Невербальные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:33, реферат

Описание

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.
Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения
• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

Работа состоит из  1 файл

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

      Выражение лица является важнейшим источником  информации  о  человеке, особенно о его чувствах. Именно   мимические реакции собеседника свидетельствуют о его эмоциональном  отклике,  служат  в  качестве  средства регуляции процесса коммуникации. Кроме  того,  лицевая  экспрессия  является для  клиента  непосредственной информацией не только об   испытываемых консультантом чувствах, но и о его способности сохранять над ними  контроль.

               Наиболее  заметным  проявлением мимики является улыбка, которая, не будучи чрезмерно используемой,  является хорошим позитивным стимулом.  “Улыбка,  как  правило,  выражает  дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность  в  одобрении...

Натянутая  улыбка  в  неприятной  ситуации  выдаёт   чувства   извинения и беспокойства...Улыбка, сопровождаемая  приподнятыми   бровями, выражает готовность подчиняться, а улыбка с   опущенными   бровями   выражает превосходство” (Евсикова. Н.И. 1999)

      Сдвинутые брови сами по себе обычно передают неодобрение, однако  если консультант изредка сдвигает брови, он тем  самым  может  сообщить  клиенту, что не  вполне  следует  за  содержанием  его  речи.  Сжатые  челюсти  могут свидетельствовать  о  твердости  и  уверенности,  а  также  об   агрессивном настрое. Страх, восторг, или удивление  могут  заставить  слушателя  открыть

рот,  как  будто  этим  чувствам  не  хватает  места  внутри.  А  человек  с напряженными ноздрями и опущенными уголками губ  мог  бы  сказать:  “Я  дышу этим воздухом и нахожусь рядом с вами, но я не одобряю ни этот воздух, ни вас”.Это лишь немногие примеры тех сообщений,  которые  могут  передаваться выражением  лица  в  процессе   взаимодействия   консультанта   и   клиента.

Отслеживание  консультантом   подобного   рода   мимических   реакций,   как собственных,  так  и  клиента,  рефлексия  скрытых  в  них смыслов, могут существенно обогатить процесс терапевтической коммуникации.

Визуальный контакт

Глаза- это, как известно, зеркало души,  поэтому  визуальный  контакт можно  выделить  в  качестве  отдельного   специфического     Существует разница между открытым  прямым  взглядом  и  его  крайностью-пристальным взглядом. Пристальный взгляд  производит  впечатление  активного  участия  в контакте,  на  самом  же  деле  зачастую  он  свидетельствует   о  “мёртвом контакте”. Пристальный взгляд, как будто человек хочет что-то разглядеть в глазах собеседника, может свидетельствовать также о   специфической потребности в  отзеркаливании,  характерной для  клиента  с  нарциссически типом личности.

      Всем нам из опыта повседневного  общения  известно,  что  визуальный контакт  легко  поддерживается  при   обсуждении   приятной   темы,   однако собеседники обычно  избегают  его,  когда  речь  заходит  о  запутанных  или неприятных вопросах. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд  в сторону, это обычно значит, что он ещё не закончил говорить.  По  завершении высказывания говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику,  как бы предлагая тому вступить в разговор.

      Некоторым людям трудно вступать в прямой визуальный контакт, и поэтому они избегают его, некоторые боятся выражения  какой-то  идеи  или  эмоции  и обсуждения определённых тем и  отводят  глаза,  как  только  “на  горизонте” появляется что-то подобное. Если у консультанта есть проблемы  с  визуальным контактом, если он избегает его, переводит взгляд с объекта на  объект,  или не сводит глаз с клиента это озадачивает клиента и вызывает напряженность.

      Следя за тем, как складывается контакт между вами и клиентом, помните, что визуальный контакт - это процесс взаимодействия двух личностей. Если  те или иные проблемы с визуальным контактом возникают не со  всеми,  а  лишь  с каким-либо одним  клиентом,  то  тогда  имеет  смысл  рассматривать  их  как потенциальный источник информации о клиенте. Так,  например,  если  клиент избегает прямого взгляда, отводит  глаза  и  изредка  бросает  на  психолога взгляд исподлобья, то причиной  этого  может  быть,  например,  пережитый  в детстве опыт унижения, когда значимый для него человек ругал его и при  этом  требовал, чтобы он смотрел ему в глаза.

Кивки головой

      Кивки головой -очень хороший способ показать клиенту,  что  вы его слушаете. Наблюдая за работой профессионалов, убеждаешься в  том,  насколько терапевтичным оказывается простое кивание головой,  в  сочетании  с  хорошим визуальным контактом и реакциями типа  “Угу”  и  “Я  понимаю. Кивки  головой являются для клиента непосредственным подтверждением того, что вы  следуете за ним, шаг за шагом понимая сказанное.  Это  простейшее  умение, если его последовательно использовать, начинает  выполнять  функцию  обратной  связи.

Отсутствие кивков сообщает клиенту о недостатке  понимания  и  необходимости прояснения, а их появление -о том, что смысл,  который  пытается  выразить клиент, ухвачен. В заключение хочется заметить, что кивки головой как  ничто другое требуют меры, так как при  их  чрезмерном  использовании  они  скорее раздражают и сбивают с толку, чем способствуют диалогу.

Тон, темп и громкость голоса

      Голос   является   важным   средством   выражения   целого   диапазона субъективных чувств и смыслов. Тон и  темп  речи  может  многое  сказать  о эмоциональном состоянии человека. Как  правило,  скорость  речи  возрастает, когда говорящий взволнован, возбуждён или обеспокоен. Быстро  также  говорит тот, кто пытается  убедить  своего  собеседника.  Медленная  же  речь  часто свидетельствует об угнетённом состоянии, высокомерии или усталости.

