Обследование фонетической стороны речи при стертой форме дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:02, реферат

Описание

Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов у детей с дизартрией зависит в первую очередь от правильности диагностики этих речевых нарушений.
Диагностическое обследование включает в себя обследование состояния звукопроизношения, которое строится с учетом структуры произносительных дефектов.

Работа состоит из  1 файл

тане.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)
 

     В словах первого ряда, подобрать слово из второго ряда с этим же звуком в начале слова. Соединить стрелками картинки:1) твёрдый согласный в конце слова, слова: банан, душ, забор - твёрдый согласный в начале слова, слова: шуба, роза, носки (душ - шуба, забор - доза); 2) мягкий согласный в конце слова, слова: ель, рысь, дверь - мягкий согласный в начале слова, слова: репа, сито, лиса (ель - лиса, дверь - репа).

     Установление  последовательности звуков в слове. К верхнему ряду картинок подобрать картинки из нижнего ряда, соблюдая последовательность заданных звуков в словах - названиях картинок. Соединить картинки стрелками:

     1) определить последовательность  гласных: крот, паук, слива - вилка,  стол, кактус (крот - стол, паук - кактус, слива - вилка);

     2) определить последовательность  согласных звуков: лес, крот, стол, шишки - корыто, стул, шашки, лиса (стол - стул, шишка - шашка).

  • Для изучения состояния фонематического анализа и синтеза дошкольникам предлагается игра «Отыщи словечко», в которой из первых звуков названий картинок необходимо составить слово: 1) сова, ухо, пушка (суп); 2) гусь, ранец, окна, муха (гром).

     Аналогичное задание - составить слово из последних  звуков слов-названий картинок: 1)тигр, лицо, плот (рот); 2) автобус, окно, гном (сом).

  • Для выявления уровня сформированное аналитико-синтетических деятельности при работе с речевым материалом обследуемому предъявляется достаточно сложное задание, для выполнения которого необходимо последовательно выделять из слов-названий картинок указанный цифрой звук, а затем, соединив выделенные звуки, назвать зашифрованное слово. На речевом материале проверяется также состояние процессов запоминания, функции самоконтроля, умение оперировать этим материалом в уме, сравнивать полученный результат с реально существующими словами. Задание достаточно трудное, поэтому предлагается только тем детям, которые успешно справились с предыдущими заданиями.

     Слова-названия картинок для анализа дошкольниками:

     1)ГУСЬ2, ТРАКТОР1, КАСТРЮЛЯ', ПАРТА2. (УТКА.);

     ПРИМЕЧАНИЕ. ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СЛОВ, СЛЕДУЕТ ЧЁТКО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ПОРЯДКА ВЫДЕЛЕНИЯ ЗВУКОВ, СОБЛЮДАЯ ОЧЕРЁДНОСТЬ ИНДЕКСОВ. ТАК В СЛОВЕ ВЕДРО С ИНДЕКСАМИ (5,3) НЕОБХОДИМО СНАЧАЛА ВЫДЕЛИТЬ ПЯТЫЙ (О) ЗВУК, А ЗАТЕМ - ТРЕТИЙ (Д).

  • Изучение слоговой структуры и слогового анализа и синтеза даёт богатый диагностический материал при определении типа речевого нарушения. Как и большинство заданий при проведении данного логопедического обследования дифференцированы по сложности и проводятся в игровой форме - игра «Кнопочки».

     Дошкольникам, не знакомым с категорией «слог», предлагается проанализировать слова-названия картинок - лук, ком, часы, лопата, мел, молоко, кит - и закрыть жёлтыми фишками - «кнопочками» картинки с короткими названиями, голубыми - с длинными.

     Дошкольника, знакомым с понятием «слог» для анализа предлагаются слова - названия картинок:

     а) лопата, лужа, лев, весы, дом, гиря, сорока, кукуруза;

     б) горох, молоток, петух, парашют, топор, сапог, велосипед, самокат.

     По  условиям игры нужно закрыть «кнопочками» одного цвета картинки, в названиях которых одинаковое количество слогов [15].

  • Следующий блок заданий посвящен изучению произносительных способностей обследуемого и состояния слоговой структуры слова при повторении слов различной слоговой структуры и выражений, насыщенных оппозиционными звуками.

     Повторить выражения:

     1. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики  для нас.

     2. Милиционер Валерий регулирует  движение на перекрёстке.

     3. Вот вам телеграмма от гиппопотама,

     от  гиппопотама вот вам телеграмма.

