Методы
письменного контроля
В процессе обучения
эти методы предполагают проведение
контрольных работ, сочинений, письменных
зачетов. Подобные работы могут быть
как продолжительными, так и кратковременными.
4.
Выбор оптимального
сочетания методов
обучения.
Критерии
выбора методов обучения
Большинство из исследователей
проблемы методов обучения [45,25,46], приходит
к выводу о том, что поскольку
понятие "метод" многоаспектное,
многостороннее то метод обучения в каждом
конкретном случае должен как бы конструироваться
преподавателем. В любом акте учебной
деятельности всегда сочетается несколько
методов. Методы всегда как бы взаимно
проникают друг в друга, характеризуя
с разных сторон то же взаимодействие
педагогов и обучаемых. И если мы говорим
о применении в данным момент какого-то
определенного метода, то это означает,
что он доминирует на данном этапе, внося
особенно большой вклад в решение основной
дидактической задачи. [45,25,46], приходит
к выводу о том, что поскольку понятие
"метод" многоаспектное, многостороннее
то метод обучения в каждом конкретном
случае должен как бы конструироваться
преподавателем. В любом акте учебной
деятельности всегда сочетается несколько
методов. Методы всегда как бы взаимно
проникают друг в друга, характеризуя
с разных сторон то же взаимодействие
педагогов и обучаемых. И если мы говорим
о применении в данным момент какого-то
определенного метода, то это означает,
что он доминирует на данном этапе, внося
особенно большой вклад в решение основной
дидактической задачи.
В дидактике установлена
следующая закономерность. Чем в
большем числе аспектов был обоснован
преподавателем выбор методов обучения
(в перцептивном, гностическом, логическом,
мотивационном, контрольно-оценочном
и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные
результаты будут достигнуты в процессе
обучения, причем за меньшее время.
При выборе и сочетании
методов обучения необходимо руководствоваться
следующими критериями:
|
Соответствие методов
принципам обучения. |
|
Соответствие целям
и задачам обучения. |
|
Соответствие содержанию
данной темы. |
|
Соответствие учебным
возможностям обучаемым: возрастным, психологическим;
уровню подготовленности (образованности,
воспитанности и развития). |
|
Соответствие имеющимся
условиям и отведенному времени
обучения. |
|
Соответствие возможностям
вспомогательных средств обучения. |
|
Соответствие возможностям
самих преподавателей. Эти возможности
определяются их предшествующим опытом,
уровнем настойчивости, специфическими
особенностями доминантности власти,
педагогическими способностями, а также
личностными качествами преподавателями. |
Уровни
принятия решения
о выборе методов
обучения
Условно можно выделить
несколько принятия решения преподавателями
о выборе методов обучения:
Наименование
решения |
Характеристика
данного уровня принятия
решения |
Стереотипные
решения |
Педагог неизменно
отдает предпочтение определенному
стереотипу применения методов обучения
независимо от специфики задач содержания,
особенностей обучаемых. |
Решения типа
проб и ошибок |
Педагог пытается менять
выбор методов с учетом конкретных
условий, но делает это путем стихийных
проб, допуская ошибки, избирая новый
вариант и вновь без научного
обоснования выбора. |
Оптимизированные
решения |
Решения, которые
принимаются путем научно обоснованного
выбора наиболее рациональных методов
для данных условий с точки
зрения некоторых определенных критериев. |
|
Вот почему так важно
овладеть умением принимать оптимальное
решение при выборе методов обучения.
|
Словесные методы |
Наглядные методы. |
Практические методы |
При решении
каких задач этот метод применяется
особенно успешно. |
При формировании теоретических
и фактических знаний |
Для развития наблюдательности,
повышения внимания к изучаемым
вопросам. |
Для развития практических
умений и навыков. |
При каком
содержании учебного материала особенно
рационально применять этот метод. |
Когда материал носит
преимущественно теоретико-информационный
характер. |
Когда содержание учебного
материала может быть представлено
в наглядном виде. |
Когда содержание темы
включает практические упражнения, проведение
опытов. |
При каких
особенностях учащихся рационально
применять этот метод. |
Когда обучаемые
готовы к усвоению информации соответствующим
словесным методом. |
Когда правильно
оформлен интерфейс. |
Когда обучаемые
готовы к выполнению практических заданий. |
Какие возможности
должен иметь преподаватель для
использования данного метода. |
Когда преподаватель
хорошо владеет этим видом словесных
методов. |
Когда преподаватель
подготовлен самым тщательным образом
и использовал индивидуальный подход
к каждому обучаемому. |
Когда преподаватель
располагает необходимым материалом
для проведения опытов и упражнений. |
|
|
Репродуктивные
методы |
Поисковые методы |
При решении
каких задач этот метод применяется
особенно успешно. |
Для формирования знаний,
умений и навыков. |
Для развития самостоятельности
мышления, исследовательских умений,
творческого подхода. |
При каком
содержании учебного материала особенно
рационально применять этот метод. |
Когда содержание темы
слишком сложно или весьма просто. |
Когда материал имеет
средний уровень сложности. |
При каких
особенностях учащихся рационально
применять этот метод. |
Когда обучаемые
еще не готовы к проблемному изучению
этой темы. |
Когда обучаемые
подготовлены к проблемному изучению
данной темы. |
Какие возможности
должен иметь преподаватель для
использования данного метода. |
Здесь проблемные методы
могут применять обучаемыми избирательно. |
Когда преподаватель
имеет время для проблемного
изучения темы и хорошо владеет поисковыми
методами обучения. |
|
|
Индуктивные методы |
Дедуктивные методы |
При решении
каких задач этот метод применяется
особенно успешно. |
Для развития умения
обобщать, осуществлять умозаключения
от частного к общему. |
Для развития умения
осуществлять умозаключения от общего
к частному, развития умения анализировать
явления. |
При каком
содержании учебного материала особенно
рационально применять этот метод. |
Когда содержание изложено
индуктивно или его следует изложить
так. |
Когда содержание темы
изложено дедуктивно или его следует изложить
так. |
При каких
особенностях учащихся рационально
применять этот метод. |
Когда обучаемые
подготовлены к индуктивным рассуждениям
или затрудняются в дедуктивных
рассуждениях. |
Когда обучаемые
подготовлены к дедуктивным рассуждениям. |
Какие возможности
должен иметь преподаватель для
использования данного метода. |
Когда преподаватель
владеет индуктивными методами |
Когда преподаватель
владеет дедуктивными методами и
имеет соответствующие дидактические
разработки. |
|