Межпредметные связи на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – разработать методику межпредметных связей учащихся на уроке технологии .
Гипотеза: обучение технологии учащихся технологии будет эффективным если:
– учитель будет владеть современной теорией и практикой обучения учащихся.
– создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
– проанализировать процесс использования межпредметных связей в начальной школе;
– определить роль и место использования межпредметных связей на уроках технологии;
– разработать методические материалы, позволяющие показать значимость межпредметных связей на уроке технологии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Межпредметные связи как средство обучения младших школьников 5
1.1. Использование межпредметных связей в начальной школе 5
1.2. Использование межпредметных связей на уроках технологии 8
Глава 2. Методика организации уроков технологии с использованием межпредметных связей 10
2.1. Методические рекомендации по организации уроков технологии с использованием межпредметных связей 10
2.2. Конспекты уроков с использованием межпредметных связей 14
Заключение 22
Библиографический список 24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по науке и образованию

ГОУ ВПО  «Стерлитамакская государственная  педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой».

Институт  Педагогики и Психологии

Кафедра педагогики и методики начального образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Межпредметные связи на уроках технологии 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                          Выполнила: студентка 3 курса                                                                                                                                                   отделения ПМНО                                                                                                                                                          дневного отделения                                                                                                                                                           курс 3, гр. ПМНО 33                                                                                                                                           Акбашева Р. Р. 

                                                                Проверила: кандидат педагогических                                                                                     наук, доц.Берзина Р.Ф. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Стерлитамак 2009 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

   Современное общество постепенно переориентирует  цели развития человека с чисто научно-технического прогресса на реализацию возможностей и ценностей человека в нем. В последние годы наблюдается тенденция гуманизации общественных отношений. Более всего в этом нуждается сфера образования и воспитания. Исследования последних лет в области человекознания подтверждают, что главное назначение образования состоит в том, чтобы создать условия для свободного развития личности.

   Традиционно межпредметные связи в содержании обучения проходят на уровне учебного предмета и учебной информации (А.С.Антонов, Ю.И. Дик, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, А.А. Пинский, А.В.Усова и др.). Однако научно обоснованное построение содержания требует отбора и структурирования учебной информации, что приводит к поэтапным технологическим инвестициям в инвариантное содержание образования.

   В исследованиях ряда ученых разработаны  отдельные аспекты проблемы и теории становления интегрированного подхода в образовании (М.Н. Берулава, Е.И. Бражник, Б.Н. Воронин, А.И. Еремин, А.Я. Данилюк, С.И. Жарков, Л.П. Ильенко, В.Н. Куровский, А.Н. Непомнящий, А.В. Трумин и др.). Весомый вклад в построение системы управления межпредметными связями внесли И.М. Сеченов, В. Усанов, Ф.Ф. Харисов и др.

   Современная школа призвана научить ребенка  познавательной мобильности, рациональному отбору, эффективному усвоению насыщенной информации.

   Актуальность  темы определяется тем, что в последнее время ведутся поиски в области интегрированных форм учебных занятий в начальных классах. Традиционная образовательная практика обучения проходит в рамках изолированных учебных предметов, хотя все эти предметы в начальных классах ведутся одним учителем.

   Анализ  теории и практики начального образования  с позиции интегрированного воздействия на развитие учащихся позволяет выделить следующие противоречивые тенденции в современной педагогике и методике:

   - провозглашенные цели развивающего  обучения еще не связываются  с развивающим потенциалом целостного  изучения явлений природы и  общества в содержании начального образования;

   - педагогические поиски в области организации интегрированных форм учебных занятий не всегда сочетаются с развивающим потенциалом межпредметных связей в начальном образовании.

   Наличие этих проблем послужило основанием для выбора темы исследования: «Межпредметные связи на уроках технологии».

   Цель курсовой работы – разработать методику межпредметных связей учащихся на уроке технологии .

   Гипотеза: обучение технологии учащихся технологии будет эффективным если:

   – учитель будет владеть современной теорией и практикой обучения учащихся.

   – создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения.

   В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:

   – проанализировать процесс использования межпредметных связей в начальной школе;

   – определить роль и место использования межпредметных связей на уроках технологии;

   – разработать методические материалы, позволяющие показать значимость межпредметных связей на уроке технологии.

   Методы  исследования:

   – анализ теоретических источников по теме исследования;

   – наблюдение. 
 
 

Глава 1. Межпредметные  связи как средство обучения младших  школьников 

1.1. Использование межпредметных  связей в начальной  школе 

    Каждый  учебный предмет, образовательная  область вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности школьника, в формирование его мировоззрения, взглядов, убеждений. Если взять математику и естественно-научные дисциплины, то они призваны раскрыть перед учащимися современную научную картину мира.

