Методика развития творческой личности ребенка на уроке музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:01, курсовая работа

Описание

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Содержание

Введение

1.Понятие о развитии личности.

2.Искусство вести урок.

3.Творчество учителя и ученика.

4.Влияние музыки на детей.

5.Размышление детей о прослушанной музыке.

6.Пение как состояние души.

7.Урок музыки - источник для музыкально-творческой деятельности учителя и учащихся.

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Методика развития творческой личности ребенка на уроке музыки курс.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

     Введение

 

1.Понятие о развитии личности.

 

2.Искусство вести урок.

 

3.Творчество учителя и ученика.

 

4.Влияние музыки на детей.

 

5.Размышление детей о прослушанной музыке.

 

6.Пение как состояние души.

 

7.Урок музыки - источник для музыкально-творческой деятельности учителя и учащихся.

 

Заключение

   

    Список литературы

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в   человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое   место  среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему   воспитания       человека.           А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в   одной области человеческой деятельности.

В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к  творчеству,    какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия,   решалась наукой и техникой.

Нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. С первого класса школы надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет и профессий нетворческих, что, работая в любой профессии, каждый из них сможет открыть новый, хотя бы и маленький мир. А вот если будет работать по ремесленному, не творчески, то и в самой “творческой” профессии ничего путного   не создаст.

Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в    музыке, в физике или в спорте, в общественной    работе или в   шефстве    над первоклассниками.   Творческое начало играет огромную   роль в самих   классных занятиях. Ведь там, где появляется         творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил   и времени и одновременно повышается результат. Вот почему не правы учителя,     несклонные вводить в       изучение преподаваемых   ими предметов элементы        эстетики, искусства,   ссылаясь на то, что их  собственная нагрузка и нагрузка учащихся и без того слишком велика. Эти   учителя не понимают, от какого доброго, щедрого и     верного помощника они тем самым отказываются.

 

  1.Понятие о развитии личности

 

Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни.       Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.

Развитие  человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Психология   и педагогика утверждают,       что человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее  внутренний мир.

Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы     которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.

Природная сторона человека развивается и изменяется     на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.

На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия   на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.

Социальная среда имеет преимущественное  значение        в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие      у людей сотни различных задатков - от абсолютного       слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности.

Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и   высоких результатов   деятельности.     Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и   природной   средой.

              Творчество предполагает наличие у личности способностей , мотивов , знаний и умений , благодаря которым      создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль  воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась “озарению”, вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.

 

2. Искусство вести урок

 

Школьная   программа “Музыка” нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культуры    как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального  воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии. “Есть искусство и есть творчество”,- говорил В.Немирович-Данченко. Это противопоставление не случайно.                    

Оно закономерно возникает тогда, когда речь идет не о внешних, а о глубинных творческих процессах в искусстве. Так, творческий урок музыки становится антитезой другого   урока, в котором царит ремесло, пусть даже самое      умелое. В связи с этим   и возникает проблема      “внешнего” и “внутреннего” в искусстве ведения урока музыки. Одно дело, если урок - лишь привнесение          неких новых слуховых добавлений к музыкальным впечатлениям   школьников. Другое дело,    если это - особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема “внешнего” и “внутреннего” на уроках музыки есть     по сути реальное взаимоотношение Музыки как искусства и Искусства проведения урока музыки.

Современный опыт ведения урока в школе убедительно показывает, что учитель может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.

Всякая   художественно-педагогическая  задача, идея  урока должна быть органична для учителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим “я”.    Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает     урок в настоящую правду искусства. Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что     подсказано процессом подлинного переживания, и         только тогда может возникнуть искусство. Это в    полной мере   следует отнести к педагогическому процессу              на уроке. Истинное погружение в художественный          образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с      ощущением интонаций музыкального произведения             как своих собственных.

Для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще         и эмоционально. Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства учителя музыки умение  найти верный тон урока.           

Термин “задать тон” беседе, исполнению издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого  процесса. Найти верный тон, который присутствовал бы  и был бы своеобразным в каждом уроке,- одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее      время. Соотношение внешнего и внутреннего в искусстве        ведения урока может успешно решаться через   формирование у учителя актерского мастерства.

Если идею музыкального  произведения сформулировать    в нескольких словах и в таком виде сообщить ее         ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. В        учениках важно возбудить ощущение идеи, но для         этого необходимы средства, воздействующие не столько     на разум, сколько     на чувства.   Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями.

Для педагога музыки чрезвычайно важно научиться сознательно управлять подсознательной творческой активностью своей психики, так как многие процессы в искусстве и в художественном развитии ребенка          связаны с подсознанием, с интуитивным, но адекватным постижением прекрасного, вне его разложения на    отдельные элементы.

Для учителя музыки чрезвычайно важно уметь быть выразительным во всех своих проявлениях,  уметь        находить адекватную внешнюю форму выражения переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому педагогу необходимо научиться не бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что   трудноуловимо в произведении искусства - его красоту, тончайшее кружево его образов. При этом   надо         постоянно помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически         изучить художественный материал. Эмоциональное        начало должно органично соединиться в мастерстве     учителя музыки с аналитическими способностями.           Ибо “в основе всякого творческого процесса заложено увлечение, что, конечно, не исключает огромной         работы разума. 

 

3. Творчество учителя и ученика

 

 Музыка и жизнь - это генеральная тема, своего рода, “сверхзадача” в школьных занятиях музыкой. Она        должна пронизывать все занятия во всех звеньях от    первого до последнего класса. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения     и    размышления самих учащихся, направляемые          учителем,- все должно помогать постепенному   решению этой “сверхзадачи”.

Важнейшей особенностью программы является ее тематическое построение.

При этом из различных видов учебной деятельности               в каждом случае избираются наиболее необходимые,            и все они связываются в единый тематический узел. Отдельные произведения, комментарии и вопросы,         ответы учащихся - словом все, что звучит, все, что происходит на уроке, подчиняется основной теме как     общей закономерности, объединяющей все частные       случаи.

Таким образом, урок перестает распадаться на мало,             а то и вовсе не связанные друг с другом составные части. Какие-либо членения урока, связанные с рабочим планом   его проведения, могут существовать лишь в сознании учителя, но ни в коем случае не в сознании учащихся .         Для них урок музыки всегда должен быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство.

Свободное от схемы, творческое комбинирование      составных частей урока в единое музыкальное занятие     дает   возможность вносить в урок любые контрасты,        необходимые для поддержания внимания учащихся, атмосферы творческой заинтересованности. Перед учителем музыки стоит непростая задача:       объединить все элементы, из которых складывается урок,  подчинить их основной теме урока,     четверти, года, всего школьного курса, не утеряв    при этом специфическую логику развития, присущую каждому из этих элементов в отдельности.

Тематическое построение программы дает в руки       учителю два существенных преимущества. Во-первых,         он получает возможность свободно маневрировать в     рамках      четвертной программы и программы всего      года, не       выходя за пределы основных тем. Во-вторых,  он  вооружается “ тематическим компасом” , который        помогает ему ясно    видеть направление занятий на протяжении всего года и облегчает решение весьма     трудной задачи в области эстетического образования - установление критерия требований к учащимся.

Возможность “свободного маневрирования” при       ориентации на ”тематический компас” дается учителю не только для улучшения учебно-воспитательного процесса       в целом, но, прежде всего, чтобы помочь ему в решении   одной из важнейших задач музыкального образования в школе - творческого развития учащихся .

Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое    внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить   навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих перед учителем.

Информация о работе Методика развития творческой личности ребенка на уроке музыки