Межпредметные связи на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – разработать методику межпредметных связей учащихся на уроке технологии .
Гипотеза: обучение технологии учащихся технологии будет эффективным если:
– учитель будет владеть современной теорией и практикой обучения учащихся.
– создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
– проанализировать процесс использования межпредметных связей в начальной школе;
– определить роль и место использования межпредметных связей на уроках технологии;
– разработать методические материалы, позволяющие показать значимость межпредметных связей на уроке технологии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Межпредметные связи как средство обучения младших школьников 5
1.1. Использование межпредметных связей в начальной школе 5
1.2. Использование межпредметных связей на уроках технологии 8
Глава 2. Методика организации уроков технологии с использованием межпредметных связей 10
2.1. Методические рекомендации по организации уроков технологии с использованием межпредметных связей 10
2.2. Конспекты уроков с использованием межпредметных связей 14
Заключение 22
Библиографический список 24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

- Наука,  которая изучает бабочек и  других насекомых, называется  энтомология!

(Это  слово на плакате  прикрепляю на  доску.)

- Энтомологи  насчитывают в мире 140 тысяч видов  бабочек! Это очень много! Но  ежегодно тысячи бабочек погибают, в том числе и по вине человека. Поэтому мы всегда должны помнить, что бабочек надо охранять, беречь!

- А кто  из вас знает, для чего в  природе нужны бабочки?

- Полюбуйтесь  этим чудом природы!

(Показываю  детям коллекцию  бабочек  разных  стран мира).

- Как  бабочка появляется на свет, сколько времени живет, чем питается?

- Бабочки  умеют переговариваться запахами. А слыхали ли вы о «зубатых»  бабочках и ядовитых.…Нет?! Тогда  советую вам прочитать книгу  писателя 

А. Мурзина  «Голубой махаон».

(Книгу  выставляю на доску.)

-Сегодня  мы с вами будем делать вот  такую аппликацию!

(Показываю  образец изделия.)

- А для  чего мы с вами сделаем ромашковое  поле и запустим бабочек в  голубую даль?

(Поделку  можно подарить)

   II. Анализ материалов и инструментов.

-Посмотрите  на поделку и скажите, какие материалы нам нужны для работы?

-картон (ДВП)

-пластилин  (цилиндрической формы «Скульптор»)

-бумага

-тонкая  проволока

-блестки

-клей

-краски

- Какое  свойство пластилина мы будем  использовать? (пластичность)

- Какие  инструменты и приспособления нам нужны для работы?

-ножницы  (кусачки)

-стека

-нить

-линейка

-кисточка

-шаблоны

- Вспомните  главное правило рабочего человека и объясните его (Содержи свое рабочее место правильно.)

- Проверяю  порядок на вашем рабочем месте…

- Какие  правила при работе с ножницами мы должны всегда помнить?

   III. Планирование предстоящих операций.

- Давайте   спланируем нашу работу. В каком  порядке мы будем выполнять  нашу аппликацию?

1. Раскрасить луг (картонку)

2. Слепить ромашки (3 шт.)

3. Вылепить бабочку.

4. Раскрасить цветы и бабочку.

5. Украсить бабочку блёстками.

6. Поделку покрыть лаком.

7. Вставить аппликацию в рамку.

   IV. Физкультминутка.

Спал  цветок и вдруг проснулся.

Больше  спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце  утром лишь проснется,

Бабочка кружиться, вьется.

   V. Разметка куска пластилина.

- На  сколько частей вы бы мысленно  разделили нашу композицию? (на 2 части)

- Что  находится в 1 части? (ромашки)

- А во 2 части? (бабочка)

- Сколько  лепестков у нашего цветка? (8)

- Что  надо сделать, чтобы получить одинаковые лепестки? (Взять одинаковые кусочки пластилина.)

   Посмотрите на схему.

- На  сколько равных частей разделён  кусок пластилина? (на 2).

- Возьмите  кусок пластилина и разделите  его на 2 равные части нитью.  Одну половинку положите перед собой, а другую отложите в сторону…

- Снова  посмотрите на схему. На сколько  равных частей нам надо разделить  1 половину куска? (на 4 части) Как это сделать?

- Выполним  эту операцию!

- Положите  перед собой полученные части.

- Какая  геометрическая фигура лежит в основании каждой части куска пластилина? (круг)

- У нашего  цветка 8 лепестков. Значит, мы должны  разделить круг на 8 равных частей. Кто на доске хочет попробовать  это сделать?

Разделите карандашом 3 кружочка пластилина на 8 равных частей (см. схему)

- Возьмите  стеку и разрежьте 1 кружок  на 8 равных частей. Из каждой части  сформируйте лепесток.

- Посмотрите  на магнитную доску. Здесь 8 лепестков! Кто из вас попробует  уложить их в красивую ромашку?

