Рассмотрим
основные количественные характеристики
образовательной среды семья. Поскольку
разработанная В. А. Ясвиным и коллегами
методическая система предназначена для
оценивания школы/ВУЗа, то достаточно
сложно проводить количественные расчеты
для оценивания семьи. Поэтому при рассмотрении
семьи будем опираться на общие, качественные
оценки.
Широта.
С точки зрения широты, как характеристики,
показывающей, какие субъекты, объекты,
процессы включены в среду, моя семья имеет
уровень, несколько ниже среднего. Если
говорить о возможностях широты среды,
то возможности в моей семье ограничены
(например, получить зарубежное образование,
путешествовать, получать редкие экземпляры
книг и других материалов, моя семья не
связана и не имеет контактов с деятелями
науки, культуры, искусства). Но с другой
стороны, в моей семье всегда существует
свобода в выборе образования и занятий
(выбор школы, ВУЗа, кружков, образовательных
курсов). Поэтому у меня не бывает ограничений
в тематике, области образования.
Интенсивность
образовательной среды является ее структурно-динамической
характеристикой, показывающей степень
насыщенности образовательной среды.
Семья по показателю интенсивности находится
на достаточно низком уровне. В основном
образовательный процесс строился «по
мере необходимости», и большую часть
времени я была представлена себе. Некоторые
интенсивные занятия все же осуществлялись,
однако, только если это сильно требовалось.
Степень
осознаваемости образовательной среды
является показателем сознательной включенности
в нее всех субъектов образовательного
процесса. По степени осознанности моя
семья находится на достаточно высоком
уровне. Каждый человек старается заботиться
о семье, о ее благополучии. О высокой степени
осознанности также говорят и ряд традиций
(обязательное празднование дней рождений,
юбилеев, крупных праздников, формирование
семейных фотоальбомов, сохранение связи
с близкими и дальними родственниками,
находящимися в других городах)
Обобщенность
образовательной среды характеризует
степень координации деятельности всех
субъектов данной образовательной среды.
Степень обобщенности моей семьи находится
на уровне выше среднего. С одной стороны
родители всегда совместно строят путь
воспитания и придерживаются этого пути,
но четкой и полностью согласованной концепции
или идеи не существует.
Эмоциональность
образовательной среды характеризует
соотношение в ней эмоционального и рационального
компонентов. По показателю эмоциональности
семья находится на высоком уровне. Любые
решения всегда рассматриваются с эмоциональных
позиций. И большую роль играет эмоциональная
оценка поступков и решений.
Доминантность
образовательной среды характеризует
значимость данной локальной среды в системе
ценностей субъектов образовательного
процесса. Безусловно, семья обладает
высокой степенью доминантности, поскольку
очень значима в моей жизни, ее ценности
первостепенны.
Когерентность
(согласованность) образовательной среды
показывает степень согласованности влияния
на личность данной локальной среды с влияниями
других факторов среды обитания этой личности.
Семья обладает довольно низким уровнем
когерентности, поскольку в большей степени
является обособленной от других образовательных
сред, а взаимодействие происходит только
по мере необходимости.
Социальная
активность образовательной среды является
показателем ее социально ориентированного
созидательного потенциала. В моей семье
наблюдается низкий уровень социальной
активности, и семья в незначительном
количестве способствует развитию социальной
активности, способности транслировать
и воплощать ценностей и цели развития
общества.
Мобильность
образовательной среды является показателем
ее способности к органичным эволюционным
изменениям в контексте взаимоотношений
со средой обитания. Мобильность моей
семьи как образовательной среды сложно
оценить. С одной стороны в семье родители
всегда стремятся соответствовать современным
требованиям по средствам образования
(компьютер, новые книги). Но методически
процесс образования не меняется, родители
не всегда следят за новыми социальными
запросами и не пытаются изменить образовательный
процесс.
