Мои образовательные среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:56, реферат

Описание

Понятие образовательной среды тесно связано с проблемами социальной экологии. В последние десятилетия по аналогии с естественнонаучной дисциплиной экологией (технологическая экология) сложилась гуманитарная дисциплина – социальная экология, предметом которой являются связи между человеком и его средой. Социальная экология является составной частью «экологии человека», изучающей влияние среды на человека и человека на среду. Гуманитарное направление предполагает изменение мировоззрения в понимании экологической культуры человека.

Содержание

Введение………………………………………………………….3
1. Понятие образовательной среды и ее характеристики……..3
2. Анализ образовательных сред………………………………..5
2.1. Основные принципы методической системы………….5
2.2. Анализ собственной образовательной среды «Семья»..7
2.3. Анализ собственной образовательной среды «Школа»..11
2.3. Анализ собственной образовательной среды «ВУЗ»…..13
2.4. Взаимодействие образовательных сред…………………16
Заключение…………………………………………………….…..17
Список использованной литературы………………………18

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 292.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Пермский  Государственный  Технический Университет

   Кафедра ПЛиИТО 
 
 
 
 
 
 

   Реферат

     «Мои образовательные среды» 
 
 
 
 
 
 

   Выполнила:

   Студентка группы ХТБ-05

   Зернина Ирина Александровна 
 

   Преподаватель:

   зав. кафедрой ПЛиИТО

   Гейхман Любовь Кимовна 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Пермь, 2009

    Оглавление

    Введение………………………………………………………….3

    1. Понятие образовательной среды  и ее характеристики……..3

    2. Анализ образовательных сред………………………………..5

       2.1. Основные принципы методической  системы………….5

       2.2. Анализ собственной образовательной  среды «Семья»..7

       2.3. Анализ собственной образовательной  среды «Школа»..11

       2.3. Анализ собственной образовательной  среды «ВУЗ»…..13

       2.4. Взаимодействие образовательных сред…………………16

    Заключение…………………………………………………….…..17

    Список  использованной литературы………………………18 

    Введение

    Понятие образовательной среды тесно  связано с проблемами социальной экологии. В последние десятилетия  по аналогии с естественнонаучной дисциплиной экологией (технологическая экология) сложилась гуманитарная дисциплина – социальная экология, предметом которой являются связи между человеком и его средой. Социальная экология является составной частью «экологии человека», изучающей влияние среды на человека и человека на среду. Гуманитарное направление предполагает изменение мировоззрения в понимании экологической культуры человека.

      С экологической точки зрения невозможно понять развитие и функционирование организма, если одновременно не принять во внимание его окружение. Экологическая психология ставит своей целью изучение закономерностей взаимодействия человека, общества и окружающей среды. Одними из важнейших в формировании личности сред являются образовательные среды человека. Развитие психики человека нельзя рассматривать вне связи с образовательной средой. Анализ образовательной среды позволяет понять проблемы развития психики, связанные с приобретением нового опыта.

    Поэтому целью данной работы является анализ некоторых собственных образовательных сред, выявление и анализ их основных характеристик. 

    1. Понятие образовательной среды и ее характеристики

    Термин  «образование» имеет несколько  общеупотребительных значений: образование  как достояние личности, образование  как процесс формирования культурного облика человека, образование как специальный институт (система образования).  Под сущностью образования по Ясвину В. А. понимается «особым образом организованный процесс формирования духовного облика человека, развития у него способности самостоятельного решения личностно и социально значимых проблем в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества» [1]. В Законе Российской Федерации «Об образовании» термин определяется следующим образом: под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [2].

    Под социокультурной средой понимают конкретное социальное пространство, посредством которого человек включается в культурные связи общества. Социокультурная среда может быть оптимально благоприятной, нейтральной, враждебной. [3]

    Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Образовательная среда (по Ясвину В.А.) – процесс специального организованного целенаправленного формирования личности по социально обусловленному образцу [2,4]. Любая образовательная среда может быть оценена по различным условиям: комфортность, эмоциональная насыщенность, темп жизнедеятельности, расширяющие познавательные способности, виды активности, здоровьесбережение и другие [5].

    Основываясь на различных подходах, в образовательных  средах выделяют компоненты [6,7].

    По  Ясвину В. А. с позиций эколого-психологического подхода выделяется четыре компонента образовательной среды:

    • субъекты образовательного процесса
    • социальный компонент образовательной среды
    • пространственно-предметный компонент образовательной среды
    • технологический компонент образовательной среды
 

    Образовательная среда включает в себя множество  факторов и на сегодняшний момент связывается не только с деятельностью специальных социальных институтов (детских садов, школ, университетов). В современном обществе оказывается «множественность воздействий на личность», образовательная среда «объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности»[7]. В частности обучение и воспитание зависят не только от воздействия педагога и индивидуально-психологических особенностей ребенка, но во многом определены социокультурными условиями, предметно-пространственным окружением, межличностным взаимодействием и другими факторами. Поэтому все более востребована становится «разработка гибкого средового подхода, ориентированного не столько на объектный, предметный мир, сколько на развитие мира коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах» [3].

