Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:37, реферат
Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это время формируются умственные и практические операции, действия и деятельность.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Дислексия: причины, механизмы, виды…………………………….4
2. Методики коррекции дислексий……………………………………8
2.1 Методика коррекции фонематической дислексии……………..8
2.2 Методика устранения аграмматической дислексии………… 18
2.3 Методика устранения семантической дислексии…………… 23
2.4 Методика коррекции оптической дислексии………………….25
Вывод………………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………31
Введение…………………………………………………………
2.1 Методика коррекции
2.2 Методика устранения
2.3 Методика устранения
2.4 Методика коррекции оптической дислексии………………….25
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это время формируются умственные и практические операции, действия и деятельность.
Отсутствие
этого фундамента, невладение начальными
знаниями и умениями приводит к чрезмерным
трудностям в овладении программой
средних классов, в результате такие
дети нередко выпадают из обучения.
Подобного положения, если отсутствуют
грубые нарушения развития, можно
избежать, оказав ребенку своевременную
и адекватную его проблемам помощь,
но для этого необходимо знать
возможные причины
Представление
о симптоматике, сущности и механизмах
нарушений чтения складывались постепенно.
Впервые на эти нарушения как
на самостоятельную патологию
1. Дислексия: причины, механизмы, виды
Вопрос об этиологии дислексии до настоящего времени является дискуссионным. Некоторые авторы, изучающие нарушения чтения у детей, отмечают наследственную предрасположенность при нарушениях чтения.
Большинство
авторов отмечает наличие патологических
факторов, воздействующих в пренатальный,
натальный и постнатальный
Таким образом,
в этиологии дислексии
Исследования позволили определить следующие виды дислексии (на основе нарушенных механизмов, то есть несформированных операций процесса чтения, а также психических функций, обеспечивающих процесс чтения): 1) оптическая, 2) мнестическая, 3) фонематическая, 4) семантическая, 5) аграмматическая, 6) тактильная (у слепых детей).
Оптические дислексии. Проявляются в трудностях усвоения букв, сходных графически, в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся лишь дополнительными элементами (Л – Д, З – В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т – Г, Ь – Р, Н – И). Оптические дислекии связаны с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико – пространственных представлений и оптико – пространственного восприятия, а также зрительного анализа и синтез.
У детей с
оптическими дислексиями
Большое количество
детей с оптическими
Наблюдается также несформированность пространственных представлений.
При исследовании
высших зрительных функций у детей
с оптическими дислексиями
Недифференцированность пространственных соотношений между графическими элементами целого.
Нерасчлененность
зрительного восприятия графических
изображений, неспособность анализировать
целое и осуществлять синтез отдельных
элементов, что приводит к трудностям
определения различия между сходными
графически формами и к
Неточность восприятия и воспроизведения ряда (графические инверсии)
Эти нарушения, взаимообуславливая друг друга, вызывают у детей трудности усвоения букв, смешения сходных графически букв по различным оптическим признакам.
Мнестические дислексии. Эти нарушения чтения проявляются в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Они обусловлены нарушением процессов установления связи между звуком и буквой с речевой памятью. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности речевой ряд из 3 – 5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок следования звуков или слов или сокращают их количество, пропуская звуки, слова.
Фонематические дислексии. Эти нарушения связаны с недоразвитием функций фонематической системы и являются наиболее распространенными.
В процессе формирования устной речи у детей опора на семантику, на восприятие и анализ окружающей действительности является одним из основных условий развития речевой функции. Поэтому у говорящих детей смыслоразличительная функция не нарушается. В ряде случаев наблюдается недоразвитие функций фонематического восприятия, анализа и синтеза.
С учётом несформированности основных функций фонематической системы фонематическую дислексию можно подразделить на две группы.
Первая группа
фонематических дислексий - нарушения
чтения, связанные с недоразвитием
фонематического восприятия (различения
фонем), которые проявляются в
трудностях усвоения букв, обусловленных
нечеткостью
Вторая группа
фонематических дислексий - это нарушения
чтения, обусловленные недоразвитием
функции фонематического
Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении (марка – «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла – «пасала»); в перестановках звуков (утка – «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата – «лата», «лотапа»).
Семантические дислексии. Проявляются в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста. Следует отметить, что при данном виде дислексий нарушения понимания читаемого наблюдаются при технически неправильном чтении, то есть слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Нарушения понимания читаемого слова отмечаются в основном при послоговом чтении.
Особенно
часто семантические дислексии
встречаются у детей с
Анализ результатов исследования детей с семантическими дислексиями позволяет выделить три фактора, обусловливающих семантические нарушения чтения: 1) трудности звуко-слогового синтеза, 2) нечёткость, недифференцированность представления о синтаксических связях внутри предложения, 3) бедность словаря.
Разделение
слов на слоги в процессе чтения
– одна из причин непонимания читаемого.
В результате нарушения фонематического
и слогового синтеза дети не узнают
самые обычные слова, если они
разделены на части. Они не способны
объединить в значимое целое раздельно
произнесённые в процессе чтения
слоги. Дети читают механически, не понимая
смысла той или иной информации,
которую расшифровывают. Нарушения
понимания прочитанных
Аграмматические дислексии. Эти нарушения обусловлены недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений.
При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний существительных, неправильное согласование прилагательного и существительного в роде, числе и падеже, изменение числа местоимения, неправильное употребление родовых окончаний местоимения, изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени, а также формы времени и вида. Часто отмечаются замены приставок, суффиксов в процессе чтения.
Аграмматическая
дислексия чаще всего наблюдается
у детей с системным
Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В основе лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
У слепых детей с тактильной дислексией имеются нарушения схемы тела, временной и пространственной организации, доминантности, задержка в развитии речи.
Читая слово,
слепой ребёнок с дислексией воспринимает
каждую букву изолированно от другой.
У него наблюдается аналитическое
восприятие букв, а не слитное чтение.
Чтение часто замедляется из-за поисков
потерянного слова или
2. Методики коррекции дислексии
2.1 Методика коррекции фонематической дислексии
А. Развитие языкового анализа и синтеза
При устранении фонематической дислексии, с учётом механизмов этого нарушения, проводится систематическая работа по развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях:
развитие анализа предложений на слова;
развитие слогового анализа и синтеза;
формирование
фонематического анализа и
РАЗВИТИЕ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С целью формирования
умения определять количество, последовательность
и место слов в предложении
рекомендуются следующие
Определить
границы предложения в
РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
В процессе
овладения навыком чтения большое
значение имеет умение анализировать
слова на составляющие его слоги.
При этом значимость слогового анализа
обусловлена прежде всего тем, что
на начальных этапах ребенок учится
читать по слогам, сливать звуки
в слоги, синтезировать слоги
в слово и на основе этого объединения
узнавать слова. При формировании действия
слогового анализа с опорой на
внешние вспомогательные
В процессе
развития слогового анализа в
речевом плане важным является умение
выделять гласные звуки слова. Дети
должны усвоить основное правило
слогового деления: в слове столько
слогов сколько гласных звуков. Опора
на гласные звуки позволяет
Информация о работе Методы работы при нарушении поцесса чтения