Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:02, реферат
Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов у детей с дизартрией зависит в первую очередь от правильности диагностики этих речевых нарушений.
Диагностическое обследование включает в себя обследование состояния звукопроизношения, которое строится с учетом структуры произносительных дефектов.
(1 курица, 2 курицы, 3 курицы, 4 курицы, 5 куриц; 1 котёнок, 2 котёнка, 3 котёнка, 4 котёнка, 5 котят; 1 пень, 2 пня, 3 пня, 4 пня, 5 пней.)
На
примере игры «Кто здесь живёт?»
обследуется навык изменения
имени существительного по числам.
К картинкам-названиям жилищ
Изучению навыков словоизменения имени существительного единственного и множественного числа по падежам посвящен ряд экспериментальных заданий.
1.
Именительный падеж (кто? что?)
2. Дательный падеж (кому? чему?). Винительный падеж (кого? что?). Детям предлагается рассмотреть картинки и ответить на вопросы: а) Кому принёс подарки Дед Мороз? Чему рады животные? б) Что принёс Дед Мороз? Дед Мороз раздаёт подарки: 1) у серого зайца - оранжевая морковка, у белого зайца - оранжевая морковка; 2) у серого гуся - голубое ведро, у белого гуся - голубое ведро; 3) у серой мыши - жёлтый колосок, у белой мыши - жёлтый колосок.
3.
Творительный падеж (кем? чем?)
Детям предлагается
Согласование имени существительного и местоимений на речевом материале (местоимения - мой, твой, ваш, существительные - стул, чашка, полотенце, часы, пальто).
Приставки, суффиксы несут определённую смысловую нагрузку, умение понять и дифференцировать их значение требует соответствующего уровня владения языком.
Обследуемому предлагается рассмотреть картинки и подобрать слово, наиболее точно отражающее изображённое действие и отвечающее на вопрос что делал мальчик? (1 - Мальчик шёл по дороге. 2 - Мальчик к школе подошёл. 3 - Мальчик в школу вошёл. 4 - Мальчик из школы вышел. 5 - Мальчик от школы отошёл. 6 - Мальчик через дорогу перешёл. 7 - Мальчик домой пришёл.)
Состояние диалогической и монологической речи - важнейший диагностический показатель. Умение задавать вопросы, выстраивая при этом определённым образом фразу, соблюдая нормы построения разнообразных грамматических конструкций - один из показателей языкового и интеллектуального развития обследуемого.
Для
анализа состояния
Старшим дошкольникам предлагается составить рассказ по серии разрезных картинок, определив последовательность изображенных на них событий. Картинки: 1) Дома мальчик и девочка надевают верхнюю зимнюю одежду, берут с собой коньки. 2) На улице светло. Мальчик и девочка катаются на коньках вместе со своими друзьями. 3) На улице темно. Радостные дети возвращаются домой.
В одном и? заданий обследуемым необходимо разложите картинки в нужной последовательности, составить рассказ по серии разрезных картинок с открытым финалом. (Как вы думаете, что было дальше и чем закончилась эта история?)
1)
В комнате мальчик высоко
Для
выявления способности к
Пересказ текста ребёнком анализируются по следующим параметрам:
• понимание текста - умение правильно передать основную мысль текста;
• структурирование - умение последовательно и точно строить пересказ;
•
лексика - полнота использования
лексики текста, замена авторских
выразительных средств
• грамматика - правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения и различные грамматические конструкции;
• плавность речи - наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста.
Данная схема обследования освещает разработку общих для всех речевых нарушений вопросов, даёт возможность определить вид существующего нарушения. В отдельных случаях, для того чтобы определить специфику выявленной речевой патологии, необходимо дополнительное обследование, учитывающее её специфику.
Логопедическое обследование должно содержать максимально возможный объём информации о становлении и состоянии речи и тех аспектах психофизического развития, которые способны влиять на формирование и осуществлении её функций с целью определения наиболее оптимальных и эффективных направлений коррекционно-развивающей работы в каждом конкретном случае. Всестороннее, комплексное логопедическое обследование позволяет вынести точное, развёрнутое речевое заключение, следовательно, определить направления коррекционно-развивающей работы и, можно говорить об этом с полной уверенностью, - во многом определяет её конечный результат.
Информация о работе Обследование фонетической стороны речи при стертой форме дизартрии