Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:27, реферат
В настоящее время перед педагогическим образованием выдвигаются новые задачи и, в первую очередь, ставится задача подготовки учителя-гуманиста. Современная модель учителя предполагает воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств. Современный учитель должен иметь подчерк педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с учащимися, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения.
. Модель современного педагога
1.1. Качества современного педагога
2. Нравственно-психологический образ современного педагога
3. Имидж современного учителя.
К
личности будущего педагога предъявляется
ряд самых серьезных
Главным
и постоянным требованием, предъявляемым
к педагогу, является любовь к детям,
к педагогической деятельности, наличие
специальных знаний в той области,
которой он обучает детей, широкая
эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый
интеллект, высокий уровень общей
культуры и нравственности, профессиональное
владение разнообразными методами обучения
и воспитания детей. Без любого из
перечисленных факторов успешная педагогическая
работа невозможна.
Все
эти свойства, не являются врожденными.
Они приобретаются
Дополнительными,
но относительно стабильными требованиями,
предъявляемыми к педагогу, являются
общительность, артистичность, веселый
нрав, хороший вкус и другие. Эти
качества важны, но меньше, чем главные,
перечисленные выше. Без каждого
из таких качеств в отдельности
учитель или воспитатель вполне
может обойтись. Можно представить,
например, не очень общительного математика,
знания и преподавательские
Главные
и второстепенные педагогические качества
в совокупности составляют индивидуальность
педагога, в силу которой каждый
хороший учитель представляет собой
уникальную и своеобразную личность.
Несколько
более сложен для решения вопрос
о главных и второстепенных изменчивых
качествах педагога, которые от него
требуются в данный момент истории
общества, в данное время и на
данном рабочем месте. Существующая
система образования нередко
отстает от тех преобразований, которые
происходят в социальной сфере, но в
целом достаточно гибко ее отражает.
Новая ситуация, складывающаяся в
обществе, задает новые цели обучения
и воспитания. Они в свою очередь
определяют требования, предъявляемые
к личности учителя и воспитателя.
Для того чтобы вовремя и точнее
установить эти требования, необходимо
сделать следующее:
1.
Правильно оценить тенденции
политического, социального и
экономического развития
2.
Определить, какими качествами в
этом обществе должен будет
обладать человек, чтобы
3.
Установить, какими достоинствами
должен располагать и от каких недостатков
должен быть избавлен современный человек,
оканчивающий среднюю школу.
4.
Выяснить, каким должен стать
современный педагог,
Обсудим
сформулированные выше положения. Главная
тенденция современного прогрессивного
развития общества — демократизация
жизни; происходит децентрализация
управления, передача власти на места.
Экономические
преобразования затронули всю систему
социальных отношений, вводя рыночные
основы в большую их часть, диктуя
необходимость самостоятельного принятия
ответственных решений. В этой связи
значительно расширились
Усиление
гласности позволило
Прежде
всего — умение жить в условиях,
расширяющейся демократии, гласности,
плюрализма мнений, общаться и взаимодействовать
с людьми на правовой и демократической
основе. Это предполагает, с одной
стороны, способность признавать, понимать,
принимать как должное наличие
многих различных точек зрения, вести
дискуссии и на высококультурной
основе разрешать возникающие
Передача
или утрата власти одной стороной
предполагает ее принятие, умение воспользоваться
ею другой стороны. Это предъявляет
повышенные требования к организаторским
умениям, к способности руководить
людьми, принимать управленческие решения.
Здесь нужны профессиональная компетентность
и обладание качествами руководителя-лидера.
Изменение
системы экономических
Гласность
требует от человека умения излагать
свои мысли в устной или письменной
форме, убеждать, доказывать, говорить
самому и внимательно слушать
других. Обладателями всех этих качеств
в ближайшее время должны стать молодые
люди, оканчивающие среднюю школу, и если
мы хотим, чтобы те положительные изменения,
которые начали происходить в нашем обществе,
закрепились окончательно, уже сейчас
следует позаботиться о том, чтобы существенно
изменить систему обучения и воспитания
детей. Для того чтобы сделать учащегося
личностью — а сейчас, нам как никогда
нужны именно личности, соответствующие
требованиям времени, — сам педагог должен
обладать независимостью, грамотностью,
инициативностью, самостоятельностью
и многими другими качествами, систематически
развивать их у себя.