     4. Топал тополь в Мелитополь, По дороге топал тополь. Недотёпа - этот тополь, Не по той дороге топал.

     5) Трамвай травмировал троллейбус.

     При анализе выполнения данного задания  обращает на себя способность обследуемого точно воспроизводить предлагаемый речевой материал, объём точно  воспроизводимого материала, характер ошибок: искажение слоговой структуры (перестановки слогов в слове, повторения, пропуски, замены, упрощение слоговой структуры), а также замены, искажения, пропуски, вставки, перестановки, перемещения звуков в слове.

     Диагностическая целесообразность данного задания объясняется тем фактом, что для симптоматики отдельных речевых нарушений фонематические нарушения в меньшей степени выявляются при произнесении «локальных» слов и в большей степени - при произнесении предложений (сочетаний слов). Как отмечается в ряде исследований, «локальное» слово может быть произнесено правильно или в нём могут наблюдаться единичные нарушения, но включённое в более сложный контекст, оно, испытывая тем самым возросшее число сегментных и надсегментных воздействий, часто подвергается и большему числу разнообразных нарушений.

  • Обследование лексики включает разнообразные задания, с целью выявления активного и пассивного словарного запаса, понимания лексического значения слова, владение абстрактными понятиями.

     На  примере заданий - классификаций  можно проверить владение обобщающими  словами, такими как: посуда, игрушки, школьные принадлежности, ягоды, овощи, фрукты, мебель, продукты, музыкальные инструменты, дикие животные, домашние животные, птицы, цветы, деревья, ягоды, инструменты, транспорт, электроприборы, обувь, одежда, головные уборы, рыбы, насекомые, грибы, профессии, геометрические фигуры, спортивный инвентарь. Детям предлагается выбирать пары картинок, которые можно назвать одним словом и закрыть их фишками одинакового цвета.

     Состояние синонимического ряда анализируется по результатам подбора обследуемым слов, которыми можно назвать изображенный предмет, признак предмета, действие, состояние или признак действия. Для поддержания интереса к выполнению задания, за каждое правильно подобранное слово ребёнок поощряется фишкой.

     Обследование  проводится на базе приведённого ниже речевого материала.

     1) Имя существительное: лошадь, парусник, врач, учитель, бегун, мужская сорочка. (Лошадь - конь - скакун, парусник - корабль - бригантина, врач - доктор, бегун - спортсмен - легкоатлет, сорочка - рубашка, багаж - ноша - тяжесть, учитель - педагог.)

     2) Глаголы: скачет, занимается, прячется, шагает, парит, ест. (Лошадь скачет, бежит, гарцует; мальчик учится, занимается; заяц прячется, скрывается, притаился; солдат шагает, марширует, идёт; орёл летит, парит, кружит; коза ест, жуёт.)

     3) Имя прилагательное: солнечный, весёлый, злой, печальный, солдат. (День - ясный, солнечный; Буратино - радостный, счастливый, весёлый; Карабас - Барабас - злой, свирепый; папа Карло - печальный, грустный, солдат - отважный, храбрый, смелый.)

     4) Наречие: быстро, сильно, весело. (Ракета взлетает быстро, стремительно; мальчик сильно, крепко сжимает руку друга; детям весело, радостно.)

     Умение  подбирать антонимы к различным частям речи строится на речевом материале, приведённом ниже. Обследуемому предлагается подобрать пары картинок, названия которых противоположны по своему значению, и закрыть их фишками одного цвета.

     1) Имя существительное: день, кошка, зима, ночь, лето, мышка. (День - ночь, лето - зима, кошка - мышка.) Антонимы «кошка - мышка» являются контекстуальными. Во многих литературных произведениях, пословицах и поговорках эти слова несут противоположный по значению смысл.

     2) Имя прилагательное: широкая, высокий, маленький, низкий, большой, чёрные, узкая, белые. (Широкая доска - узкая доска, высокий дом - низкий дом, большой мяч - маленький мяч, чёрные брюки - белые брюки.)

     3) Глаголы: поднимается, смеётся, сидит, спускается, отдыхает, плачет, работает, летит. (Поднимается - спускается, отдыхает - работает, плачет - смеётся, сидит - летит.)

     4) Наречия: темно, медленно, холодно, быстро, жарко, светло.

     (Мальчику  холодно - мальчику жарко, самолёт летит быстро - черепаха ползёт медленно, в лесу темно - в лесу светло.)

