Методы, формы и средства воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:36, контрольная работа

Описание

1. Понятие о методе и средстве воспитания.
2. Методы формирования сознания личности
3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
4. Методы стимулирования поведения и деятельности.
5. Методы контроля, самоконтроля т самооценки в воспитании.
6. Приемы педагогического воспитания.
7. Основные формы воспитания.

Работа состоит из  1 файл

Методы, функции и средства воспитания.docx

— 44.55 Кб (Скачать документ)

Управление  процессом воспитания невозможно без  обратной связи, которая несет характеристику его результативности. Выполнить  эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Чтобы оценивать  эффективность воспитательного  процесса, необходимо изучать деятельность и поведение воспитуемых. Под  эффективностью воспитания понимают степень  соответствия достигаемых результатов  поставленным целям воспитания.

О показателях  воспитанности школьников можно  судить по степени их участия во всех основных видах деятельности, соответствующей их возрасту: игровой, учебной, трудовой, общественной и др., - и результативности этого участия.

Важными показателями воспитанности школьников являются их общение и отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер общения и поведения школьников во многом определяет результативность воспитательных влияний на личность.

К показателям  воспитанности личности необходимо отнести также и ее информированность, прежде всего в области нравственной, культурной, эстетической и др.

Ни один из этих показателей не может рассматриваться  сам по себе, так как нельзя разделить  сознание, действия, поведение и  общение личности. Всякое подразделение  их носит условный характер и применяется  лишь в целях более детального и поэлементного изучения общего уровня воспитанности учеников. То же самое надо сказать и об условности выделения соответствующих методов  воспитания и оценки его эффективности.

Общий анализ педагогического процесса складывается из оценки его результативного компонента (о нем шла речь выше) и процессуального, отражающего характер протекания процесса. Необходимо оценивать действия самих  воспитателей, правильность их подхода  к ученикам, характер утверждаемого  ими стиля общения, взаимодействия, их влияние на развитие инициативы и самодеятельности учащихся. Рассмотрение в единстве результативных и процессуальных показателей делает изучение воспитания объективным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Приемы педагогического воспитания.

 

       Особой проблемой  является выбор методов воспитания. Не бывает методов хороших  и плохих, ни один путь воспитания  не может быть заранее объявлен  эффективным или неэффективным  без учета тех условий, в  которых он применяется.

Какими причинами обусловлено  применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор  метода и заставляют воспитателя  отдавать предпочтение тому или иному  способу достижения цели? Только на первый взгляд, и то очень несведущему  человеку, может показаться, что  воспитатель свободен в выборе методов  и определяет пути воспитания произвольно, как ему заблагорассудится. Чем  глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или  иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее намечает пути воспитания.

На практике всегда стоит задача не просто использовать один из методов, а выбрать их совокупность. Выбор  такой совокупности — это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными  затратами энергии, средств достичь  намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнить между собой эффективность  различных методов воспитания.

Что же должно учитываться при определении  методов воспитания?

Прежде всего педагог исходит  из цели и актуальных задач воспитания. Именно они определяют, какова должна быть совокупность методов для их решения. Необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста школьников. Формировать, скажем, мировоззрение  нужно и в младшем, и в среднем, и в старшем школьном возрасте, но методы воспитания должны меняться: те, которые подходят первокласснику, снисходительно воспринимаются в третьем  и отвергаются в пятом классе.

Большое влияние на выбор методов  оказывают индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Общие  методы, программы — лишь канва  воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые  дают возможность каждой личности развивать  свои способности, сохранить свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

Методы существенно зависят  от социального окружения ученика, от группы, в которую он входит, уровня ее сплоченности, от норм отношений, складывающихся в семье и ближайшем социальном окружении ребенка. Для выбора метода большое значение имеет уровень  квалификации педагогов. Воспитатель  выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил.

Приемы воспитания — это педагогически  оформленные действия, посредством  которых на поведение и позиции  воспитуемого оказываются внешние  побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение.

