Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:05, статья
Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте — наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений.
В результате предшествующих исследований в отечественной психологической науке сложились определенные представления о характере и динамике развития межличностных отношений детей в процессе школьного обучения.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ
А. К. ДУСАВИЦКИЙ
ПРОБЛЕМА
Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов. Ее значение особенно возросло в условиях перехода ко всеобщему среднему образованию, к широкой практике работы классов с продленным днем, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка на протяжении основного периода становления его личности. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте — наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений.
В результате предшествующих
исследований в отечественной
Анализ выполненных
Отношения младших школьников
характеризуются прежде всего узостью
межличностных связей. Чаще всего
это отношения между двумя
детьми; группы либо вообще не возникают,
либо появляются эпизодически. Взаимные
предпочтения между мальчиками и
девочками практически
Исследователи сходятся и
в том, что у младших школьников
преобладает эмоциональное
59
У большинства детей данного возраста общение с товарищами по классу ограничивается школой и не занимает большого места в жизни. Лишь у немногих из них мотивы общения со сверстниками отражают интересы, не связанные со школой. Большинство межличностных связей, возникших в младшем школьном возрасте, распадаются на этапе перехода к подростковому возрасту [1].
Таким образом, и по содержанию,
и по широте, и по устойчивости межличностные
отношения младших школьников остаются
на низком (первом) уровне развития. Лишь
к концу младшего школьного возраста
складываются предпосылки для перехода
к более высокому уровню (появляются
стремление к взаимопониманию, предпочтения,
связанные с оценкой
Следует подчеркнуть, что
основные особенности межличностных
отношений младших школьников были
установлены в принципиально
однотипных условиях, в рамках традиционного
способа обучения. Установленные
при этом факты зависимости
Однако можно предположить,
что изменения в способах обучения
в младшем школьном возрасте должны
привести к изменениям и в картине
развития межличностных отношений
детей. К таким принципиально
новым способам относится экспериментальный
способ обучения, в основе которого
лежит система теоретических
понятий и соответствующая
Изучение особенностей развития
межличностных отношений
Основной метод работы
заключался в анализе межличностных
отношений учащихся третьих классов
в условиях эксперимента, специально
направленного на изучение нового способа
обучения ([11] и др.), который проводили
в течение 15 лет в одной из школ
г. Харькова. Параллельно изучались
межличностные отношения
Конкретные задачи исследования предусматривали выяснение структуры межличностных отношений, их устойчивости, содержания, соответствия структуры отношений реальному общению, а также степени влияния отношений между сверстниками на развитие личности ребенка.
Ниже приводятся основные результаты исследований, проведенных в 1979—1981 гг.1
60
Типичные схемы групповой дифференциации учащихся третьих классов: I —экспериментальные классы, II — контрольные классы.
Условные обозначения: А — группа-лидер, Б—устойчивые группы, В — устойчивые парные связи, Г — изолированные учащиеся.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Структура межличностных отношений. Для изучения структуры межличностных отношений применялись следующие методики: социометрическая процедура с неограниченным положительным числом выборов по 5 критериям, экспериментальное сочинение по определенному плану на тему «Мои друзья в классе», беседа по материалам социометрической методики и сочинений.
Соответствие структуры
межличностных отношений
При описании полученных результатов остановимся вначале на тех, которые характеризуют широту межличностных связей учащихся. В экспериментальном классе число выборов товарищей в 1,6 раза больше, чем в контрольном, а взаимных выборов вдвое больше. Особенно существенной представляется разница между классами по критерию «совместное домашнее задание», отражающему опыт коллективной учебной деятельности (число взаимных выборов в экспериментальном классе в 26 раз выше, чем в контрольном), а также по критерию «день рождения» (в 2,3 раза выше). Этим результатам соответствуют и величины статусов учащихся: в экспериментальном классе средняя величина статуса составляет 0,12, в контрольном — 0,075.
Приведенные данные особенно
значимы при рассмотрении структуры
межличностных отношений
61
в экспериментальном классе обнаруживаются устойчивые взаимные предпочтения между значительным числом девочек и мальчиков (по различным критериям — у 21—32)% учащихся).
В контрольном классе основной вид устойчивой связи парный. Две-три группы объединяют лишь 25 % учеников, причем связь между группами и парами, как правило, отсутствует. В классе 22 % изолированных детей. Взаимных предпочтений между мальчиками и девочками нет вообще.
Таким образом, полученные данные
свидетельствуют о
Как показали исследования
с помощью методики «Выбор в деятельности»,
эти структуры отвечают структурам
реального общения. В экспериментальном
классе состав «рабочих» групп в
основном соответствовал данным о взаимных
устойчивых предпочтениях учащихся.
В эти группы вошло 86 % учащихся, в
половине групп состав был смешанным
(мальчики и девочки). В процессе
эксперимента преобладало содержательное
общение между детьми (дискуссия)
— 72 %. Большинство избранных
В контрольном классе группы
были однородными по половому составу
и состояли главным образом из
2—3 учащихся (60 %). Изолированных учащихся
(по данным социометрии) не принимали
в устойчивые группы. В совместной
работе преобладало формальное общение
(75 %).Только один из четырех избранных
консультантов имел высокий статус
и был реальным лидером, остальные
практического руководства
Содержание межличностных отношений. Данные о содержании межличностных отношений, по нашему мнению, могли быть получены при изучении системы групповых ценностей учащихся и сопоставлении их с мотивами межличностных предпочтений. Поэтому первые две методики предусматривали построение учащимися иерархии ценностей по отношению к умениям в учебной деятельности и качествам их личности. В перечень умений включались те, которые адекватны процессу присвоения основного продукта учебной деятельности — теоретических знаний, а также умения, отражающие формальную сторону учения. В перечень качеств личности включались, в основном, качества, характеризующие ее с точки зрения «активности-пассивности».
Третья методика была рассчитана
на получение некоторого общего представления
о структуре ценностей в
Результаты исследований по этим методикам показывают, что учащиеся экспериментального класса считают в учебной деятельности наиболее важными такие умения, как способность к поиску оптимального способа решения задачи, умение находить ошибки у товарищей, слушать объяснения педагога, спорить с ребятами и с учителем по поводу решений. Что касается качеств личности, то их привлекают те качества, которые связаны с ее активностью: настойчивость, организованность, самостоятельность, увлеченность. В общей структуре ценностей последовательность предпочтений такова: товарищество, положительные качества личности, успехи в учении.
С этими данными согласуются и мотивы межличностного выбора. Дети обосновывают свой выбор наличием общих содержательных интересов в учебной и других видах деятельности, руководствуясь при этом знаниями и авторитетом партнера, а также его
62
способностью быть хорошим товарищем. В контрольном классе результаты прямо противоположны; среди умений в учебной деятельности выделяется добросовестность, аккуратность, правильность выполнения задания и такие качества личности, как осторожность, мечтательность, работоспособность. В перечне ценностных ориентации на первом месте стоят успехи в учении, рассмотренные в их формальном аспекте (отметки), на последнем — товарищество. Среди мотивов межличностного выбора преобладают чисто, игровые и эмоциональные предпочтения.