Методика развития речи дошкольников (специальная)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:20, шпаргалка

Описание

Предмет – процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях специального коррекционно-педагогического воздействия. Функциональные задачи: 1.исследование процессов овладения детьми языком и речью 2.изучение закономерностей обучения родной речи 3.определние принципов и методов обучения. Практические задачи: зачем учить (с какой целью), чему учить (какие речевые умения и навыки должны быть сформированы), как учить (условия, формы, методы, средства, приемы развития речи), почему так или иначе. Теоретические основы методики: 1.методические основы методики связаны с положениями философии о языке: язык – продукт общественно-исторического развития (язык появляется в процессе6 исторического развития общества), язык – средство общения и социального взаимодействия людей, язык – как средство выражения мысли (не может развиваться мышления без развития языка). 2.научная основа методики учение Павлова о двух сигнальных системах ВНД – объясняет механизмы формирования деятельности.
Лингвистической основой методики является учение о языке, как знаковой системы, язык-слова и грамматика (фонема, морфема, лексема, форма слова, словосочетание и предложение – фонетика, морфемика, лексикология, морфология, синтаксис, лингвистика текста).

Работа состоит из  1 файл

Методика развития речи (специальная).docx

— 38.63 Кб (Скачать документ)

Связная речь – смысловое развернутое высказывание, которое обеспечивает общение и взаимопонимание; единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные смысловые отрезки. Диалог и монолог отражают главную функцию – коммуникативную. В структуру диалога входят: реплика-стимул, реплика-реакция. Виды: бытовой и учебный. Основные отличия: бытовой диалог не всегда имеет мотив, инициатор диалога не планирует высказывания адресата, не всегда можно развернуть в монолог, бытовой диалог ситуативен, не отражает полного содержания мысли (фразы не развернуты), разговорный (не подготовленный диалог). Учебный всегда мотивирован (четкий план), должен быть спланирован (предполагает ответы), всегда можно развернуть в монолог, по структуре как правило в виде беседы, т.е. подготовленного диалога, является контекстной формой (содержание понятно без ситуации, опирается только на языковые средства). Развитие связной речи является центральной задачей по развитию речи, т.к. на текстовом уровне видны все достижения ребенка. Диалог – сложная форма социального взаимодействия, которая требует владения определенным кругом умений: 1.собственно речевые умения: -умение вступать в общение (контактность), -умение поддерживать диалог и завершать его (учет ситуации, умение слушать и понимать, умение переспрашивать, проявлять инициативу, умение доказывать, выражать свою точку зрения, оценку, умение сравнивать, завершать разговор), -просодика (темп, выразительность, интонирование, знание синтаксических структур, громкость. 2.знание речевого этикета: приветствия, прощания (синонимичные). 3.умение общаться не только в паре, но и в группе и коллективе. 4.умение общаться для планирования собственной деятельности. 5.невербальные средства общения (расстояние, мимика, жест). 

15.Организация  и содержание работы  по развитию диалогической  формы речи у  дошкольников с  ОНР.

Ранний  возраст – основная задача: развитие понимания обращенной речи, умение выражать желания, задавать вопросы, отвечать (кто, что, что делает, какой?), *формируются категории, грамм. строй. Младшие дошк. – умение вступать в контакт (знание конструкций, речевого этикета), умение поддерживать разговор на определенную тему, спрашивать/отвечать, делиться впечатлениями (где, когда, зачем, почему?). Средний дошк. - +рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях, отвечать кратко/развернуто, участвовать в коллективной беседе, знание синонимичных конструкций речевого этикета, разговор по телефону. Старшие дошк. - +развитие умения перефразировать вопрос и ответ, умение дополнять\исправлять свою и чужую речь, планировать беседу, беседовать на разные темы, воспитание культуры общения. Методы обучения диалогу. Основной метод – разговор, т.е. неподготовленный (разговор воспитателя с ребенком) в виде вопросов, указаний, пояснений, с учетом возраста, ситуации, индивидуальных особенностей, в любом виде деятельности: режимные моменты, экскурсии и т.д. Задачи: давать образцы правильной речи и исправлять ошибки. *Прием словесных поручений (формируется умение обращаться, и знание конструкций речевого этикета) *Прием использования совместной деятельности (вопросы\ответы, согласование действий, умение договариваться). *Дидактическая игра (с образными игрушками). *Использование подвижных игр, драматизаций, инсценировки (гуси, фанты). *использование речевых ситуаций для решения коммуникативных задач, преднамеренные/намеренные. *Беседа – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованные подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Значение – развивает логическое мышление, формирует абстрактное мышление, помогает полнее и глубже познать деятельность, воспитывается вежливость, нравственные качества, формируется все стороны речи. Классификация: -вводная (активизация внимание, выявление опыта, краткая), -сопровождающая с приобретением нового опыта (задача объяснить, дать представления используя разные анализаторы, плановая, должны быть вопросы), -заключительная (систематизировать, обобщить полученный опыт, всегда в вопросно-ответной форме, имеет целью формирование монолога). *Вопросы: репродуктивные (констатация фактов), поисковые (раскрытие связи, почему, зачем, от чего?), основные/наводящие (вспомогательные). *Указания (подумай, повтори) помогают уточнить содержания диалогической речи. 

