Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:20, курсовая работа
Цель нашего исследования – дать анализ теоретических и практических материалов по теме «Новые слова», представленных в школьных учебниках русского языка. В данной курсовой работе мы поставили следующие задачи:
1) изучить литературу о неологизмах и определить место неологической лексики в современной научной системе знания;
2) определить, какие теоретические сведения о новых словах представлены в учебниках русского языка, какие типы упражнений представлены для закрепления материала и выработки необходимых компетенций;
3) показать возможности изучения анализируемой лексики в школе.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Борисоглебский государственный педагогический институт»
Историко-филологический факультет
Кафедра
русского языка и методики его преподавания
НЕОЛОГИЗМЫ
В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Курсовая работа
по теории и методике обучения
русскому языку
специальность: 050301 Русский язык и литература
квалификация: учитель русского языка и литературы
Студент:
Жукова Татьяна Юрьевна
Руководитель:
доцент кафедры русского языка и методики его преподавания
Киселёва
Галина Васильевна
Борисоглебск 2011
Исследовательский интерес к процессам, происходящим в русском языке постсоветского времени, вполне понятен – редко лингвисты могут наблюдать столь стремительный виток языковой эволюции [Валгина; Земская; Стернин; Шапошников и др.]. Многие бурные языковые изменения вызваны социальными, экономическими и политическими переменами, стремительность которых обусловливает впечатление языковых катаклизмов. Это обстоятельство даёт основания многим людям, в том числе и лингвистам, говорить о порче, распаде, разложении, кризисе, упадке современного русского языка и ставить вопрос о его сохранении и спасении [ТСЯИ; Костомаров; Лапинская].
Н. Е. Сулименко сопоставляет происходящие в языке рубежа XX-XXI вв. изменения с тектоническими сдвигами пород в геологии, а на собственно языковом уровне – с процессами Петровской и послеоктябрьской эпохи, связанными с коренной ломкой в жизни общества, и способами её осмысления [Сулименко].
Изменения в жизни нашей страны и мира привели к лексическому взрыву, к изменениям в иных языковых сферах, которые обладают определенной устойчивостью (например, грамматика, фонетика). Эти процессы активно изучаются в современной русистике. Одним из первых описал современные тенденции развития русского языка В. Г. Костомаров в своём монографическом исследовании «Языковой вкус эпохи» [Костомаров]. Сегодня репертуар подобных работ значителен [Валгина; Стернин; Шапошников и др.].
Прежде всего, обращает на себя внимание громадный массив новой лексики, которая стремительно заполняет те тематические пространства, которые с наибольшей полнотой отражают изменения, происходящие в жизни общества. Не вызывает сомнения, что сегодняшняя жизнь настоятельно требует исследования всего нового, что возникает в языке. Изучение новых слов, анализ путей и способов их возникновения в языке всегда отражает наиболее характерные тенденции в изменении его словарного состава на современном этапе развития. Все инновационные явления общественной и политической жизни общества находят воплощение в новых словах и значениях.
Мысль о регистрации и объяснении новых слов особенно настойчиво возникает в периоды существенных сдвигов в словарном составе языка, интенсивного его пополнения новыми словами и значительных перемен в значениях известных слов. К таким эпохам принадлежит и наше время, рубеж XX-XXI вв., характеризующийся интенсивным развитием общественной жизни во всех её проявлениях. В притоке нового в словарный состав современного русского литературного языка находят своё отражение возникающие новые явления в общественных отношениях, в производственной жизни, в развитии науки, техники культуры, быта.
Неологизмы, ставшие широкоупотребительными, фиксируются лексикографами.
В настоящее время новая лексика активно изучается. Появились исследования посвящённые анализу языковых изменений в отдельных тематических сферах: общественно-политической [Заварзина; Зеленин; Максимова; Панова и др.], изучаются лексические новации тематической сферы искусство [Радченко 2001; 2002], экономики и бизнеса [Катлинская; Наумова], в лексике тематической сферы реклама [Подчасова]. Значительные изменения в лексико-семантической системе русского языка связаны со сферами современного быта, массовой культуры, экономики, бизнеса, косметики и косметологии и др.
Цель нашего исследования – дать анализ теоретических и практических материалов по теме «Новые слова», представленных в школьных учебниках русского языка. В данной курсовой работе мы поставили следующие задачи:
1) изучить литературу о неологизмах и определить место неологической лексики в современной научной системе знания;
2) определить, какие теоретические сведения о новых словах представлены в учебниках русского языка, какие типы упражнений представлены для закрепления материала и выработки необходимых компетенций;
3) показать
возможности изучения
Материалом для анализа явились следующие школьные учебники русского языка: Русский язык: Учебн. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская]. – М.: Просвещение, 1992. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учрежд./ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чесноков. – 17 изд., перераб. – М.: Дрофа, 2008.
В работе использованы традиционный описательный и сравнительно-сопоставительный методы.
Работа состоит из введения, в котором обозначены цель, задачи исследования, обоснована актуальность и научная новизна курсовой работы, охарактеризован материал и методы исследования.
В
первой теоретической главе
Завершает
работу список литературы.
Мы живем в постоянно меняющемся мире. Изменения в обществе отражаются и в языковых явлениях: появляются новые слова, именующие новые понятия, предметы, а устаревшие реалии уходят, переходит в пассивный запас и лексика, именующая их. Неологизмы являются неотъемлемой частью лексики современного русского языка. По сути, наш язык в его нынешнем виде не мог бы существовать без неологизмов. Это связано с тем, что новые слова придают естественному языку динамичность.