    Но  в природе и обществе нет изолированных  процессов. Нельзя понимать мир по отдельным независимым законам связей, явлений. В реальном мире все взаимосвязано, а в учебных предметах изучаются с разных сторон. Закономерно возникает проблема интеграции, взаимных межпредметных связей в образовании. В чем сущность этой категории обучения. В научно-педагогической литературе и исследованиях пока понятие интеграции анализируется неоднозначно.

    Эти связи рассматривают «взаимную  согласованность учебных программ, обусловленную системой наук и дидактическими целями»). Такое содержание, на наш взгляд, отражает три признака взаимной обусловленности:

    - выделение знаний или их элементов  в учебных предметах, по-разному  характеризующих реальные явления, объекты и процессы;

    -указание  способов связей, имеющих методический  инструментарий, посредством которого выявляются возможные логические конструкции и методические приемы их реализации;

    - направленность связи на развивающие  функции обучения.

    Таким образом, существование межпредметных  связей обусловлено наличием трех признаков: смысловым соотношением, наличием способа реализации и указанием направления этих связей.

    Педагогический  аспект межпредметных связей как  целостного явления впервые был исследован В.Н.Максимовой и получил свое развитие в исследованиях И.Д.Зверева, Г.И.Суравегина, Т.К.Александровой, А.В.Усовой и др. Педагогическая идея межпредметных связей возникла и развивалась под влиянием процессов интеграции и дифференциации научных знаний. Межпредметные связи обозначают начальный уровень интеграции.

    Развитие  идей межпредметных связей отражено в работах Г.И. Батуриной, Ш.И. Ганелина, П.М. Иванова, П.Г. Кулагина, которые показали, что решение данной проблемы в школьном обучении происходило в зависимости от конкретно исторических условий его развития.

    Вычленение  в педагогической теории идеи межпредметных связей и ее трансформация в самостоятельную дидактическую проблему связаны с практическими и теоретическими поисками прогрессивных педагогов различных эпох - Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К.Д. Ушинского. Они выделяли проблему межпредметных связей как обеспечивание системы знаний учащихся о мире. Так, Я.А. Коменский в своей "Великой дидактике" писал: "Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".1

    К.Д.Ушинский дал психолого-педагогическое обоснование мировоззренческой роли межпредметных связей. Актуальной и перспективной явилась его идея о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что, "кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам".

    Идею  интеграции в обучении К.Д. Ушинский считал одной из важнейших в формировании целостных и системных знаний. Его оценка значимости межпредметных связей в обучении оказала большое влияние на педагогов второй половины XIX - начала XX веков.

    Межпредметные связи были направлены на выработку  трудовых и деловых умений и навыков. Первые практические попытки создания системы образования на проблемно-комплексной, интегрированной основе были предприняты в 20-х гг. в Советской России С.Т. Шацким,       С.Я.Рубинштейном и др.

    Это направление получило в нашей  стране возможность практической реализации и вошло в историю педагогики под именем «трудовой школы». Основным принципом организации процесса обучения в трудовой школе являлся "метод жизненных комплексов".

    Идея  синтеза образовательного материала  вокруг общих объектов и явлений жизни и деятельности людей развивалась по принципу концентрации учебного материала вокруг педагогически и жизненно целесообразных центров.

    Дидактическая теория межпредметных связей нашла широкое отражение в публикациях, где определены функции, виды межпредметных связей, их место в современной школе, средства их реализации, разработана методика планирования и проведения комплексных форм организации обучения и т.д. Общедидактические положения конкретизируются в методиках обучения отдельным предметам (обществоведению, химии, биологии и др.) На страницах методических журналов все чаще появляются статьи, освещающие опыт учителей-предметников по реализации межпредметных связей. Усилению внимания к проблеме межпредметных связей педагогов ученых и практиков способствовало включение в новые учебные программы для одиннадцатилетней школы по основным предметам специального раздела “Межпредметные связи”, рекомендации которого активизировали творческие поиски учителей, стимулировали совершенствование их педагогического мастерства в плане овладения умениями по осуществлению связей с другими предметами на уроках и во внеклассной работе.

    Межпредметные связи повышают научный уровень  обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство. При этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. Без этих интеллектуальных способностей невозможны и творческое отношение человека к труду, решение на практике современных сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей.

    Таким образом, межпредметные связи составляют необходимое условие организации  учено- воспитательного процесса как комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации, систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса.  

1.2. Использование межпредметных  связей на уроках  технологии 

    Каждый  урок технологии в начальных классах  дети называют уроком хорошего настроения, уроком творческого вдохновения  и радости, уроком, на котором открываются секреты мастерства.

Информация о работе Межпредметные связи на уроках технологии