Обследование фонетической стороны речи при стертой форме дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:02, реферат

Описание

Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов у детей с дизартрией зависит в первую очередь от правильности диагностики этих речевых нарушений.
Диагностическое обследование включает в себя обследование состояния звукопроизношения, которое строится с учетом структуры произносительных дефектов.

Работа состоит из  1 файл

тане.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)
  • Выявление особенностей в употреблении такого типа связей в словосочетании, как согласование имени существительного и имени числительного предусмотрено на материале, представленном ниже. Обследуемому необходимо назвать количество изображённых предметов.

     (1 курица, 2 курицы, 3 курицы, 4 курицы, 5 куриц; 1 котёнок, 2 котёнка, 3 котёнка, 4 котёнка, 5 котят; 1 пень, 2 пня, 3 пня, 4 пня, 5 пней.)

     На  примере игры «Кто здесь живёт?»  обследуется навык изменения  имени существительного по числам. К картинкам-названиям жилищ животных (улей, гнездо, берлога, конура) подобрать и назвать картинки с изображением их обитателей в единственном и множественном числе (1 - пчела, пчёлы; 2 - щенок, щенки; 3 - птица, птицы; 4 - медвежонок, медвежата).

     Изучению  навыков словоизменения имени существительного единственного и множественного числа по падежам посвящен ряд экспериментальных заданий.

     1. Именительный падеж (кто? что?). Родительный падеж (кого? чего?). Детям  предлагается рассмотреть картинки  и ответить на вопросы кто  (что) это? и чего не хватает на рисунках художника? 1) Заяц без уха, без лапы. 2) Зайцы без ушей, без двух лап. 3) Курица без хвоста. 4) Курицы без хвостов. 5) Машина без колеса. 6) Машины без колёс. 7) Дом без окна. 8) Дома без окон.

     2. Дательный падеж (кому? чему?). Винительный  падеж (кого? что?). Детям предлагается  рассмотреть картинки и ответить на вопросы: а) Кому принёс подарки Дед Мороз? Чему рады животные? б) Что принёс Дед Мороз? Дед Мороз раздаёт подарки: 1) у серого зайца - оранжевая морковка, у белого зайца - оранжевая морковка; 2) у серого гуся - голубое ведро, у белого гуся - голубое ведро; 3) у серой мыши - жёлтый колосок, у белой мыши - жёлтый колосок.

     3. Творительный падеж (кем? чем?) Детям предлагается рассмотреть  картинки и ответить на вопрос: Чем дети работают? Картинка. Дети работают в саду. Мальчики мастерят скворечник, один из них пилит пилой доску, другой забивает гвозди молотком. Две девочки вскапывают землю лопатами.

  1. Предложный падеж (о ком? о чём?). О чем хотят рассказать друг другу животные и птицы? Картинка: 1) обезьяна с бананами; 2) ёж с яблоком; 3) 2 цапли с лягушками в клювах; 4) 2 птицы с червяками в клювах.

     Согласование  имени существительного и местоимений  на речевом материале (местоимения - мой, твой, ваш, существительные - стул, чашка, полотенце, часы, пальто).

    • Для изучения использования различных форм глагола и их изменения по временам обследуемому предлагается рассмотреть картинки ответить на вопросы: а) Что делала девочка? Что делает девочка? Что будет делать девочка? б) Что сделала девочка? Что делает девочка? Что сделает девочка? (1 - Девочка читала книгу. 2 - Девочка читает книгу. 3 - Девочка будет читать книгу.)

     Приставки, суффиксы несут определённую смысловую  нагрузку, умение понять и дифференцировать их значение требует соответствующего уровня владения языком.

     Обследуемому  предлагается рассмотреть картинки и подобрать слово, наиболее точно отражающее изображённое действие и отвечающее на вопрос что делал мальчик? (1 - Мальчик шёл по дороге. 2 - Мальчик к школе подошёл. 3 - Мальчик в школу вошёл. 4 - Мальчик из школы вышел. 5 - Мальчик от школы отошёл. 6 - Мальчик через дорогу перешёл. 7 - Мальчик домой пришёл.)