В конце XX столетия словарный состав в буквальном смысле переживает неологический бум. А если учесть ещё и тот факт, что в последнее время, по подсчётам учёных, объём знаний, которыми располагает человечество, удваивается каждые десять лет, то станет понятен стремительный рост словаря. Ведь для каждого нового понятия нужно новое обозначение. К тому же в ходе языковой эволюции используется и содержательно-смысловой потенциал, заложенный в самом словарном составе: изменение значений слов, переосмысление, наращение новой семантики, стилистические переоценки слов – всё это, наряду с рождением новых слов, значительно расширяет и обогащает словарь языка, усиливает его потенции. Появление новых слов и словосочетаний, в которых находят отражение явления и события современной действительности, стимулирует и внутриязыковые процессы – в области словообразования, словоупотребления и даже словоизменения [Валгина; с. 75].
Под новым словом (неологизмом) понимают слова, значения слов или сочетания слов, появившиеся в определённый период в каком-либо языке или использованные один раз (окказиональные слова) в каком-либо тексте или акте речи [ЛЭС; с. 331].
В одном из новых учебников по современному русскому языку находим следующее определение неологизма: неологизмы (греч. νέος — ‘новый’ и λόγοs — ‘слово’) – слова, созданные для обозначения новых предметов, признаков, действий [Современный русский язык…; с. 334]. Как следует из определений, чёткие признаки неологизмов пока не сформулированы, на что в 80-е годы XX века было указано исследователями, которые отметили, что чёткого научного определения понятия лексического неологизма в науке не установилось [Котелова; с. 6].
Историчность
и относительность понятия
На фактор новизны слова как признака неологизма указывает и Ю. П. Солодуб, который отмечает: “Принадлежность слова к категории лексических неологизмов – лишь его временное состояние в лексической системе того или иного языка. По истечении некоторого времени, утратив первоначально свойственную ему коннотацию новизны, слово входит в активный лексический фонд языка” [Солодуб; с. 145].
Пополнение словарного состава языка происходит постоянно, и новые слова, входя в широкое употребление, перестают осознаваться как неологизмы, поэтому отнесение слова к неологизмам носит отчасти субъективный характер, каких-либо жёстких критериев отнесённости слов к неологизмам пока нет. Перед исследователями возникает проблема определения момента, когда слово перестаёт осознаваться как новое.
В. В. Лопатин справедливо полагает, что неологизмы воспринимаются как новые до тех пор, пока обозначаемые ими предметы, явления действительно сохраняют черты ощутимой новизны [Лопатин; с. 151]. Критерий новизны слова обязателен лишь для актуальных неологизмов, под которыми А. Г. Лыков подразумевает современные неологизмы, неологизмы нашего времени. Что же касается неактуальных (относительных) неологизмов, то они в классификации А. Г. Лыкова “моментом своего рождения хронологически “привязаны” к прошлым этапам истории языка (например, неологизмы карамзинского периода и др.)” [Лыков; с. 86]. В то же время качество новизны слова учёный считает генетическим стержнем и принципиальной основой самого понятия неологизма актуального. Неологизм, по мнению А. Г. Лыкова, значим лишь социально, принадлежит всем носителям данного языка.
Признавая неологизмы понятием относительным, С. И. Алексеенко определяет их как слова, подвергающиеся определенным изменениям на русской почве и приобретающие номинативно-производные свободные значения. Возникновение этих значений при всей их относительности С. И. Алексеенко рассматривает как один из важнейших критериев прочного врастания иноязычного слова в язык-рецептор [Алексеенко; с. 24].
Н. З. Котелова выделяет следующие признаки неологизма: 1) неологизм – это стилистическая категория, причем главное при восприятии слова – “ощущение новизны”; 2) неологизмы – слова, которые обозначают новые реалии и появляются в связи с развитием науки, техники и т.д.; 3) к неологизмам относятся слова, не отмеченные словарями, случайно пропущенные или сознательно игнорируемые авторами общих словарей по каким-либо причинам, а также экзотизмы, причисляемые к новым словам, согласно первой точке зрения, по признаку необычности; 4) неологизмы – это вновь появившиеся в языке слова и словосочетания.
По определению Н. З. Котеловой, “неологизмы – это не только новообразования (слова, значения слов, выражения), но и вхождения – внутренние и внешние заимствования – по временной оси (возрождение, актуализация, узуализация) или (и) локальной – (вхождения из диалектов, устной речи, жаргонов, специальных языков, других языков)” [Котелова; с. 11]. Автор считает также, что слова, изменяющие статус своего существования, могут пополнять общее число неологизмов какого-либо языка и именоваться функциональными неологизмами.
Здесь учтены важнейшие признаки неологизмов, которые, однако, не обязательно присутствуют у каждого слова в полном объеме. Важно, что названы как системные (неологизм – стилистическая категория), так и внесистемные признаки (обозначение новых реалий в связи с развитием науки и техники), учтена также лексикографическая практика.
С. И. Алаторцева отмечает, что “неологический бум” конца 80-х – 90-х гг. ХХ века в России ставит перед лингвистами проблему теоретического переосмысления существовавшего прежде взгляда на неологизм. По её мнению, в современной ситуации “необходимо, прежде всего, расширение понимания неологизма как явления языка, а также рассмотрение неологизма как явления культуры” [Алаторцева 1999; с. 9].
Многие лингвисты (Н. З. Котелова, С. И. Алаторцева и др.) отмечают, что при выделении неологизмов действительно необходим временной конкретизатор (т.е. конкретизация по параметру “время”, указание точек отсчета во времени и временных соотношений периодов). Данный конкретизатор помогает определить степень новизны неологизма, появившегося впервые или “возродившегося” в новом значении через определенный промежуток времени. Неологизмы “несут на себе печать времени... Даже недолго живущие номинации ярко характеризуют тот или иной период в истории языка и общества” [Алаторцева 1999; с. 32].
Информация о работе Неологизмы в школьных учебниках руского языка