      То, насколько  громко  произносятся  отдельные  слова,  может  служить индикатором силы чувств. Та или иная  фраза, в  зависимости  от  интонации, может приобретать различный смысл. Так можно говорить  уверенным  и  ноющим, принимающим и извиняющимся, ликующим и пренебрежительным  тоном.  Зачастую люди реагируют именно на интонацию, а не слова. Реакция клиента на  то,  что говорит консультант, во многом связана с тем, каким  тоном  с  ним  говорят.

Поэтому  консультанту нужно постоянно стремиться расширять   диапазон интонационной  выразительности  и  точно,  без  двойных  посланий,  выражать главное послание. Тон голоса должен  быть  не  просто  доброжелательным, он должен соответствовать тому, что говорится. С  клиентом  не  стоит  говорить слишком громко.   Приглушенный голос в большей мере  способствуют возникновению у собеседника ощущения доверительности.

      Одним из проявлений голоса является смех. Смех может звучать мягко и с металлическими нотками, искренне и деланно. В  некоторых  ситуациях смех -это лучший способ снять напряжённость или избежать погружения в  болезненные чувства. Смех и  юмор в  целом имеют большой положительный потенциал в консультативной практике, и его наличие в  умеренных  дозах  -  это  признак хорошей  атмосферы,   однако   слишком   частые   весёлые   сессии   требуют исследования.  Кроме  того,  не  стоит  забывать,  что   такие   слова   как “высмеивать” и “насмехаться” отражают негативный аспект смеха. Очень  важно, чтобы клиент не воспринимал ваши шутки как высмеивание его качеств,  поэтому нужно крайне осторожно  использовать  шутки,  в  которых  мишенью  является клиент.

Паузы и молчание

      Умение выдерживать паузу является одним из важнейших  профессиональных навыков консультанта .Пауза  даёт  возможность  добавить  что-то к уже сказанному, поправить, уточнить сообщение. Пауза подчёркивает значительность того, что сказано, необходимость осмыслить и понять это. Время паузы воспринимается в беседе по-особому. Минутная  пауза  может восприниматься как вечность. Следует помнить, что чрезмерная пауза  вызывает тревогу и провоцирует агрессию

Одной из причин молчания  может  быть  желание  обоих  участников остановиться  на  некоторое  время,  чтобы  осмыслить,   суммировать   ранее произошедшее, подумать о следствиях.

      Молчание может иметь самые разные значения. Так,  например, молчание может свидетельствовать о стремлении скрываться, уединяться и защищаться  от других  людей

невербальных проявлений:

        (1)  Подтверждение  и  повторение.  Невербальное   поведение   может подтверждать и повторять то, что было  сказано  словами.  Например,  если  в ответ на выражение клиентом болезненных чувств,  связанных  с  воспоминанием ситуации из прошлого, консультант медленно кивая головой, с  сопереживающим

выражением лица говорит: “Я понимаю, как тяжело вам было в тот  момент”,  то он невербально подтверждает сообщение сочувствия и понимания.

      (2) Отрицание или запутывание. Невербальное поведение  может  отрицать или запутывать вербальное сообщение. Если консультант в ответ на  обращённый к нему вопрос клиента  “Кажется,  я  задел  вас  своей  критикой?”  дрожащим голосом отвечает, что он не расстроен и при  этом  отводит  взгляд,  избегая визуального контакта, то его невербальное послание  отрицает  сказанное  им.

Примером запутывания можно считать ситуацию, когда человек говорит,  что  он злится на кого-то, но  при  этом  улыбается.  В  таком  случае  невербальная реакция запутывает другого. Улыбка в данной ситуации может означать  “Я  зол на тебя, но опасаюсь, что ты от меня отдалишься” или “Я зол,  но  мне  очень некомфортно говорить об этом”.

      (3) Усиление и акцентирование. Невербальное поведение может  усиливать и акцентировать сказанное, то есть увеличивать  интенсивность  сказанного и придавать ему ту или иную эмоциональную окраску. Например, если  консультант предлагает клиенту обсудить какой-то вопрос с женой, он может  ответить:  “Я

не могу даже представить себе этого”, закрывая при этом глаза  руками.  Или, например, если  консультант  отказывает  в  совете  клиенту,  пытающемуся  в очередной  раз  переложить  ответственность  на  его  плечи,  и   при   этом пристально смотрит на него хмурым взглядом, то он даёт понять  клиенту,  что он

 

решительно настроен, сердит и готов к конфронтации.

      (4) Контроль и регуляция. Невербальные послания часто используются для регуляции и контроля над тем, что происходит в процессе взаимодействия,  для контроля над поведением  другого.  Например,  нахмуренные  брови  одного  из участников беседы могут служить для говорящего сообщением  о  том,  что  его мысль не вполне понятна, что он нуждается в пояснении.  И,  наоборот,  кивки

консультанта свидетельствуют  о  последовательном  понимании  речи  клиента.

Таким  образом,  осуществляется  регуляция  темпа  рассказа.  А  посредством отклонения тела консультант может сообщить клиенту о  нежелании  углубляться в какую-то тему, например в связи с тем, что он не знает, как реагировать  и уровень тревоги становится слишком высоким.

 

 

 

1

 



Информация о работе Невербальные коммуникации