Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:36, контрольная работа
1. Понятие о методе и средстве воспитания.
2. Методы формирования сознания личности
3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
4. Методы стимулирования поведения и деятельности.
5. Методы контроля, самоконтроля т самооценки в воспитании.
6. Приемы педагогического воспитания.
7. Основные формы воспитания.
Тема 7: Методы, формы и средства воспитания
Основные вопросы темы
1.Понятие о методе и средстве воспитания.
Метод воспитания - это модель организации
взаимно обусловленной
Система методов воспитания сложна, потому
что цель воспитания многопланова, многомерен
человек, противоречивы взаимоотношения
его с миром. Вся эта сложность добавляется
традиционно укрепившимся смешением понятий
"методы воспитания" и "методы
воздействия". Говоря о первом, многие
педагоги разумеют второе, сводят предполагаемый
результат воспитания к конкретной сиюминутной
реакции ребенка. Например, говорят: "Применил
метод упражнения, когда организовал правильное
поведение ребенка", или "Я воспользовался
убеждением, разъясняя детям значение
нормативного поведения". Не отрицая
правомерности сказанного, отметим, что
сказанное относилось к методам воспитательного
воздействия - отнюдь не к методам воспитания.
Методы воспитания - это педагогическая
проекция объективных факторов социальной
действительности, обладающих формирующим
влиянием на личность.
Если нам известны факторы воспитания,
то, следовательно, остается произвести
проекцию этих факторов на реальность
воспитательного процесса и обозначить
факторные (объективно обусловленные)
влияния как способы воспитания личности.
Таким образом, надо признать существование
трех методов воспитания стратегического
плана:
метод организации воспитывающей среды;
метод организации воспитывающей деятельности,
то есть, взаимодействия детей со средой;
метод организации осмысления ребенком
разворачивающейся перед ним жизни.
Перечисленные методы носят факторный
характер: обладают силой объективного,
неотвратимого влияния на подрастающую
личность. Иногда все эти методы называют
методами организации жизни ребенка
Однако от методов воспитания следует
отличать средства воспитания. Средства
воспитания - это те конкретные мероприятия
или формы воспитательной работы (беседы,
собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды
деятельности учащихся (учебные занятия,
предметные кружки, конкурсы, олимпиады),
а также наглядны пособия (кинодемонстрации,
картины и т.д.), которые используются в
процессе реализации того или иного метода.
Например, убеждение как метод воспитания
реализуется с помощью таких воспитательных
средств, как разъяснительные беседы на
уроках и во внеурочное время по вопросам
политики, нравственности, искусства и
др., собрания, диспуты и т.д. В качестве
средств метода упражнений выступает
организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая
деятельность учащихся и т.д.
Иногда, однако, разъяснительные беседы
и различные собрания в работах не строго
научного характера называют методами
воспитания, допуская определенное смешение
понятий. Но большой ошибки здесь нет.
Всякая разъяснительная беседа или собрание,
будучи конкретными средствами реализации
метода, убеждения, выступают в качестве
частных форм его осуществления и в этом
смысле выполняют роль методов воспитания.
Основной
задачей методов этой группы является
формирование убеждений, взглядов, стремлений
воспитанников. Чтобы воспитать
определенные целью воспитания личностные
качества, необходимо донести до воспитанников
смысл этих качеств, их значение в
полноценной повседневной и трудовой
деятельности, важность их наличия. У
воспитанника должно сформироваться,
прежде всего, стойкое убеждение
в необходимости этих качеств, он
должен сам стремиться воспитать
их в себе, что обеспечит его
активное включение в процесс
воспитания. Для достижения этой цели
первоначального этапа
Довольно сложным по содержанию, но легким в восприятии является метод рассказа на этическую тему. Особенность этого метода состоит в том, что воспитанники сами анализируют действия и поступки героев рассказа и делают выводы. Таким образом, формируются определенные отношения к тем или иным качествам и особенностям поведения. Формирование этих отношений происходит под воздействием эмоциональных переживаний и не навязано педагогом, то есть не является прямым указанием, благодаря чему имеют устойчивый эффект и закладывают основы для формирования собственных личностных качеств. Действие этого метода имеет опережающий характер, заранее формируя отношение воспитанников к поступкам, которые они еще не совершили, побуждая тем самым к волевым усилиям по отношению к собственным действиям. Рассказ на этическую тему должен быть составлен по определенным правилам, обуславливающим его эффективность. Содержание рассказа должно соответствовать возрасту слушателей, быть им понятно и интересно. Чем младше воспитанник, тем красочней и насыщеннее должно быть художественное оформление рассказа. Окружающая обстановка должна располагать к восприятию темы рассказа. Артистичность и грамотность изложения влияет на восприимчивость положительным образом, а, следовательно, является необходимым условием.
