Образовательная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:25, контрольная работа

Описание

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются: а). социальная и экономическая нестабильность в обществе, дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике; б). неполнота нормативной правовой базы в области образования; в). систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.

Содержание

Введение.
1. Организационно-правовые формы образовательных учреждений.
1.1.Государственные и муниципальные образовательные учреждения.
1.2. Негосударственные образовательные учреждения.
2. Особенности типов образовательных учреждений.
2.1. Дошкольные учреждения.
2.2. Общеобразовательные учреждения.
2.3. Учреждения профессионального образования.
2.4. Учреждения дополнительного образования.
2.5. Специальные (коррекционные) учреждения.
2.6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

педагогика.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

     - учреждения дополнительного образования;

     - специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

     - учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

     - другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

     Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

     Дошкольные  учреждения - ясли, детские сады создаются с целью помощи семье в воспитании и развитии детей (в возрасте от одного года до шести лет). В дошкольных учреждениях предусматривается сенсорное развитие ребенка, отработка двигательных навыков, развитие пространственной ориентировки и коммуникативных качеств личности, обучение навыкам культурного поведения, укрепление здоровья, физической, психологической и мотивационной готовности детей к школе. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

     Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. 

    2.2. Общеобразовательные  учреждения.

     Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование включает три  ступени. Они соответствуют уровням образовательных программ:

     - начальное общее; - основное общее; - среднее (полное) общее образование.

     Общеобразовательные учреждения соответствуют трем основным периодам развития ребенка: детству, отрочеству, юности.

     Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей. В ней учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, нормами поведения, основами личной гигиены, вырабатывают привычку здорового образа жизни.

     Учебные предметы на этой ступени школы имеют  характер интегрированных курсов, которые  закладывают первоначальные представления  о природе, обществе, человеке и его  труде. В начальной школе могут вводиться факультативные занятия по физическому, эстетическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам. Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования определяются Уставом образовательного учреждения. По согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования. Общеобразовательные учреждения могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности.

     Основная  школа должна закладывать прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Для глубокого усвоения основ наук и формирования научного мировоззрения, помимо обязательных предметов, охватывающих 75-80% учебного времени, вводятся дополнительные предметы по выбору, факультативные курсы, разноуровневые программы. Основная школа является обязательной. Ее выпускники могут продолжить обучение как в средней школе, так и в профессиональных учебных заведениях различного профиля или в вечерних (заочных) средних общеобразовательных школах. Для стимулирования самообразовательной работы учащихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью.

     Для более глубокой дифференциации Совет  школы может принять решение  о введении в школе одного или  нескольких профилей обучения (гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, экономический, технический, сельскохозяйственный, и др.). Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.

     Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется  в пределах образовательных программ начального профессионального или  среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

     В настоящее время проявляется  тенденция преобразования общеобразовательных  школ в школы нового типа (гимназии, лицеи, многопрофильные школы и  др.). Открываются специализированные лицеи и гимназии, колледжи при вузах и университетах. Такие изменения в процессе получения образования выявляют следующие особенности:

     - тесное увязывание разных ступеней образовательного процесса;

     - создание прочных основ профессиональной ориентации;

     - создание основ для осмысленного выбора будущей профессии молодежью;

     - ориентация на социальный заказ.

     Вечерние  и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени.  

    2.3. Учреждения профессионального образования.

     Система учреждений профессионального образования включает в себя:

     - начальное профессиональное образование (училища); - среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи); - высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии); - послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура); - курсы, институты повышения квалификации и переподготовки.

     Профессиональные  образовательные учреждения осуществляют подготовку работников квалифицированного труда, подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, предоставляют гражданам возможность повышения уровня образования.

     Профессиональная  подготовка может быть получена в  образовательных учреждениях начального профессионального образования  и других образовательных учреждениях: учебно-производственных мастерских; межшкольных учебных комбинатах; учебных участках (цехах); в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии; в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

     Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах).

     Среднее профессиональное образование ставит своей задачей подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

     Высшее  профессиональнее образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в высших учебных заведениях. Высшее образование - образование, содержание которого ориентировано на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, а также подготовку педагогических и научных работников. В современной России есть гуманитарные, педагогические, медицинские, технические университеты. За их многообразием стоит процесс освоения социального опыта и культурных ценностей. Особенностью современного университета является плавное вхождение студентов в процесс научного творчества, приобщения их к научно-исследовательской работе.

     Послевузовское  профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Последипломное образование - это реализация непрерывного образования через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами. В научной среде оно представлено аспирантурой, соискательством и докторантурой. 

    2.4. Учреждения дополнительного  образования.

     Дополнительное  образование и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Дополнительное образование сегодня - необходимое звено в воспитании многогранной личности, способной мыслить универсально. Переходя в режим развития, учреждения дополнительного образования детей стремятся определить специфику своей деятельности, включаются в поиск нового содержания образования, осмысливают научно-методические основы образовательно-воспитательного процесса и стремятся освоить новые формы методической работы. Формы деятельности подразделяются на индивидуальные, групповые и коллективные, которые разумно сочетаются на практике. Организация образовательно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей предполагает педагогическое воздействие на процессы повышения воспитательного функционала семьи, развитие личности ребенка посредством комплекса культурно-досуговых, образовательных и воспитательных программ.

     К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы  различной направленности, реализуемые:

     - в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

     - в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

     - посредством индивидуальной педагогической деятельности. 

    2.5. Специальные (коррекционные) учреждения.

     В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т. п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру: специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

     Деятельность  таких учреждений регламентируется постановлением Правительства РФ от 12.03.1997г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». В соответствии с этим законом во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях реализуются специальные образовательные стандарты. Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть как государственным, муниципальным, так и негосударственным.

Информация о работе Образовательная система России