Невербальные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:33, реферат

Описание

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.
Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения
• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

Работа состоит из  1 файл

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)


НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов,  включает в себя все формы самовыражения человека,  которые  не опираются  на  слова.

Психологи считают,  что  чтение  невербальных  сигналов  является  важнейшим условием эффективного общения

      • около 70% информации  человек  воспринимает  именно  по  зрительному (визуальному) каналу;

      • невербальные сигналы  позволяют  понять  истинные  чувства  и  мысли собеседника;

      • наше  отношение  к  собеседнику  нередко  формируется  под  влиянием первого  впечатления,  а  оно,  в   свою   очередь,   является   результатом воздействия  невербальных  факторов  –  походки,  выражения  лица,  взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

      Особенно  ценны  невербальные  сигналы  потому,  что  они   спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

      Огромное значение невербальных сигналов в деловом    общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что  слова (которым мы придаем такое  большое  значение)  раскрывают  лишь  7%  смысла, 38% несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

   Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

      1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

      2. Взгляд.

      3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

      - внешний вид собеседника,

      - мимика (выражение лица),

      - пантомимика (позы и жесты).

      4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:

      - вокальные качества голоса,

      - его диапазон,

      - тональность,

      - тембр.

5.  Экстралингвистическая  или  внеречевая   подсистема,   к   которой

относятся:

      - темп речи,

      - паузы,

      - смех и т.д.

     К средствам кинетики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную  коммуникацию (движение глаз, взгляды). Наиболее показательными являются  случаи,  когда  к помощи кинетики прибегают люди, говорящие  на  разных  языках.  Жестикуляция при этом становится единственно  возможным  средством  общения  и  выполняет сугубо коммуникативную функцию.

      Проксемика  объединяет  следующие  характеристики:  расстояния   между коммуникантами  при  различных  видах  общения,  их  векторные  направления. Нередко   в   область   проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения,  похлопывание  адресата  по  плечу   и   т.   д.),   которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.

Так,  например,  тактильная  коммуникация  становится  чуть  ли  не единственным    инструментом    общения    для    слепоглухонемых     (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также  выполняют  регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время  речевого общения определяются характером их отношений (официальные  /  неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические  и  проксемические  средства могут выполнять роль метакоммуникативных  маркеров  отдельных  фаз  речевого общения  Например,  снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т.  п.

Обмен невербальной информацией.

      В невербальной коммуникации используются любые  символы,  кроме  слов.  Зачастую невербальная передача   происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл  слов.  Обмен взглядами,  выражение  лица,  например,  улыбки  и  выражения   неодобрения, поднятые в недоумении брови,  живой  или  остановившийся  взгляд,  взгляд  с выражением  одобрения  или  неодобрения  —  все  это  примеры   невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего  перста,  прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся  к  невербальным  способам передачи значения (смысла).

      Ученые недавно установили, что зрачки  расширяются,  когда  вас что-то заинтересовывает. По Холлу, о реакции зрачков в арабском  мире  знают уже сотни лет.

      Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем,  как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция  голоса,  плавность речи и т.п. Как известно из  опыта,  то,  как  мы  произносим  слова,  может существенно изменять их смысл. Вопрос: “У вас есть какие-нибудь идеи?” —  на бумаге означает очевидный запрос о предложениях.  Произнесенный  резким авторитарным тоном с раздражением во  взгляде  этот  же  вопрос  может  быть истолкован следующим образом: “Если вы знаете, что для  вас  хорошо,  а  что плохо, не предлагайте никаких идей, которые противоречат моим”.

      Вообразите сцену, которая иллюстрирует, как невербальные символы могут создавать шум в процессе обмена информацией. Вы  входите в кабинет вашего руководителя, чтобы получить определенную информацию о проекте, над  которым вы работаете. Вы вошли,  а  он  несколько  секунд  продолжает  рассматривать бумаги у себя  на  столе.  Затем  смотрит  на  часы  и  говорит  отчужденным невыразительным голосом: “Чем могу быть вам полезен?”