Разъяснение, внушение и увещевание – совокупность комплексно используемых методов, требующих высокой квалификации педагога и применяемых в строго определенных случаях. Внушение – воздействие на сознание человека с целью выработки у него определенных установок. Оно является эффективным при условии высокого авторитета воспитателя. Человек восприимчив к внушению, когда он полностью и безоговорочно доверяет своему наставнику, принимает все сказанное им в чистом виде. Внушение часто используется в качестве вспомогательного средства в других методах как усилитель их воздействия. Разъяснение может быть применено лишь в тех случаях, когда это действительно требуется, когда до воспитанника нужно донести смысл того или иного действия или поступка, объяснить его последствия, положительные и отрицательные стороны. Но не следует прибегать к разъяснению в случае очевидных, не вызывающих сомнений норм поведения. увещевание содержит в себе элементы разъяснения и внушения. Оно призвано вызвать в человеке чувства, эмоциональное отношение к поступкам, побудить желание действовать во благо себе и окружающим, соответствовать социальным и общественным канонам. Применяя метод увещевания, нужно соблюдать умеренность, иначе увещевание может принять форму нотаций, которые дают лишь отрицательный эффект, побуждая человека действовать вопреки, наперекор.
Этическая беседа – метод педагогического воздействия, в ходе которого обсуждаются, анализируются и оцениваются определенные действия, поступки, взгляды, убеждения, особенности поведения какого либо человека или группы людей. Целью этого метода воспитания является формирование и закрепление нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа может быть заранее запланирована или возникнуть стихийно, в результате какого либо события, происшествия. В обоих случаях этическая беседа проводится по определенным правилам: беседа строится на принципах равноправия и сотрудничества педагога с воспитанниками, выслушиваются, обсуждаются и принимаются к сведению любые мнения и высказывания, беседа должна иметь проблемный характер и затрагивать вопросы, волнующие воспитанников, соответствующие их возрасту и психологической зрелости. Педагог должен построить руководство беседой таким образом, чтобы воспитанники имели возможность сами прийти к правильному выводу. В обсуждение должны включаться все участники, атмосфера беседы должна способствовать раскрепощению детей, располагать к безбоязненному высказыванию собственного мнения. Этическая беседа может быть индивидуальной, направленной на обсуждение конкретного поступка человека. В этом случае особенно важно создать доверительную атмосферу общения, показать воспитаннику заинтересованность в его проблемах, искреннее желание помочь.
Диспут – активное обсуждение специально подготовленных тем, принимающее форму спора. Целью диспута является формирование взглядов и убеждений, рождающихся в процессе аргументированного, логически построенного спора, столкновения противоположных точек зрения, выявления ошибочных мнений, обоснования и доказательств их ошибочности. Участники диспута заранее оповещаются о содержании темы и имеют возможность продумать и логически выстроить свою речь, придать ей наибольшую убедительность. Задачей педагога, как руководителя диспута, является умелое руководство, особое участие, заключающееся не в наставлении, а в направлении мыслей с помощью аргументов, фактов и логики. Для успешного проведения диспутов, воспитанников заранее учат правильно строить свою речь, уметь доказывать свою правоту и убеждать собеседника и аудиторию.
