Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:37, реферат
Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это время формируются умственные и практические операции, действия и деятельность.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Дислексия: причины, механизмы, виды…………………………….4
2. Методики коррекции дислексий……………………………………8
2.1 Методика коррекции фонематической дислексии……………..8
2.2 Методика устранения аграмматической дислексии………… 18
2.3 Методика устранения семантической дислексии…………… 23
2.4 Методика коррекции оптической дислексии………………….25
Вывод………………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………31
4. Придумать слоги с твёрдыми согласными звуками, составить их из букв разрезной азбуки и прочитать.
5. Придумать слоги с мягкими согласными звуками, составить их из букв разрезной азбуки и прочитать.
6. Придумать пары слогов с твёрдыми и мягкими согласными. Записать слоги в два столбика.
7. Подобрать
слово с заданным слогом. Определить,
какой согласный в слове-
8. Записать слоги под диктовку. Прочитать их.
9. Придумать
слова с твёрдыми звуками в
начале. Составить эти слова из
букв разрезной азбуки и
10. Чтение
слов с твёрдыми и мягкими
согласными звуками с
11. Чтение
предложений, включающих слова
с твёрдыми и мягким
2.2 Методика устранения аграмматической дислексии
Аграмматическая
дислексия проявляется в
- работа
над морфологической системой
языка (словоизменением и
- формирование структуры предложений.
При этом следует
отметить, что развитие морфологической
системы языка проводится в тесной
связи с усвоением структуры
предложений, с развитием лексики,
а также с формированием
А. Формирование морфологической системы языка
В процессе формирования морфологической системы языка проводится прежде всего работа по дифференциации грамматических значений. Данная логопедическая работа идёт в следующей последовательности. Сначала из группы словоформ выделяется общее значение. Затем выделяется общая морфема, обозначающая это значение. Звучание этой морфемы соотносится с буквенным обозначением. Далее осуществляется закрепление правильного употребления морфемы в устной и письменной речи.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
Формирование словоизменения существительных
Развитие словоизменения существительных проводится в следующем порядке:
- дифференциация
именительного падежа
- закрепление
беспредложных конструкций
- предложно-
падежные конструкции
- формы существительных
множественного числа, сначала
беспредложные, затем с
При определении
последовательности в работе с предложно-падежными
конструкциями учитывается
С целью уточнения
понимания предлогов в
Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов- ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом, - а также вопросы к ним: «Где ложка в стакане? Где ложка на стакане? Где ложка под стаканом?» Ребёнок должен показать соответствующую картинку; выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда: «Положи карандаш а) в пенал, б) под пенал, в) под книгу»; детям раздаются карточки с тремя картинками на различные предлоги. Логопед называет предлог. Дети закрывают карточку с соответствующей картинкой.
В работе можно использовать схемы предлогов(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 20).
Формирование словоизменения прилагательных
Словоизменение прилагательных отрабатывается в следующей последовательности:
- согласование
прилагательного с
- согласование
прилагательного и
- согласование
прилагательного и
Формирование словоизменения глаголов
Словоизменение глаголов закрепляется по следующему плану:
- согласование глаголов настоящего времени и существительных в числе;
- согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе;
- дифференциация
глаголов совершенного и
ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
Составление предложений по опорным словам, данным вразброс (предлагаемые слова стоят в начальной форме); вставка в предложения пропущенных слов; определение правильности предложений (Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Предлагается определить, какое из предложений правильное. Например: Осенью с деревьев опали листья.- Осенью с деревьях опали листья); дополнение предложения с помощью предметной картинки; ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определённом падеже; выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций; называние цвета различных предметов.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
При формировании функции словообразования рекомендуются следующие задания:
Образовать
уменьшительно- ласкательные формы
существительного по опорным словам
с помощью картинок (дом-домик, шкаф-шкафчик,
берёза-берёзка); образовать прилагательное
от существительного с помощью картинок
лото «Из чего сделано?»; образовать
глаголы с различными приставками;
выбрать родственные слова
Формирование словоизменения и словообразования сначала проводится на уровне слова, затем в словосочетаниях, далее в предложениях.
