Обследование фонетической стороны речи при стертой форме дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:02, реферат

Описание

Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов у детей с дизартрией зависит в первую очередь от правильности диагностики этих речевых нарушений.
Диагностическое обследование включает в себя обследование состояния звукопроизношения, которое строится с учетом структуры произносительных дефектов.

Работа состоит из  1 файл

тане.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

     Обследование  фонетической стороны  речи при стертой  форме дизартрии 

     Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов у детей с дизартрией зависит  в первую очередь от правильности диагностики этих речевых нарушений.

     Диагностическое обследование включает в себя обследование состояния звукопроизношения, которое  строится с учетом структуры произносительных дефектов.

     Структуру произносительных нарушений при  дизартрии составляют: синдром артикуляционных  расстройств, синдром нарушения речевого дыхания, а также нарушения голоса и мелодико-интонационные расстройства. Поэтому обследование звукопроизношения включает в себя:

  • обследование речевой моторики, то есть состояние мимической, жевательной мускулатуры, подвижность органов артикуляции,
  • строение и анатомические особенности;
  • обследование речевого дыхания;
  • обследование состояния органов голосообразования;
  • непосредственно произношение звуков по общепринятой методике.

     Таким образом, структура обследования звукопроизношения  определяется структурой самих дефектов произношения. Более детальное, глубокое обследование необходимо при дизартрии, так как этот вид расстройства звукопроизношения обусловлен не только нарушением артикул моторики, но и нарушением других компонентов речи. А двигательные расстройства артикуляционного аппарата более грубые и тяжелые по сравнению с дислалией.

     Для изучения устной речи дошкольников предлагается наглядно-дидактический систематизированный материал.

     Для изучения понимания речи, обследуемому предлагается прослушать:

     1) фразу и показать, какой картинке  она соответствует, например, Шура (Женя, Валя) упал(а) или заплакал(а)  и т.д. Основным ориентиром  в правильном определении картинки  по фразе является понимание  ребёнком категории рода глагола.

     2) небольшой стихотворный отрывок и показать, какой сюжетной картинке он соответствует;

     3) небольшой рассказ и ответить  на вопросы.

     В одном из заданий дошкольникам предлагается показать, где:

     1) слоник держит мишку (у слоника  мишка) - мишка держит слоника  (у мишки слоник);

     2) ёлка на грузовике - грузовик  на ёлке;

     3) белка в дупле - белка на  ветке;

     4) ёжик под грибочком - ёжик с  грибочком. 

  • Для изучения понимания наречий сравнительной степени, ребёнку предлагается ответить на вопросы:

     1)Маша  выше Даши. Кто здесь Маша? Кто Даша?

     2) Димин карандаш короче Тиминого. Какой карандаш Димин? Какой  Тимин?

     3) Паша старше Саши, но моложе  Миши. Кто всех старше? Кто младше  всех?

     Понимание сложных логико-грамматические конструкций  помогает определить следующее задание, в котором ребёнку предлагается показать картинку, на которой:

     1) Девочка спасена мальчиком. - Мальчик  спасён девочкой.

     2) Собака испугана медведем. - Медведь  испуган собакой.

     3) Грузовик вытянут трактором. - Трактор  вытянут грузовиком.

     Обследование  произношения проводится на материале, предусматривающем положение звука в начале, середине и конце слова. Исключение составляют звонкие согласные. Их произношение проверяется только в начале и середине слова, так как произносительные нормы русского языка требуют обязательного оглушения звонкого согласного в конце слова.

      Для обследования произношения звуков речи у детей рекомендуется использовать слова с различной слоговой структурой.

     При обследовании состояния гласных  целесообразно предлагать слова, в  которых гласный первый в слове:

     • под ударением (аист, ослик, утка, иглы);

     • безударный (автобус, индюк, ананас, улитка).

     Условие использовать при проведении обследования слова различной слоговой структуры  распространяется также и на этот речевой материал.

     Обследование  произношения согласных звуков проводится по традиционным канонам:

     1) изолированно - дошкольника просят  повторить звук,;

     2) в слогах - повторить;

     3) в словах - назвать картинки или  повторить их название;

     4) во фразе:

     - составить предложение по картинке,

     - повторить фразу.