Пример – метод воспитания, сильнейшим образом влияющий на процесс формирования личности. Он основан на психологической склонности людей к подражанию. Особенно эффективно этот метод воздействует на детей. Эффективность этого метода объясняется его прямым воздействием на сознание человека. Зрительные примеры ярко и надолго запечатлеваются в сознании, это объясняется физиологическими особенностями человеческого организма. Желание подражать своему кумиру ценно тем, что не является навязанным со стороны, а вызвано чувствами и эмоциями самого человека, тем самым, усиливая ответственность за свои поступки. Характер подражательной деятельности меняется с возрастом. Если младшие школьники непосредственно следуют примерам поведения, основываясь лишь на полученном впечатлении, то подростки, пользуясь накопленным социальным опытом и уже выработанными нравственными позициями, проводят сознательный анализ и выбор тех качеств и особенностей, которые он может перенять. Примером могут служить люди, окружающие человека в реальной жизни или герои книг, фильмов, знаменитые деятели разного рода. Последние оказывают наибольшее воздействие, так как, зачастую являются яркими, неординарными и выдающимися личностями. При воспитании детей, важно создать такие условия, при которых его будет окружать как можно больше положительных примеров, хотя отрицательные примеры тоже играют важную роль в воспитании, формируя негативное отношение к отрицательным действиям и поступкам. Педагог всегда сам является примером для своих воспитанников, поэтому он должен заботиться о правильности своих действий, следовании слову, положительном отношении ко всем воспитанникам.
3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
Человек как субъект труда, познания
и общения формируется в
Как основа здорового бытия, деятельность
является важнейшим источником обогащения
школьников опытом общественных отношений
и общественного поведения.
Всякая деятельность состоит из операций
и действий. Операции - это процессы, цели
которых находятся не в них самих, а в том
действии, элементом которого они являются.
Действия - это процессы, мотивы которых
находятся в той деятельности, в состав
которой они входят. Воспитательный процесс
заключается в том, что педагог совершает
переход от управления операциями к управлению
действиями, а затем - к управлению деятельностью
учащихся.
Педагогической наукой обнаружен ряд
общих закономерностей, обусловливающих
методы педагогического руководства деятельностью
и формирования опыта общественного поведения:
• все виды деятельности, имеющие общественные
цели, потенциально обладают определенными
развивающими и воспитывающими возможностями.
Каждая такая деятельность содержит все
необходимые компоненты для усвоения
лишь ей соответствующих
знаний, переживаний. Однако одна деятельность
не может заменить все остальные. Поэтому
в процессе воспитания целесообразно
использовать комплекс деятельностей;
• даже объективно ценная обществу деятельность
может не повлиять положительно на воспитанника,
если она не имеет для него "личностного
смысла" (А.Н.Леонтьев). Общественное
отношение лишь тогда раскрывается для
человека, становится его личным отношением,
когда смыслообразующий мотив деятельности
адекватен данному отношению;
• в итоге педагогических воздействий
у школьников формируется готовность
к выбору цели и способов деятельности.
Будучи идеальным предвосхищением ожидаемого
результата (П.К.Анохин), цель человека
является той силой, которая определяет
способ и характер его действий;
• по отношению к формированию личности
школьника деятельность остается нейтральным
процессом, если не найдены и не реализованы
соответствующие способы ее педагогической
инструментовки. В этой инструментовке
должны определенным образом сочетаться
различные методы и приемы, обеспечивающие
побуждение, приучение и упражнение учащихся,
формирование у них опыта общественного
поведения.
Приучение обнаруживает наибольшую эффективность
на ранних ступенях воспитания и развития
детей. Применение этого метода требует
соблюдения некоторых педагогических
условий. Приучение невозможно без ясного
представления о том, что должно быть усвоено.
Предписывая учащимся тот или иной образ
действий, необходимо выразить его в возможно
более коротком и ясном правиле. На каждый
данный отрезок времени должен быть выделен
минимум отдельных действий, из которых
складывается данная форма поведения.
Опытные педагоги большое значение придают
показу образца воспитываемой формы поведения,
созданию положительного отношения к
ней. Для выработки привычки требуется
время, торопливость здесь не приводит
к поставленной цели. Вначале следует
добиться точности производимого действия
и лишь затем - быстроты. Метод приучения
предполагает контроль за выполнением
действия. Контроль требует благожелательного,
заинтересованного отношения учителя
к воспитанникам, выявления и анализа
возникающих трудностей, обсуждения способов
дальнейшей работы. Еще более важно организовать
самоконтроль учащихся.
Одним из испытанных средств приучения
к заданным формам поведения является
режим жизни и деятельности учащихся.
По мысли А.С.Макаренко, отсутствие разумного,
последовательно осуществляемого режима,
законных пределов для поступка не может
быть возмещено никакой словесной мудростью.
Чем строже и определеннее режим, тем лучше
формируется динамический стереотип,
который лежит в основе образования привычек.