Устойчивость
образовательной среды характеризует
ее стабильность во времени. Несмотря
на то, что семья принадлежит к творческому
типу, она является устойчивой. Это связано
с тем, что семейные, родственные отношения
значительно отличаются от отношений
в других образовательных средах, и они
способствуют сохранению семьи. Семья
обладает высокой устойчивостью во времени,
о чем свидетельствует ее длительное и
стабильное состояние. Среди родителей
и старших родственников нескольких поколений
не случалось разводов, мой личный образовательный
процесс благодаря этому не нарушался.
При этом существует тесная и постоянная
связь с близкими и дальними родственниками.
Итак,
в целом семья творческого типа обладает
высокой осозноваемостью, обобщенностью,
эмоциональностью, доминантностью и устойчивостью,
но низкими показателями когерентности,
социальной активности, мобильности.
2.3.
Анализ собственной
образовательной
среды «Школа»
Определим
тип образовательной среды исходя из векторной
модели. После ответов на диагностические
вопросы получились следующие результаты:
3
балла по шкале зависимости
1
балл по шкале пассивности
Построенная
модель соответствует догматической
среде, а точнее догматической среде
пассивной зависимости.
Рис.3.
Векторная модель для образовательной
среды «Школа»
Действительно,
в школе основными ценностями являлись
порядок и дисциплинированность. Всегда
благоразумным являлись труд, выполнение
своих основных обязательств. Неуспеваемость
и невыполнение обязательств в той или
иной мере наказывались (персональные
выговоры на советах, линейках, вызовы
родителей в школу). В школе достаточно
высоки были традиции, авторитет учителя,
образовательный процесс всегда строился
по желанию учителя, ученики не имели возможности
даже частично влиять на процесс. Однако
школа не была типичной догматической,
поскольку в ней была не столько сильна
степень пассивности. Инициативность
и активность всегда одобрялись и в ряде
случаев поощрялись, хотя стимулирования
и поддержки активности учащихся не существовало,
активность существовала исключительно
из-за желания учеников.
Далее
проведем анализ количественных параметров
школы по методической системе, разработанной
В. А. Ясвиным и коллегами. Для этого проведем
расчет основных параметров образовательной
среды. При этом по методической системе
важно учитывать коэффициент модальности.
Модальность показывает коэффициент полезного
действия образовательного процесса:
какой процент предоставляемых возможностей
для своего собственного развития используется
учащимися. Для догматической среды пассивной
зависимости коэффициент модальности
составляет 0,9. Результаты анализа представлены
в таблице 1.
Таблица
1
Анализ
параметров образовательной среды
«Школа»
Параметр |
Суммарный
балл параметра |
Итоговый
балл с учетом коэффициента
модальности |
Широта |
2,7 |
2,43 |
Интенсивность |
4 |
3,6 |
Осознаваемость |
4,25 |
3,85 |
Обобщенность |
1,9 |
1,71 |
Эмоциональность |
1,2 |
1,08 |
Доминантность |
6,8 |
6,12 |
Когерентность |
3,1 |
2,79 |
Активность |
1,1 |
0,99 |
Мобильность |
1,5 |
1,35 |
Устойчивость
|
|
12 |
Как
видно из полученных данных школа обладает
высокой устойчивостью, доминантностью,
что вполне соответствует догматическому
типу среды. Действительно школа имеет
большую историю (более 50 лет), в школе
сохраняется основной костяк учителей,
многие бывшие ученики отдают в школу
своих детей, также школа успешно преодолела
ряд трудностей (период сильного сокращения
финансирования). В тоже время в моей жизни
школа имела большое значение, о чем свидетельствует
повышенное значение доминанности. Показатели
широты, интенсивности и когерентности
находятся на уровне ниже среднего. А показатели
обобщенности, эмоциональности, социальной
активности и мобильности сильно низки.
Действительно, определенной общей образовательной
концепции в школе не существовало, каждый
учитель организовывал образовательный
процесс по самостоятельно выбранному
методу, поэтому обобщенность школы была
на низком уровне.
Осознаваемость
среды также низка, но имеет место.