     1. Обследование изолированного произношения  звуков речи: б, б\ п, п\ в,  в\ с, с\ з, з\ ц, ш, ж,  ч, л, л\ р, р\ м, м\ к,  к\ х, х\ г, г\ д, д\ т,  т\ ф, ф\ й, а, о, у, ы,  э, я, е, ё, ю, и.

     Результаты  фиксируются либо в таблице, либо в свободной форме, удобной для анализа в дальнейшем. 

Звуки б б' п п' в ъ ф ф" 3 з' с с' ц ж ш т т' м м' г г'
Как произносятся +               с сл         б/п            
Звуки к к X   д д л   р рч й а о У ы э я е ё ю  
Как произносятся                 - -                      
 

     Условные  обозначения выбираются произвольно, например:

     • б/п - боковое произношение;

     • м/з - межзубное произношение;

     • (+) или чистая строка - нормированное произношение;

     • (-) - звук отсутствует и т.д.

     В табл. 1 представлен перечень слов и  фраз.

     Обследование  фонематических процессов строится в игровой форме. Задания подобраны таким образом, что помимо обследования собственно фонематических процессов, исследователь получает возможность определить состояние и особенности деятельности ряда психологических процессов, играющих значительную роль в становлении и всестороннем развитии речи (устной и письменной) и обеспечении полноценности всех её функций. Всестороннее исследование состояния устной речи даже в работе с дошкольниками - не конечная цель логопедического обследования. Помимо выявления имеющихся нарушений, перед логопедом стоит задача - выявление предпосылок возникновения нарушений письменной речи, среди которых особо следует отметить дефицит слухоречевой памяти, слабость вербализации пространственных представлений, слабость вербализации пространственных представлений.

     В связи с этим изучению фонематических процессов, их внутренним взаимосвязям и связям с обозначенными выше психическими процессами посвящено  достаточно большое количество заданий.

     В одном блоке заданий обследуемому предлагается назвать выделяемые экспериментатором гласные звуки в словах первого ряда, подобрать слово из второго ряда с тем же звуком в указанной позиции. Слова-названия картинок, в которых:

     1) гласный звук в начале слова  в ударной позиции, слова: аист, уши, облако, иглы - гласный в безударном слоге (исключение составляет слово «остров» с ударением на первом слоге), слова: остров, утюг, индюк, арбуз (аист-арбуз, уши - утюг, облако - ветров, иглы - индюк);

     2) гласный в середине, слова: мак,  сок, сыр, лист - кот, кит, дым, рак (мак - рак, сок - кот, сыр - дым, лист - кит).

     3) гласный в конце слова в  ударной позиции, слова: луна, ведро, шары, кенгуру - гласный  в конце слова в безударном  и ударном слоге: ракета, горы, кольцо, кенгуру - 2 животных (луна - ракета, яйцо - кольцо, шары -горы, кенгуру - кенгуру). 

     Таблица 1.

Исследуемый звук- Слова Составить предложение по картинке Повторить фразы: А - простая  фраза; Б — сложная  фраза.
 