Метод приучения тесно связан с методом
упражнения. В основе приучения лежит
овладение ребенком преимущественно процессуальной
стороной деятельности, а упражнение делает
ее личностно значимой. Выполняемая школьником
деятельность выступает здесь в единстве
ее цели и операциональной структуры как
упражнение в правильном поступке.
Включение детей в деятельность создает
им условия для действий в соответствии
с принятыми в обществе нормами и правилами
поведения. Деятельность обеспечивает
приобретение детьми практического опыта
коллективных отношений. Упражнение не
имеет ничего общего с механической выучкой
и тренажем в духе поведенческой психологии:
стимул-реакция-подкрепление.
Педагогическое требование. В требовании
как исходном методе организации деятельности
наиболее отчетливо обнаруживается действие
такой закономерности педагогического
процесса, как диалектика внешнего и внутреннего.
Педагогическое требование должно не
только опережать развитие личности, но
и переходить в требования воспитанника
к самому себе. Оно может выступать перед
учеником как конкретная реальная задача,
которую ему надлежит выполнить в процессе
той или иной деятельности. Требование
может вскрывать внутренние противоречия
педагогического процесса, фиксировать
недостатки в поведении, деятельности
и общении учащихся и тем самым побуждать
их к дальнейшему росту и развитию. Требования
помогают наводить порядок и дисциплину
в школе, вносят дух организованности
в деятельность и поведение учащихся.
Любая
деятельность протекает более эффективно
и дает качественные результаты, если
при этом у личности имеются сильные,
яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание
действовать активно, с полной отдачей
сил, преодолевать неизбежные затруднения,
неблагоприятные условия и
Соревнование. Соревнование в педагогическом
процессе строится учителем с учетом того
несомненного социально-психологического
факта, что детям, подросткам и юношам
в высшей степени свойственно стремление
к здоровому соперничеству, приоритету,
первенству, самоутверждению. Вовлечение
учащихся в борьбу за достижение наилучших
результатов в учебе, труде и общественной
деятельности поднимает отстающих на
уровень передовых, стимулирует развитие
творческой активности, инициативы, новаторских
починов, ответственности и коллективизма.
В настоящее время соревнование по конкретным
показателям успеваемости учащихся не
проводится, и не должно проводиться. Однако
полностью исключить соревнование из
наиболее важной области жизни и деятельности
школьников было бы неправильно. Опыт
лучших школ показывает, что использование
соревнования в учебной работе оказывается
возможным и приносит очевидную пользу,
если оно ведется за добросовестное отношение
к учению. В условия соревнования младших
школьников, например, вносятся такие
обязательства: всегда выполнять домашние
задания, работать прилежно, не иметь замечаний
на уроке, иметь опрятные тетради, строго
выполнять школьный и домашний режим дня,
читать дополнительную литературу.
Соревнование может быть коллективным
и индивидуальным, рассчитанным на длительный
срок и эпизодическим. В процессе его организации
и проведения необходимо соблюдать традиционные
принципы: гласность, конкретность показателей,
сравнимость результатов, возможность
практического использования передового
опыта.
В последние годы появилось немало противников
разного рода соревнований, которые якобы
противоречат основным принципам гуманистической
педагогики. Можно, утверждается, сравнивать
только темпы личного продвижения, т.е.
сравнивать ребенка сегодняшнего с самим
собой, но вчерашним. Однако при продуманности
организации соревнования оно ничуть
не противоречит идее уважения личности.
Более того, его действенность существенно
повышается при разумном насыщении как
учебной, так и внеучебной деятельности
вытекающими из самой логики образовательного
процесса ситуациями переживания успеха,
связанными с положительными эмоциональными
переживаниями.
В переживании ситуаций успеха особенно
нуждаются учащиеся, испытывающие определенные
затруднения в учении. В связи с этим необходимо
подбирать такие задания, с которыми учащиеся
этой категории могли бы справиться без
особых затруднений, и лишь потом переходить
к более сложным упражнениям. В опыте передовых
учителей с этой целью используются так
называемые сдвоенные задания, где первое
подготавливает к выполнению другого,
более сложного. Надежным путем создания
ситуаций успеха является дифференцированный
подход к определению содержания деятельности
и характеру помощи учащимся при ее осуществлении.
Естественными в этом случае должны быть
и словесные поощрения, подбадривание
ученика, вызывающие у него уверенность
в своих силах, стремление соответствовать
оценке учителя. Большую роль в создании
ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая
атмосфера выполнения тех или иных заданий,
поскольку это в значительной мере снимает
чувство неуверенности, боязни приступить
к внешне сложным заданиям.
