Методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:50, реферат

Описание

Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Работа состоит из  1 файл

Методы обучени1.docx

— 49.02 Кб (Скачать документ)

 

Методы  письменного контроля

В процессе обучения эти методы предполагают проведение контрольных работ, сочинений, письменных зачетов. Подобные работы могут быть как продолжительными, так и кратковременными.

4. Выбор оптимального  сочетания методов  обучения.

Критерии  выбора методов обучения

Большинство из исследователей проблемы методов обучения [45,25,46], приходит к выводу о том, что поскольку  понятие "метод" многоаспектное, многостороннее то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться преподавателем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи. [45,25,46], приходит к выводу о том, что поскольку понятие "метод" многоаспектное, многостороннее то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться преподавателем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи.

В дидактике установлена  следующая закономерность. Чем в  большем числе аспектов был обоснован  преподавателем выбор методов обучения (в перцептивном, гностическом, логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.

При выборе и сочетании  методов обучения необходимо руководствоваться  следующими критериями:  

Соответствие методов  принципам обучения.
Соответствие целям  и задачам обучения.
Соответствие содержанию данной темы.
Соответствие учебным  возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития).
Соответствие имеющимся  условиям и отведенному времени  обучения.
Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения.
Соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности  определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, специфическими особенностями доминантности власти, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями.

Уровни  принятия решения  о выборе методов  обучения

Условно можно выделить несколько принятия решения преподавателями  о выборе методов обучения:  

Наименование  решения Характеристика  данного уровня принятия решения
Стереотипные  решения Педагог неизменно  отдает предпочтение определенному  стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых.
Решения типа проб и ошибок Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных  проб, допуская ошибки, избирая новый  вариант и вновь без научного обоснования выбора.
Оптимизированные  решения Решения, которые  принимаются путем научно обоснованного  выбора наиболее рациональных методов  для данных условий с точки  зрения некоторых определенных критериев.
 

 Вот почему так важно  овладеть умением принимать оптимальное  решение при выборе методов обучения.  

  Словесные методы Наглядные методы. Практические методы
При решении  каких задач этот метод применяется  особенно успешно. При формировании теоретических  и фактических знаний Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым  вопросам. Для развития практических умений и навыков.
При каком  содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. Когда материал носит  преимущественно теоретико-информационный характер. Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде. Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов.
При каких  особенностях учащихся рационально  применять этот метод. Когда обучаемые  готовы к усвоению информации соответствующим  словесным методом. Когда правильно  оформлен интерфейс. Когда обучаемые  готовы к выполнению практических заданий.
Какие возможности  должен иметь преподаватель для  использования данного метода. Когда преподаватель  хорошо владеет этим видом словесных  методов. Когда преподаватель  подготовлен самым тщательным образом  и использовал индивидуальный подход к каждому обучаемому. Когда преподаватель  располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений.
 

   

  Репродуктивные  методы Поисковые методы
При решении  каких задач этот метод применяется  особенно успешно. Для формирования знаний, умений и навыков. Для развития самостоятельности  мышления, исследовательских умений, творческого подхода.
При каком  содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. Когда содержание темы слишком сложно или весьма просто. Когда материал имеет  средний уровень сложности.
При каких  особенностях учащихся рационально  применять этот метод. Когда обучаемые  еще не готовы к проблемному изучению этой темы. Когда обучаемые  подготовлены к проблемному изучению данной темы.
Какие возможности  должен иметь преподаватель для  использования данного метода. Здесь проблемные методы могут применять обучаемыми избирательно. Когда преподаватель  имеет время для проблемного  изучения темы и хорошо владеет поисковыми методами обучения.
 

   

Индуктивные методы Дедуктивные методы
При решении  каких задач этот метод применяется  особенно успешно. Для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения  от частного к общему. Для развития умения осуществлять умозаключения от общего к частному, развития умения анализировать  явления.
При каком  содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. Когда содержание изложено индуктивно или его следует изложить так. Когда содержание темы изложено дедуктивно или его следует изложить так.
При каких  особенностях учащихся рационально  применять этот метод. Когда обучаемые  подготовлены к индуктивным рассуждениям или затрудняются в дедуктивных  рассуждениях. Когда обучаемые  подготовлены к дедуктивным рассуждениям.
Какие возможности  должен иметь преподаватель для  использования данного метода. Когда преподаватель  владеет индуктивными методами Когда преподаватель  владеет дедуктивными методами и  имеет соответствующие дидактические  разработки.

Информация о работе Методы обучения