    Развитие  и функционирование образовательной  среды закономерно зависит от особенностей культурно-исторического  контекста. Образовательная среда  — неотъемлемая часть культуры. Кроме того, существующая связь образовательной  среды с культурой является двухсторонней: «любые изменения в культуре автоматически приводят к изменениям образовательной среды, а изменения в образовании нередко весьма существенно влияют на течение общекультурных процессов» [7]. 

    2. Анализ образовательных  сред

    2.1. Основные принципы методической системы

    Для анализа образовательных сред была выбрана методическая система психодиагностических параметров, разработанная В. Н. Мясишевым, Б. Ф. Ломовым, С. А. Аерябо, В. А. Ясвиным [2]. Согласно данной методике в среде выделяют пять «базовых» параметров: широта, интенсивность, модальность, степень осознаваемости и устойчивость; а также шесть параметров «второго» порядка: эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, активность. Из всех параметров модальность является качественно-содержательной характеристикой. Остальные являются количественными и показывают высокую или низкую степень выраженности показателя.

    Модальность образовательной среды может  быть представлена с помощью векторного анализа образовательной среды [6,8]. Данная методика предполагает построение системы координат, состоящей из двух осей: ось «свобода — зависимость» и ось «активность — пассивность». Для построения вектора в этой системе координат, соответствующего тому или иному типу образовательной среды, необходимо на основе психолого-педагогического анализа данной среды ответить на шесть диагностических вопросов. Согласно такой методике может быть получен один из двенадцати теоретически возможных векторов, моделирующих определенный тип образовательной среды.

    Рис. 1. Полный спектр возможных векторных  моделей образовательной среды

    В результате построенный вектор соответствует  одному из четырех основных типов, выделенных Я. Корчаком:

  • догматическая образовательная среда, способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка;
  • карьерная образовательная среда, способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка;
  • безмятежная образовательная среда, способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка;
  • творческая образовательная среда, способствующая свободному развитию активного ребенка.

    «Догматическая» образовательная среда характеризуется такими ценностями как традиционность, авторитет, дисциплина, серьезность, твердость намерений, устойчивость, благоразумие. К существующим «догматическим» средам можно отнести армию, монастырь. Даже сегодня в большинстве школ господствует такой тип среды; основой такого управления является жестокий административный контроль.

    Вторым  типом сред является «творческая» среда. Такой тип среды формируется в творческих группах. Важнейшим условием формирования такой идейной среды – это отсутствие в творческой группе авторитарного лидера, берущего на себя главенствующую роль. Такая среда, как правило, очень хрупкая, неустойчивая. И в отличие от «догматической» в «идейной» среде личность характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.

    Еще одним типом образовательных  сред является «безмятежная» среда, для которой характерен покой и беззаботность, чувствительность и приветливость, но отсутствие упорства,  желания, стремления достичь большего. Работа в такой среде не подчинена идее, она бесцельна. Человек, живущий в подобной атмосфере ленив, консервативен, снисходителен к современным течениям. Формирующаяся личность всегда довольна тем, что есть, пассивна и не способна к борьбе, «встречаясь с трудностями и препятствиями, такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения» [8].

    Последней средой, является «карьерная» среда. Для этой среды характерно тщеславие, хищность, высокомерие и раболепие, зависть. Чаще всего в такой среде оказываются дети, где с раннего детства воспитателем для ребенка является не родитель, а наемные няни, гувернеры. В карьерной образовательной среде формируется хотя и активная, но зависимая личность.

    Количественные параметры отражают уровень организации различных условий личностного развития всех субъектов образовательного процесса, дают представление о степени организации образовательных возможностей учебного заведения [2,6,8].

    2.2. Анализ собственной  образовательной  среды «Семья»

    В первую очередь с помощью векторной модели следует определить тип образовательной среды, то есть рассмотреть семью с точки зрения качественного показателя модальности. После ответов на диагностические вопросы получились следующие результаты:

    3 балла по шкале свободы

    1 балл по шкале активности

    Построенная модель соответствует творческому  типу среды, а точнее творческой среде  активной свободы.

    

    Рис.2. Векторная модель для образовательной  среды «Семья»

    Действительно, построенная модель соответствует  моему личному мнению, связанному с определением типа среды. В моей семье взаимоотношения являются свободными, каждый открыт и свободен в своих суждениях. Почти вся деятельность в семье осуществляется по желанию, порыву. Каждый член семьи совершенно свободен в выборе своей деятельности, профессии, хобби. Будучи ребенком,  я сама решала, какие кружки и секции мне посещать. Даже когда родители высказывали свои желания, последнее слово всегда оставалось за мной. Выбор ВУЗа после школы и общей профессиональной направленности был также лично моим, родители высказывали свое мнение и поддержали меня в выборе. Поэтому по шкале свободы наблюдается максимум. Показатель активности в семье находится на уровне +1. Действительно, серьезного стимулирования активности у меня в семье нет, требования достигать максимума в разных областях деятельности  также отсутствуют. Но в том, случае, если у меня оказываются какие-либо заслуги, яркие проявления, инициатива, которая привела к хорошим результатам, то эти проявления одобряются и поощряются. Хотя их отсутствие совершенно не сказывается на отношениях.

Информация о работе Мои образовательные среды