- Теперь  возьмите картон (ДСП). Я покрасила его в зелёный цвет. Это наш луг.

- Найдите  верхний левый угол на картоне  и прикрепите там первую ромашку.

(Самостоятельная работа детей)

- Рядом  сделайте 2 ромашку, а 3 расположите  чуть ниже!

(Дети  лепят 2 и 3 ромашку, определяют  их место в композиции.)

- Посмотрите  на экран. Это бабочка адмирал. 

- Что  можно сказать про левую и  правую половину крыльев бабочки?  (Они симметричны.) Сколько крылышек у бабочки?

- Все  ли крылья у бабочки одинаковые? (Верхние чуть больше)

- Посмотрите  на схему куска пластилина для бабочки. Первая линия проходит вертикально через центр круга, а вторая горизонтальная линия чуть ниже центра.

- Возьмите  последнюю часть пластилина и  разделите его по схеме.

Из верхних  частей слепи верхние крылышки, а  из нижних частей — 2 нижних крыла. Они чуть меньше! (Смотри на магнитную доску как  вылепить бабочку!)

   VI. Самостоятельная работа учащихся.

(Дети  лепят бабочку  и выбирают для  неё место в  композиции.)

Помощь  учителя. Исправление ошибок. 

   VII. Разметка проволоки.

- Возьмите  приготовленную проволоку. Отмерьте по линейке кусок длиной 6 см.

- Каким  инструментом мы отрежем проволоку?

- Правильно.  Нам нужны кусачки! 

- Отрежьте  нужный кусок проволоки, согните  его пополам и еще раз отрежьте.

- Мы  получили 2 усика. Прикрепите их  на головке.

- Наша бабочка готова.

   VIII. Оценивание работ.

   IX. Итоги урока.

- Что  нового узнали на уроке?

- Кому  сегодня было интересно?

- К следующему  уроку труда надо принести  картинку, где нарисована бабочка.  Постарайтесь что-нибудь об этой  бабочке узнать и расскажите о ней на уроке.

На 2 уроке  дети и учитель рассказывают о  бабочках своего края, рассматривают  их изображение на экране, самостоятельно раскрашивают бабочку и ромашки, украшают бабочку блёстками. После  уроков учитель покрывает детские  работы лаком и вставляет в рамку. 
 

Тема: Симметричное вырезание. 3класс

Цели:

-формирование представлений о симметрии;

-учить вырезать симметричные фигуры из бумаги.

Оборудование: учебник Т. Н. Просняковой «Уроки мастерства» для 3 класса, цветная бумага, ножницы, клей, зеркало, иллюстрации насекомых.

   Ход урока.

   I. Орг. момент.

   II. Введение в тему урока. 

-Сегодня мы отправимся в мир насекомых. Представьте, что вы превратились в крошечных человечков и оказались на полянке. Вокруг вас много разных жуков, муравьев, мошек, а над головой летают бабочки.

- Что вы узнали о насекомых на уроке окружающего мира?

(это самая многочисленная группа животных).

Они покрыты, как панцирем, очень прочным веществом  — хитином. Лучше всего это  видно на жуках. Ни один жук не может  вертеть головой или делать наклоны вперед — назад.

Зато  они — настоящие силачи. Например, муравей может тащить груз в 20 раз  больше собственного веса. А паутина  у пауков в 1000 раз тоньше человеческого  волоса, но зато очень прочая. Если сплести  канат из паутины, то разорвать его в несколько раз труднее, чем стальной трос.

- Рассмотрите всех насекомых повнимательней. Что можно заметить в изображении каждого насекомого? (левая и правая половины одинаковые);

если  мысленно согнуть пополам, то эти  части совпадут;

есть  посередине ось симметрии, поэтому одна половинка — зеркальное отражение другой.

- Можно ли это проверить с помощью зеркала? (проверяют) да, это так.

- А как на бумаге получить симметричное изображение? (Сложить бумагу пополам, вырезать фигуру, потом развернуть).

   III. Работа по учебнику.

- Рассмотрите изображения насекомых на стр. 22 в учебнике.

- У какого из них одна ось симметрии? (таких нет).

- Сколько осей симметрии у жука — солдатика? (2)

- У паука? (2)

- У бабочки? (5)

- У майского жука? (3)

- Почему именно так сгибается бумага? (сколько осей симметрии, столько и линий сгиба). 

- Определим  этапы работы (рассмотреть насекомое, определить оси симметрии, сложить бумагу, нанести рисунок, вырезать).

- Придумайте окружающую обстановку для ваших насекомых.

Дети  выполняют работу в группах, распределив между собой обязанности.

В результате получилась полянка, на которой все  сделано приемом симметричного  вырезания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

    Как показывает практика, межпредметные  связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

    С помощью многосторонних межпредметных  связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Информация о работе Межпредметные связи на уроках технологии