Методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:50, реферат

Описание

Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Работа состоит из  1 файл

Методы обучени1.docx

— 49.02 Кб (Скачать документ)

Изложение учебного материала методом проблемного  рассказа и проблемно построенной  лекции предполагает, что преподаватель  по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и  ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и  творческим.

Одним из методов  проблемного обучения является эвристическая  и проблемно-поисковая беседа [39]. В ходе ее преподаватель ставит перед  обучаемыми ряд последовательных и  взаимосвязанных вопросов, отвечая  на которые они должны высказывать  какие-либо предложения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем  самым некоторое самостоятельное  продвижение вперед в усвоении новых  знаний. Если в ходе эвристической  беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов  новой темы, то во время проблемно-поисоковой беседы обучаемые решают целую серию проблемных ситуаций.

Наглядные пособия  при проблемно-поисковых методах  обучения применяются уже не в  целях активизации запоминания, а для постановки экспериментальных  задач, которые создают проблемные ситуации на занятиях.

Проблемно-поисковые  упражнения применяются в том  случае, когда обучаемые могут  самостоятельно по заданию преподавателя  выполнить определенные виды действий, которые подводят его к усвоению новых знаний. Проблемно-поисковые  упражнения могут применяться не только при подходе к усвоению новой темы, но и во время закрепления  ее на новой основе, то есть при выполнении упражнений, углубляющих знаний.

Ценным видов особенно для дистанционного обучения являются исследовательские лабораторные работы, в ходе которых обучаемые, например, самостоятельно выясняют законы плавления  тел или любые другие законы. Такие  лабораторные работы проводятся до изучения теоретического материала и ставят обучаемых перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия.

Проблемно-поисковые  методы в дистанционном обучении применяются преимущественно с  целью развития навыков творческой учебно-познавательно деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно применяются эти  методы в тех случаях, когда нужно  добиться формирования понятий, законов  и теорий в соответствующей области  науки, а не сообщение фактической  информации. Доля дистанционного обучения намного лучше, если проблемно-поисковые  методы будут сочетаться с репродуктивными  для большей эффективности.  

2. Методы стимулирования  учебной деятельности  в процессе обучения.

Роль  мотивации в обучении.

Разнообразные исследования структуры деятельности человека [40] неизменно подчеркивают необходимость  наличия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более  эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются  сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с  полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия  и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все  это имеет прямое отношение и  к учебной деятельности, которая  идет более успешно, если у обучаемых  сформировано положительное отношение  к учебной деятельности, если у  них есть познавательный интерес, потребность  в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства  долга, ответственности и другие мотивы учения.  

 

Стимулирующая роль всех методов  обучения.

Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов  организации и осуществления  учебной деятельности - словесные, наглядные  и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, дедуктивные  и индуктивные методы.

Таким образом, каждый из методов организации учебной  деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В  этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы преподавателей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению обучающих учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.

Как отмечалось выше и в работах, группу методов стимулирования и мотивации можно условно  подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов  у обучаемых. Во второй - методы, преимущественно  направленные на формирование чувства  долга и ответственности в  учении. Охарактеризуем подробнее каждую из этих подгрупп методов стимулирования и мотивации учения.

Методы  формирования познавательного  интереса.

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах  и на всех этапах развития характеризуются  тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению  к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции; 3) Наличием непосредственного  мотива, идущего от самой деятельности.

Отсюда следует, что  в процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам  осуществления. Эмоциональное состояние  всегда связано с переживанием душевного  волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к  процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на занятии ситуаций занимательности  – введения в учебный процесс  занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Многие преподаватели используют для повышения интереса к учению анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей. Успешно применяются и такие  приемы повышения занимательности  обучения, как рассказы о применении в современных условиях тех или  иных предсказаний научных фантастов, показ занимательных опытов.

В роли приема, входящего  в методы формирования интереса к  учению, выступают и занимательные  аналогии. Например, весьма положительный  отклик вызывают у обучаемых аналогии в курсе физики, опирающиеся на принципы бионики. При изучении явлений  локации проводятся аналогии со способами  ориентировки летучих мышей. При  рассмотрении подъемной силы крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы.

Эмоциональность переживания  вызывают путем применения приема удивления, например, парадокс Паскаля, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у  обучаемых.

Одним из приемов  стимулирования является сопоставление  научных и житейских толкований отдельных природных явлений. Например, обучаемым предлагается сравнить житейское  и научное объяснение явления  невесомости, законов падения, законов  плавания.

