Методы работы при нарушении поцесса чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:37, реферат

Описание

Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это время формируются умственные и практические операции, действия и деятельность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Дислексия: причины, механизмы, виды…………………………….4
2. Методики коррекции дислексий……………………………………8
2.1 Методика коррекции фонематической дислексии……………..8
2.2 Методика устранения аграмматической дислексии………… 18
2.3 Методика устранения семантической дислексии…………… 23
2.4 Методика коррекции оптической дислексии………………….25
Вывод………………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 53.46 Кб (Скачать документ)

4. Придумать  слоги с твёрдыми согласными  звуками, составить их из букв  разрезной азбуки и прочитать.

5. Придумать  слоги с мягкими согласными  звуками, составить их из букв  разрезной азбуки и прочитать.

6. Придумать  пары слогов с твёрдыми и  мягкими согласными. Записать слоги  в два столбика.

7. Подобрать  слово с заданным слогом. Определить, какой согласный в слове- твёрдый  или мягкий. Составить слово из  букв разрезной азбуки.

8. Записать  слоги под диктовку. Прочитать  их.

9. Придумать  слова с твёрдыми звуками в  начале. Составить эти слова из  букв разрезной азбуки и прочитать  их.

10. Чтение  слов с твёрдыми и мягкими  согласными звуками с ориентировкой  на последующую букву.

11. Чтение  предложений, включающих слова  с твёрдыми и мягким согласными  звуками (с ориентировкой на  последующую гласную).

 

2.2 Методика устранения аграмматической дислексии

 

Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах  в процессе чтения и связана с  недоразвитием грамматического  строя речи, с несформированностью  морфологических и синтаксических обобщений. Учитывая проявления и механизмы  аграмматической дислексии, логопедическая работа по коррекции этих нарушений  ведётся в следующих направлениях:

- работа  над морфологической системой  языка (словоизменением и словообразованием);

- формирование  структуры предложений.

При этом следует  отметить, что развитие морфологической  системы языка проводится в тесной связи с усвоением структуры  предложений, с развитием лексики, а также с формированием фонематического  анализа и синтеза.

А. Формирование морфологической системы  языка

В процессе формирования морфологической системы  языка проводится прежде всего работа по дифференциации грамматических значений. Данная логопедическая работа идёт в следующей последовательности. Сначала из группы словоформ выделяется общее значение. Затем выделяется общая морфема, обозначающая это значение. Звучание этой морфемы соотносится с буквенным обозначением. Далее осуществляется закрепление правильного употребления морфемы в устной и письменной речи.

ФОРМИРОВАНИЕ  СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

Формирование  словоизменения существительных

Развитие  словоизменения существительных проводится в следующем порядке:

- дифференциация  именительного падежа единственного  числа;

- закрепление  беспредложных конструкций единственного  числа в такой последовательности: винительный падеж, родительный  падеж, дательный падеж, творительный  падеж;

- предложно-  падежные конструкции единственного  числа;

- формы существительных  множественного числа, сначала  беспредложные, затем с предлогами.

При определении  последовательности в работе с предложно-падежными  конструкциями учитывается последовательность их появления в онтогенезе. В связи  с этим сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее- предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: уточнение конкретного  его значения и работа над падежной формой существительного, с которым  он употребляется. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 19). После изолированной  отработки отдельных предлогов  проводится дифференциация нескольких предлогов.

С целью уточнения  понимания предлогов в импрессивной речи рекомендуются такие задания:

Предлагаются  картинки с различным пространственным расположением предметов- ложка  в стакане, ложка на стакане, ложка  под стаканом, - а также вопросы  к ним: «Где ложка в стакане? Где  ложка на стакане? Где ложка под  стаканом?» Ребёнок должен показать соответствующую картинку; выполнить  действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда: «Положи  карандаш а) в пенал, б) под пенал, в) под книгу»; детям раздаются  карточки с тремя картинками на различные  предлоги. Логопед называет предлог. Дети закрывают карточку с соответствующей  картинкой.

В работе можно  использовать схемы предлогов(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 20).

Формирование  словоизменения прилагательных

Словоизменение  прилагательных отрабатывается в следующей  последовательности:

- согласование  прилагательного с существительным  в именительном падеже единственного  и множественного числа;

- согласование  прилагательного и существительного  в косвенных падежах единственного  числа;

- согласование  прилагательного и существительного  во множественном числе.

