Мои образовательные среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:56, реферат

Описание

Понятие образовательной среды тесно связано с проблемами социальной экологии. В последние десятилетия по аналогии с естественнонаучной дисциплиной экологией (технологическая экология) сложилась гуманитарная дисциплина – социальная экология, предметом которой являются связи между человеком и его средой. Социальная экология является составной частью «экологии человека», изучающей влияние среды на человека и человека на среду. Гуманитарное направление предполагает изменение мировоззрения в понимании экологической культуры человека.

Содержание

Введение………………………………………………………….3
1. Понятие образовательной среды и ее характеристики……..3
2. Анализ образовательных сред………………………………..5
2.1. Основные принципы методической системы………….5
2.2. Анализ собственной образовательной среды «Семья»..7
2.3. Анализ собственной образовательной среды «Школа»..11
2.3. Анализ собственной образовательной среды «ВУЗ»…..13
2.4. Взаимодействие образовательных сред…………………16
Заключение…………………………………………………….…..17
Список использованной литературы………………………18

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 292.50 Кб (Скачать документ)

    Рассмотрим  основные количественные характеристики образовательной среды семья. Поскольку разработанная В. А. Ясвиным и коллегами методическая система предназначена для оценивания школы/ВУЗа, то достаточно сложно проводить количественные расчеты для оценивания семьи. Поэтому при рассмотрении семьи будем опираться на общие, качественные оценки.

    Широта. С точки зрения широты, как характеристики, показывающей, какие субъекты, объекты, процессы включены в среду, моя семья имеет уровень, несколько ниже среднего. Если говорить о возможностях широты среды, то возможности в моей семье ограничены (например, получить зарубежное образование, путешествовать, получать редкие экземпляры книг и других материалов, моя семья не связана и не имеет контактов с деятелями науки, культуры, искусства). Но с другой стороны, в моей семье всегда существует свобода в выборе образования и занятий (выбор школы, ВУЗа, кружков, образовательных курсов). Поэтому у меня не бывает ограничений в тематике, области образования.

    Интенсивность образовательной среды является ее структурно-динамической характеристикой, показывающей степень насыщенности образовательной среды. Семья по показателю интенсивности находится на достаточно низком уровне. В основном образовательный процесс строился «по мере необходимости», и большую часть времени я была представлена себе. Некоторые интенсивные занятия все же осуществлялись, однако, только если это сильно требовалось.

    Степень осознаваемости образовательной среды является показателем сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. По степени осознанности моя семья находится на достаточно высоком уровне. Каждый человек старается заботиться о семье, о ее благополучии. О высокой степени осознанности также говорят и ряд традиций (обязательное празднование дней рождений, юбилеев, крупных праздников, формирование семейных фотоальбомов, сохранение связи с близкими и дальними родственниками, находящимися в других городах)

    Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды. Степень обобщенности моей семьи находится на уровне выше среднего. С одной стороны родители всегда совместно строят путь воспитания и придерживаются этого пути, но четкой и полностью согласованной концепции или идеи не существует.

    Эмоциональность образовательной среды характеризует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов. По показателю эмоциональности семья находится на высоком уровне. Любые решения всегда рассматриваются с эмоциональных позиций. И большую роль играет эмоциональная оценка поступков и решений.

    Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Безусловно, семья обладает высокой степенью доминантности, поскольку очень значима в моей жизни, ее ценности первостепенны.

    Когерентность (согласованность) образовательной среды показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания этой личности. Семья обладает довольно низким уровнем когерентности, поскольку в большей степени является обособленной от других образовательных сред, а взаимодействие происходит только по мере необходимости.

    Социальная  активность образовательной среды является показателем ее социально ориентированного созидательного потенциала. В моей семье наблюдается низкий уровень социальной активности, и семья в незначительном количестве способствует развитию социальной активности, способности транслировать и воплощать ценностей и цели развития общества.