Во всех приведенных  выше примерах показано, как входящие в методы формирования интереса приемы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления вызывают эмоциональную приподнятость, которая  в свою очередь возбуждает положительное  отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к  формированию познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов, характеризующих интерес, было подчеркнуто  не просто возбуждение эмоциональности, но наличие у этих эмоций собственно показательной стороны, которая  проявляется в радости познания.

Основным источником интересов к самой учебной  деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее  влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в  принципах обучения (научность, связь  с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее  и развивающее влияние). Однако имеются  и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания учения. К ним  в первую очередь можно отнести  создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым  важным открытиям в науке и  технике, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни.

Познавательные  игры.

Ценным методом  стимулирования интереса к учению можно  назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в  учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как  средство возбуждения интереса к  учению. В практике работы преподавателей используются настольные и тренажерные  игры, с помощью которых изучается  история, животный мир, типы самолетов  и кораблей. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать  метод познавательных игр, который  опирается на создание в учебном  процессе игровых ситуаций. Игра давно  уже используется как средство возбуждения  интереса к учению. В практике работы преподавателей используются настольные и тренажерные игры, с помощью  которых изучается история, животный мир, типы самолетов и кораблей.

Учебные дискуссии.

К методам стимулирования и мотивации учения относится  также метод создания ситуации познавательного  спора. Известно, что в споре рождается  истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Некоторые преподаватели  умело используют этот метод активизации  учения. Они, во-первых, умело используют исторические факты борьбы научных  точек зрения по той или иной проблеме. Однако ситуацию спора преподаватель  может создать в любой момент, задавая самый тривиальный вопрос “А кто думает иначе?”. И если такой  прием вызывает спор, то обучаемые  сами собой делятся на сторонников  и противников того или иного  объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения преподавателя. Так учебный спор выступает в  роли метода стимулирования интереса к учению. Больших результатов  в этой области добиваются с помощью  электронных дискуссий.

Стимулирование  посредством анализа  жизненных ситуаций  

В качестве приема стимулирования часто применяется анализ жизненных  ситуаций. Этот метод обучения непосредственно  стимулирует учение за счет максимальной конкретизации знаний.

Создание  ситуации успеха в  учении

Одним из действенных  приемов стимулирования интереса к  учению является создание ситуации успеха у обучаемых, которые испытывают определенные трудности в учебе. Известно, что без переживания  радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в  преодолении учебных трудностей. Поэтому преподавателям следует  так подбирать некоторым обучаемым, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе  доступное для них задание, что  придало бы им уверенности в себе, и они могли продолжить свою учебную  деятельность в более благоприятном  темпе. Ситуации успеха создаются и  путем дифференциации помощи обучаемым  в выполнении учебных заданий  одной и той же сложности. Ситуации успеха создаются преподавателем и  путем поощрения промежуточных  действий обучаемого, то есть путем  специального подбадривания его  на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение  благоприятной морально-психологической  атмосферы в ходе выполнения тех  или иных учебных заданий. Благоприятный  микроклимат во время обучения снижает  чувство неуверенности и боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.

3. Методы контроля  и самоконтроля  в обучении.

Методы  устного контроля.

Устный контроль осуществляется путем индивидуального  и фронтального опроса на занятиях, что можно сказать достаточно сложно в условиях дистанционного обучения. При индивидуальном опросе преподаватель  ставит перед обучаемым несколько  вопросов, отвечая на которые он показывает уровень освоения учебного материала. При фронтальном опросе преподаватель подбирает серию  логически связанных между собой  и ставит их перед всей аудиторией, вызывая для краткого ответа тех  или иных обучаемых.

Методы  машинного контроля

Наиболее распространенный метод контроля в дистанционном  обучении. Программы для контроля могут быть нескольких видов контролирующие, тренажерные и обучающе-контролирующие. Программы для контроля составляют, как правило, по методике контрольных программированных упражнений. Ответы набираются или цифрами, или в виде формул, или же с помощью указателя. Каждая программа соблюдает высокую степень объективности контроля. Так же с помощью компьютерной сети можно решать многие вопросы с помощью переписки или модемов. Наиболее распространенный метод контроля в дистанционном обучении. Программы для контроля могут быть нескольких видов контролирующие, тренажерные и обучающе-контролирующие. Программы для контроля составляют, как правило, по методике контрольных программированных упражнений. Ответы набираются или цифрами, или в виде формул, или же с помощью указателя. Каждая программа соблюдает высокую степень объективности контроля. Так же с помощью компьютерной сети можно решать многие вопросы с помощью переписки или модемов.  

Информация о работе Методы обучения