Формирование  словоизменения глаголов

Словоизменение  глаголов закрепляется по следующему плану:

- согласование  глаголов настоящего времени  и существительных в числе;

- согласование  глаголов прошедшего времени  и существительных в роде и  числе;

- дифференциация  глаголов совершенного и несовершенного  видов.

ВИДЫ ЗАДАНИЙ  ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

Составление предложений по опорным словам, данным вразброс (предлагаемые слова стоят  в начальной форме); вставка в  предложения пропущенных слов; определение правильности предложений (Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Предлагается определить, какое из предложений правильное. Например: Осенью с деревьев опали листья.- Осенью с деревьях опали листья); дополнение предложения с помощью предметной картинки; ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определённом падеже; выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций; называние цвета различных предметов.

ФОРМИРОВАНИЕ  СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

При формировании функции словообразования рекомендуются  следующие задания:

Образовать  уменьшительно- ласкательные формы  существительного по опорным словам с помощью картинок (дом-домик, шкаф-шкафчик, берёза-берёзка); образовать прилагательное от существительного с помощью картинок лото «Из чего сделано?»; образовать глаголы с различными приставками; выбрать родственные слова среди  слов, сходных по звуковой структуре (лес- лесной, лесник, лестница).

Формирование  словоизменения и словообразования сначала проводится на уровне слова, затем в словосочетаниях, далее  в предложениях.

ВИДЫ ПИСЬМЕННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Записать  название цвета к словам: помидор….., груша ….., яблоко …..; добавить название предмета к данным словам: высокое……, весёлый……., длинная……., красная….., круглое…..; подобрать картинки, к которым  можно подставить слова он, она  или оно; вставить в предложение  пропущенное слово: Цветы стоят  … вазе. Огурцы растут … грядке. Книги … на полке. Над цветами  летают …; дополнить предложения  словами из правого столбика (слова  даны вразброс):

В норке живёт  …. белки

А в дупле  живёт …. мышка

У … пушистый хвост. белку

Кошка поймала  …. мышкой

На дереве дети увидели …. белка

Котёнок побежал  за …. мышку

Б. Формирование синтаксической структуры предложения

Логопедическая  работа над предложением учитывает  сложность его структуры, последовательность появления различных типов предложений  в онтогенезе. Она проводится в  следующей последовательности:

1. Двусоставные  предложения, включающие подлежащее, выраженное существительным, и  сказуемое, выраженное глаголом 3 лица настоящего времени,

2. Другие  двусоставные предложения.

3. Распространённые  предложения из 3-4 слов,

4. Сложносочинённые  предложения.

5. Сложноподчинённые  предложения.

В процессе формирования синтаксической структуры  предложения большое значение имеет  опора на внешние схемы, идеограммы. Первоначально на материале 1-2 предложений  детям объясняется метод составления  предложения по наглядным схемам (фишкам). Например, предлагается картинка Коза щиплет траву. С помощью вопросов определяется субъект, предикат, объект действия. Каждый из выделенных элементов  обозначается фишкой. Фишки кладутся на картинку, т.е. соотносятся непосредственно  с изображёнными предметами и  действием.

Дети составляют предложение по картинке. В дальнейшем они выкладывают схему предложения  под картинкой.

Рекомендуются следующие виды задания с использованием графических схем:

Подбор  предложений по данной графической  схеме; запись предложений под соответствующей  схемой; самостоятельное придумывание предложений по данной графической  схеме; составление обобщённого  представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме; используются и такие виды заданий, как ответы на вопросы, самостоятельное составление предложений, распространение предложений.


 

2.3 Методика устранения семантической дислексии

 

Логопедическая  работа по коррекции семантической  дислексии проводится в трёх направлениях:

развитие  слогового синтеза;

развитие  грамматического строя речи, уточнение  синтаксических связей между словами  в предложении,

расширение  и уточнение лексики.

А. Развитие слогового синтеза

В том случае, когда семантическая дислексия  проявляется на уровне отдельного слова  при послоговом чтении, проводится развитие слогового анализа.

Примерные задания  по развитию слогового синтеза:

Назвать слово, произнесённое по отдельным  звукам; назвать слитно слово, произнесённое  по слогам; составить слово из слогов, данных в беспорядке; назвать слитно предложение, произнесённое по слогам.