  • Для изучения понимания омонимов предлагается речевой материал, приведённый ниже.

     1)Имя  существительное: коса из волос, ключ от замка, язычок щенка, лук - овощ, ключ нотный, коса - инструмент, лук - оружие, язычок ботинка. (Коса из волос - коса (инструмент), ключ от замка - ключ нотный, лук — овощ, лук — оружие, язычок щенка - язычок ботинка.)

     2) Глаголы: часы идут, дятел стучит, дождь идёт, молоко бежит из кастрюли, дождь стучит по крыше, дети идут, лошадь бежит, солдат идёт.

     (Часы  идут - дети идут, дождь идёт - солдат идёт, лошадь бежит - молоко бежит из кастрюли, дождь стучит по крыше - дятел стучит.)

  • Для поверки правильного употребления слов, близких по значению обследуемым предлагается назвать действия, которые изображены на картинках: 1) женщина шьёт на швейной машинке; женщина пришивает пуговицу к рубашке; женщина вышивает; 2) бабушка варит, бабушка жарит (на сковороде), бабушка печёт пироги.
  • Следующее задание с различными установками может использоваться для изучения различных аспектов состояния речи.

     Во-первых, для изучения понимания категории  числа существительных в предложении обследуемому предлагается показать, где птица летит, птицы летят, собака бежит, собаки бегут, девочка стрижёт куклу, девочки стригут куклу.

     Во-вторых, для установления уровня понимания  категории числа глагола и  уровня овладения обследуемым различными формами взаимосвязи во фразе имени существительного г и глагола. Обследуемому необходимо ответить на вопрос что делают герои картинок? (Что делает птица? Что делают птицы? и т.д.)

  • Для выявления уровня сформированности лексического значения слова и понимания категорий числа и рода имени прилагательного, 1 возможно применение задания, в котором необходимо установить по описанию о чём (о ком) идёт речь, используя только слова - признаки.

     Что это? 1. Круглое, сочное, румяное - ....

     2. Зелёный, овальный, продолговатый - ... .

     3. Оранжевая, сочная - .... 4. Жёлтые, сочные, кислые - .... (Яблоко, огурец, морковь,  лимоны.)

     Кто это? 1. Рыжий, проворный, хитрый - кто это? (Лиса или лисёнок?) 2. Косолапые, неуклюжие кто это? (Медведь или медвежата?)

  • Для изучения активного словарного запаса ребёнка ему предлагается назвать как можно больше признаков нарисованных на картинках детёнышей животных. Ребёнка просят ответить на вопрос: «Какой медвежонок (волчонок, зайчонок)?» За каждое правильно подобранное слово ребёнок поощряется фишкой.

     В следующем задании ребёнку предлагается закрыть фишками одного цвета  взрослых животных и их детёнышей, находящихся  на скотном дворе.

     На  скотном дворе: жеребёнок, ягнёнок, утка, курица, корова, свинья, овца, поросёнок, лошадь, цыплята, телёнок, утята.

     Умение  образовывать притяжательные прилагательные выявляется на примере задания, в  котором обследуемый отвечает на вопрос, чьи части тела видны из-за куста, дерева и т.д. (Лисий хвост, медвежьи уши, заячьи уши, беличий хвост, беличье ухо, рыбья голова, рыбий хвост.)

     В анализе состояния лексики обследуемого отмечается соотношение активного  и пассивного словаря, понимание  лексического значения употребляемых  слов. К особенностям словарного запаса можно отнести нарушение актуализации слова и связанные с ней формы ошибок - отсутствие слова (слово не называется), их замены, аномальные слова и бленды.

     Анализ  словарного запаса проводится на протяжении всего обследования, так интересным представляется количественный и качественный его состав, соотношение слов, относящихся к различным частям речи, процесс подбора необходимого в данном контексте слова и т.д.

     Результаты  всестороннего изучения состояния  грамматического строя дополняют картину речевого нарушения. Данные, полученные в результате изучения этой стороны речи, способны сыграть значительную роль в диагностике, а в некоторых случаях являются ключевыми в постановке логопедического заключения [13].

     Согласование  имени существительного и имени  прилагательного проверяется с  помощью заданий, в которых обследуемому предлагается ответить на вопросы с опорой на предметные картинки, например, какие фрукты, овощи по цвету, форме, вкусу? (Жёлтый лимон, желтая груша, жёлтое яблоко, жёлтые бананы.)

Информация о работе Обследование фонетической стороны речи при стертой форме дизартрии