простой слоговой структуры
более сложной слоговой структуры
 
 
Гласные: а, о, у, и, ы
аист, ослик, утка, иглы ведро, жуки, шары автобус, индюк, ананас, улитка облака, кенгуру, шимпанзе    
Согласные: с сом, оса, сук, нос сумка, сосулька, насос. 1) Самосвал сваливает песок. 2) Собака ест мясо. А. 1) У Сани сани. 2) У Сани сом с усами. Б.1) Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он. 2) Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска.
с сито, гуси, лось сирень, апельсин, карась 1) У лося лосята. 2) У лисы лисята. 3) У гуся гусята. А. Ходит Васька серенький. Б. Носит Сеня сено в сени.
3 зубы, замок, коза зонт, заноза, гнездо По телевизору показывают Незнайку. А. Не забуду незабудку. Б. Шнурок на ботинке завязываю, Завязываю  и показываю...
з' зелёный, узел, газета зебра, зеркало, обезьяна На зелёном  лугу пасётся зебра. А. Резиновую  Зину купили в магазине. Б. Козёл грызёт зелёную капусту.
ц цепь, курица, палец огурцы, рукавица, колодец Из яйца вылупился  цыплёнок. А. На болотце  цапля. Б. Сели птицы на страницы, Знают  быль и небылицы.
ш шапка, кошка, мышь шкаф, шалаш, шашки 1) Кошка ловит  мышку. 2) Мишка с мышкой играют в шахматы. А. Наши мыши Ваших  тише. (В.Степанов) Б. Кукушка кукушонку  купила капюшон. (И.Демьянов)
ж жук, ножи, пижама пружина, пожарный, ножницы 1) Жирафы жуют  листву. 2) Пожарные тушат пожар. А. Жук жужжит в железной банке. Б. У ежа ежата, У ужа ужата.
ч чулок, мяч, ключ чучело, очки, обруч Ученики читают учебник. А. Течёт речка, печёт печка. Б. На грядочке чеснок и  чечевица.
щ щука, ящик, плащ щётка, щит, прищепки Два щенка перетягивают щётку. А. Овощи для  щей. Б. В гуще леса волки рыщут, пищу ищут.
л лапа, пила, мел ласточка, акула, колокол Клоун играет на балалайке. А. На полке бутылка  с молоком. Б. Около кола колокола, и на колах колокола..
л' лиса, олень, медаль лестница, самолёт, пудель Мальчик поливает цветы из лейки. А. Лёня любит  плюшки. Б. А любили ли лилипуты литии? (Д. Хармс)
р рыба, ворона, повар ракушка, трактор, тигр Мужчина рубит  дрова топором. А. В пруду  карпы. Б. Проворонила ворона воронёнка.
р' репа, моряк, якорь ресницы, дерево, букварь В теремке живут звери. А. Тридцать три  тигрёнка. Б. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
J юла, майка, свинья, сарай яблоко, платье, ружьё, попугай Под елью бежит  ёж с яблоком. А. Дай, Майка, зелёную  майку! Б. 1) Рая кроила юбку Яне. Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей. 2) Мы едем, едем, едем в далёкие края, хорошие соседи, счастливые друзья. (С.Михалков)
б бант, труба, шайба бабочка, балкон, барабан Баба Яга  выглядывает из окна избушки на курьих ножках. А. Был у бабушки  барабан. Бил он бойко в барабан. (Е. Благинина) Б. На базаре бабушка Боба бобов для борща набрала.
д дом, дым, борода дудочка, душ, карандаш Дедушка набрал полное ведро ягоды. А. Дождик, дождик, не дожди! (Е.Благинина). Б. Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
г гора, вагон, нога глобус, иголка, снеговик Гусь играет на губной гармошке. А. Гусь гогочет. Б. Гоша подарил Гале гладиолусы и  гортензии.
в ваза, совы, волк вулкан, трава, валенки Девочка надевает оранжевые варежки. А. Вова плавал в ванне. Б. Ворон на воротах, соловей на ветке.
м мак, лимон, гном мухомор, бегемот, шлем Мотоциклист садится  на мотоцикл. А. На манеже шимпанзе. Б. Вы малину мылили? Мыли, но не мылили.
н нос, енот, слон носорог, кенгуру, пингвин Обезьяна ест  бананы. А. Наша Нона сонная. Б. Донья Ерундина, Нос из пластилина, Нос из пластилина - Странная картина!
к коза, рука, молоток укроп, пеликан, кукуруза Кукушка сидит  на суку. А. Даёт корова молоко. Б. Как хорошо, когда река И широка и глубока! (Б. Заход ер)
х хор, муха, петух хоккеист, мухомор, подсолнух Дети играют в хоккей с мячом. А. Холёная выхухоль. Б. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: - Ха - ха - ха - ха - ха!
ф фонарь, кофта, шкаф фламинго, светофор, жираф Футболисты  играют в футбол. А. Кофта из фланели. Б. 1) Коты расфуфырили хвосты. 2) Фарфоровая формочка для вкусного печенья.
Смягчение пень, сети, утюги, тюлени олени, линейки, медведи, бельчата Белый медведь  сидит (лежит) на

льдине.

А. У Лёни лини. Б. Вёз корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы три  недели Карамель на мели ели.

Информация о работе Обследование фонетической стороны речи при стертой форме дизартрии