Образ современного педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:27, реферат

Описание

В настоящее время перед педагогическим образованием выдвигаются новые задачи и, в первую очередь, ставится задача подготовки учителя-гуманиста. Современная модель учителя предполагает воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств. Современный учитель должен иметь подчерк педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с учащимися, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения.

Содержание

. Модель современного педагога
1.1. Качества современного педагога
2. Нравственно-психологический образ современного педагога
3. Имидж современного учителя.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 35.34 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования.

Восточно-Сибирская государственная академия образования. 
 

Педагогический  институт 
 
 
 
 

Реферат 

Образ современного педагога 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студентка 1 курса 

Меньщикова  Елена 

Николаевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск 2011 

Содержание

Введение 

1. Модель современного педагога

1.1. Качества современного педагога

2. Нравственно-психологический  образ современного педагога

3. Имидж  современного  учителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В настоящее время перед педагогическим образованием выдвигаются новые  задачи и, в первую очередь, ставится задача подготовки учителя-гуманиста. Современная модель учителя предполагает воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества, духовно  нравственных и гуманных качеств. Современный  учитель должен иметь подчерк  педагогической деятельности, устанавливать  гуманистический стиль взаимоотношений  с учащимися, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения.

     Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе.

     Система педагогической подготовки решает задачу воспитания современного учителя. Она  выстроена в соответствии с Государственным  образовательным стандартом, соответствует  принципу преемственности педагогических курсов, изучаемых в университете. Факультативный курс «Основы педагогического  мастерства» гармонично дополняет  дисциплины педагогического блока; дает целостное представление о  профессиональной деятельности педагога. Его личности, способствует формированию гуманистической направленности; помогает студентам осознать себя в роли педагога-воспитателя, оценить свои способности, степень  готовности и учебно-воспитательному  процессу; развивает творчество, мастерство и культуру. Способность и самовоспитанию, саморазвитию; готовит и разработке собственного стиля работы.

     Цели  – приобщить к профессии, помочь правильно понять идеи реформы школы, включить в процесс становления  себя как педагога.

     Задачи  работы рассмотреть важность актерского мастерства для учителя, формирование актерского мастерства, понять значение актерского мастерства в работе педагога. 

     Можно перефразировать знаменитые слова  М. Горького: “Учитель - это звучит гордо”. И это не будет похвальбой. Ведь педагогика эта одна из самых интересных наук, которая раскрывает творческие горизонты развития перед личностью. Человек достиг современного уровня своего развития только благодаря тому, что знание, которое он накапливал в течении всей своей жизни, передавались из поколения в поколение. Именно учитель является “стержнем” при передаче этих знаний. Недаром на востоке в это слово вкладываются все максимальные оттенки уважения, признательности и почтения.

     Тема  актерского мастерства в работе педагога очень актуальна. Именно от его умения привлечь внимание детей, заинтересовать их своим предметов во многом зависит  будущий выбор профессии ребенка.

     Целью преподавания является подготовить  будущих педагогов профессионального  образования к работе в условиях обновления всех сторон учебно-воспитательного  процесса. Помочь наиболее полно реализовать  свой творческий потенциал и стремление к самосовершенствованию в процессе овладения основами педагогического  мастерства.

     Наука утверждает, что мозг разных людей  обладает неодинаковой способностью осваивать  и пользоваться различными типами кодов: зрительно-пространственным, словесным, акустически-образным, буквенным, цифровым и т.д. Способ кодирования информации сочетается с формой выражения (декодирования): музыкант мыслит звуками, живописец - цветовыми  комбинациями, актер - зрительными образами, действенными видениями.

     В педагоге должно совмещаться умение подхода к любому ребенку вместе с его профессионализмом и  беспринципностью. Здесь важную роль играет актерское мастерство. 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Модель современного  педагога

     Проблема  подготовки современного учителя —  одна из важнейших социально-педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как  науку, К. Д. Ушинский особое внимание уделил проблеме учителя и системе его  подготовки. Взгляды по этому вопросу  изложены им в целом ряде работ.

     В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде статей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного  просвещения есть недостаток хороших  наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей»  Понятие «народный учитель» в  профессиональном смысле отсутствовало, поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного заведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных неродных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т.е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более педагогического образования.

