Музыкальная культура ребенка как показатель его общего развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть теоретико-методологические основы развития музыкальной культуры ребенка как показателя его общего развития.
Объектом исследования является процесс развития музыкальной культуры ребенка.
Предмет исследования – показатель общего развития ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ЕГО ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ
1.1 Музыкальная культура: понятие, структура, содержание
1.2 Особенности развития музыкальной культуры дошкольника
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ЕГО ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ
2.1 Анализ программного содержания образовательной области «Творчество» и подобласти «Музыка»
2.2 Диагностика музыкальной культуры ребенка
2.3 Музыка как средство развития ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Музыкальная культура ребенка как показатель его общего развития.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

     В игре на инструментах продолжается совершенствование навыков и приемов исполнения. Расширяются знания и представления детей о различных группах инструментов оркестра. Расширяется исполнительский репертуар. Дети, объединяясь в небольшие ансамбли, с удовольствием исполняют его не только на занятиях, но и во время праздников, развлечений. В случае систематической и целенаправленной работы возможно создание детского оркестра, в котором активное участие могут принимать практически все дети данной возрастной группы [12, с.46].

     Активно развиваются музыкально-творческие способности детей, проявляющиеся  во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки благодаря более развитому воображению и накоплению музыкальных и жизненных впечатлений дети способны творчески воспринимать программную музыку, по-своему интерпретировать ее, выражая собственное отношение с помощью рисунков, выразительных жестов, мимики, движений.

     Творчество  проявляется и в игре на музыкальных  инструментах. Дети музицируют и самостоятельно, и в условиях специальных творческих заданий, сочиняя свой ритм, свою мелодическую интонацию, подбирая музыкальные инструменты  для оркестровки песни, музыкальной пьесы, драматизации сказки и т. д.

     Таким образом, музыкальная культура — это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества в области музыки в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу.

     Музыкальную культуру детей можно рассматривать  как специфическую субкультуру  определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней можно  выделить два компонента: 1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности; 2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания. 

     2   МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  МУЗЫКАЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ  ЕГО ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ 

     2.1  Анализ программного содержания  образовательной области «Творчество»  и подобласти «Музыка» 

     Коренное  обновление содержания воспитания и  обучения в дошкольных учреждениях  обусловлено новой образовательной  политикой суверенной республики Казахстан, направленный на возрождение духовной, культурной, созидающей роли системы образования в обществе. Новые социально-экономические отношения в стране вносят значительные изменения в формирование и развитие подрастающего поколения.

     В этой связи основной задачей общественности, семьи и детского сада является воспитание гармонически развитой личности с социальной психологией, воспитанной на лучших традициях народа. Вследствие чего дошкольные учреждения, как основное звено системы непрерывного образования, должны включаться в реализацию этой фундаментальной цели общества и разработать принципиально новые формы воспитания и обучения.

     В настоящее время дошкольным учреждениям  предоставлена возможность самостоятельно выбирать программы воспитания и  обучения детей. Каждый воспитатель обязан всесторонне и глубоко изучить содержание программ и подготовиться к работе по ним.

     Государственный общеобязательный стандарт дошкольного  воспитания и обучения Республики Казахстан  обеспечивается организацией надзора за дошкольным воспитанием и обучением, требованиями к педагогическим кадрам, повышением их квалификации и переподготовкой, систематической оценкой уровня развития ребенка. Педагогическую работу с детьми в организациях дошкольного воспитания и обучения и группах предшкольной подготовки осуществляют педагоги со специальным высшим, средним педагогическим образованием [13, с.4].

     Образовательная область «Творчество»

     Цель: формирование чувственно-эмоциональной  сферы и эстетического вкуса, развитие культуры творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста.

     Базовое содержание образовательной области  «Творчество» реализуется в организованной учебной деятельности: рисование; лепка; аппликация; музыка.

