проявлений ОНР  I уровня у детей  дошкольного возраста.

Характеризуется отсутствием речи. дети для общения используют главным образом лепетные слова, звукоподражания, отдельные существительные и глаголы бытового характера, обрывки лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко ребенок свои высказывания подкрепляет жестами и мимикой. Объем пассивного словаря значительно превышает объем активного. Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же словом или звукосочетанием, ребенок обозначает несколько разных понятий («биби» - самолет, самосвал, пароход). Отмечается замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас» - карандаш, рисовать, писать). Использование односложных предложений, наблюдается расширение объема до 2-4 слов, но при этом конструкции предложений остаются полностью неправильно оформленными («мятик туде туя» - мальчик сидит на стуле). Непостоянность произношения звуков, в речи преобладают в основном 1-2 сложные слова.  

6.Характеристика  проявлений ОНР  II уровня у детей  дошкольного возраста.

Зачатки общеупотребительной  речи. знаменуется тем, что кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Намечается различение некоторых грамматических форм, но это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол – столы). Этот процесс носит довольно неустойчивый характер. Высказывания обычно бедны, ребенок ограничивает перечислением непосредственно воспринимаемых объектов и действий. Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и более грамматически правильных фразах, чем у детей I уровня. Словоизменение носит случайный характер, и поэтому при его использовании допускается много разнообразных ошибок. Слова нередко употребляются в узком значении, одним и тем же словом могут называться предметы сходные по форме, назначение и др. признакам. Ограниченность словаря подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева). Отмечает отставание в использовании слов – признаков предмета, обозначающих форму, цвет, материал. Ошибки в употреблении грамм. форм: замены падежных окончаний; ошибки употребления форм числа и рода глаголов, при изменении существительного по числам; отсутствие согласования прил. с сущ. , числительных с сущ. Часто опускают предлоги, при этом сущ. употребляется в исходной форме, возможна замена предлогов. Союзы и частицы в речи употребляются редко. Отмечаются перестановки слогов, звуков, замены звуков, сокращения звуков при стечении согласных. Недостатки ФС, неподготовленность детей к освоению звукового анализа и синтеза.  

7.Характеристика проявлений ОНР III уровня у детей дошкольного возраста.

Характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматичского и фонетико-фонематичского недоразвития. Дети этого уровня вступают в контакт с окружающими, но лишь в присутствии  родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения. Свободное общение крайне затруднено, даже те звуки, которые дети умеют  произносить, в самостоятельной  речи звук звучат недостаточно четко. Характерным является недифференцированное произношение свистящих, шипящих, африкатов  и соноров. Дети пользуются всеми  частями речи, правильно употребляют  простые грамматические формы, пытаются строить сложные предложения. Дети практически не затрудняются  с  названиями предметов, действий, качеств  и состояний хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказывать о себе, своей семье. В речи стараются «обходит» трудные  для них слова и выражения. Испытывают трудности при самостоятельном  составлении предложений. Аграмматизмы в согласовании и управлении, которые не носят постоянный характер. Лексические ошибки: замена названия частей предмета названием целого (циферблат – часы); подмена названий профессий названиями действий (певец – дядя поет); замена видовых понятий родовыми и наоборот; взаимозамена признаков (высокий, широкий, длинный). В свободных высказываниях дети мало пользуются прил., наречиями, обозначающими признак и состояние предмета, способы действий. Недостаточный навык словообразования. Грамматические ошибки: неправильно согласование прил. с сущ.; неправильное согласование числитеных с сущ.; ошибки в использовании предлогов (пропуски, замены, недоговаривание); ошибки в употреблении падежных форм мн. числа.  

8.Организация и содержание словарной работы по обогащению словаря дошкольников с ОНР на занятиях по развитию речи и в процессе воспитательной работы.