      Хотя его слова сами по себе не имеют негативного смысла,  язык  поз и жестов ясно указывает, что вы — нежелательное отвлечение от  его  работы.  С каким чувством вы будете задавать вопросы? Какие мысли придут вам  в  голову скорее всего, когда в следующий раз у вас возникнет вопрос  к  руководителю?

Можно думать, они никоим образом не будут позитивными.  Представьте теперь, как при вашем появлении в кабинете, руководитель, напротив, сразу  поднимает на вас взор, приветливо улыбается и бодрым  тоном  обращается  к  вам:  “Как продвигается проект? Чем могу быть вам полезен?”

      Руководитель, который  использовал  негативные  символы  языка  поз  и жестов, может быть, на самом деле хочет помочь подчиненным так же, как  тот, чьи  невербальные  символы  излучают  тепло.  Слова-то   в   обоих   случаях произносятся одни и те же. Однако  в  данном  случае,  как  часто  бывает  в разговорах  людей,  невербальные  символы  полностью  подавляют  вербальные.

Культурные   различия   при   обмене невербальной  информацией  могут   создавать   значительные   преграды   для понимания. Так,  приняв  от  японца  визитную  карточку,  следует  сразу  же прочитать ее и усвоить. Если вы положите ее в карман, вы тем самым  сообщите японцу,  что  его  считают  несущественным  человеком.  

Общее представление об языке телодвижений

      Чарли  Чаплин  и  другие  актеры  немого  кино  были  родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным  средством  общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший  или  плохой  судя  по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для  коммуникации.

Женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и  она  совершенно  четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.

Восприимчивость, Интуиция и Предчувствие.

Когда мы говорим, что человек чувствителен и  обладает  интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает  способностью  читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы вербальными  сигналами.

Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или  что  "шестое чувство"   подсказывает   нам,   что   кто-то   сказал   неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами. Лекторы называют это чувством  аудитории.

Например, если слушающие сидят глубоко в креслах с  опущенными  подбородками и  скрещенными  на  груди  руками,  у   восприимчивого   человека   появится предчувствие, что его сообщение не имеет успеха. Он поймет, что  нужно  что-то изменить, чтобы  заинтересовать  аудиторию.  А  невосприимчивый  человек, соответственно, не обратит на это внимания и усугубит свою ошибку.

Женщины обычно более чувствительны, чем  мужчины  и  этим  объясняется существование  такого  понятия,  как  женская  интуиция.  Женщины   обладают врожденной способностью  замечать  и  расшифровывать  невербальные  сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Поэтому мало кто  из  мужей  может обмануть своих жен,  и,  соответственно,  большинство  женщин  могут  узнать тайну мужчины по его глазам, о чем он даже не подозревает.

      Эта женская интуиция особенно хорошо развита  у  женщин,  занимающихся воспитанием маленьких детей.

Качество присутствия и элементы невербального общения

Всем нам из собственного опыта известно, что в  критические моменты жизни простое присутствие другого  человеческого  существа   может   быть чрезвычайно благотворным. Люди часто обращаются за  психологической  помощью именно в такие критические периоды, стремясь обрести  в  лице  свидетеля  их личной драмы того, кто обеспечит им поддержку и понимание.

Каждый из нас в  той  или  иной  степени  чувствителен  к  проявлениям внимания или невнимания  со  стороны  других  людей.   Восприимчивость   к невербальным проявлениям отношения к нам другого человека отражает  базисную человеческую потребность  в  межличностных  отношениях.  Чувствительность  к невербальным  проявлениям  предъявляет  консультантам   требование   уделять особое внимание способам  “бытия  с” клиентом,  которые   показывают их способность к установлению контакта. Ведь  невербальное поведение и те сообщения, которые консультант передаёт посредством него, могут влиять на клиента как позитивным, так и негативным  образом.  Невербальные  проявления могут способствовать доверию, открытости клиента и  исследованию  важнейших измерений его  проблемы,  но  могут  также  приводить  к  недоверию  и  даже сопротивлению усилиям консультанта.