Для
того чтобы успешно справляться
со своей работой, педагог должен
иметь незаурядные общие и
специальные способности. В число
общих способностей входят те, которые
определяют высокие результаты в
любой человеческой деятельности, а
к специальным относятся те, от которых
зависит успех именно педагогической
деятельности, обучения и воспитания детей.
О
процессе формирования и развития способностей
педагога как воспитателя можно
сказать то же самое, что утверждалось
выше о способностях учителя, за исключением,
пожалуй, одного: быть хорошим воспитателем
сложнее, чем быть хорошим учителем.
Это связано с тем, что среди
характерных для воспитателя
способностей больше таких, которые
даны человеку от природы, чем среди
способностей, свойственных учителю.
В
среде педагогов немало таких, кто
является хорошим учителем, но сравнительно
слабым воспитателем. Встречаются и
те, кто способен неплохо воспитывать
детей, но гораздо хуже справляется
с ролью учителя. Это обстоятельство
не является основанием для вывода
о том, что соответствующие люди
не могут стать хорошими педагогами,
просто сфера приложения их педагогического
мастерства может быть различной: или
преимущественно учительской, или
главным образом
Среди
специальных педагогических способностей
есть и способность особого рода,
которую нельзя однозначно отнести
ни к деятельности учителя, ни к работе
воспитателя, так как она одинаково
необходима им обоим. Это способность
к педагогическому общению. В.А. Кан-Калик,
ученый-психолог, который много занимался
исследованием этой способности, писал,
что педагогический труд насчитывает
в своей структуре более 200 компонентов.
Общение является одной из самых сложных
его сторон, так как через него осуществляется
главное в педагогической работе: воздействие
личности учителя на личность ученика.
Одним из важных качеств педагога является
умение организовывать длительное и эффективное
взаимодействие с учащимися. Данное умение
обычно связывают с коммуникативными
способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим
общением — важнейшее требование к личности
педагога в том ее аспекте, который касается
межличностных взаимоотношений.
Какова
структура коммуникативных
Прежде
всего, заметим, что коммуникативные
способности, проявляющиеся в педагогическом
общении, — это способности к
общению, специфическим образом
выступающие в сфере
Познание
человека человеком включает общую
оценку человека как личности, которая
обычно складывается на основе первого
впечатления о нем; оценку отдельных
черт его личности, мотивов и намерений;
оценку связи внешне наблюдаемого поведения
с внутренним миром человека; умение
«читать» позы, жесты, мимику, пантомимику».
Познание
человеком самого себя предполагает
оценку своих знаний; оценку своих
способностей; оценку» своего характера
и других черт личности; оценку того,
как человек воспринимается со стороны
и выглядит в глазах окружающих его
людей.
Умение
правильно оценить ситуацию общения
— это способность наблюдать
за обстановкой, выбирать наиболее информативные
ее признаки и обращать на них внимание;
правильно воспринимать и оценивать
социальный и психологический смысл
возникшей ситуации.
Интересны
в педагогическом плане, но менее
изучены и порождают больше разнообразных
проблем на практике так называемые
невербальные формы педагогического
общения. Связанные с этим коммуникативные
способности включают: умение вступать
в контакт с незнакомыми
Коммуникативные
способности педагога поддаются
развитию. Хорошие результаты в их
формировании дает социально-психологический
тренинг.
Особой
сферой проявления способности к
педагогическому общению
Имидж современного учителя.
Существует
ли специфический имидж учителя?
— задает вопрос известный отечественный
психолог Л.М. Митина и утвердительно
отвечает на него: Учителя определяют
в непрофессиональной среде очень
быстро. Причину подобного автор
видит в том, что ...большинство педагогов
загоняют в прокрустово ложе устаревших
и неконструктивных традиций и правил
свою индивидуальность, самобытность....
В
современном, потерявшем многие былые
ориентиры российском обществе профессия
учителя утратила былые высоты, и
необходимость ее реабилитации не вызывает
сомнения. Конечно, требуется государственная
поддержка педагога. Но всегда ли только
экономический фактор определяет имидж
учителя и отношение к нему
со стороны учащихся и родителей?
Что могут сделать сами учителя,чтобы
поднять престиж профессии?