Методы обучения в современной зарубежной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:40, реферат

Описание

Целью современного обучения является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему.

Содержание

2. Введение.
3. Дифференциация образования.
4. Дистанционное обучение.
5. Модернизация методов обучения.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

реферат по сп.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

Во Франции с середины 80-х годов в ряде начальных учебных заведений появились классы для даровитых уча­щихся. Особая школа для детей с ранним умственным раз­витием была создана в начале 90-х годов в Страсбурге.

В Японии отношение к проблеме обучения талантливых детей сравнительно сдержанное. Впрочем, неточно утверждать, что японская школа стоит в стороне от задач выявления и обучения наиболее способных учащихся. В некоторых учеб­ных заведениях проводится тестовая диагностика талантливых школьников, с которыми затем стараются заниматься более интенсивно; им адресованы специальные книги и пособия.

Все больше внимания стала уделять мировая школа судь­бам тех учащихся, кто находится на полюсе, противополож­ном одаренным детям. Речь идет об инвалидах и детях с отрицательными отклонениями в умственном развитии. Про­блема отражает печальную реальность массового рождения детей с различными патологиями вследствие наследственных болезней, алкоголизма и наркомании родителей. Организация для них особого, дифференцированного образования — важное направление деятельности школы.

В США в начале 90-х годов в общественных школах насчитывалось до 4,5 млн детей-инвалидов. Самая большая группа среди них — дети с легкими поражениями мозга, испытывающие трудности в обучении. Затем следуют дети с недостатками речи, умственно отсталые, эмоционально неурав­новешенные, с недостатками слуха, зрения, с физическими отклонениями и т. д. Принят специальный Закон об обучении детей-инвалидов, который подкреплен крупными субсидиями. В школах поя­вились психологи, социологи и другие специалисты по работе с детьми-инвалидами. Для обучения инвалидов внедрялась новейшая техника, прежде всего компьютеры. Заметно растет специальное обучение анормальных и больных детей в других странах. Так, во Франции закон об обязательном образовании распространяется на детей-инвали­дов. Они могут получать образование в обычной школе или в специальном учебном заведении

Важное направление дифференциации — компенсирующее обучение, то есть дополнительные педагогические усилия в отношении отстающих учащихся. Компенсирующее обуче­ние — ответ на рост неуспеваемости, неудовлетворительной подготовки учащихся. Руководители программ компенси­рующего обучения в один голос уверяют, что эффект будет намного больше, если появятся ассигнования на постоянное и масштабное компенсирующее обучение.

Практика компенсирующего обучения предусматривает сотрудничество школы и семьи, привлечение специалистов по психологии, ориентации, индивидуальный подход. В систему компенсирующего обучения входят дополнительные занятия, малая наполняемость классов, классы адаптации.

Среди форм компенсирующего обучения весьма распро­странено повторное обучение в одном классе. Во Франции, например, оно допускается в старших классах начальной шко­лы, коллежа и в лицее. В начальной школе решение о повтор­ном обучении в школе принимают учителя, в средних учебных заведениях — преподаватели с согласия родителей (при несо­гласии родителей вопрос решает особая комиссия). Второ­годничество лимитировано сроками обязательного обучения.

К числу ведущих стран мира с незначительным уровнем второгодничества в школе относится прежде всего Япония, где почти все ученики общеобразовательной школы одно­временно переходят из класса в класс.

В Японии тот, кто хочет получить полноценное общее образование, не рассчитывает на обычную школу. Он не­пременно прибегнет к компенсирующему обучению в частной репетиторской школе (дзюку). Общая стоимость репетитор­ства, в основном, сопоставима с государственными затратами на школу. Оно адресовано ученикам всех ступеней. Популярность дзюку растет.

Органическая часть дифференциации школьного образо­вания — ориентация учащихся: распределение по разным на­правлениям общего образования (учебная ориентация) и прио­бретение образования для определенной деятельности (профес­сиональная ориентация).

В ведущих странах мира ориентация учащихся — предмет специальных систематических мероприятий. Они дают опре­деленный положительный результат. Однако система ориен­тации пока не является достаточно эффективной. Среди при­чин этого следует назвать не только недостатки самой системы ориентации, но и социальную детерминированность ориен­тации учащихся, когда представители различных обществен­ных страт предпочитают тот или иной профиль образования. Скажем, во Франции выходцы из интеллигенции останав­ливают свой выбор чаще на лицее общего образования, тогда как дети рабочих, мелких служащих, собственников по преимуществу идут в технологический и профессиональный лицеи.

В США ориентация позволяет учащимся приобретать ин­формацию о профессиях, получать помощь при выборе бу­дущей работы. Школьники знакомятся с различными спе­циальностями, берут консультации у преподавателей труда. Существенную роль в ориентации играет психолого-педаго­гическая служба «Гайденс», действующая на федеральном уровне и в отдельных учебных заведениях. В состав службы входят социолог, психолог, преподаватель, юрист, врач, другие работники школы.

В школе Англии ориентация — также особое направление учебного процесса. В средних учебных заведениях основные функции при этом выполняют учителя профориентации. Они помогают учащимся определиться при выборе профиля обра­зования в соответствии с их склонностями, способностями и интересами и, прежде всего, выбрать «пакет» элективной программы.