Позиция и дистанция

      Расположение лицом к лицу - это наиболее часто практикуемая, хотя и не единственная возможность расположения консультанта и клиента друг  к  другу.

Позиция лицом к лицу, которая задаётся расположением кресел  консультанта  и клиента в пространстве кабинета - это приглашение к диалогу.  “Я  расположен к вам, я с вами  прямо  сейчас”  -  вот  то  послание,  которое  консультант стремится передать  клиенту.  Такая  позиция  свидетельствует  о  готовности консультанта к контакту, сообщает о его вовлечённости в беседу и  приглашает клиента к открытому самопредъявлению. Однако иногда готовность  консультанта к прямой встрече воспринимается клиентом  как  угроза.  Эта  проблема  может быть разрешена, если изменить положение кресел и увеличить  дистанции  между консультантом и клиентом. Располагая кресла под некоторым  углом  и  изменяя дистанцию, можно регулировать  степень  открытости  и  участия  в  контакте.

Изначальное расположение кресел под определённым  углом  и  на  определённой дистанции  задаёт  последующие  возможности  регуляции  контактной   границы обоими участниками, поэтому обычно кресла  ставят  на  расстоянии  1.5  -  2 метра под небольшим углом.

    В разговоре труднее с теми, кто откидывается назад или разваливается в кресле. Наклон консультанта  вперед  передаёт  сообщение  “Я  с  тобой,  мне интересен ты и  то,  что  ты  хочешь  сказать”.  А  отклонение  назад  часто сообщает- “Я не совсем с тобой” или “Мне  скучно”. Наклон  вперёд  может переживаться клиентом, погруженным в болезненные чувства, как  поддержка  со стороны консультанта, и, наоборот, отклонение назад- как  отстранение  и нежелание иметь дело с его  чувствами.  Слишком  быстрый,  внезапный  наклон сокращает дистанцию между  консультантом  и  клиентом,  что  может  нарушить контакт  и  восприниматься  как  вызов.  Так,  например,  консультант  может сказать: “Итак, я выслушал ваши жалобы, а теперь я хотел бы  узнать,  в  чём вы видите причины всех этих трудностей?”, при  этом,  как  бы  нависая  над клиентом, резко  наклониться  вперед.  Такое  невербальное  поведение  может придать  нежелательный  смысл  вполне  уместному  вопросу  консультанта. И наоборот, если  консультант  резко  отклонится  назад  после  данной  фразы, клиент  может  воспринять  это  как   нежелание   слушать  его  жалобы  и пренебрежение к объяснениям их причин.

      Хороший консультант с уважением относится к  психологическим  границам другого человеческого существа, он внимателен к расстоянию, комфортному  для клиента,  и  использует  реакции   клиента   в   качестве   обратной   связи относительно оптимальной физической дистанции и психологической близости.

Открытая поза

Традиционно  выделяют  открытую  и закрытую позы. Открытая поза свидетельствует об  открытости  консультанта  и его восприимчивости к тому, что скажет  клиент.  Закрытая  же  поза,  явными маркерами которой считаются  скрещивания  ног  или  рук,  свидетельствует  о меньшей вовлечённости в беседу.

      Консультанту полезно периодически спрашивать себя:  “В  какой  степени моя  поза  передает  клиенту  мою  открытость  и   доступность?”

      Открытая поза не предполагает, что заняв её, консультант отсидит в ней весь сеанс без изменений. Открытая поза только тогда  произведёт должное впечатление, когда она будет не напряженной  и  естественной. Невербальная естественность включает в себя свободное и  спокойное  использование  вашего тела в качестве средства коммуникации. Активная жестикуляция часто  отражает положительные эмоции и воспринимается как проявления  заинтересованности  и дружелюбия,  а  плавная  смена  поз  и  естественное  использование   жестов свидетельствует о спокойствии консультанта и включенности в контакт и  порой напоминает танец.

Выражение лица

Информация о работе Невербальные коммуникации