     Образовательная область «Творчество»: предоставлять ребенку возможность свободно выражать свои творческие замыслы; обеспечивать условия для продуктивной, изобразительной деятельности ребенка; изучать интересы, склонности своего ребенка и стимулировать их развитие; наблюдать природные явления, воспитывать эстетический вкус, интерес к произведениям искусства; слушать литературные, музыкальные, фольклорные произведения казахского народа и других народов; создавать ситуацию успеха; создавать возможности для творческого роста ребенка, изучая его способности и склонности [13, с.11].

     В программе Балбобек одно из главных мест в программе занимает музыка. Под влиянием музыки у детей дошкольного возраста формируются координированные музыкально-ритмические движения. Основная задача этого возраста заключается в воспитании у детей согласованности движений с музыкой. В течении года дети должны научиться заинтересованно слушать музыку, эмоционально на неё отзываться, ориентироваться в знакомых пьесах, узнавать их, коллективно петь несложные песни, согласованно выполнять несложные гимнастические, танцевальные, образные движения [14, с.15].

     Учить слушать песни и пьесы разного  характера. Побуждать слушать песни  в исполнении педагога. «Сегодня праздник » Ж. Тезекбаева, «Праздничная» Т. Попатенко, «Казан» («Октябрь») К. Шилдебаева. У детей старшего дошкольного возраста движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъемом, поэтому оно благотворно влияет на физическое развитие ребенка. Воспитывать устойчивый характер и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера, развивать звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Учить различать смену характерных музыкальных произведений - веселый, торжественный. «Колыбельная» Г. Свиридова, «Колыбельная» казахская народная мелодия Е. Брусиловского, «Ажемнiн алдиi» Е. Кусаинова. В подготовительной к школе группе нужно учить детей различать образы в программной музыке. «Ауылдагы той» Е. Брусиловского, «Марш» С. Прокофьева, «Вальс» Н.Леви. Учить исполнять песню нежно, ласково, легким подвижным звуком [14, с.32].

     Программа «Балбобек» является государственным  документом, определяющим направление  организации воспитательной работы в дошкольных учреждениях республики. Каждый воспитатель обязан всесторонне  и глубоко изучить содержание программы и подготовиться к работе с ней.

     Таким образом, анализируя програмный материал можно сделать вывод, что будущее  народа зависит от отношения к  детям - от их прав и обязанностей. Вследствие чего дошкольные учреждения, как основное звено системы непрерывного образования, должны включиться в реализацию этой фундаментальной цели общества и разработать принципиально новые формы воспитания и обучения. 

     2.2 Диагностика музыкальной культуры ребенка 

     Основным  признаком музыкальной культуры является ее духовная сфера, что позволяет рассматривать музыкальную культуру как самостоятельный пласт духовной культуры. Ее составляют различные виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, распространение), создаваемые и сохраняемые ценности, учреждения культуры, субъекты музыкальной деятельности. Различают объективную и субъективную стороны музыкальной культуры. К объективной стороне относятся потребности общества к музыке и способы их удовлетворения. Субъективную сторону образуют управляющие деятельностью музыкантов и слушателей вкусы, взгляды, интересы. Обе стороны тесно взаимосвязаны [15, с.64].

     Что касается музыкальной культуры детей  дошкольного возраста, наиболее близкой  для нашего исследования мы считаем  точку зрения О.П. Радыновой, которая  определяет музыкальную культуру дошкольника как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней она выделяет два компонента: 1) индивидуальную музыкальную культуру ребенка, включающую музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности; 2) музыкальную культуру дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания [16, с.95].

     Если  внимательно присмотреться к  тому, как входит музыка в жизнь ребенка, то можно заметить и многообразие путей, форм и в то же время нередкое отсутствие их взаимосвязи, последовательности, приводящее к серьезным проблемам в музыкальном развитии и воспитании подрастающего поколения. Казалось бы, что современная жизнь благодаря звуковому кино, радио- и телепередачам, широкому распространению проигрывателей, магнитофонов настолько насыщен музыкой, что беспокоиться о музыкальной культуре детей не приходится. И стихийно, путем «самодеятельного» удовлетворения личных вкусов и интересов и планомерно, поскольку музыкальной пропагандой ведают многие организации, музыка постоянно сопровождает современного человека. Но все же сказать, что в этой области духовной культуры ничто не вызывает тревоги, никак нельзя. Уровень музыкальной культуры личности младшего школьника характеризуется таким комплексом ее проявлений, как способности, установки, знания, умения, навыки, оценки. Все эти формы или слагаемые музыкально-эстетической культуры школьников возникают на основе его музыкальной деятельности и развитого музыкального сознания [17, с.102].

