Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:05, статья
Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте — наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений.
В результате предшествующих исследований в отечественной психологической науке сложились определенные представления о характере и динамике развития межличностных отношений детей в процессе школьного обучения.
Вычисленные коэффициенты ценностно-ориентационного
единства (ЦОЕ) оказались весьма высокими
в обоих классах как по умениям
в учебной деятельности (0,53—0,72),
так и по качествам личности (0,62—0,63),
что также может служить
Межличностные отношения и развитие личности. Ответ на вопрос о влиянии межличностных отношений на развитие каждой личности в данном исследовании предполагалось получить лишь в общей форме: с одной стороны, выяснить удовлетворенность ребенка средой общения со сверстниками, с другой — определить сдвиги в его самосознании с помощью измерения такого важного параметра, как самооценка.
В соответствии с этими
задачами были использованы следующие
методики. Первая заключалась в том,
что учащихся просили дать общую
характеристику достоинств и недостатков
своих классных коллективов. Вторая
позволяла определить, в какой
степени класс оказывается
Третья методика была рассчитана на получение личностной самооценки и самооценки в учебной деятельности. Согласно этой методике, перечень качеств личности и умений в учебной деятельности применялся для определения групповых ценностей.
По четвертой методике
учащихся просили в письменной форме
оценить собственные
Результаты исследования показывают, что в экспериментальном классе преобладают суждения о достоинствах класса. Их в 3,2 раза больше, чем суждений о его недостатках. Основным достоинством признается наличие товарищеских отношений в общении.
Суждений о недостатках
по этому показателю в 4,0 раза меньше
по сравнению с другими
В контрольном классе соотношение суждений о достоинствах и недостатках класса оказалось одинаковым, причем достоинства рассматривались в основном через призму формальных учебных показателей (число отличников и т. п.). При характеристике товарищеских отношений чаще подчеркивались отрицательные моменты, особенно при взаимной оценке представителей разного пола. Коэффициенты корреляции по второй методике: 0,35; 0,39; 0,57.
63
Таким образом, в экспериментальном
классе по сравнению с контрольным
имеет место высокая степень
удовлетворенности средой общения.
Это находит свое выражение в
том, что для каждого учащегося
класс приобретает функцию
В контрольных классах почти у трети учащихся завышенная самооценка (31,26%). Адекватная самооценка в учебной деятельности здесь вдвое ниже, чем в экспериментальном классе (32 %), а общая самооценка личности в 1,5 раза ниже (42 %)• Оценивая себя как личность, школьники контрольного класса предпочитают выделять свои достоинства в 1,3 раза чаще, чем недостатки, причем и те и другие связывают их в основном с формальными успехами в учении.
Полученные данные, по нашему мнению, отражают качественно иное развитие рефлексивного компонента личности в экспериментальных классах по сравнению с контрольными классами.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Проведенные исследования позволяют констатировать следующее:
1. Картина межличностных
отношений учащихся младших
а) к концу младшего школьного
возраста формируется единая структура
межличностных отношений, основным
элементом которой является устойчивая
группа учащихся. Особая роль в структуре
групповой дифференциации принадлежит
так называемой группе-лидеру, объединяющей
до 20 % наиболее авторитетных учеников
обоего пола. Группа-лидер оформляет
межличностные отношения в
б) межличностные отношения
между учащимися
в) высокая степень
2. Картина межличностных
отношений в контрольных
3. Поскольку основные
условия развития
64
в исследовании различия в
характере межличностных
Тем самым получила подтверждение основная гипотеза исследования, согласно которой решающую роль в становлении межличностных отношений, обеспечивающих развитие личности младшего школьника и формирование основ классного коллектива, играет не возраст учащихся, а способ обучения, направленный на присвоение основных компонентов учебной деятельности. При соответствующем содержании и методах обучения межличностные отношения детей приобретают такую форму и содержание, которые традиционно относят ко второй половине подросткового возраста.
4. Изучение внутренней
связи между развитием
Интенсивное формирование учебно-познавательных
интересов в процессе коллективно-распределенной
деятельности [5] обеспечивает достаточно
быструю замену диффузных эмоциональных
связей между учениками устойчивыми
содержательными связями: сначала
непосредственно в рамках учебной
деятельности, а впоследствии, по мере
того как учебно-познавательные мотивы
становятся ведущими в структуре
мотивов жизнедеятельности
Изложенное позволяет объяснить механизм образования устойчивых групп в классе. Группа становится здесь основным структурным образованием в силу многообразных содержательных межличностных связей между детьми. А так как основным мотивом общения оказывается учебно-познавательный интерес, сформированный в самой учебной деятельности и поэтому выступающий как общественный и групповой мотив, группы имеют открытый характер, т. е. большинство членов групп связаны межличностными отношениями и с другими товарищами по классу. Этим объясняются и многочисленные взаимные предпочтения, существующие в классе между мальчиками и девочками. Половой признак, как второстепенный в учебной деятельности, перестает играть основную роль и в межличностных отношениях.
Естественно, что в центре межличностных связей оказывается группа учащихся, в наибольшей степени воплощающая в себе систему ценностей, возникающих в ходе формирования учебной деятельности (группа-лидер).
Таким образом, живые деятельные
связи между детьми приобретают
форму динамичной структуры, где
главным компонентом
Само понятие статуса в этих условиях приобретает относительный характер. С одной стороны, он в обобщенной форме отражает успешность выполнения освоенных детьми видов деятельности, и прежде всего учебной; с другой — включение в каждый новый вид деятельности приводит к переоценке статуса. Поэтому лидерство здесь является в основном функциональным, а не расширенным. Группа-лидер не навязывает своего лидерства, ее смысл в том, что она является образцом деловой активности для всего ' класса.
5. Рассмотрение механизмов
формирования специфической
65
учебная деятельность здесь
действительно выполняет
Удовлетворение таких мотивов и их развитие требуют других форм активности детей, кроме учебных. Поэтому, во-вторых, существенно возрастает доля и значение внеучебного общения: дети начинают проявлять инициативу в различных формах общественно полезной деятельности. Возникает противоречие между формой жизнедеятельности ребенка в школе, ограниченной в основном учебной деятельностью, и новыми потребностями.
Таким образом, появление
нового типа ведущей деятельности ребенка
— общественно полезной деятельности
— является органичным следствием
реализации определенных механизмов развития
личности и коллектива в условиях
построения учебной деятельности в
младшем школьном возрасте. Дальнейшее
же развитие личности и школьного
коллектива зависит от способа разрешения
возникшего противоречия между формой
жизнедеятельности ребенка в
школе, ограниченной, в основном, учебной
деятельностью, и формирующимися новыми
мотивами в деятельном общении. Возникает
и объективная и субъективная
необходимость в постановке других
новых целей, кроме учебных, перед
всем классом и каждой конкретной
личностью. Экспериментальная проверка
справедливости сформулированных допущений
представляет особую задачу и должна
стать предметом дальнейших исследований.
В ходе таких исследований может
быть прослежена также роль отдельных
компонентов учебной
ВЫВОДЫ
1. Имеются достаточные
основания утверждать, что сформулированное
в психологии в общем виде
положение о деятельностном