Следует сразу же отметить, что  далеко не всякое педагогическое воздействие  ведет к позитивным изменениям в  процессе воспитания, а только то, которое  принимается учащимся, соответствует  его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

Существует различная классификация  приемов воспитания. За основу одного из вариантов такой классификации  можно принять приемы, когда педагог  добивается изменений как в отношениях с учеником, так и в его взаимоотношениях с окружающими.

Прежде всего мы должны говорить о коммуникативных приемах, то есть приемах общения педагога и учащихся.

«Ролевая маска». Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.

«Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) необходимо перейти к аналитическим, предварительно выдвинув соответствующие требования, а затем и к проблемным высказываниям учащихся.

«Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

«Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.

«Импровизация на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную учителем тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.). В отличие от приема «импровизация на свободную тему» учащиеся в данном случае поставлены в более творческие условия, причем учитель может постепенно поднимать «планку трудности».

«Обнажение противоречий». Это разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Вторая группа приемов связана  с организаторской деятельностью  учителя, направленной на существование  ситуации вокруг ученика.

«Инструктирование». На время выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

«Распределениеролей». Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания.

«Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.).

«Самоотстранение учителя». После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.

«Распределение инициативы». Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием всех обучаемых на каждом этапе.

«Обмен функциями». Учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые они получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.

«Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством распределения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Среди множества педагогических приемов  большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам  и т.п.

Педагогических приемов может  быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов  использует те, которые соответствуют  его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одному ученику, может  быть неприемлем для другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные формы воспитания.

 
Метод - это способ достижения воспитательной цели, совокупность наиболее общих  способов решения педагогических задач. Основной метод в воспитание и  обучение - это словесный метод. В  него входят такие приёмы как беседа, рассказ, разъяснение, объяснение и  тому подобное.  
В детском саду детей обучают через игровые методы, так же на занятиях часто используют наглядный или наглядно-действеннный метод. Очень важен метод поощрения.  
Как исключительной мерой воздействия является метод наказания.  
 
Средства - это методы воспитания, которые выступают компонентами воспитательного процесса или различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая).  
Например, воспитание или обучение может осуществляться по средствам игры или чтения сказки. Могут быть технические средства обучения. Например, детям показывают по телевизору документальное кино о природе или диафильмы.  
 
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.  
Например, занятие может проходить в форме игры, беседы, кукольного спектакля и так делее.  
 
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих признаков:  
 
от цели воспитания; 
от содержания и направленности воспитательных задач;  
от возраста учащихся;  
от уровня их воспитанности и личного социального опыта;  
от особенностей детского коллектива и его традиций;  
от особенностей и традиций региона;  
от технических и материальных возможностей сада или школы;  
от уровня профессионализма педагога.  
Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии.

 

Воспитательный  процесс, как любое социально-психологическое  и культурологическое явление, имеет  форму. Коль скоро субъекты организованного  процесса индивидуальны и неповторимы, то сочетание методов и подбор средств, обусловленные индивидуальным своеобразием педагога (либо педагогического  коллектива в качестве совокупного  субъекта), определяет неповторимость и своеобразие формы воспитательного  процесса. Поэтому форму воспитательного  процесса можно определить следующим  образом. Форма воспитательного  процесса — это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей  с педагогом, сложившейся благодаря  системе используемых средств, выстраиваемых  в определенном логическом обеспечении  метода работы с детьми.

Форма как часть процесса воспитания зависит  от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы  воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так  разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Тем не менее, наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные  типы форм воспитательной работы по количеству участников:

• индивидуальные — беседы, занятия воспитателя  с одним воспитанником;

• групповые  — несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся  в непосредственном контакте;

• массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Обобщая результаты научно-методического поиска и опыт работы и воздерживаясь  от строгой классификации, можно  выделить типы форм воспитательной работы по преимущественному компоненту, методу воздействия в одноразовом или  многократном действии (мероприятии) педагога. Определим такие методы педагогического воздействия, положенные в основу типологизации форм воспитательной работы: слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

В словесно-логических формах основным средством воздействия  является рациональное слово, убеждение  словом, которое, конечно, может быть окрашено эмоцией и вызывать эмоции воспитанников. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь —  обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного  воздействия имеет место в  практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его  проведения может быть различной, о  чем мы скажем ниже.

Информация о работе Методы, формы и средства воспитания