Мои образовательные среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:56, реферат

Описание

Понятие образовательной среды тесно связано с проблемами социальной экологии. В последние десятилетия по аналогии с естественнонаучной дисциплиной экологией (технологическая экология) сложилась гуманитарная дисциплина – социальная экология, предметом которой являются связи между человеком и его средой. Социальная экология является составной частью «экологии человека», изучающей влияние среды на человека и человека на среду. Гуманитарное направление предполагает изменение мировоззрения в понимании экологической культуры человека.

Содержание

Введение………………………………………………………….3
1. Понятие образовательной среды и ее характеристики……..3
2. Анализ образовательных сред………………………………..5
2.1. Основные принципы методической системы………….5
2.2. Анализ собственной образовательной среды «Семья»..7
2.3. Анализ собственной образовательной среды «Школа»..11
2.3. Анализ собственной образовательной среды «ВУЗ»…..13
2.4. Взаимодействие образовательных сред…………………16
Заключение…………………………………………………….…..17
Список использованной литературы………………………18

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 292.50 Кб (Скачать документ)

     

    Как видно из полученных данных ВУЗ обладает очень высоким показателем устойчивости, что можно объяснить его продолжительным существованием, историей, устойчивостью к социально-экономическим перепадам, которые пришлось пережить нашей стране. Также среда в ВУЗе имеет высокие показатели интенсивности, когерентности и социальной активности. Действительно, образовательный процесс строится так, что интенсивность оказывается достаточно большой. Помимо основной учебной нагрузки студенты некоторых специальностей (в частности моей) имеют индивидуальную научно-исследовательскую работу, которая требует от студентов интенсивной работы. В то же время ВУЗ в определенной степени сотрудничает с другими научными, творческими, социальными, бизнес- и другими организациями, что говорит о развитой когерентности, значительно превышающие таковые в школе. Уровень мобильности находится ниже среднего, но в два раза превышает таковой в школьной среде. И, как в случае со школой, в основном низка мобильность целей и содержания образования, кадрового обеспечения образования, хотя частично перестройка содержания образования все же осуществляется. Остальные показатели низки и близки к показателям в школе. Небольшой уровень обобщенности может быть связан с тем, что ВУЗ является достаточно большим,  и создать единую концепцию образования иногда тяжело даже в пределах кафедры. Самым низким является эмоциональность образования, связанная скорее с традиционными принципами, стилем преподавания.  
 
 

    2.4. Взаимодействие образовательных сред

    Человек, не изолированный от общества, как правило, находится в нескольких образовательных средах одновременно. Эти среды должны определенным образом взаимодействовать друг с другом. Рассматривая мои основные образовательные среды, можно сказать, что семья как образовательная среда существует долгое время и  последовательно взаимодействовала сначала со школой, затем с ВУЗом.

    Взаимодействие  семья-школа. Особенностью этого взаимодействия является то, что эти среды находятся в разных областях векторной модели и различны  по показателям активности-пассивности и свободы-зависимости. В таких случаях обычно возникает конфликтная ситуация, что может сильно отразиться на психологическом состоянии ребенка. В этом случае возможно несколько вариантов исхода (компромисс, уход от конфликтной ситуации, выгодное решение и другие). Поскольку я поступала в гимназию, проучившись несколько лет в обычной школе, мои родители и я осознавали серьезную ответственность и необходимость получения хорошего образования. Поэтому единственным вариантом, оказавшимся приемлемым для меня, стал вариант, когда в новой школе я сохранила свое поведение и отношение в этих образовательных средах. В школе старалась максимально соответствовать требованиям, а в семье сохранила достаточно высокое состояние свободы. Однако такое сложное решение оставляло свой отпечаток. Чувствовалась сильная психологическая напряженность в школе, поскольку мне были непривычны и тягостны требования, принципы организации образования школы, но изменить я ничего не могла. Из-за такой ситуации школа воспринималась мной в большей степени как неприятная обязанность, которую все же необходимо соблюдать.

    Взаимодействие  семья-ВУЗ. В этом взаимоотношении нет серьезной конфликтной ситуации, по сравнению с предыдущим взаимовлиянием, поскольку вектора находятся в смежных областях. Семья и ВУЗ совпадают по наличию параметра активности, хотя в ВУЗе этот параметр выражен значительнее. Несмотря на то, что среда ВУЗа характеризуется высокой степенью зависимости, она несколько меньше, чем зависимость в школе, что смягчает взаимодействие рассматриваемых сред. Поскольку среда ВУЗ логически сменила среду школа, то частично отношение к школьной среде отразилось на среде ВУЗа, и постепенно модифицировалось. Так, например, образование в ВУЗе не является полностью неприятной обязанностью. Благодаря больше осознанности и заинтересованности в получении образования, благодаря тому, что я получаю образование в выбранной мной самостоятельно области, образование в ВУЗе стало необходимостью, в которой можно найти как неприятные моменты, так и очень интересные и доставляющие удовольствие. Взаимодействие с семьей осталось похожим на школьное, но более мягкое. То есть в ВУЗе я стараюсь выполнять, все что необходимо, а в семье сама выбираю направленность.  

    Заключение

    В результате проделанной работы были исследованы мои наиболее важные образовательные среды. Определены типы каждой из образовательных сред и раскрыты признаки реальной среды, которые соответствуют полученной модели. Также для каждой из сред были проанализированы параметры среды с учетом принадлежности к виду, определены параметры, находящиеся на высоком и низком уровне. Также проанализировано взаимодействии образовательных сред. Показано как они сочетаются друг с другом, какие существуют проблемные ситуации. Анализ образовательных сред позволил мне понять достоинства, недостатки образовательных сред и, что самое главное, потенциал для развития. В дальнейшем аналогичный анализ позволит заранее оценивать потенциальные образовательные среды (профессиональные среды, курсы повышения квалификации), и, в случае такой возможности, выбирать для себя подходящую и нужную среду в зависимости от моих целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы

  1. Образовательная система школы: проектирование, организация, развития / Под.ред. В. А. Ясвина и В. А. Карпова.– М., 2002.(Теория и практика элитного образования).
 
    
  1. Экспертиза  и проектирование образовательных  сред [Электронный ресурс].– URL: http://www.liceum1550.ru/expertiza (дата обращения 17.12,2009)
 
    
  1. Дрофа В. М. Образовательная среда как объект управления / Центр развития образования  им. С.О. Ветлугина
 
    
  1. Новые ценности образования: Тезаурус... Вып.1. - М., 1995.- С.91.
 
    
  1. Нефедова  М. С. Психологические условия школьной образовательной среды // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: рег.сб.науч.тр.– 2005.– №3
 
    
  1. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной  среды // Библиотека журнала ДШ.– 2000.– №2.– С. 10–123.
 
    
  1. Савенков  А. Образовательная среда // Газета Школьный психолог.– 2008.– №19.
 
    
  1. Ясвин В.А. Векторная модель школьной среды // Научно-методический журнал.– 1998.–  №6.– С.13–23.

Информация о работе Мои образовательные среды