На начальном  этапе работы паузы между слогами  очень короткие, в дальнейшем они  увеличиваются. На более поздних  этапах работы паузы между слогами  заполняются словами. Например: «Сначала де, потом ти, потом иг …». Этот приём  значительно усложняет выполнение задания по слоговому синтезу.

Б. Методы работы над пониманием прочитанных  слов, предложений и текста

Одновременно  с развитием слогового синтеза  и лексико-грамматического строя  речи проводится уточнение понимания  прочитанных слов, предложений и  текста. Используются следующие задания:

Прочитать слово и показать соответствующую  картинку; прочитать слово и ответить на вопрос; найти в прочитанном  предложении слово, которое отвечает на вопрос кто? что? что делает? где? куда? или какой?; прочитать предложение  и показать соответствующую картинку; прочитать предложение и ответить на вопрос по его содержанию; дополнить  предложение, воспроизведённое логопедом; дополнить прочитанное предложение  другими словами (с помощью вопросов); повторить прочитанное предложение; найти в тексте ответ на заданный вопрос; разложить серию сюжетных картинок в соответствии с прочитанным  текстом; выбрать из текста предложение, соответствующее сюжетной картинке; после прочтения текста найти  лишнюю картинку в серии сюжетных картинок; после прочтения текста поместить сюжетную картинку на своё место в серии сюжетных картинок; после прочтения текста найти  ошибку в последовательности сюжетных картинок; найти ошибку в прочитанном  тексте на основе правильной последовательности в серии сюжетных картинок; работа с деформированным текстом. Прочитав изолированные предложения, составить  связный текст; составить план прочитанного текста; пересказать прочитанный  текст; придумать начало прочитанного текста; придумать конец прочитанного текста.


В. Методы работы по расширению, уточнению  и систематизации словаря

При устранении семантической дислексии важное место занимает работа над словарём ребёнка. Уточнение и обогащение словаря проводится прежде всего  в процессе работы над прочитанными словами, предложениями и текстами. Необходима специальная работа по систематизации словаря.

Примерные задания  по уточнению и систематизации лексики:

Подбор синонимов  к прочитанному слову; подбор антонимов  к прочитанному слову; нахождение в  тексте слов-синонимов или слов-антонимов; объяснение значений прочитанных слов; соотнесение прочитанного слова  с обобщающим понятием; расширение объёма обобщающего понятия (Например: «Яблоко- это фрукт. А какие вы ещё знаете слова, обозначающие фрукты?»); придумывание нескольких глаголов к  прочитанному слову- существительному; подбор определений к прочитанному слову- существительному; дать характеристику предмета или живого существа на основе прочитанного.

 

2.4 Методика коррекции оптической дислексии

 

При оптической дислексии наблюдаются трудности  усвоения зрительного образа букв, замены, смешения букв в процессе чтения. В основе оптической дислексии лежат  трудности оптического и оптико-пространственного  анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного  восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и  пространственных представлений.

В связи с  этим при устранении оптической дислексии  проводится работа в следующих направлениях:

развитие  зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе  и буквенного;

уточнение и  расширение объёма зрительноё памяти (развитие зрительного мнезиса);

формирование  пространственного восприятия и  представлений;

развитие  зрительного анализа и синтеза;

формирование  речевых обозначений зрительно- пространственных отношений;

дифференциация  смешиваемых при чтении букв (изолированно, в слогах, словах, предложениях и  связных текстах).

А. Формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса)

С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:

Назвать контурные  изображения предметов; назвать  недорисованные контурные изображения  предметов; назвать перечёркнутые  контурные изображения предметов; определить, что неправильно нарисовал  художник; выделить контурные изображения, наложенные друг на друга (по типу фигур  Попельрейтера) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 21); распределить изображённые предметы по величине (при  реальных соотношениях величин предметов) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 22); распределить изображения  предметов по их реальной величине (предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально  различающихся по величине) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 23); подбор картинок к определённому  цветовому фону (Детям предлагаются фоны («лужайки») разного цвета: красного, жёлтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного  цвета: арбуз, огурец, лист и др. Даётся задание положить картинку на свою «лужайку»); дорисовывание незаконченных  контуров кругов, треугольников; дорисовывание  симметричных изображений; составление  разрезанных на части картинок; выполнение тестов Равена; конструирование из кубиков Кооса.

Информация о работе Методы работы при нарушении поцесса чтения