Развитие  словаря – процесс количественного накопления слов (обогащение), освоение их значения (уточнение), формирование умения их использовать в конкретной ситуации (активизация). Ребенок должен овладеть словом в единстве его лексического, грамматического значение и языковой формы на основе активного использования в речи. Сущность словарной работы состоит в установлении значения слова в 3х аспектах: -непосредственное знакомство с предметом, явлением, -предъявление речевого образца, понимание слова, -организация речевой практики. Значение: -для общего развития ребенка, речевого и умственного, -фактор подготовки к школе, -через слово решаются задачи нравственного, эстетического, эмоционального воспитания, - словарная работа связана со всей воспиательно-образовательной работой. Содержание. 1.Классификация лексики, ребенок прежде всего усваивает лексику необходимую для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентации в окружающем, познании мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. Принцип тематический: -бытовой словарь (части тела, лица, игрушки, посуда, мебель, одежда, предметы туалета, пища, помещений), -природоведческий (неживая природа, сезонные изменения, погода, растения, животные), -обществоведческий (труд, родная страна, армия, праздники), -эмоционально-оценочная лексика (слова обозначающие эмоции, переживания, чувства, качественная оценка предметов) через словообразовательные модели, -лексика обозначающая время, пространство, количество, -название действий, состояний, признаков, видо-родовые отношения, отвленые понятия. Тематическая классификация имеет пересечения. 2.Классификация по словообразовательному принципу (этапы знакомства со словообразовательными моделями): -знакомятся со словами, в которых суфф. добавляет эмоциональный оттенок, -суфф. который вносит новое значение (слова обозначающие людей и животных, детеныши, пространственно временные отношения, предметы обихода). 3.Меотдическая классификация (разграничение слов по коммуникативному значению): -полнозначные (знаменательные части речи) с конкретным значением, затем отвлеченным, -неполнозначные (служебные части речи, местоимения). Конкретный объем словаря определяется на основе программы, и в связи в другими ее разделами. Методы и приемы: 1.метод непосредственного ознакомления с окружающим, наблюдения за животными, растениями, деятельностью, рассматривание предметов, осмотры помещений, экскурсии. 2.опостредование, не прямое ознакомление, показ картинок, видео, чтение и рассказывание литературных произведений. Приемы: акцентирование внимания на словах, выявление значения через объяснения (синонимы, антонимы, контекст, анализ). Принципы: - единство развития словаря с восприятием, -опора на активное и действенное познание, -использование наглядности, -решение задач словесной работы в взаимосвязи с фонетическим, грамматическим сторонами речи с развитием связной речи, -семантизация лексики. 

9.Организация и содержание работы по уточнение и активизации словаря детей с ОНР на занятиях по развитию речи и в процессе воспитательной работы.

Методы  и приемы: 1.непосредствененное восприятие: рассматривание игрушек, игры с ними, рассматривание картин знакомого содержания, беседа. Гл. прием вопрос. Дидактические игры: не вводятся новые слова, четко определяется перечень, должна быть задача, имеет четкую структуру (правила, действия, ход игры). 2.опосредованные: лексические/словарные упражнения, загадывание/отгадывание загадок, рассказывание. Упражнения: подбор сущ. к прил., соотнесение родовидовых понятий. Определение понятия дается: сущ. через сущ., гл через гл. дополнить предложение, определение понятия, подбор эпитетов к словам, составление словосочетаний и предложений. Все упражнения одновременно формируют грамм строй.  

10.Разитие  навыков словообразования  и словоизменения  у детей с ОНР  на занятиях развития  речи. 
 

13.Организация  и содержание работы  над предложением  по возрастным  группам в дошкольном  образовательном  учреждении для  детей с ОНР.

Задача – формирование умения построение разных типов предложений, умение соединять, использовать их в высказывании. Младшие дошк. – к 4 годам большинство детей умеют строить развернутые типы предложений. На первом этапе обучения основная работа над подлежащим и сказуемым (синт. основа), не распространенные, называние сюжетных картинок, ответы на вопросы. На 2м этапе полный ответ, распространяются предложения, усложняются уточняющие вопросы, распространяется предложение однородными членами, обобщающие слова. Изменение времени в контексте *при составлении предложений по картинке, ситуация должна быть знакомой. Средняя гр. – становление монолога, увеличивается количество сложных предложений. Увеличивается количество ошибок (согласование подлеж. и сказуемого, дублирование подлежащего). Содержание: +построение сложных предложений (закончи предложение) навыки построение сложных предложений (по 2м картинкам), самостоятельное придумывание предложений с заданными словами. Старшая гр. - +обращается внимание на порядок слов, прямую и косвенную речь, активизируется грамм. конструкции в связной речи. *стимуляция письменной речи, прием – ребенок диктует, взрослый пишет. 

14.Лингвистическая  характеристика диалогической  формы речи и  особенности ее  усвоения детьми  с ОНР.

Информация о работе Методика развития речи дошкольников (специальная)