Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:02, реферат
Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов у детей с дизартрией зависит в первую очередь от правильности диагностики этих речевых нарушений.
Диагностическое обследование включает в себя обследование состояния звукопроизношения, которое строится с учетом структуры произносительных дефектов.
Обследование
фонетической стороны
речи при стертой
форме дизартрии
Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов у детей с дизартрией зависит в первую очередь от правильности диагностики этих речевых нарушений.
Диагностическое обследование включает в себя обследование состояния звукопроизношения, которое строится с учетом структуры произносительных дефектов.
Структуру произносительных нарушений при дизартрии составляют: синдром артикуляционных расстройств, синдром нарушения речевого дыхания, а также нарушения голоса и мелодико-интонационные расстройства. Поэтому обследование звукопроизношения включает в себя:
Таким образом, структура обследования звукопроизношения определяется структурой самих дефектов произношения. Более детальное, глубокое обследование необходимо при дизартрии, так как этот вид расстройства звукопроизношения обусловлен не только нарушением артикул моторики, но и нарушением других компонентов речи. А двигательные расстройства артикуляционного аппарата более грубые и тяжелые по сравнению с дислалией.
Для
изучения устной речи дошкольников предлагается
наглядно-дидактический
Для изучения понимания речи, обследуемому предлагается прослушать:
1)
фразу и показать, какой картинке
она соответствует, например, Шура
(Женя, Валя) упал(а) или заплакал(а)
и т.д. Основным ориентиром
в правильном определении
2) небольшой стихотворный отрывок и показать, какой сюжетной картинке он соответствует;
3) небольшой рассказ и ответить на вопросы.
В одном из заданий дошкольникам предлагается показать, где:
1)
слоник держит мишку (у
2) ёлка на грузовике - грузовик на ёлке;
3) белка в дупле - белка на ветке;
4) ёжик под грибочком - ёжик с грибочком.
1)Маша выше Даши. Кто здесь Маша? Кто Даша?
2)
Димин карандаш короче
3) Паша старше Саши, но моложе Миши. Кто всех старше? Кто младше всех?
Понимание сложных логико-грамматические конструкций помогает определить следующее задание, в котором ребёнку предлагается показать картинку, на которой:
1) Девочка спасена мальчиком. - Мальчик спасён девочкой.
2) Собака испугана медведем. - Медведь испуган собакой.
3) Грузовик вытянут трактором. - Трактор вытянут грузовиком.
Обследование произношения проводится на материале, предусматривающем положение звука в начале, середине и конце слова. Исключение составляют звонкие согласные. Их произношение проверяется только в начале и середине слова, так как произносительные нормы русского языка требуют обязательного оглушения звонкого согласного в конце слова.
Для
обследования произношения звуков речи
у детей рекомендуется
При обследовании состояния гласных целесообразно предлагать слова, в которых гласный первый в слове:
• под ударением (аист, ослик, утка, иглы);
• безударный (автобус, индюк, ананас, улитка).
Условие использовать при проведении обследования слова различной слоговой структуры распространяется также и на этот речевой материал.
Обследование произношения согласных звуков проводится по традиционным канонам:
1) изолированно - дошкольника просят повторить звук,;
2) в слогах - повторить;
3) в словах - назвать картинки или повторить их название;
4) во фразе:
-
составить предложение по
- повторить фразу.
1.
Обследование изолированного
Результаты
фиксируются либо в таблице, либо
в свободной форме, удобной для анализа
в дальнейшем.
Звуки | б | б' | п | п' | в | ъ | ф | ф" | 3 | з' | с | с' | ц | ж | ш | т | т' | м | м' | г | г' |
Как произносятся | + | с | сл | б/п | |||||||||||||||||
Звуки | к | к | X | д | д | л | р | рч | й | а | о | У | ы | э | я | е | ё | ю | |||
Как произносятся | - | - |
Условные обозначения выбираются произвольно, например:
• б/п - боковое произношение;
• м/з - межзубное произношение;
• (+) или чистая строка - нормированное произношение;
• (-) - звук отсутствует и т.д.
В табл. 1 представлен перечень слов и фраз.
Обследование фонематических процессов строится в игровой форме. Задания подобраны таким образом, что помимо обследования собственно фонематических процессов, исследователь получает возможность определить состояние и особенности деятельности ряда психологических процессов, играющих значительную роль в становлении и всестороннем развитии речи (устной и письменной) и обеспечении полноценности всех её функций. Всестороннее исследование состояния устной речи даже в работе с дошкольниками - не конечная цель логопедического обследования. Помимо выявления имеющихся нарушений, перед логопедом стоит задача - выявление предпосылок возникновения нарушений письменной речи, среди которых особо следует отметить дефицит слухоречевой памяти, слабость вербализации пространственных представлений, слабость вербализации пространственных представлений.
В связи с этим изучению фонематических процессов, их внутренним взаимосвязям и связям с обозначенными выше психическими процессами посвящено достаточно большое количество заданий.
В
одном блоке заданий
1)
гласный звук в начале слова
в ударной позиции, слова:
2) гласный в середине, слова: мак, сок, сыр, лист - кот, кит, дым, рак (мак - рак, сок - кот, сыр - дым, лист - кит).
3)
гласный в конце слова в
ударной позиции, слова: луна,
ведро, шары, кенгуру - гласный
в конце слова в безударном
и ударном слоге: ракета, горы,
кольцо, кенгуру - 2 животных (луна - ракета,
яйцо - кольцо, шары -горы, кенгуру - кенгуру).
Таблица 1.
|
Информация о работе Обследование фонетической стороны речи при стертой форме дизартрии