Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:35, реферат
Наблюдение относится к одному из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящее в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Существуют различные приемы и методики наблюдения за поведенческими реакциями человека, позволяющие опытному наблюдателю проникнуть во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений.
1. Наблюдение как метод получения научной информации
1.1 Квалификация событий: единицы и категории наблюдения
1.2 Количественные оценки данных наблюдения
1.3 Достоинства и недостатки метода наблюдения
2. Классификация видов наблюдения
2.1 Наблюдение и цели исследования
2.2 Наблюдение и виды отчета наблюдателя
2.3 Наблюдение в отношении к проверке гипотез
2.4 Наблюдение с точки зрения учета позиции наблюдателя
2.5 Виды наблюдения в зависимости от его организации
2.6 Хронологическая организация наблюдения
Список литературы
в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
д)
обработка и интерпретация
Недостатки метода наблюдения делятся на две группы: объективные - это те, недостатки, которые не зависят от наблюдателя и субъективные - это те, которые непосредственно зависят от наблюдателя, так как они связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя.
К объективным недостаткам прежде всего относят:
-
ограниченность, принципиально частный
характер каждой наблюдаемой
ситуации. Поэтому, каким бы
-
сложность, а часто и просто
невозможность повторения
-
высокая трудоемкость метода. Осуществление
наблюдения зачастую
Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние:
-
различие в социальном
-
несхожесть их интересов,
-
на качестве информации
-
результаты наблюдения
Итак,
наблюдение - древнейший метод познания.
Оно позволяет широко, многомерно охватить
события, описать взаимодействие всех
его участников. Основное преимущество
- это изучение социальных процессов в
естественных условиях. Основными недостатками
являются - ограниченность, частный характер
каждой наблюдаемой ситуации, невозможность
повторения наблюдений, установки, интересы,
личностные особенности наблюдателя.
Все эти недостатки могут весьма сильно
повлиять на результаты наблюдения.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ НАБЛЮДЕНИЯ
Выбор
возможных критериев
2.1
НАБЛЮДЕНИЕ И ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
В
зависимости от содержания целей исследования
подразделяют наблюдение свободное (иногда
его называют нерегулируемым и даже нецеленаправленным),
если минимальны ограничения относительно
того, что и когда наблюдать, и наблюдение
целенаправленное, если в схеме или плане
четко определены цели, организация наблюдения
и способы отчета наблюдателя. Целенаправленное
наблюдение по особенностям его организации
может быть сплошным и выборочным, в зависимости
от того, все ли проявления интересующего
исследователя процесса, все ли объекты
или только некоторые подлежат наблюдению.
2.2
НАБЛЮДЕНИЕ И ВИДЫ ОТЧЕТА НАБЛЮДАТЕЛЯ
Неструктурализованное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа исследования. Неструктурализованное наблюдение встречается преимущественно в разведывательных, поисковых социологических исследованиях.
Если
исследователь располагает
Обращение
к структурализованному наблюдению
плодотворно при исследовании вопросов
проведения собраний. В нем могут
решаться задачи, связанные с определением
состава выступающих и
2.3
НАБЛЮДЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ К ПРОВЕРКЕ ГИПОТЕЗ
Наблюдение как метод сбора данных применимо на предварительных этапах исследования, когда нет разработанных гипотез о причинно-следственных связях. Если наблюдение не связано с проверкой конкретных гипотез, оно, оставаясь "целевым", не является эвристическим, хотя именно на основе такого наблюдения и могут формироваться гипотезы. Сложившаяся традиция относит к эвристическому наблюдению те его виды, которые направлены на проверку гипотез. Эвристическим, следовательно, не являются наблюдение на предварительных этапах изучения объекта и наблюдение в случаях сознательно принятой цели минимальной селективности и максимального охвата разных сторон и аспектов наблюдаемого объекта (процесса, явления).
