Образ современного педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:27, реферат

Описание

В настоящее время перед педагогическим образованием выдвигаются новые задачи и, в первую очередь, ставится задача подготовки учителя-гуманиста. Современная модель учителя предполагает воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств. Современный учитель должен иметь подчерк педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с учащимися, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения.

Содержание

. Модель современного педагога
1.1. Качества современного педагога
2. Нравственно-психологический образ современного педагога
3. Имидж современного учителя.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 35.34 Кб (Скачать документ)

    Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными  имиджами каждого педагога, ведь общее  представление о любой профессии  формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей. Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители  старшего поколения учителей, которые  его понимают как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.  

    Однако  сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов  восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж  есть у каждого педагога вне зависимости  от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит  как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.  

    Есть  и другая сторона проблемы — педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более  уверен, а в итоге и успешнее работает!  

    Современными  отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного  имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств  учителя в конце XX столетия имидж  занимает второе место с точки  зрения детей и лишь восьмое — с точки зрения самих учителей.  

    Имидж учителя проявляется в некоторой  обобщенной форме, которая может  содержать следующие структурные  компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.  

    В образе конкретного учителя соединяются  индивидуальный, профессиональный и  возрастной имиджи. Окружающие выносят  суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога. В структуре  имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внешняя  составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее  или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя  педагогическое общение.  

    Профессиональная  деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.  

    Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа. В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.  

    Формирование  имиджа педагога должно осуществляться через формирование Я-концепции как способа поведения и оценки его самого себя самим. Я-концепция – комплекс форм поведения, система отношений человека к себе:, это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений о себе, сложившихся на основе постоянного общения с окружающими. Я-концепция является динамичным психологическим образованием. ее развитие и изменения обусловлены внутренними и внешними факторами, при этом социальная среда оказывает особое влияние на ее формирование. В зависимости от ситуации педагог формирует Я-образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность Я-концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности учителя. Позитивная Я-концепция учителя обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя.  

    В результате позитивного отношения  со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его  творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно  реализовать себя. Для плодотворной профессиональной деятельности в направлении  сотрудничества учителя с учениками  педагогу необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских  способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального  и духовного начал у учеников. Все это вместе составляет имидж  учителя. 
 
 
 
 

Заключение 

    В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая  требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует  от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и  морально к работе с детьми, а  это по плечу далеко не каждому  человеку.

    Профессиональный  педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и  воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут  много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием  детей не занимались педагоги, то через  несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение  людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы  

Интернет  ресурсы http:www. yandex. ru 

Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 1984. 

Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. - М., 1984. - С. 173. 

Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций. - С. 9. 

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. - Т. II. - С. 176. 

Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоции: Тексты. - М., 1984. - С. 49-50. 

Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1987. (Функции эмоций в жизни человека: 7-18. Эмоции и потребности: 18-22. Эмоции и личность: 22-25, 37-48, 79-116. Классификация эмоций: 25-37. Чувства: 75-79.) 

Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980. (Роль эмоций в жизни человека: 13-25. Теории эмоций: 31-51. Эмоции и мотивация: 52- ТУ, 163-209. Эмоции и экспрессия: 72-91. Эмоции и сознание: 117-138. Эмоции и поведение: 139-162.) 

Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1982. (Что такое стресс: 25-31. Развитие концепции стресса; 31-51. Мотивация и стресс: 52-83.) 

Симонов П.В. Эмоциональный  мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. - М., 1981. (Что такое эмоция: 10-39.) 

Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990. (Классификация основных эмоций: 12-20.) 

Немов Р.С. Психология: — 3-е изд. — М: ВЛАДОС, 1998. - 608 с.  

  Книги

Психология: Учебник  для гуманитарных вузов / Под общей  ред. В. Н. Дружинина — СПб.: Питер, 2005.  

Современная психология: Справочное руководство. — М.: ИНФРА-М 1999.-688 с. 
 
 

Информация о работе Образ современного педагога