16.Лингвистическая характеристика устной монологической формы речи и особенности ее усвоения детьми с ОНР.

Связная речь – смысловое развернутое высказывание, которое обеспечивает общение и взаимопонимание; единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные смысловые отрезки. Диалог и монолог отражают главную функцию – коммуникативную. В структуру диалога входят: реплика-стимул, реплика-реакция. Виды: бытовой и учебный. Основные отличия: бытовой диалог не всегда имеет мотив, инициатор диалога не планирует высказывания адресата, не всегда можно развернуть в монолог, бытовой диалог ситуативен, не отражает полного содержания мысли (фразы не развернуты), разговорный (не подготовленный диалог). Учебный всегда мотивирован (четкий план), должен быть спланирован (предполагает ответы), всегда можно развернуть в монолог, по структуре, как правило, в виде беседы, т.е. подготовленного диалога, является контекстной формой (содержание понятно без ситуации, опирается только на языковые средства). Развитие связной речи является центральной задачей по развитию речи, т.к. на текстовом уровне видны все достижения ребенка. Основные признаки монолога: - Целостность, определяется единством темы (о чем этот текст) и соответственно микротем основной мысли (замысел автора, что говорится об этом) *как правило, тема и основная мысль выноситься в заголовок, если к тексту нельзя подобрать заголовок – это не текст. –Структурное оформление: 3 части (начало, середина, конец) *единица текста – сверх фразовое единство (сложное синтаксическое целое, прозаическая строфа, микро тема – строфа). –Связность на уровне логических связей м/д предложениями и частями текста (выражается в лексико-гамм. Связях или межфразовых связях), семантическая ассоциативная, местоименная. –Объем (от 2х предложений до 5и в младшем возрасте, затем объем увеличивается). –Плавность. Умения: понимать и осмысливать тему, определять границы, отбор материала, расположение материала, использование соответствующих средств литературного языка (язык худ. Литературы, научный – пропедевтика, разговорный), знание элементарных средств связи (повторы, синонимы, вводные слова, однокоренные, цепная связь, параллельная при описании). Классификация. *В дошкольных учреждения 2а типа пересказ (репродуктивный) и рассказывание (самостоятельный рассказ по определенной теме), *В зависимости от источника: -рассказывание по игрушке, предметам, картинке, -рассказывание из опыта, -творческое о вымышленных событиях. *В зависимости от ведущего психического процесса –по сенсорному восприятию, -по памяти, -по воображению. *В зависимости от композиционных форм (функционально смысловых типов речи) –повествование, -описание, -рассуждение, - выделяется текст-оценка. Учат умению какого -о одного типа речи, но в чистом виде их не существует. При обучении всегда помнить о 3х частной структуре текста.  

17.Организация  и содержание работы  по развитию устной  монологической речи  у детей с ОНР.