    • Для изучения умения образовывать слова с помощью суффиксов предлагается назвать картинки: 1) часовщик, стекольщик, сварщик, каменщик, учительница; 2) зелёный дом - зелёненький домик, жёлтый цветок - жёлтенький цветочек, серая мышь - серенькая мышка, синее ведро - синенькое ведёрко, красные тапки - красненькие тапочки.

     Состояние диалогической и монологической речи - важнейший диагностический показатель. Умение задавать вопросы, выстраивая при этом определённым образом фразу, соблюдая нормы построения разнообразных грамматических конструкций - один из показателей языкового и интеллектуального развития обследуемого.

    • Проверка состояния диалогической речи проводится в игровой форме. Обследуемому предлагается, задавая вопросы, догадаться какая из картинок загадана экспериментатором. Каждый правильно заданный вопрос поощряется фишкой. Чем больше вопросов ребёнок сможет задать, тем больше фишек сможет получить. (Картинки: 1 - воздушный шарик, раскрашенный как арбуз, большой круглый арбуз; 2 - белый медведь сидит на льдине и ест рыбу, белый медведь подплывает к льдине; 3 - рыжая собака породы колли, рыжая лисица; 4 - Мальчик и девочка читают книгу, сидя на диване. Мальчик сидит слева от девочки. На полу и на диване разбросаны игрушки - Мальчик и девочка читают книгу, сидя на диване. Мальчик сидит справа от девочки. На полу и на диване разбросаны игрушки.)

     Для анализа состояния самостоятельной  речи дошкольникам предлагается рассказать знакомую сказку, например, «Курочка Ряба», «Репка» и т.п.

     Старшим дошкольникам предлагается составить  рассказ по серии разрезных картинок, определив последовательность изображенных на них событий. Картинки: 1) Дома мальчик и девочка надевают верхнюю зимнюю одежду, берут с собой коньки. 2) На улице светло. Мальчик и девочка катаются на коньках вместе со своими друзьями. 3) На улице темно. Радостные дети возвращаются домой.

     В одном и? заданий обследуемым необходимо разложите картинки в нужной последовательности, составить рассказ по серии разрезных картинок с открытым финалом. (Как вы думаете, что было дальше и чем закончилась эта история?)

     1) В комнате мальчик высоко подбрасывает  большой резиновый мяч. На столе  стоит ваза с цветами. В углу  дремлет щенок. 2) Мяч, разбитая  ваза и цветы лежат на полу. Мальчик смотрит на них и почёсывает затылок. Щенок обнюхивает осколки вазы и цветы. 3) Мама держит открытой дверь, рукой показывая щенку на выход. Щенок стоит в дверном проёме и оглядывается на мальчика. Мальчик опустил голову и не смотрит на щенка.

     Для выявления способности к пониманию  и воспроизведению текста, обследуемому предлагается послушать и пересказать  сказку К.Д. Ушинского «Лиса и  козёл». Если ребёнок затрудняется в передаче содержания прочитанного, ему предлагается разложить в нужной последовательности серию сюжетных картинок, после чего попытаться составить пересказ с опорой на картинки.

     Пересказ  текста ребёнком анализируются по следующим  параметрам:

     • понимание текста - умение правильно  передать основную мысль текста;

     • структурирование - умение последовательно и точно строить пересказ;

     • лексика - полнота использования  лексики текста, замена авторских  выразительных средств собственными;

     • грамматика - правильность построения предложений, умение использовать сложные  предложения и различные грамматические конструкции;

     • плавность речи - наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста.

     Данная  схема обследования освещает разработку общих для всех речевых нарушений  вопросов, даёт возможность определить вид существующего нарушения. В отдельных случаях, для того чтобы определить специфику выявленной речевой патологии, необходимо дополнительное обследование, учитывающее её специфику.

     Логопедическое  обследование должно содержать максимально возможный объём информации о становлении и состоянии речи и тех аспектах психофизического развития, которые способны влиять на формирование и осуществлении её функций с целью определения наиболее оптимальных и эффективных направлений коррекционно-развивающей работы в каждом конкретном случае. Всестороннее, комплексное логопедическое обследование позволяет вынести точное, развёрнутое речевое заключение, следовательно, определить направления коррекционно-развивающей работы и, можно говорить об этом с полной уверенностью, - во многом определяет её конечный результат.

 

Информация о работе Обследование фонетической стороны речи при стертой форме дизартрии