    Мобильность образовательной среды является показателем ее способности к органичным эволюционным изменениям в контексте взаимоотношений со средой обитания. Мобильность моей семьи как образовательной среды сложно оценить. С одной стороны в семье родители всегда стремятся соответствовать современным требованиям по средствам образования (компьютер, новые книги). Но методически процесс образования не меняется, родители не всегда следят за новыми социальными запросами и не пытаются изменить образовательный процесс.

    Устойчивость образовательной среды характеризует ее стабильность во времени. Несмотря на то, что семья принадлежит к творческому типу, она является устойчивой. Это связано с тем, что семейные, родственные отношения значительно отличаются от отношений в других образовательных средах, и они способствуют сохранению семьи. Семья обладает высокой устойчивостью во времени, о чем свидетельствует ее длительное и стабильное состояние. Среди родителей и старших родственников нескольких поколений не случалось разводов, мой личный образовательный процесс благодаря этому не нарушался. При этом существует тесная и постоянная связь с близкими и дальними родственниками.

    Итак, в целом семья творческого типа обладает высокой осозноваемостью, обобщенностью, эмоциональностью, доминантностью и устойчивостью, но низкими показателями когерентности, социальной активности, мобильности.

    2.3. Анализ собственной  образовательной  среды «Школа»

    Определим тип образовательной среды исходя из векторной модели. После ответов на диагностические вопросы получились следующие результаты:

    3 балла по шкале зависимости

    1 балл по шкале пассивности

    Построенная модель соответствует догматической  среде, а точнее догматической среде  пассивной зависимости.

    

    Рис.3. Векторная модель для образовательной среды «Школа»

    Действительно, в школе основными ценностями являлись порядок и дисциплинированность. Всегда благоразумным являлись труд, выполнение своих основных обязательств. Неуспеваемость и невыполнение обязательств в той или иной мере наказывались (персональные выговоры на советах, линейках, вызовы родителей в школу). В школе достаточно высоки были традиции, авторитет учителя, образовательный процесс всегда строился по желанию учителя, ученики не имели возможности даже частично влиять на процесс. Однако школа не была типичной догматической, поскольку в ней была не столько сильна степень пассивности. Инициативность и активность всегда одобрялись и в ряде случаев поощрялись, хотя стимулирования и поддержки активности учащихся не существовало, активность существовала исключительно из-за желания учеников.

    Далее проведем анализ количественных параметров школы по методической системе, разработанной В. А. Ясвиным и коллегами. Для этого проведем расчет основных параметров образовательной среды. При этом по методической системе важно учитывать коэффициент модальности. Модальность показывает коэффициент полезного действия образовательного процесса: какой процент предоставляемых возможностей для своего собственного развития используется учащимися. Для догматической среды пассивной зависимости коэффициент модальности составляет 0,9. Результаты анализа представлены в таблице 1.

    Таблица 1

    Анализ  параметров образовательной среды  «Школа»

Параметр Суммарный балл параметра Итоговый  балл с учетом коэффициента модальности
Широта 2,7 2,43
Интенсивность 4 3,6
Осознаваемость 4,25 3,85
Обобщенность 1,9 1,71
Эмоциональность 1,2 1,08
Доминантность 6,8 6,12
Когерентность 3,1 2,79
Активность 1,1 0,99
Мобильность 1,5 1,35
Устойчивость    12

     

    Как видно из полученных данных школа обладает высокой устойчивостью, доминантностью, что вполне соответствует догматическому типу среды. Действительно школа имеет большую историю (более 50 лет), в школе сохраняется основной костяк учителей, многие бывшие ученики отдают в школу своих детей, также школа успешно преодолела ряд трудностей (период сильного сокращения финансирования). В тоже время в моей жизни школа имела большое значение, о чем свидетельствует повышенное значение доминанности. Показатели широты, интенсивности и когерентности находятся на уровне ниже среднего. А показатели обобщенности, эмоциональности, социальной активности и мобильности сильно низки. Действительно, определенной общей образовательной концепции в школе не существовало, каждый учитель организовывал образовательный процесс по самостоятельно выбранному методу, поэтому обобщенность школы была на низком уровне.