В раннем дошкольном возрасте существуют предпосылки для развития монологической речи: слушают короткие рассказы и сказки, 2-3 фразы с опорой на наглядность. Младшая гр. – учат пересказывать знакомые сказки/рассказы (с опорой на наглядность), 3-4 фразы, рассказывание из личного опыта, по наводящим вопроса, драматизации. Средняя гр. - +пересказ впервые услышанных сказок, особое внимание уделяется структуре (начало, продолжение, конец), учат включать в рассказ повествование элементы описания, рассказы по серии сюжетных картин *уделяется внимание связкам. Старшая гр.: пересказ без помощи наглядности, вопросов, полные/краткие, с четкой структурой. 

18.Специфика  и значение применения  имитативного метода  в развития связной  речи. Виды пересказов. Методика работы  над пересказом.

Метод – это способ деятельности педагога и ребенка, который обеспечивает формирование речевых навыков и умений. Классификация методов: - в зависимости от использования средств 1.наглядные неопосредованные (наблюдение, рассматривание, ощупывание) и опосредованные (игрушки, фотографии, картинки) 2.словестные методы (чтение, рассказывание, пересказывание, беседы, разговоры) 3.практические (дидактические игры, драматизации, инсценировки). в зависимости от видов деятельности 1.репродуктивные (основаны на воспроизведении готовых речевых образов, речевого материала) 2.продуктивные (построение собственных речевых высказываний). в зависимости от задач развития речи (методы слов работы, формирование грамм. строя, связной речи) 1.наглядные приемы (показ) 2.словестные методы (речевой образец, повторное проговаривание, речевая деятельность, объяснение, вопрос: констатирующий, вспомогательный, поисковый). Имитативный метод – относится к наглядным, в котором преимущественное внимание уделяется не коммуникации, а подражанию образам. Опирается на естественное подражание ребенка речи взрослого (образцовая), в процессе подражания ребенок запоминает образцы произнесенных звуков, слов, предложений, текстов. Пересказ – воспроизведение литературного образца. Пересказ – воспроизведение литературного образца. Виды: краткие, подробные. Значение: развитие навыков связной речи, психических процессов, нравственно-воспитательная задача. Требования к текстам: -учить чему-либо, -доступность, -желательны яркие персонажи, -четкая композиция (к которой можно приложить наглядность), -требования к языковым средствам (правильная грамм. но не сложная), -наличие образных средств, монологов, -объем. Требования к детским пересказам: понимание текста, полнота передачи, следование логике, использование слов и оборотов авторского текста, использование удачных синонимов, плавность, ритмичность, отсутствие длительных пауз, интонационная выразительность. Методические приемы: совместный пересказ, подсказки (слова, фразы), пересказ по вопросам, по частям, по ролям, драматизация, с опорой на наглядность, используются поощрения. Структура занятия (с незнакомым текстом): 1.орг. момент (+звук и слово из текста), 2.чтение рассказа без установки на пересказ, 3.работа с текстом (словарная 3 слова, ответы на вопросы), 4.повторное чтение с установкой на пересказ (можно 2 раза +наглядность), 5.пересказ с опорой на наглядность, 6.анализ и оценка. *Если текст знакомый, установка на пересказ дается сразу. Если гр. старшая дается 2а текста знакомы и незнакомый похожий.  

19.Специфика и значение применения коммуникативного и текстового методов в развитии связной речи.

Метод – это способ деятельности педагога и ребенка, который обеспечивает формирование речевых навыков и умений. Классификация методов: - в зависимости от использования средств 1.наглядные неопосредованные (наблюдение, рассматривание, ощупывание) и опосредованные (игрушки, фотографии, картинки) 2.словестные методы (чтение, рассказывание, пересказывание, беседы, разговоры) 3.практические (дидактические игры, драматизации, инсценировки). в зависимости от видов деятельности 1.репродуктивные (основаны на воспроизведении готовых речевых образов, речевого материала) 2.продуктивные (построение собственных речевых высказываний). в зависимости от задач развития речи (методы слов работы, формирование грамм. строя, связной речи) 1.наглядные приемы (показ) 2.словестные методы (речевой образец, повторное проговаривание, речевая деятельность, объяснение, вопрос: констатирующий, вспомогательный, поисковый). Коммуникативный метод – комплекс методических приемов, опирающихся на речь, живое общение: предполагается создание речевой ситуации, определение роли говорящего /слушающего, цели общения. *Противопоставлен догматическим методам, которые не предполагают осознанного изучения материала и основанные на заучивании. Текстовой метод – опирается не на отдельные языковые единицы, а на текст, как результат речевой деятельности. Лингвистической основой является теория текста (Гальперин), теория речевой деятельности (структура речевого акта), синтаксис теста (связан с построение ССЦ). Включает: работа с готовым текстом (слушать, анализ по вопросам, выделение частей, выявление незнакомых слов, перестройка текста, составление плана, пересказ).  