К методам стимулирования деятельности
относятся сюжетно-ролевые игры, которые,
учитывая возраст, широко применяются
в начальных классах. Они примыкают к ситуациям
переживания успеха, поскольку тоже направлены
на создание ситуаций, но игровых, вызывающих,
как и предыдущие, яркие эмоциональные
переживания. Как правило, "участниками
педагогического процесса" в этом случае
наряду с детьми становятся и широко знакомые
им сказочные персонажи.
Поощрение - способ выражения общественной
положительной оценки поведения и деятельности
отдельного учащегося или коллектива.
Его стимулирующая роль определяется
тем, что в нем содержится общественное
признание того образа действия, который
избран и проводится учеником в жизнь.
Переживая чувство удовлетворения, школьник
испытывает подъем бодрости и энергии,
уверенность в собственных силах и дальнейшем
движении вперед.
Нельзя полагать, что одобрение и поощрение
полезны всегда и везде. Воспитательное
значение поощрения возрастает, если оно
заключает в себе оценку не только результата,
но и мотива и способов деятельности. Надо
приучать детей ценить более всего сам
факт одобрения, а не его престижный вес:
плохо, если ученик ждет награды за малейший
успех. Поощрение особенно необходимо
детям несмелым, неуверенным. К поощрениям
чаще всего приходится прибегать в работе
с младшими школьниками и подростками,
которые особенно чувствительны к оценке
их поступков и поведения в целом. Но лучше,
если это будут коллективные поощрения.
Учителю необходимо одинаково заботиться
о том, чтобы не появлялись ученики захваленные
и ученики, обойденные общественным вниманием.
Сила воспитательного влияния поощрения
зависит от того, насколько оно объективно
и находит поддержку в общественном мнении
коллектива.
Отношение к наказаниям в педагогике весьма
противоречиво и неоднозначно. В значительной
мере под влиянием теории свободного воспитания
в первые годы советской школы наказания
вообще были запрещены. Обосновывая правомерность
наказания как одного из методов педагогического
воздействия, А. С. Макаренко писал: "Разумная
система взысканий не только законна,
но и необходима. Она помогает оформиться
крепкому человеческому характеру, воспитывает
чувство ответственности, тренирует волю,
человеческое достоинство, умение сопротивляться
соблазнам и преодолевать их".
Наказание - это такое воздействие на личность
школьника, которое выражает осуждение
действий и поступков, противоречащих
нормам общественного поведения, и принуждает
учащихся неуклонно следовать им. Наказание
корректирует поведение ребенка, дает
ему ясно понять, где и в чем он ошибся,
вызывает чувство неудовлетворенности,
дискомфорта, стыда. А. С. Макаренко называл
это состояние "выталкиванием из общих
рядов". Это состояние порождает у школьника
потребность изменить свое поведение.
Но наказание ни в коем случае не должно
причинять ребенку страдания - ни физические,
ни моральные. В наказании нет подавленности,
а есть переживание отчужденности от коллектива,
хотя бы временного и небольшого.
Средствами метода наказания выступают
замечания учителя, предложение встать
у парты, вызов для внушения на педагогический
совет, выговор в приказе по школе, перевод
в параллельный класс или в другую школу,
исключение из школы и направление в школу
для трудновоспитуемых. Может применяться
и такая форма наказания, как изменение
отношения к воспитаннику со стороны учителя
или классного коллектива. У А. С. Макаренко
мы находим случаи демонстративного отказа
от наказания, когда коллектив выражает
недоверие воспитаннику.
Умелое применение наказаний требует
от учителя педагогического такта и определенного
мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться
анализом причин и условий, породивших
тот или иной проступок. В тех случаях,
когда ученик нарушил правила поведения
необдуманно, случайно, можно ограничиться
беседой или простым упреком. Наказание
приносит успех, когда оно согласуется
с общественным мнением коллектива. Педагог
поступает неправильно, если будет наказывать
по подозрению. По возможности надо избегать
коллективных наказаний, поскольку они
могут привести к объединению учащихся,
нарушающих общественный порядок и дисциплину.
Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо
сильнее действуют взыскания неожиданные,
непривычные.
5. Методы контроля, самоконтроля т самооценки
в воспитании.