     Музыкальная культура ребенка формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Так, в пении, во время слушания музыки, на занятиях ритмикой, в игре на детских музыкальных инструментах учащиеся знакомятся с произведениями, учатся их понимать, усваивают знания, приобретают навыки и умения, необходимые для их эмоционально-осознанного восприятия и выразительного исполнения. Поэтому разнообразнее и активнее осуществляется развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов, потребностей.

     Музыкально-эстетическая культура дошкольника выступает как единство способностей, музыкально-эстетических знаний, навыков, поведения, чувств, оценок. Она выражается:    в наличии и развитости музыкальных задатков и способностей;    в содержании эстетических способностей ребенка, установок на музыкально-педагогическую деятельность;  в системности и глубине музыкальных знаний; в музыкально-эстетической активности, проявляющейся в умениях, навыках, как необходимых элементах музыкально-педагогического творчества; в развитости чувственно-оценочного отношения и образного мышления, позволяющего ориентироваться в многообразии музыкальных ценностей, формировать через механизмы ценностных ориентаций восприятия, переживания, оценки, вкусы, идеалы и взгляды. Развитие чувства культуры невозможно вне понимания традиций и новаторства в искусстве, вне исторического ракурса, в установлении общих принципов, законов развития стилей как «обычаев»; как отражения особенностей музыкального мышления. Оно, прежде всего, сказывается в постижении общности принципов развития, формообразования материала той или иной культуры, того или иного стиля, в характере образной сферы. Ведущими признаками, основными чертами музыкальной культуры являются распевность, вариативность.

     Воспитание  музыкальной культуры ребенка невозможно без развития у них музыкальных способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания [18, с.12].

     Таким образом, развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры. Значение развития музыкальных способностей состоит в том, что они дают дошкольникам возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи. Это в свою очередь является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей. Музыкальные способности бывают общие – необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности и специальные. Для преподавателя музыки важны в первую очередь общие музыкальные способности учащихся: способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями; ладовое чувство; музыкально-ритмическое чувство [18, с.13].

     Способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми  представлениями. Музыкальный слух – способность человека полноценно воспринимать музыку, необходимая предпосылка композиторской и исполнительской деятельности; основа музыкального мышления и музыкально-оценочной деятельности. Освоение элементов музыкальной грамоты в донотный период направлено на развитие слуха учащихся, на соединение музыкально-слуховых представлений со зрительными при различении высоты звуков в мелодиях ограниченного диапазона (вверх, вниз, на месте), динамики (тихо – громко), темпа (быстро – медленно – умеренно), контрастных регистров (высокие и низкие звуки). А также на основе развития интонационного слуха: осуществление постепенного перехода от донотного периода к нотному, знакомство со знаками нотного письма путем осмысления интонаций музыкальной речи, в процессе восприятия и детского музицирования: пения, пластического интонирования, игры на детских музыкальных инструментах, инсценирования, ритмических и вокальных импровизаций; закрепление основных понятий нотной грамоты, их мелодическое и ритмическое оформление. Движения, элементарное музицирование чрезвычайно эффективно для формирования музыкально-слуховых представлений, осознания средств выразительности. Сотворчество через движение, игру на инструментах активизирует эмоционально осознанное отношение к воспринимаемому. А также хороший музыкальный слух развивается у тех детей, которые занимаются в хоре или в любом другом музыкальном коллективе. В то же время, именно хороший музыкальный слух относится к высшим критериям при отборе кандидатов на пение музыкальных произведений. Слух является и одним из важнейших показателей во время приемных испытаний в музыкальные школы. Это противоречие во многом объясняется особенностями развития музыкальных способностей [19, с.99].

Информация о работе Музыкальная культура ребенка как показатель его общего развития