В школе всегда присутствовал некоторый
уровень осознанности учениками самого
образования. Школа, в которой я обучалась,
является гимназией, в которую многие
родители специально стремились отдать
своих детей. Это сказалось частично и
на некоторых учениках, которые считали
ценным учиться в гимназии. Об уровне осознаваемости
также свидетельствуют некоторые атрибуты
и школьная символика (музей школы, тематические
выставки старых школьных фотографий,
школьные значки). Эмоциональность образования
была низка, занятия строились по традиционному
«беспристрастному» принципу и лишь небольшая
часть учителей создавала на своих уроках
некоторый уровень эмоциональности.
По
социальной активности также уровень
низок. С одной стороны в школе
постоянно утверждалось приоритетное
направление образования: целеустремленной,
социально активной личности, личности,
способной успешно адаптироваться в современном
мире. Но большинство из этих утверждений
оставались на словах и в проектах. Реальных
действий по изменению и перестройки методических
программ не производилось, поэтому уровень
социальной активности низок. Во многом
такая ситуация сложилась из-за низкого
уровня мобильности. Школа незначительно
откликалась на современные тенденции.
И если в обеспечении средств образования
школа имела хорошие показатели, то мобильность
процесса образования, кадрового обеспечения
была очень низка.
Однако ситуация все же изменилась
и уже в последние 1-1,5 года
моего обучения начались серьезные
изменения в школе в целом
и в образовательном процессе.
Сильно увеличилась мобильность средств
обучения, появились необязательные профильные
предметы и даже профильные классы, стали
появляться новые предметы, связанные
с развитием личности учащегося и его
социальной активностью (основы профессиональной
подготовки, межличностное и деловое общение),
а традиционные предметы стали дополняться
новыми разделами. В последние годы моего
обучения сильно возросла интенсивность
образования, вызванная в основном высокими
требованиями выпускных экзаменов.
2.3.
Анализ собственной
образовательной
среды «ВУЗ»
Определим
тип образовательной среды исходя
из векторной модели. После ответов на
диагностические вопросы получились следующие
результаты:
3
балла по шкале зависимости
1
балл по шкале активности
Построенная
модель соответствует типичной карьерной
среде.
Рис.4.
Векторная диаграмма для среды
«ВУЗ»
Высокая
степень зависимости обусловлена тем,
что одними из основных требований в ВУЗе
являются выполнение своих обязательств,
дисциплинированность, серьезность отношения
к учебе, порядок. Однако контроль над
соблюдениями этих требований в ВУЗе намного
меньше, чем в школе. Достаточно большая
часть преподавателей сохранили свои
традиции в преподавании и придерживаются
их на протяжении многих лет. В некоторых
случаях единственным вариантом существования
является приспособленческая позиция
студентов, когда учащиеся не в силах что-либо
изменить. Все это говорит о достаточно
высокой зависимости в среде ВУЗ. И лишь
часть преподавателей имеют свой стиль
и метод образования, часто не соответствующий
догматическому типу среды, с большей
степенью свободы и больше соответствующий
современным тенденциям.
Для
моего ВУЗа также характерен высокий
показатель активности. Достаточно сильно
поддерживается развитие и проявление
инициативности, упорство в достижении
учебных, творческих или социально-значимых
успехах. При этом существует система
поощрений для отличившихся в той или
иной деятельности студентов (благодарственные
послания, денежные выплаты, официальное
поздравление на научных советах в присутствии
ректората, оплачиваемые экскурсии в другие
города, отдых).
Аналогично
предыдущей образовательной среде определим
показатели количественных параметров,
описывающих среду ВУЗ. Коэффициент модальности
в этом случае составил 1,1.
Таблица
2
Анализ
параметров образовательной среды
«ВУЗ»
Параметр |
Суммарный
балл параметра |
Итоговый
балл с учетом коэффициента
модальности |
Широта |
2 |
2,2 |
Интенсивность |
4,5 |
4,95 |
Осознаваемость |
2,5 |
2,75 |
Обобщенность |
1,9 |
2,09 |
Эмоциональность |
1,1 |
1,21 |
Доминантность |
5 |
5,5 |
Когерентность |
4,6 |
5,06 |
Активность |
5,8 |
6,38 |
Мобильность |
3 |
3,3 |
Устойчивость
|
|
11,8 |