Методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:50, реферат

Описание

Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Работа состоит из  1 файл

Методы обучени1.docx

— 49.02 Кб (Скачать документ)

- при посредстве  слова преподаватель на основании  осуществленного обучаемыми наблюдения  наглядных объектов и на базе  имеющихся у них знаний ведет  обучаемых к осмыслению таких  связей в явлениях, которые не  могут быть высмотрены в процессе  восприятия;

- сведения об облике  объекта, о его непосредственно  воспринимаемых свойствах и отношениях  обучаемые получают из словесных  сообщений педагога, а наглядные  средства служат подтверждением  или конкретизацией словесных  сообщений;

- отправляясь от  осуществляемого обучаемым наблюдения  наглядного объекта, педагог сообщает  о таких связях между явлениями,  которые непосредственно не воспринимаются  учащимися, либо делает вывод,  объединяет, обобщает отдельные  данные.

Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова  и наглядности. Отдать каким-то из них  полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера  имеющихся наглядных средств, а  также уровня подготовленности обучаемых  необходимо в каждом конкретном случае избирать наиболее рациональное сочетание.

Практические  методы обучения

Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых [25]. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели. [25]. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели.

К практическим методам  обучения относятся письменные упражнения, где в ходе упражнения обучаемый  применяет на практике полученные им знания.

К практическим методам  относятся также упражнения, выполняемые  обучаемыми со звукозаписывающей, звуковоспроизводящей аппаратурой, сюда же относятся компьютеры.

Практические методы обучения применяются в тесном сочетании  со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению практической работы должно предшествовать инструктивное пояснение  педагога. Словесные пояснения и  показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы , а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно совершить  при личном контакте с обучаемым.

Индуктивные и дедуктивные  методы обучения.

Индуктивные и дедуктивные  методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов - способность раскрывать логику движения содержания учебного материOла. Применение индуктивных и дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы - от частного к общему и от общего к частному

Индуктивный метод обучения.

При использовании  индуктивного метода обучения деятельность преподавателя и обучаемых протекает следующим образом: При использовании индуктивного метода обучения деятельность преподавателя и обучаемых протекает следующим образом:  

Преподаватель Учащийся
1 вариант 2 вариант
Излагает  вначале факты, демонстрирует опыты, наглядные пособия, организует выполнения упражнений, постепенно подводя учащихся к обобщениям, определению понятий, формулированию законов. Усваивают вначале  частные факты, затем делают выводы и обобщения частного характера.
2 варианты 2 вариант
Ставит  перед учащимися проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений  от частных положений к более  общим, к выводам и обобщения. Самостоятельно  размышляют над фактами и делают доступные выводы и обобщения.

Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит, преимущественно, фактический характер или связан с формированием понятий, смысл  которых может стать ясным  лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы для изучении технических устройств  и выполнении практических заданий. Индуктивным методом решаются многие математические задачи, особенно когда  преподаватель считает необходимым  самостоятельно подвести обучаемых  к усвоению некоторой более обобщенной формулы.

Слабость индуктивного метода обучения состоит в том, что  они требуют большего времени  на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так  как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.   

Дедуктивный метод обучения.  

При использовании  дедуктивного метода обучения, деятельность преподавателя и учеников носит  следующий характер:  

Преподаватель Ученик
Вначале сообщает общее положение, формулу, закон, а  затем постепенно начинает выводить частные случаи, более конкретные задачи. Воспринимают общие  положения, формулы, законы, а затем  усваивают следствия вытекающие из них.
 

 Дедуктивный метод  способствует быстрому прохождению  учебного материала, активнее развивает  абстрактное мышление. Применение его  особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих  выявления следствий из некоторых  более общих положений.

Так для математических понятий всеобщей основой выступают  общие отношения величины, для  грамматики роль такой всеобщей основы выполняют отношения формы и  значения слова. Поскольку эти общие  основы связи можно выразить в  форме моделей (схем, формул, законов, правил), то учащихся учат использовать эти модели. Такой подход позволяет  учащимся раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже  из них выводить более частные  и конкретные знания. Но это не означает, что необходимо перейти к дедуктивному изучению всего материала. Должно быть найдено его рациональное сочетание  с индуктивным подходом, так как  без индуктивного подхода, нельзя успешно  подготовить учащихся к решению  более сложных задач.

