Методы работы при нарушении поцесса чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:37, реферат

Описание

Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это время формируются умственные и практические операции, действия и деятельность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Дислексия: причины, механизмы, виды…………………………….4
2. Методики коррекции дислексий……………………………………8
2.1 Методика коррекции фонематической дислексии……………..8
2.2 Методика устранения аграмматической дислексии………… 18
2.3 Методика устранения семантической дислексии…………… 23
2.4 Методика коррекции оптической дислексии………………….25
Вывод………………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 53.46 Кб (Скачать документ)

Б. Развитие зрительного мнезиса (памяти)

С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие  задания:

Запомнить 4-5 картинок, а затем отобрать их среди других картинок; запомнить 3-5 фигур, цифр или букв, а затем выбрать  их среди других (8-10), при этом предлагаются только согласные буквы во избежание  запоминания путём прочтения; разложить 3-4 картинки в той же последовательности, в какой они предъявлялись; разложить  по памяти буквы, цифры или фигуры в предъявленной последовательности; игра «Чего не стало?»; игра «Что изменилось?


В. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного  анализа и синтеза

В процессе логопедической работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать  особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений  в онтогенезе, психологическую структуру  зрительно-пространственного гнозиса  и праксиса, состояние пространственного  восприятия и пространственных представлений  у школьников с дислексией и в  связи с этим проводить коррекционную  работу по следующему плану:

дифференциация  правых и левых частей тела;

ориентировка  в окружающем пространстве;

определение пространственных отношений элементов  графических изображений и букв. Параллельно с этой работой проводится уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Дифференциация  правых и левых частей тела

Эта работа начинается с выделения ведущей  руки. Рекомендуются следующие виды заданий:

Показать, какой  рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться, сказать, как называется эта рука; поднять то левую, то правую руку, показать карандаш то левой, то правой рукой; взять  книгу левой, правой рукой.

После усвоения речевых обозначений правой и  левой руки можно перейти к  дифференциации других правых и левых  частей тела.

Ориентировка  в окружающем пространстве

Формирование  ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей  представлениях о правой и левой  стороне тела, а также речевых  обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей  последовательности:

определение пространственного расположения предметов  по отношению к ребёнку, т.е. к  самому себе;

определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями;

определение пространственных соотношений элементов  графических изображений и букв.

Г. Формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв

В процессе логопедической работы по формированию чёткого зрительного образа букв предлагаются следующие задания:

Найти букву  среди графически сходных; соотнести  буквы, выполненные разным шрифтом; определить буквы, находящиеся в  неправильном положении; назвать или  записать буквы, перечёркнутые дополнительными  линиями; обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу; обвести контуры букв, заполненные  пунктиром; дописать букву; назвать  буквы, наложенные друг на друга; определить правильно и неправильно написанные буквы; узнать буквы по их зеркальному  изображению; конструирование букв из элементов.

При устранении оптических дислексий проводится работа по закреплению зрительных образов  букв. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О- с  обручем, З- со змеёй, Ж- с жуком и  т.д. Для дифференциации образов  букв предлагается заучивание стихотворений  С. Маршака, С. Михалкова, В. Берестова, К. Чуковского и др.

Особенностью  логопедической работы в коррекционной  школе является тщательная дозировка  заданий и речевого материала. В  связи с тем, что нарушения  письменной речи у данной категории  младших школьников носят стойкий  характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем  работа с нормальными детьми.

 

 

Заключение

 

Дислексия у  детей определяется как частичное  расстройство процесса овладения чтением, обусловленное несформированностью  высших психических функций, участвующих  в процессе чтения. Нарушения чтения у младших школьников  являются наиболее характерными и ярко выраженными  расстройствами.

Специфические нарушения чтения (дислексии) следует  отличать от ошибок чтения иного характера: от ошибок, закономерно встречающихся  на начальных этапах овладения чтением, от нарушений чтения у детей, педагогически  запущенных, трудных в поведении. Особенностью дислексических ошибок является их стойкий и повторяющийся характер.

Симптоматика  дислексий сложна и многообразна. Она зависит от многих факторов: характера этиологии и патогенеза, возрастных и личностных особенностей ребёнка, ступени овладения навыком  чтения, состояния устной речи, от методики обучения грамоте, эффективности логопедического  воздействия.

При дислексии  наблюдаются следующие группы ошибок: 1) неусвоение букв; 2) побуквенное чтение; искажения звуко-слоговой структуры  слова; 4) замены слов; 5) аграмматизмы; 6) нарушения понимания читаемого.

У детей  часто встречается фонематическая и оптическая дислексия. Наиболее распространённым видом дислексии у обследованных  детей явилась фонематическая дислексия, связанная с недоразвитием фонематического  восприятия и фонематического анализа.

У второклассников  простые формы анализа в ходе обследования оказались относительно сформированными. Нарушения выявились  при выполнении заданий, требующих  сложных форм фонематического анализа.

Нарушения фонематического  анализа у детей  усугубляются недостаточной сформированностью  слуховой произносительной дифференциации звуков речи. У этих детей обнаруживается неточность слуховой дифференциации звонких и глухих согласных, твёрдых и мягких, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав.

Описанные выше факторы и обусловливают большую  распространённость фонематической дислексии  у детей с ЗПР.

В связи с  тем, что нарушения речи у данной категории детей часто носят  системный характер и затрагивают  многие стороны речевой системы, хочется подчеркнуть необходимость  дифференцированного и системного подхода при коррекции речевых  нарушений у младших школьников с ЗПР, предполагающего развитие всей речевой системы в целом, коррекцию нарушений всех компонентов  речевой деятельности в их взаимосвязи  и взаимодействии, а знаний общих  и частных закономерностей патогенеза и симптоматики дислексий у данной категории детей позволит более  точно диагносцировать нарушения  чтения, правильно строить логопедическую работу по профилактике и устранению дислексий в комплексном процессе реабилитации детей с нарушениями  развития.

 

 

Список  литературы

  1. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М. – 1968 г.
  2. Волкова Л.С. Логопедия. М. – 1998 г.
  3. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М. – 1983 г.
  4. Лалаева Р.И. Устранение оптических дислексий.
  5. Парамонова Л.Г. Устранение предпосылок аграмматической дисграфии.
  6. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы работы при нарушении поцесса чтения