2.4
НАБЛЮДЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧЕТА ПОЗИЦИИ
НАБЛЮДАТЕЛЯ
С этой точки зрения можно выделить невключенное (внешнее) наблюдение как наблюдение "со стороны", когда наблюдатель полностью отделен от изучаемого "объекта". Наблюдение со стороны может быть открытым или скрытым.
Включенным (участвующим) наблюдением называется такой его вид, при котором социолог непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. Характер включенности различен: в одних случаях исследователь полностью соблюдает инкогнито, и наблюдаемые никак не выделяют его среди других членов группы, коллектива; в других - наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемой группы, но при этом не скрывает своих исследовательских целей. В зависимости от специфики наблюдаемой ситуации и исследовательских задач строится конкретная система отношений наблюдателя и наблюдаемых.
В качестве примера первой разновидности включенного наблюдения можно привести исследование, проведенное В.Б. Ольшанским, в течение нескольких месяцев работавшим на одном и заводов в бригаде слесарей-сборщиков. Он изучал жизненные устремления молодых рабочих, норм коллективного поведения, систему неофициальных санкций к нарушителям, неписаные "можно и "нельзя". При совместном анализе наблюдений и данных анкетирования, проведенного социологами в период осуществления включенного наблюдения, была получена ценная информация процессах, происходящих в производственном коллективе, о механизме становления группового сознания.
Включенное
наблюдение имеет свои преимущества
и недостатки: с одной стороны,
оно позволяет глубже проникнуть
в исследуемую реальность, с другой
- непосредственная включенность в события
может влиять на объективность отчета
наблюдателя. Некоторые виды наблюдения
могут представлять собой промежуточный
вариант между включенным наблюдением
и наблюдением "со стороны". Например,
наблюдения педагога за классом во время
занятий, наблюдения психотерапевта или
психолога-консультанта; здесь наблюдатель
включен в ситуацию иначе, чем наблюдаемые
индивиды, их позиции "не равноправны"
с точки зрения управления ситуацией.
2.5
ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО
ОРГАНИЗАЦИИ
В зависимости от ситуации наблюдения можно выделить наблюдение: полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях.
Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для жизни налюдаемого "субъекта", и его требованием является отсутствие инициации со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естественные формы жизнедеятельности и общения людей (или иных "объектов" наблюдения) при минимальных искажениях, но его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю; наблюдение здесь часто является выжидательным, несистематическим. Возникают ситуации, когда отдельные члены наблюдаемой группы выпадают из поля зрения наблюдателя, либо внешние обстоятельства затрудняют фиксацию происходящего.
В
тех ситуациях, когда требуется
высокая тщательность, подробность
в описании наблюдаемых процессов,
используют технические средства фиксации
(магнитофон, фото-, кино-, телеоборудование).
Когда же ставится задача разработки и
экспериментальной проверки новой методики,
применяют лабораторную форму наблюдения.
Так, в специально оборудованном классе
могут проводиться занятия по формированию
навыков менеджмента. Каждый из участников
"школы" (по сути дела - ситуативной
игры) поочередно выполняет роль, например,
руководителя, исполнителя, заказчика
(клиента). В ходе 15-20 минутных игровых
ситуаций отрабатываются приемы ведения
занятий, умение концентрировать внимание
участников ситуативной игры на анализе
обсуждаемых вопросов. Для фиксации происходящего
все участники ситуативной игры или некоторые
из них ведут запись. Затем опытный методист
разбирает учебный пример и, основываясь
на данных наблюдения, разрабатывает оптимальные
приемы проведения занятий по менеджменту.
2.6
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЯ
Систематические наблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Это может быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение или наблюдение, проводимое в циклическом режиме (один день в неделю, фиксированные в году недели и т. д.). Обычно систематическое наблюдение осуществляется по достаточно структурированной методике, с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя.
Есть еще и несистематические наблюдения. Среди них выделяются такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с заранее незапланированным явлением, неожиданной ситуацией. Особенно часто этот тип наблюдения встречается в разведывательных исследованиях.