Во Франции к ориентационной работе приступают в последнем классе начальной школы и затем активно ведут ее в едином коллеже. Педагоги регулярно изучают интересы и склонности школьников для ориентации их в будущей учебе и профессиональной деятельности. В школах действуют со­веты по ориентации, состоящие из преподавателей, членов администрации, родителей и советников по ориентации.

Работа по профориентации в едином коллеже складывается из сбора информации, составления предложений и вынесения решений. Информация поступает от преподавателей и учени­ков. Преподаватели собирают информацию из данных тести­рования, наблюдения, опросов и пр. Ученики — из средств массовой информации, посещения выставок, предприятий и пр. Далее в совете ориентации происходит диалог препо­давателей и родителей, в результате которого вырабатываются предложения-рекомендации (это делается при окончании пятого, четвертого и третьего класса). В последнем случае дается рекомендация о переходе в то или иное учебное заведе­ние дальнейшего образования (лицей или профшкола). Окон­чательное решение — за департаментским советом ориента­ции; оно позволяет выпускнику поступать без экзамена в то учебное заведение, которое названо в решении департамент­ского совета. При несогласии родителей и выпускников с рекомендацией школьного совета ориентации и решением департаментского совета ориентации учащиеся вольны посту­пать — но уже после экзамена — в другое учебное заведение.

В Японии ориентационной работой занимаются все пре­подаватели. Так, учителя старшей средней школы Йокосука (префектура Шизуока) подготовили особые компьютерные программы, используя которые выпускники выбирают и оце­нивают возможности своей будущей деятельности.

В последние годы школьные власти ряда префектур вплотную заняты проблемой приема абитуриентов в старшую среднюю школу. Прием — прерогатива дирекции учебного заведения. Решение принимается с учетом тестирования (обя­зательно тестирование по японскому языку, математике, соци­альным наукам и иностранному языку), суммы кредитов, другой информации об ученике. В ряде школ, кроме этого, учитывают письменные рефераты, данные о спортивных до­стижениях, общественной активности конкурсанта. Неко­торые комиссии проводят собеседования с абитуриентами, рассматривают представленные ими рекомендации и ха­рактеристики.

2.Дистанционное обучение

Технологические основы дистанционного обучения.

Дистанционное образование (ДО) - это практика, которая связывает преподавателя, обучаемого, а также источники, расположенные в различных географических регионах, посредством специальной технологии, позволяющей осуществлять взаимодействие. Взаимодействие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через почту и телефакс, аудиоконференция, компьютерная конференция, видеоконференция. Дистанционное обучение является перспективным способом получения  образования изолированными сельскими учащимися,  учащимися со специфическими требованиями или лицами, неспособными достичь поставленной цели другим способом.

Дистанционное обучение в Европе.

За пределами Северной Америки дистанционное образование в основном развивается "открытыми" университетами, которые финансируются правительством. Первоначально европейская организация ДО, появившаяся в Великобритании в конце 60-х годов, была в значительной мере похожа на советскую систему заочного образования (и частично с нее скопирована). Разница заключалась в том, что обучение максимально выносилось ближе к месту проживания студентов, где они занимались самостоятельно с использованием специальных пособий, соответственно не требовалось столь длительных отрывов учащихся от основной деятельности. Кроме того, важнейшая роль в процессе обучения возлагалась на тьюторов (вспомогательных преподавателей), которые, проживая недалеко от студентов, должны были консультировать их в процессе обучения, проводить семинары, воскресные школы и пр. Часть курсов предоставлялась с использованием телевидения и радио. СДО в Европе получили интенсивное развитие в начале 70-х годов. Связано это было с созданием ряда Открытых университетов ДО.

Испанский Национальный Университет Дистанционного образования (Universidad National de Educacion a Distancia UNED), включает в себя 58 учебных центров в стране и 9 за рубежом. В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления проводится с использованием ДО. Лидирующей организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Британского Открытого Университета.

В последнее время в европейском ДО все больше используются современные компьютерные и коммуникационные технологии, так что технологическая разница между североамериканской и европейской организацией ДО стирается. Вообще программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30 странах, включая страны третьего мира. При этом, естественно, остаются отличия, вызванные различными культурными, педагогическими и прочими традициями.

Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся.

Термин "интерактивное взаимодействие" широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). При более развитых средствах ведения диалога (например, при наличии возможности задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов) обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы. В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия – электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д.

Организационно-методические модели ДО.

1.      Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения.

2.      Обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно (on-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus). Такие программы для получения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих ведущих университетах мира. Так, Новый университет Южного Уэлса в Австралии проводит заочное и дистанционное обучение для 5000 студентов, тогда, как стационарно в нем обучается 3000 студентов.

3.      Сотрудничество нескольких учебных заведений. Такое сотрудничество в подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества. В США примером такого университета могут служить Национальный технологический университет (штат Колорадо), который готовит студентов по различным инженерным специальностям совместно с 40 инженерными колледжами.

4.      Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо-самоанский телевизионный проект.

5.      Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.

Организационно-технологические модели ДО.

1.      Единичная медиа - использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционному заочному обучению.

Информация о работе Методы обучения в современной зарубежной школе