Как видно из характеристики деятельности преподавателя и обучаемых, при использовании дедуктивного или индуктивного методов обучения применяются ранее описанные  словесные, наглядные и практические методы. Но при этом содержание учебного материала раскрывается определенным логическим образом - индуктивно или  дедуктивно. Поэтому можно говорить об индуктивно или дедуктивно построенной беседе, о дедуктивном и проблемно построенном рассказе, о репродуктивно или поисково построенной практической работе. Метод обучения - понятие многоаспектное. В реально используемой в данный момент системе методов обучения сочетаются несколько условно выделяемых в классификации методов. И то, что мы говорим о применении дедуктивного или индуктивного метода в данной ситуации, определяется ведущей дидактической задачей, поставленной педагогом на данном этапе обучения. Если, например, преподаватель решил сконцентрировать внимание на развитии дедуктивного мышления обобщенного характера, то он использует дедуктивный метод, сочетая его с проблемно-поисковым, реализуемым посредством специально построенной беседы.

В данной работе ограничен  перечень логических методов обучения двумя видами - дедуктивным и индуктивным. Сделано это лишь для большей  доступности целостной классификации  методов обучения. В принципе же к этой подгруппе методов организации  учения относятся и методы учебного анализа, следственного синтеза, учебной  аналогии, выявление причинно-следственных связей.

Репродуктивные  и проблемно поисковые  методы обучения

Репродуктивные и  проблемно поисковые методы обучения вычленяются, прежде всего, на основе оценки степени творческой активности обучаемых  в познании новых понятий, явлений  и законов.

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой преподавателем или другим источником информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных  и практических методов и приемов  обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.

Аналогичным образом  строится лекция, в которой излагаются слушателям определенные научные сведения, делаются соответствующие записи, фиксируемые  слушателями в виде кратких конспектов.

Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что  преподаватель в ходе нее опирается  на известные обучаемым факты, на ранее полученные знания. Задачи обсуждения каких-либо гипотез, предположений  не ставится.

Наглядность при  репродуктивном методе обучения также  применяется в целях лучшего  и более активного усвоения и  запоминания информации. Примером наглядности, например, являются используемые в опыте преподавателя В.Ф. Шаталова опорные конспекты. В них последовательно отображены особенно яркие, активизирующие запоминание материала цифры, слова и зарисовки.

Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в ходе их учащиеся применяют  по образцу ранее или только что  усвоенные знания. При этом, в  ходе практической работы учащиеся не осуществляют самостоятельного приращения знаний. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке  практических умений и навыков, так  как превращение в навык требует  неоднократных действий по образцу.

Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно  информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным  и принципиально новым для  того, чтобы обучаемые могли осуществить  поиск знаний.

На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется программированное обучение.

В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной  мере развивать мышление, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у обучаемых навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса усвоения знаний. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать качества личности, как невозможно развивать такие  качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все  это требует применять наряду с ними и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность обучаемых.

Проблемно-поисковые  методы обучения

Проблемно-поисковые  методы применяются в ходе проблемного  обучения. При использовании проблемно-поисковых  методов обучения преподаватель  использует такие приемы: создает  проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное  задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению  проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения  проблемной ситуации, обобщают ранее  приобретенные знания, выявляют причины  явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант  решения проблемной ситуации.

Проблемно-поисковые  методы обучения очень эффективны для  дистанционного обучения ибо они  достаточно часто применяются на практике с помощью наглядных, словесных  и практических методов. В связи с этим принято говорить о методах проблемного изложения учебного материала, о проблемных и эвристических беседах, о применении наглядных методов проблемно-поискового типа, о проведении проблемно-поисковых практических работ исследовательского вида. По мнению И.Я. Лернера, этот вид методов включает в себя такие его частные случаи, как метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, исследовательский методы обучения. Частными случаями проблемно-поискового метода являются предложенные М.И. Махмутовым бинарные методы: объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый. Все это как бы конкретные уровни проявления проблемно-поискового метода в широком его понимании, а также сочетания различных методов с постепенным нарастанием поискового элемента в учении.

Информация о работе Методы обучения