ВИДЫ ПИСЬМЕННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Записать название цвета к словам: помидор….., груша ….., яблоко …..; добавить название предмета к данным словам: высокое……, весёлый……., длинная……., красная….., круглое…..; подобрать картинки, к которым можно подставить слова он, она или оно; вставить в предложение пропущенное слово: Цветы стоят … вазе. Огурцы растут … грядке. Книги … на полке. Над цветами летают …; дополнить предложения словами из правого столбика (слова даны вразброс):
В норке живёт …. белки
А в дупле живёт …. мышка
У … пушистый хвост. белку
Кошка поймала …. мышкой
На дереве дети увидели …. белка
Котёнок побежал за …. мышку
Б. Формирование синтаксической структуры предложения
Логопедическая
работа над предложением учитывает
сложность его структуры, последовательность
появления различных типов
1. Двусоставные
предложения, включающие
2. Другие двусоставные предложения.
3. Распространённые предложения из 3-4 слов,
4. Сложносочинённые предложения.
5. Сложноподчинённые предложения.
В процессе
формирования синтаксической структуры
предложения большое значение имеет
опора на внешние схемы, идеограммы.
Первоначально на материале 1-2 предложений
детям объясняется метод
Дети составляют
предложение по картинке. В дальнейшем
они выкладывают схему
Рекомендуются следующие виды задания с использованием графических схем:
Подбор
предложений по данной графической
схеме; запись предложений под
2.3 Методика устранения семантической дислексии
Логопедическая работа по коррекции семантической дислексии проводится в трёх направлениях:
развитие слогового синтеза;
развитие грамматического строя речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении,
расширение и уточнение лексики.
А. Развитие слогового синтеза
В том случае, когда семантическая дислексия проявляется на уровне отдельного слова при послоговом чтении, проводится развитие слогового анализа.
Примерные задания по развитию слогового синтеза:
Назвать слово, произнесённое по отдельным звукам; назвать слитно слово, произнесённое по слогам; составить слово из слогов, данных в беспорядке; назвать слитно предложение, произнесённое по слогам.
На начальном
этапе работы паузы между слогами
очень короткие, в дальнейшем они
увеличиваются. На более поздних
этапах работы паузы между слогами
заполняются словами. Например: «Сначала
де, потом ти, потом иг …». Этот приём
значительно усложняет
Б. Методы работы над пониманием прочитанных слов, предложений и текста
Одновременно
с развитием слогового синтеза
и лексико-грамматического
Прочитать
слово и показать соответствующую
картинку; прочитать слово и ответить
на вопрос; найти в прочитанном
предложении слово, которое отвечает
на вопрос кто? что? что делает? где?
куда? или какой?; прочитать предложение
и показать соответствующую картинку;
прочитать предложение и
В. Методы работы по расширению, уточнению и систематизации словаря
При устранении семантической дислексии важное место занимает работа над словарём ребёнка. Уточнение и обогащение словаря проводится прежде всего в процессе работы над прочитанными словами, предложениями и текстами. Необходима специальная работа по систематизации словаря.
Примерные задания по уточнению и систематизации лексики:
Подбор синонимов
к прочитанному слову; подбор антонимов
к прочитанному слову; нахождение в
тексте слов-синонимов или слов-
2.4 Методика коррекции оптической дислексии
При оптической
дислексии наблюдаются
В связи с этим при устранении оптической дислексии проводится работа в следующих направлениях:
развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного;
уточнение и расширение объёма зрительноё памяти (развитие зрительного мнезиса);
формирование пространственного восприятия и представлений;
развитие зрительного анализа и синтеза;
формирование речевых обозначений зрительно- пространственных отношений;
дифференциация смешиваемых при чтении букв (изолированно, в слогах, словах, предложениях и связных текстах).
А. Формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса)
С целью развития
зрительного гнозиса
Назвать контурные
изображения предметов; назвать
недорисованные контурные изображения
предметов; назвать перечёркнутые
контурные изображения
Информация о работе Методы работы при нарушении поцесса чтения