20.Методика обучения рассказыванию.

1.Совместное  рассказывание, обычно сочетается  с драматизацией, учитель начинает  ребенок заканчивает, в младшей  гр. индивидуально, в старшей коллективно,  задачи: планируете, подсказываете  речевой материал, последовательность, способы связи (*в старшей гр. вместе составить план), 2.Образец  рассказа, краткое эмоциональное  описание, доступное для подражания, может быть дан частично, 3.Анализ  образца, служит для привлечения  внимания к последовательности (даются  разные типы монолога), 4.план рассказа (по вопросам, 3и части), 5.Коллективное  обсуждение, 6.коллективное составление  рассказа. 7.Прием моделирования.

21.Содержание и специфика работы по развитию речи в младшей и средней группах дошкольного образовательного учреждения для детей с ОНР.

В мл. гр. особенность – привлечь внимание гр. детей, к речи педагога, к предметам, явлениям, игрушкам. Методы: наглядные, игровые. Учебная задача не ставиться – поиграем с игрушкой, познакомимся. Структура занятия: орг.момент, игра, подгруппы, отвечают хором, индивидуальных ответов не требуют. Средняя группа: усложняется структура, ставиться задача, повышаются требования к культуре речи, вводиться обучение рассказыванию, заучивание стихов. 

22.Содержание и специфика работы по развитию речи в старшей и подготовительной группах дошкольного образовательного учреждения для детей с ОНР.

Повышается  роль фронтальных занятий, словесные  методы. Анализ звуковой структуры слова, анализ предложения, грамматические и лексические упражнения. Структура занятия приближается к школьным урокам. 

24.Характеристика  структуры тематического  планирования занятий.

Успех работы зависит от качества ее планирования. На современном этапе создания новых типов учреждений, разных вариантов программ, вопрос планирования решается по разному: логопед, воспитатель, психолог приступая к планированию, не только продумывают тактику коррекции, но и осмысливают стратегию обучения/воспитания ребенка. Выдвигаются четкие требования к планированию: 1.реализация всех задач развития речи в их взаимосвязях 2.действенный подход к планированию по развитию речи (игровая, практическая, коммуникативная) 3.последовательное нарастание требований к речи детей, усложнение содержания, методов и приемов 4.индивидуальный подход к детям, предполагает учет не только возрастных особенностей, но и уровня речевого развития, который основан на обследовании, диагностики 5.учет конкретных условий: соматическое состояние, семейные условия, национальные традиции, местный диалект 6.систематичность педагогического воздействия *эти требования должны совмещаться с общедидактическими принципами. В современном ДОУ утвердилось 3и основных вида планирования: 1.перспективный план определяет основные направления на 1м и квартал, этот план учитывает взаимосвязь между различными разделами (программы, темы, направления), обеспечивает систематичность и последовательность, *установленных норм и правил нет, т.к. они учитывают специфику программы, но эти планы не должны быть громосткими, и как правило вкл. следующие структурные моменты - №,тематика,  програмные требования, мет. приемы, речевой материал, колл. занятий, календарные сроки. В основе составления лежит принцип комплексности решения разных задач речевого развития. *перспективный план по индивидуальной работе составляется в коррек. садиках. 2.календарное планирование связано напрямую с составление конспекта занятия (план занятия), входит: название занятия (место, содержание работы), задачи, оборудование, ход занятия (последовательный с решением конкретных задач) *способ организации детей на занятии (гр., подгр., примечание), ожидаемый результат, итог. 3.календарно-перспективное – используется в практике редко, сочетает элементы перспективного и календарного плана, ведется с учетом времени года. Особенность: ведется картотека занятий, наблюдений, игр, текстов (карточки, конспекты, сценарии), по мере использования перекладывается. *Все планы составляются с учетом программы.

Информация о работе Методика развития речи дошкольников (специальная)