    Осознаваемость  среды также низка, но имеет место. В школе всегда присутствовал некоторый уровень осознанности учениками самого образования. Школа, в которой я обучалась, является гимназией, в которую многие родители специально стремились отдать своих детей. Это сказалось частично и на некоторых учениках, которые считали ценным учиться в гимназии. Об уровне осознаваемости также свидетельствуют некоторые атрибуты и школьная символика (музей школы, тематические выставки старых школьных фотографий, школьные значки). Эмоциональность образования была низка, занятия строились по традиционному «беспристрастному» принципу и лишь небольшая часть учителей создавала на своих уроках некоторый уровень эмоциональности.

    По  социальной активности также уровень  низок. С одной стороны в школе  постоянно утверждалось приоритетное направление образования: целеустремленной, социально активной личности, личности, способной успешно адаптироваться в современном мире. Но большинство из этих утверждений оставались на словах и в проектах. Реальных действий по изменению и перестройки методических программ не производилось, поэтому уровень социальной активности низок. Во многом такая ситуация сложилась из-за низкого уровня мобильности. Школа незначительно откликалась на современные тенденции. И если в обеспечении средств образования школа имела хорошие показатели, то мобильность процесса образования, кадрового обеспечения была очень низка.

      Однако ситуация все же изменилась  и уже в последние 1-1,5 года  моего обучения начались серьезные  изменения в школе в целом  и в образовательном процессе. Сильно увеличилась мобильность средств обучения, появились необязательные профильные предметы и даже профильные классы, стали появляться новые предметы, связанные с развитием личности учащегося и его социальной активностью (основы профессиональной подготовки, межличностное и деловое общение), а традиционные предметы стали дополняться новыми разделами. В последние годы моего обучения сильно возросла интенсивность образования, вызванная в основном высокими требованиями выпускных экзаменов.

    2.3. Анализ собственной  образовательной  среды «ВУЗ»

    Определим тип образовательной среды исходя из векторной модели. После ответов на диагностические вопросы получились следующие результаты:

    3 балла по шкале зависимости

    1 балл по шкале активности

    Построенная модель соответствует типичной карьерной среде.

    

    Рис.4. Векторная диаграмма для среды  «ВУЗ»

    Высокая степень зависимости обусловлена тем, что одними из основных требований в ВУЗе являются выполнение своих обязательств, дисциплинированность, серьезность отношения к учебе, порядок. Однако контроль над соблюдениями этих требований в ВУЗе намного меньше, чем в школе.  Достаточно большая часть преподавателей сохранили свои традиции в преподавании и придерживаются их на протяжении многих лет. В некоторых случаях единственным вариантом существования является приспособленческая позиция студентов, когда учащиеся не в силах что-либо изменить. Все это говорит о достаточно высокой зависимости в среде ВУЗ. И лишь часть преподавателей имеют свой стиль и метод образования, часто не соответствующий догматическому типу среды, с большей степенью свободы и больше соответствующий современным тенденциям.

    Для моего ВУЗа также характерен высокий  показатель активности. Достаточно сильно поддерживается развитие и проявление инициативности, упорство в достижении учебных, творческих или социально-значимых успехах. При этом существует система поощрений для отличившихся в той или иной деятельности студентов (благодарственные послания, денежные выплаты, официальное поздравление на научных советах в присутствии ректората, оплачиваемые экскурсии в другие города, отдых).

    Аналогично  предыдущей образовательной среде определим показатели количественных параметров, описывающих среду ВУЗ. Коэффициент модальности в этом случае составил 1,1.

    Таблица 2

    Анализ  параметров образовательной среды  «ВУЗ»

Параметр Суммарный балл параметра Итоговый  балл с учетом коэффициента модальности
Широта 2 2,2
Интенсивность 4,5 4,95
Осознаваемость 2,5 2,75
Обобщенность 1,9 2,09
Эмоциональность 1,1 1,21
Доминантность 5 5,5
Когерентность 4,6 5,06
Активность 5,8 6,38
Мобильность 3 3,3
Устойчивость    11,8

Информация о работе Мои образовательные среды