     В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К, Д. Ушинский делает попытку поднять  авторитет учителя, показать его  огромную общественную роль. В ней  был представлен яркий образ  народного учителя и сформулированы основные требования к нему.

     В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую  характеристику общественного значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий  в уровень с современным ходом  воспитания, чувствует себя... посредником  между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории  людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим  и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его  дело, скромное по наружности, — одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения».

     Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского, серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать учитель, является убеждение: «Учитель обязан воспитать  у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в  том случае, если он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого  воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением». Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций. Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания, и не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями». Ушинский разработал вопрос о различных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по тем наукам, которые он будет преподавать. Для народного учителя, писал К. Д. Ушинский, необходимо всестороннее широкое образование.

     Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук в учительской  семинарии, Ушинский вместе с тем  придавал большое значение специальной  педагогической и методической подготовке учителя. Учитель должен получить такие  специальные педагогические знания, которые бы помогли ему ясно и  четкое определить цель воспитания и  ясно руководить процессом воспитания на всех его этапах. Специальные  педагогические знания нужны учителю  также для развития умственных способностей детей и привлечения их активного  внимания.

     1.1. Качества современного  педагога

     Однако  одних теоретических знаний учителю  недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в педагогической работе, обучится актерскому мастерству. Эти  навыки строятся на научных основах, но все же это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе. Кроме того, Ушинский считал, что  будущему народному учителю следует  сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель должен научиться красиво  и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.

     Разрабатывая  проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский рассматривает роль женщины в  воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению, могут быть «не только отличными учительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами в классах высших, и притом — преподавательницами таких предметов, каковы, например, химия, физика, высшая геометрия и т.д.».

     При всем разнообразии и многоплановости  взгляды К. Д. Ушинского на учителя  и его подготовку проникнуты большой  любовью к народному учителю  и его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его  научной и педагогической подготовки. Значительную часть своих работ  он посвятил именно народному учителю. Его понимание проблемы народного  учителя было прогрессивным в  свое время и теперь остается созвучным  нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского  сохраняют свою творческую силу, зовут  к новому научному поиску, они действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.

     Самым главным качеством, которым должен обладать педагог, является актерское  мастерство.

     Вообще  говоря, о современном педагоге хочется  выделить несколько правил, которыми должен пользоваться любой педагог. Полностью объективная оценка - не зависит от воли, настроения учителя  и других обстоятельств, а только от знаний и умении ученика. Оценить  степень объективности - значит, показать какие явления, процессы и обстоятельства могут влиять на учителя. Сразу разделим индивидуальное и групповое обучение. При индивидуальном обучении объективность  оценок значительно выше и менее  подвержена влиянию сторонних факторов. Это связано с низкой востребованностью оценок со стороны ученика, часто ему, в общем, то нужны не оценки, а знания и умения.

     При групповом обучении выделим несколько  факторов, влияющих на объективность:

     1) Моральные качества самого учителя.  Оценки, явно завышенные для детей  родителей с “положением”, вряд  ли можно считать объективными

     2) Разброс знаний в группе. При  очень большом разрыве между  самыми подготовленными и самыми  слабыми учениками, учитель обычно  склонен завышать оценки первым.

     3) Ожидаемая степень восприятия  в группе. Например, группа учеников, с точки зрения учителя, примерно  одинакова по начальным знаниям  и способностям. Учитель с большой  степенью вероятности может предсказать,  как они будут отвечать на  экзамене или зачете, и заранее  определяет: вот за это я поставлю  “пять”, а за это только “три”.  Вдруг один из учеников показывает  уровень знаний совершенно отличный от среднеожидаемого и шкала оценок, которую уже определил для себя учитель, резко сдвигается.

     4) Абстрагированность преподавателя от аудитории. Личные симпатии и антипатии учителя часто влияют на оценку.

     5) Способность учителя отделить  поведение ученика от его знаний. Не редко случается, что веселый  шалопай, обладающий прекрасными способностями, но дерзкий на язык получает оценки гораздо ниже, чем заслуживает.

     6) Заинтересованность учителя, его  любовь к выбранной профессии

     7) И, наконец, просто обстоятельства  личной жизни учителя

     Можно сделать вывод, что актерское  мастерство крайне важно для педагога. 

     2. Нравственно-психологический  образ современного  педагога

Информация о работе Образ современного педагога