Неологизмы в школьных учебниках руского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования – дать анализ теоретических и практических материалов по теме «Новые слова», представленных в школьных учебниках русского языка. В данной курсовой работе мы поставили следующие задачи:
1) изучить литературу о неологизмах и определить место неологической лексики в современной научной системе знания;
2) определить, какие теоретические сведения о новых словах представлены в учебниках русского языка, какие типы упражнений представлены для закрепления материала и выработки необходимых компетенций;
3) показать возможности изучения анализируемой лексики в школе.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Жукова, заоч..doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

      Заключение

      В курсовой работе рассмотрены понятие  о неологизмах в современной неологии, имеющиеся в научной литературе классификации новых слов, проанализированы  школьные учебники русского языка с точки зрения подачи материала о неологизмах.

      Сопоставление теоретического материала о неологизмах  в двух анализируемых учебниках  позволяет сделать следующие  выводы:

  1. информационный блок в учебнике В.В.Бабайцевой несколько шире, поскольку обращается внимание не только на новые слова, которые являются неологизмами, но и на новые значения уже имеющихся в языке слов. Кроме того, в качестве примеров приводятся и неологизмы – сложные слова.
  2. Вместе с тем практические материалы и иллюстративный материал обоих учебников не всегда включают неологизмы: давно вошли в жизнь российских школьников фломастеры и кроссовки, в быт современного человека – пылесос и кофемолка, а слова космической сферы, которыми изобилуют примеры в учебниках (луноход, ракета, космонавт), уже давно потеряли ореол новизны (в 2011 году страна отметила 50-летие содня полёта человека в космос).
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    1. Алаторцева, С.И. Русская неология и неография (совр. состояние и перспективы) / С.И. Алаторцева. – СПб., 1999.
    2. Алексеенко, С.И. Лексические элементы из западноевропейских языков в русском языке XIV-XVI веков: Автореф. дис. ...канд. филол.наук / Алексеенко Светлана Игоревна. – Полтава, 1978.
  1. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.: Учеб. для  общеобразоват. учрежд./ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чесноков. – 17 изд., перераб. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2004.
  3. Брагина, А.А. Неологизмы в русском языке / А.А. Брагина. – М.: Просвещение, 1973.
  4. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке / Н.С. Валгина. – М., 2003.
  5. Иванова, Е.В. Обобщающий урок по теме «Лексика» в VI классе / Е.В. Иванова // РЯШ. – 2000. – №2. – С. 51-53.
  6. Костомаров, В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В.Г. Костомаров. – М., 1994.
  7. Котелова, Н.З. Первый опыт лексикографического описания русских неологизмов / Н.З. Котелова // Новые слова и словари новых слов.  – Л.: Наука, 1978.
  8. Крысин, Л.П. Новые иноязычные заимствования в нормативных словарях / Л.П. Крысин  // РЯШ. – 2006. – №1. – С. 66-72.
  9. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1990 (ЛЭС-90).
  10. Лопатин, В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования / В.В. Лопатин. – М., 1973.
  11. Лоте, Д.С. Вопросы заимствования и упорядочения иноязычных терминов и терминоэлементов / Д.С. Лоте. – М., 1982.
  12. Лыков, А.Г. Можно ли окказиональное слово называть неологизмом? / А.Г. Лыков // РЯШ. – 1972. – №2. – С. 85-89.
 
  1. Морозова, И.А. Активные процессы в сфере наименований лиц женского пола на рубеже XX – XXI вв. / И.А. Морозова // РЯШ. – 2009. – №1. – С. 82-87.
  2. Наумова, И.О. Компьютерные слова / И.О. Наумова // Русский язык в школе и дома. – 2004. – №6. – С. 15-18.
  3. Плотникова, Л.И. Учителю о новых словах / Л.И. Плотникова // РЯШ. – 2003. – №6. – С. 23-26.
  4. Радченко, И.А. Основные тенденции в развитии лексики массовой культуры в русском языке рубежа XX-XXI вв / И.А. Радченко // Русский язык и его место в современной мировой культуре: М-лы международной научной конференции. – Воронеж, 2003.
  5. Русский язык: Учебн. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская]. – М.: Просвещение, 1992.
  6. Сафонова, Е.В. Неологизмы и их судьба в языке. 10-11-е классы / Е.В. Сафонова // РЯШ. – 2007. – №7. – С. 22-25.
  7. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для  студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; Под ред. Е. И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  8. Солодуб, Ю.П. Современный русский язык. Лексика и фразеология (сопоставительный аспект): Учебник для студентов филологических факультетов и факультетов иностранных языков / Ю.П. Солодуб, Ф.Б. Альбрехт. – М.: Флинта: Наука, 2002.
  9. Стернин, И.А. Общественные процессы и развитие современного русского языка: Очерк изменений в русском языке конца XX –нач. XXI в. /И.А. Стернин. – Воронеж, 2004. – С. 26-27.
  10. Сулименко, Н.Е. Современный русский язык. Слово в курсе лексикологии: учебн. пособие / Н.Е. Сулименко. – М., 2006.
  11. Толковый словарь современного русского языка: Языковые изменения конца XX столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
  12. Шанский, Н.М. Актуальная лексика, устаревшие слова и неологизмы / Н.М. Шанский // Русский язык в школе и дома. – 2004. – №4. – С. 1-4.
  13. Шанский, Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование: Пособие для учителя / Н.М. Шанский. – М., 1975.
  14. Яновская, С.Е. Лингвистическая игра по теме «Лексика» / С.Е. Яновская // РЯШ. – 2004. – №1. – С. 19-23.

Информация о работе Неологизмы в школьных учебниках руского языка